Кульбида Н.И., Стеценко Н.М. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кульбида Н.И., Стеценко Н.М.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра русского и украинского языков

 

Кульбида Н.И., Стеценко Н.М.

 

 

ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ В ДОКУМЕНТАХ

 

Донецк 2017


ББК Ш 81.1:81.2

УДК 81´276:811.161.1

    Рекомендовано учебно-издательским Советом ДОННТУ (протокол № 8 от 25.11.2016).

Рецензенты:

Кудрейко И.А. – кандидат филологических наук, доцент (Донецкий национальный университет);

Лазарева Л.К. – кандидат филологических наук, доцент (Донецкий национальный технический университет)

 

Кульбида, Н. И. Деловая речь в документах: учебно-методическое пособие для высших учебных заведений нефилологического направления подготовки / Н.И. Кульбида, Н.М. Стеценко. – Донецк: ДОННТУ, 2017. – 120 с.

 

Пособие предназначено для тех, кто изучает деловую речь или сталкивается с необходимостью составления документации. В нем содержатся сведения о правилах составления документов, а также особенностях их лексико-грамматического оформления.

Каждый из подразделов содержит теоретическую информацию по вопросам документоведения, ряд практических заданий, способствующих закреплению материала, а также лексико-грамматические упражнения, направленные на совершенствование навыков русской деловой речи.

Учебно-методическое пособие ориентировано на реализацию задач, сформулированных образовательными стандартами высшего профессионального образования для обучения дисциплине «Русский язык и культура речи».

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ.. 3

РАЗДЕЛ 1. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ.. 4

1.1. Особенности официально-делового стиля. 4

1.2. Оформление некоторых реквизитов документов. 7

РАЗДЕЛ 2. ДОКУМЕНТЫ ЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА.. 15

2.1. Заявление. 15

2.2. Упражнения (употребление имен собственных в документах) 22

2.3. Автобиография. 23

2.4. Упражнения (употребление глагольных форм в документах) 26

2.5. Резюме. 28

2.6. Упражнения (употребление общепринятых сокращений в документах) 35

2.7. Расписка. 37

2.8. Упражнения (употребление числительных в документах) 44

2.9. Доверенность. 45

2.10. Упражнения (употребление иноязычныхслов в документах) 49

РАЗДЕЛ 3. ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ... 51

3.1. Служебные записки. 51

3.1.1. Объяснительная записка. 52

3.1.2. Упражнения (употребление существительных в документах) 62

3.1.3. Докладная записка. 63

3.1.4. Упражнения (употребление прилагательных в документах) 71

3.1.5. Служебная записка. 72

3.1.6. Упражнения (типы управления в словосочетаниях официально-делового стиля) 76

3.2. Служебные (деловые) письма. 78

3.2.1. Письмо-запрос. 86

3.2.2. Упражнения (употребление однородных членов предложения в документах) 92

3.2.3. Письмо-ответ. 94

3.2.4. Упражнения (согласование подлежащего и сказуемого в документах) 102

3.2.5. Письмо-заказ. 104

3.2.6. Упражнения (правописание сложных существительных и прилагательных) 108

3.2.7. Письмо-претензия (Рекламация) 110

3.2.8. Упражнения (правописание приставок) 117

Список  литературы... 120

 

РАЗДЕЛ 1. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

1.1. Особенности официально-делового стиля

Официально-деловой стиль – это стиль, который обслуживает правовую и административно-общественную сферы деятельности. Он используется при написании документов, деловых бумаг и писем в государственных учреждениях, суде, а также в разных видах делового устного общения.

Этот стиль называют еще административным, так как он обслуживает сферу официальных отношений в области права и государственной политики. Другое его название — деловая речь, его истоки — в деловой речи эпохи Киевского государства (договоры, «Русская правда», различные грамоты).

