КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ



КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

Практикум для обучающихся по программе
высшего образования
Специальность: 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности;

Специализация – уголовно-правовая

Омск 2016


Содержание

Введение. 3

Тема 1. Конституционное право России – отрасль права и наука. 4

Тема 2. Теоретические основы Конституции. 7

Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации. 11

Тема 4. Гражданство Российской Федерации. 17

Тема 5. Конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации 20

Тема 6. Конституционно-правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев. 25

Тема 7. Конституционные основы государственного устройства Российской Федерации 29

Тема 8. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации. 36

Тема 9. Избирательное право и избирательная система. 40

Российской Федерации. 40

Тема 10. Конституционный статус Президента Российской Федерации. 44

Тема 11. Конституционный статус Федерального Собрания Российской Федерации 48

Тема 12. Конституционно-правовой статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.. 54

Тема 13. Конституционный статус Правительства Российской Федерации. 58

Тема 14. Конституционные основы судебной власти Российской Федерации. Правовой статус Прокуратуры Российской Федерации. 63

Тема 15. Местное самоуправление в Российской Федерации. 68

Алгоритм решения задачи. 73


Введение

 

Цели дисциплины«Конституционное право России» ‑ освоение обучающимися теоретического и нормативного содержания дисциплины, в рамках ее предметной области (наиболее важные правоотношения, закладывающие основы функционирования государства и общества); получение обучающимися знаний понятийного аппарата и