Для всех форм официально-делового стиля обязательно строгое соответствие литературной норме на всех языковых уровнях: недопустимо использование лексико-фразеологических средств разговорного, просторечного характера, диалектных, профессионально-жаргонных слов; нелитературных вариантов словоизменения и словообразования; разговорных синтаксических конструкций. Официально-деловой стиль не приемлет экспрессивных элементов: оценочной лексики, высоких или сниженных слов (шутливых, иронических), образных выражений. Важнейшее требование к языку документа — объективность и «бесстрастность» изложения фактов.

Официально-деловой стиль функционирует преимущественно в письменной форме, однако не исключается и его устная форма — выступления государственных и общественных деятелей на торжественных собраниях, заседаниях, приемах. В устной форме деловой речи выступающий может допустить некую эмоциональную приподнятость речи, даже вкрапление иностилевых языковых средств, не нарушая, однако, литературной нормы. Недопустимы неправильные ударения, нелитературное произношение.

Официально-деловой стиль – это стиль документов разных жанров: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т.д. Но, несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется общими и самыми важными чертами. К ним относятся:

1) точность, исключающая возможность инотолкований;

2) стандартизованность языка (клише, канцеляризмы);

3) долженствующе-предписывающий характер изложения информации. От документа не ждут, чтобы в нем проявилась индивидуальность его автора, наоборот, чем более клиширован документ, тем удобнее им пользоваться.

Черты официально-делового стиля находят свое выражение а) в отборе языковых средств (лексических, морфологических и синтаксических); б) в оформлении деловых документов.

Лексические признаки:

- тяготение к предельно-обобщенной в семантическом отношении лексике, где устранено все остро-своеобразное, конкретное, неповторимое, а на передний план выдвинуто типичное: лицо (ср.: индивид, персона, мужчина, девушка, парень, малый, хозяин, жилец, прохожий), родители (ср.: мать, отец, папаша, матушка, предок), военнослужащий (ср.: солдат, генерал-лейтенант, артиллерист, новобранец, вояка, служивый, морячок и др.;

-широкое использование языковых штампов: ставить вопрос, на основании решения, входящие-исходящие документы, контроль за исполнением возложить, по истечении срока;

- использование архаизмов: оным удостоверяю, сей документ;

-недопустимо употребление многозначных слов, а также слов в переносных значениях, а синонимы употребляются крайне редко и, как правило, принадлежат одному стилю: снабжение = поставка = обеспечение, платежеспособность = кредитоспособность, износ = амортизация, ассигнование = субсидирование и др.

Морфологические и словообразовательные признаки:

-отсутствие междометий, модальных слов, ряда частиц, слов с суффиксами субъективной оценки, прилагательных в сравнительной и превосходной степени;

-существительные, обозначающие должности, употребляются, как правило, в форме мужского рода (бухгалтер, директор, лаборант др.).

-широкое употребление инфинитива по сравнению с другими глагольными формами: «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от гранта в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка»;

-широкое употребление форм настоящего времени (настоящее предписания - не постоянное или обычное действие, а действие, которое законом предписывается произвести в определенных условиях: «Обвиняемому обеспечивается право на защиту»;

-при обозначении лица в официально-деловом стиле употребляются имена существительные, обозначающие лицо по признаку, обусловленному каким-либо действием или отношением: ответчик, квартиросъемщик, наниматель, читатель, опекун, усыновитель, истец, свидетель и т.д.;

-широко представлены отглагольные существительные на – ние: использование, внедрение, решение, исполнение;

-большое количество глагольных конструкций: вести (агитацию, монтаж, наблюдение, переговоры, подготовку, поиски, разработку, расследование); вносить (дополнения, исправления, уточнения); давать (консультацию, назначение, обоснование, объяснение, опровержение, отказ, оценку, поручение, разрешение, разъяснение, распоряжение, рекомендацию, согласие, указание) и т.п.;

-широкое употребление слов, образованных в результате осново- и словосложения, сращения: бракосочетание, налогообложение, землепользование, пассажироперевозки, нетрудоспособность, квартиросъемщик, квартиросдатчик, бумагодержатель, культурно-зрелищный, материально-технический, ремонтно-строительный, административно-хозяйственный, осенне-зимний, хлебобулочный, квартиропосреднеческий и др.;

- широкое употребление устойчивых словосочетаний: транспортные средства, заработная плата, должностное лицо, ценные бумаги, проездной документ, приемный пункт, исполнительный комитет, безналичный расчет, трудовое увечье, телесное повреждение, места общего пользования, профессиональное заболевание, предприятие общественного питания, товары повышенного спроса, обучение без отрыва от производства и др.;

- широкое употребление номенклатурных наименований учреждений, профессий, должностей и т.п.: главный научный сотрудник, заместитель командира полка по инженерной службе, Донецкий национальный технический университет, Волынский завод бытовой химии, депутат Государственной Думы....

Синтаксические признаки:

-широкое применение пассивных конструкций, которые позволяют абстрагироваться от исполнителей и сосредоточить внимание на самих действиях: п еревозка грузов производится; по конкурсу зачислено...;

-использование синтаксических конструкций с клишированными оборотами с отыменными предлогами: в целях, в связи с, по линии, на основании и др.: в целях совершенствования структуры; в связи с указанными осложнениями; по линии сотрудничества и взаимной помощи; на основании принятого решения;

-употребление простых предложений с однородными членами (до 8–10):… штрафы в качестве меры административного взыскания могут устанавливаться в соответствии с законодательством России за нарушение правил техники безопасности и охраны труда в промышленности, строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве;

-нанизывание родительного падежа, т.е. употребление цепочки имен существительных в родительном падеже: (результаты деятельности органов налоговой полиции …);

-преобладание сложных предложений, в особенности сложноподчиненных, с придаточными условными: При наличии спора о размерах причитающихся уволенному работнику сумм администрация обязана уплатить указанное в настоящей статье возмещение в том случае, если спор решен в пользу работника;

- употребление инфинитивных и безличных предложений со значением долженствования;

- широкое употребление причастных и деепричастных оборотов;

- преимущественное использование косвенной речи;

- в оформлении текстов большую роль играют абзацное членение и рубрикация, реквизиты - постоянные элементы содержания документа: наименования, даты, подписи, а также принятое для данного документа графическое оформление.

1.2. Оформление некоторых реквизитов документов

Во время подготовки организационно-распорядительных документов сотрудники Учреждений оформляют их с учетом требований стандартов.

Изображение Государственного Герба (размещается на бланках).

Коды. Код Учреждения проставляется согласно Единому государственному реестру юридических и физических лиц – предпринимателей. На бланках для писем указанный код размещается после реквизита «Справочные данные об учреждении».

Наименование Учреждения. Наименование Учреждения – автора документа – должно соответствовать наименованию, указанному в положении (уставе) о нем. Сокращенное наименование Учреждения употребляется в случае, если оно официально зафиксировано в указанных документах. Сокращенное наименование размещается (в скобках или без них) ниже полного отдельной строкой в центре документа. Наименование учреждения высшего уровня указывается в сокращенном виде, а в случае отсутствия официально определенного сокращения – полностью. На бланках Учреждения, которое имеет двойное или тройное подчинение, указываются наименования всех учреждений высшего уровня.

Справочные данные об Учреждении. Справочные данные об Учреждении включают в себя: почтовый адрес, номера телефонов, телефаксов, счетов в банке, адрес электронной почты и т.д. Справочные данные размещаются ниже наименования Учреждения или структурного подразделения. Реквизиты почтового адреса указываются в такой последовательности: название улицы, номер дома, название населенного пункта, района, почтовый индекс.

Название вида документа. Название вида документа (приказ, решение, докладная записка и т.п.) должно соответствовать оформлению, предусмотренному стандартами.

Дата документа. Датой документа является соответственно дата его подписания, утверждения, принятия, регистрации или издания. Дата указывается арабскими цифрами в одну строку в такой последовательности: число, месяц, год. Дата оформляется цифровым или словесно-цифровым способом. В случае оформления даты цифровым способом число и месяц проставляются двумя парами цифр, разделенными точкой; год – четырьмя цифрами, точка в конце не ставится. Например: 02.03.2015

В текстах нормативных правовых актов, ссылках на них, а также в документах, содержащих сведения финансового характера, применяется словесно-цифровой способ указания дат с проставлением нуля в обозначении дня месяца, если он содержит одну цифру, например: 02 апреля 2017 года. Разрешается употреблять слово «год», в сокращенном варианте «г.», например: 03 июня 2017 г. Если документ составлен не на бланке, дата указывается ниже подписи слева. Дата документа проставляется должностным лицом, которое его подписывает или утверждает.

Регистрационный номер документов. Нумерация документов заключается в присвоении им условных обозначений – номеров, которые присваиваются документам при их регистрации. Составные части регистрационного номера отделяются друг от друга правосторонней наклонной чертой. Последовательность написания составных частей регистрационного номера может изменяться в зависимости от того, какой документ регистрируется,– входящий или созданный в Учреждении. Для входящих документов регистрационный номер состоит из порядкового номера и индекса по номенклатуре дел или иного индекса, применяемого в Учреждении, например: 153/01-10, где 153 – порядковый номер, 01-10 – индекс дела по номенклатуре. У исходящего документа регистрационный номер может размещаться в обратной последовательности – индекс по номенклатуре дел и порядковый номер, например: 06-24/178, где 06-24 – индекс дела по номенклатуре дел, 178 – порядковый номер.

Место составления или создания. Сведения о месте составления или создания указываются на всех документах, кроме писем. Если сведения о географическом местонахождении входят в наименование Учреждения, этот реквизит не указывается.

Адресат. Документы адресуются учреждению, его структурным подразделениям или конкретному должностному лицу. В случае адресации документа учреждению или его структурным подразделениям без указания должностного лица их наименования приводятся в именительном падеже, например:

Администрация Главы

Министерство информации

Отдел государственных СМИ

Начальнику отдела

М.П. Матвееву

В случае, если документ адресуется руководителю учреждения или его заместителю, наименование учреждения входит в состав наименования должности адресата, которое указывается в дательном падеже, например:

Г.А. Сагайдаковой

Если документ адресуется нескольким однородным по характеру деятельности учреждениям, указывается обобщенное наименование адресатов, например:

Министерство юстиции

Ул. Артема, д. 157

Г. Донецк, 83048

При отправке документа физическому лицу сначала указывается в именительном падеже фамилия, имя и отчество (инициалы или инициал имени), затем почтовый адрес, например:

Ул. Сурикова, д. 3а, кв. 1,

Г. Донецк, 83052

При рассылке документа органам законодательной и исполнительной власти, постоянным корреспондентам их почтовый адрес на документах не указывается. 

Заголовок к тексту документа. Заголовок к тексту документа должен содержать сжатое изложение содержания документа, быть максимально кратким и размещаться в левой части бланка под датой документа. Заголовок формулируется сотрудником, который создает документ. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок отвечает на вопрос «о чем?», «кого?», «чего?». Например: приказ (о чем?) – «О предоставлении отпуска»; письмо (о чем?) – «Об организации совещания»; протокол (чего?) – «Заседания Центральной экспертной комиссии».

Отметка о контроле. Отметка о контроле означает, что документ взят на контроль для обеспечения его исполнения в установленный срок. Отметка о контроле делается путем проставления буквы «К» или слова «Контроль» (от руки или с использованием штампа) на правом поле первой страницы документа на уровне заголовка к тексту.

Текст документа. Информация в тексте документа излагается в сжатой форме, грамотно, понятно и объективно. В тексте документа следует избегать повторов, а также слов и оборотов, которые не несут смысловой нагрузки. При составлении текста документов употребляется деловой стиль, для которого характерен нейтральный тон изложения, лишенный образности, эмоциональности и индивидуальных авторских черт.

Текст документа должен касаться вопроса, который сформулирован в заголовке к тексту. Текст документа оформляется в виде связного (сплошного) текста или анкеты, или таблицы, или путем сочетания этих форм. Связный (сплошной) текст документа содержит грамматически и логически согласованную информацию об управленческих действиях. В первой (вводной) части текста обычно указывается основание, обоснование или цель составления документа. Во второй (заключительной) части констатируются решения, распоряжения, предложения, мнения, выводы, просьбы и пр.

Отметки о наличии приложений. Приложения к документам, кроме приложений к сопроводительным письмам, составляются с целью дополнения, пояснения отдельных вопросов документа или документа в целом. Приложения справочного или аналитического характера (графики, схемы, таблицы, списки и т.д.) к основному документу должны иметь отметку со ссылкой на этот документ, его дату и номер, например:

Приложение

К приказу Министерства

Здравоохранения

От 20.04.2017 № 295

В тексте основного документа делается отметка о наличии приложений: «прилагается», «согласно приложению», «(приложение 1)»; «в соответствии с приложением 2» или «(см. приложение 3)».

Если приложения направляются с сопроводительным письмом, отметка о наличии приложений размещается после текста письма перед подписью.

Если документ имеет приложения, полное наименование которых приводится в его тексте, отметка о наличии приложений оформляется по следующей форме: 

Приложение: на 7 л. в 2 экз.

Если документ имеет приложения, полное наименование которых в тексте не приводится, их необходимо пронумеровать, перечислить после текста с указанием количества листов в каждом приложении и количества их экземпляров, например:

Приложения:

1. Справка о выполнении плана ремонтных работ за I квартал 2017 г. на 6 л. в 1 экз.

Приложение: на 5 л. в 2 экз. первому адресату.

Подпись. Должностные лица подписывают документы в пределах своих полномочий, определенных в положении (уставе) об Учреждении. Документы, которые направляются в органы государственной власти, подписываются руководителем учреждения или по его поручению – заместителем руководителя. В министерствах право подписи писем информационного характера и других документов, которые направляются в органы государственной власти и которые не связаны с осуществлением министрами политических функций, может предоставляться руководителям самостоятельных структурных подразделений. Подпись состоит из наименования должности лица, которое подписывает документ (полного – если документ напечатан не на бланке, сокращенного – на документе, напечатанном на бланке), личной подписи, инициалов (инициала имени) и фамилии, например:

Иванова 234 23 29

334-48-69

или

334-48-69

Практика показывает, что целесообразно в этом реквизите указывать полностью фамилию, имя и отчество исполнителя. При исполнении входящих документов часто бывает необходимо справиться по каким-либо сюжетам, фактам, данным документа у его конкретного исполнителя. Наличие полных данных об исполнителе значительно облегчает решение данной задачи и способствует повышению уровня культуры общения.

Гриф утверждения документа – реквизит документа, указывающий нормативный или правовой характер его содержания или требующий правовой санкции.

УТВЕРЖДАЮ

12.09.2017

или

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

ЗАО “Электронные технологии "

/подпись/ Л.В. Кузнецов

12.03.2017

или

УТВЕРЖДЕН

Решением общего собрания

Акционеров от 05.04.2005 № 14

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. ДОКУМЕНТЫ ЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА

2.1. ЗАЯВЛЕНИЕ

Заявление – это документ, содержащий просьбу или предложение, адресованный организации или должностному лицу учреждения.

Заявления подразделяются на две группы: информация по кадровым вопросам (о принятии на работу, о предоставлении отпуска и т.п.) и сообщения о каких-либо недостатках, нарушениях в работе. В отличие от жалобы, в заявлении отсутствует указание на нарушение прав и интересов адресанта.

    Текст заявления содержит точное изложение просьбы (предложения, жалобы) и опись прилагаемых документов, если в этом есть необходимость, и начинается со слова Прошу (пишется с красной строки с прописной буквы) и обоснования этой просьбы. Для выражения просьбы или ее аргументации следует использовать лаконичные конструкции предложений и указывать точные и конкретные данные.

Просьба чаще всего выражается клишированной языковой формой: Прошу + инфинитив (например, Прошу допустить, Прошу Вашего разрешения + на что, Прошу Вашего согласия + на что?).

Аргументация просьбы обычно вводится следующими конструкциями: ввиду того что..., в связи с тем, что.., потому что.., так как…, учитывая (что?) и т.д.

    В качестве обоснования текста заявления может выступать перечень прилагаемых документов, о чем следует написать в тексте заявления с красной строки. В этом случае можно использовать клишированную фразу (например, К заявлению прилагается копия аттестата об окончании средней общеобразовательной школы).

Следует помнить, что к обязательному для заявления слову Прошу не следует добавлять слова, имеющие экспрессивную окраску (например, уважаемый, очень, убедительно и т.п. или выражения в конце заявлениятипа просьбе прошу не отказать.

    Дата подачи заявления располагается внизу слева. Число, месяц, год пишутся   15.06.2007 или 15 июня 2007 г.

Оформление реквизитов заявления зависит от принадлежности документа к внутреннему (не выходит за границы организации) или внешнему (пересекает границу организации) варианту.

Пример внешнего заявления

  Директору ООО «Sirius» Р.В. Захарову Мосиенко Елены Григорьевны, проживающей по адресу: 83062 г. Донецк, ул. Шекспира, д. 19, кв. 32, тел.: (095) 37-618-28

Заявление

 Прошу принять меня на работу в проектный отдел на должность инженера-конструктора с 02 февраля 2017 г. Копии документов прилагаются.

Приложение:  

 

1.Копия паспорта на 3 л. в 1 экз.

2.Копия диплома о высшем образовании на 1 л. в 1 экз.

3. Копия трудовой книжки на 7 л. в 1 экз.

4. Медицинская справка формы 086-У на 1 л. в 1 экз.

 

 

 

28 января 2017 г.                                                          /подпись/

 

Пример внутреннего заявления

 
  Директору ООО «Sirius» Р.В. Захарову Мосиенко Елены Григорьевны, инженера-конструктора проектного отдела

Заявление

 Прошу предоставить мне внеочередной отпуск с 14.03.2017 по 20.03.2017 в связи с болезнью ребенка, который нуждается в постоянном уходе. Копия документа о состоянии здоровья ребенка прилагается.

 

 

 медицинская справка формы 086-У

от 26.01.2017 ЦГБ №4 г. Донецка  

на 1 л. в 1 экз.

 

 

Приложение:

28 января 2017 г.                                                          /подпись/

 

ЗАДАНИЯ

1. Ознакомьтесь с примерами заявлений. Укажите их тип (внутреннее, внешнее) и различия в оформлении реквизитов.

А)

 

  Ректору ДонНТУ проф. А.В. Мажову Симоновой Виктории Павловны, проживающей по адресу: 83062 г. Донецк, ул. Ткаченко, д. 3/1, кв. 45, тел.: (095) 37-600-28

Заявление

 Прошу принять меня на работу в расчетный отдел на должность бухгалтера с 01 марта 2017г.

 

 Приложение:  

 

1.Копия паспорта на 3 л. в 1 экз.

2.Копия диплома о высшем образовании на 1 л. в 1 экз.

3. Копия идентификационного кода на 1 л. в 1 экз.

3. Копия трудовой книжки на 7 л. в 1 экз.

4. Медицинская справка формы 086-У на 1 л. в 1 экз.

 

 

28 февраля 2017 г.                                                          /подпись/

Б)

  Декану ЭТФ ДонНТУ профессору И.П. Гайворонскому  студента гр. ЭСиС-15а Макеева И. Н.  

Заявление

Прошу предоставить мне академический отпуск с 01.02.2017 по 30.06.2017 по семейным обстоятельствам.

 

29 января 2017г.                                                 /подпись/

2. Исправьте ошибки в оформлении адресата и адресанта. Запишите правильные варианты.

1)Директору (м)акеевского (т)ехникума (л)егкой (п)ромышленности

Павлу Петровичу Голикову

от Тарасенковой Кати,

проживающей по адресу:…

 

2)Директору (д)онецкого) (м)еталлургического (з)авода

Веселовскому О.Н.

от (с)таршего (л)аборанта

лаборатории №5

Иваненка Василия

2) Начальнику (с)лужбы (с)набжения ЧАО (м)акеевкокс

товарищу Ильченку

от (м)еханика (ц)еха (с)ероочистки

Михаила Дриги

3) Декану (э)кономического (ф) ДонНТУ

проф. М.М. Боровлеву

от студента Пильгуна В.К.,

который проживает по адресу: …

4) Декану (з)аочного (ф)акультета ДонНТУ

профессору Сидорову О.К.

от студента Пильгуна В.К.,

который проживает по адресу: …

5)Начальнику (о)тдела (к)адров

общества с ограниченной ответственностью

Светлый путь

Лысенке Андрею Генадиевичу

от Иваница Леонида Дмитрича,

главного бухгалтера

3. Ознакомьтесь с примерами оформления приложений. Укажите, какие из них используются, если наименование приложения названо в тексте.

1) Приложение: на 7 л. в 3 экз.

2) Приложение:

1. Положение об Отделе

финансового контроля на 6 л. в 1 экз.

2. Правила подготовки и оформления

документов Отдела финансового контроля

 на 8 л. в 2 экз.

3) Приложение: в 2 экз.

4) Приложение: акт на списание компьютеров в ауд.4.07 на 2 л. в 2 экз.

 

4. Отредактируйте тексты заявлений. Запишите правильный вариант. При необходимости используйте конструкции: в связи с болезнью, к заявлению прилагаю, восстановить в должности, тяжелое материальное положение, освободить от занятий, освободить с должности, по собственному желанию.

1) Прошу дать мне академический отпуск, поскольку есть необходимость срочного трудоустройства.

2) Прошу вашего разрешения на освобождение от занятий в связи с семейными обстоятельствами с 10 по 14 октября этого месяца.

3) Прошу дать мне пятидневный отпуск за собственный счет.

5) В связи с заболеванием прошу вашего разрешения на освобождение от занятий з 01.09 по 10.09.

6) В связи с переходом на другую работу прошу уволить меня с работы инженера конструкторского отдела.

7) Прошу опять принять меня на должность продавца в Вашем магазине.

 

5. Отредактируйте документ. Запишите его исправленный вариант.

А)

Заявление

Для декана Факультета

Экологиии и химической технологии

Донецкого Национального Технического университета

Стельмах Ивана Ивановича

От студентки І курса

Кваша М. А.

 

Я, Кваша Маргарита Андреевна, прошу освободить меня от сдачи экзамена по Русскому языку и культуре речи, потому что я сдавала его в политехническом техникуме, и у меня есть оценка в дипломе.

 

Студентка І курса                                             /подпись/ Кваша М.А.

Б)

Управляющему Донецкого

строительно-монтажного треста №2

Солохе Николаю Семеновичу

бухгалтера Говоруха Л.И.

 

Заявление

Убедительно прошу уволить меня с должности бухгалтера из-за таких важных обстоятельств:

1) низкой заработной платы;

2) предубежденного отношения главной бухгалтерши к ее подчиненным;

3) тяжелой психологической атмосферы в нашем коллективе;

4) мне очень далеко ездить на работу.

 

Лариса Говоруха                                       /подпись/

 


Прочитайте список типичных языковых конструкций, используемых при написании заявлений. Составьте и запишите предложения с каждой из предложенных конструкций, которые могли быть использованы в текстах заявлений.

Конструкции Пример употребления
Ввиду (чего) Ввиду срочного отъезда из города
В силу (чего) В силу отсутствия средств
Вследствие (чего) Вследствие изменения расписания
За неимением (чего) За неимением средств на покупку...
По причине (чего) По причине болезни
Согласно (чему) Согласно утвержденному плану
В связи с (чем) В связи с отсутствием
Благодаря (чему) Благодаря помощи коллег
За недостатком (чего) За недостатком средств

Автобиография

Автобиография (от греч. autos — сам, bios — жизнь, grapho — пишу) — документ, в котором в хронологическом порядке описываются основные этапы личной, трудовой и общественной жизни.

Автобиография представляется в числе других документов при поступлении на работу, в учебное заведение и т.д. Кадровые службы различных учреждений, в ведении которых находится документация по персоналу, предъявляют различные требования к содержательной части автобиографии, связанные в первую очередь со степенью подробности изложения сведений об авторе документа и его ближайшем окружении.

Текст автобиографии составляется в произвольной форме от первого лица. Все сведения даются в хронологической последовательности таким образом, чтобы можно было составить представление о жизненном пути, деловой квалификации и общественной деятельности автора автобиографии. Наименование организаций, учреждений, названия населенных пунктов, на которые ссылается автор, указываются полностью и в том виде, который существовал на момент события.

 Если автор автобиографии считает нужным дать пояснения, то новое, действующее на момент написания документа название приводится в скобках (например, учился в Ленинградском Военно-механическом институте (ныне Балтийский Государственный технический университет им. Д.Ф. Устинова). Для изложения событий (завершенных) используются глаголы прошедшего времени: учился (ась), работал (а), поступил (а) и т. д.

 

Реквизиты автобиографии

1) наименование вида документа (пишется с прописной буквы и располагается посередине строки без точки после него);

2) текст, который начинается с местоимения Я и в котором указываются:

- фамилия, имя, отчество (в именительном падеже);

- дата и место рождения (все числительные записываются цифрами, месяц в дате рождения − словом);

- сведения об образовании (об окончании средней школы, высшего или среднего специального учебного заведения);

- сведения о трудовой деятельности и занимаемой должности;

- сведения об участии в работе общественных организаций;

- краткие сведения о родителях и ближайших родственниках (в некоторых случаях эти сведения могут не приводиться);

- место проживания;

3) дата составления документа ставится под текстом слева

4) подпись ставиться на одной строке с датой справа.

 

Пример автобиографии

 

  Автобиография   Я, Калинин Николай Петрович, родился 10 января 1985 года в                  г. Донецке. С 1992 по 2002 гг. обучался в общеобразовательной школе № 7 г.Донецка. Имею аттестат о полном среднем образовании. В 2002 году поступил в Донецкий национальный технический университет на горный факультет по специальности «Разработка полезных ископаемых», в котором учусь в настоящее время на 5-м курсе. С 2006 г. работаю лаборантом на кафедре проектирования горных машин. Не женат. Отец – Калинин Петр Андреевич, 1957 г. р., заведующий отделом снабжения ОАО «Независимость». Мать – Калинина Антонина Сергеевна, 1959 г. р., библиотекарь общеобразовательной шко­лы № 35 г. Донецка. Брат – Калинин Максим Петрович, 1992г. р., инженер-конструктор ОАО «Истил» г. Донецка. Проживаю по адресу: 83024, г. Донецк, ул. В. Терешковой, д. 49,                  кв. 117.   25.04.2017                                                    /подпись/  

ЗАДАНИЯ

1. Отредактируйте предложения, используемые при составлении автобиографии.

1)  Я, Петров Петр Петрович, родился в живописном селе Петровка.

2)   Я, Ананченкова Татьяна, родилась в моем любимом городе Донецке.

3)  С 1998г. по 2008г. учился в Старобешевской средней общеобразовательной школе с гуманитарным уклоном с отличными оценками и примерным поведением.

4) После школы 2 года учился в техникуме, а потом ушел в армию.

5) Вернувшись из армии, решил стать механиком и поступил на заочное отделение Технического Университета г. Донецка.

6)  Мои мама Нина и папа Иван всю жизнь проработали колхозниками, а теперь отдыхают на пенсии.

7) Моя сестра Рита пока что ходит в школу пгт. Старобешева.

8) Не имею, жены и детей, живу отдельно от родителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.191 с.)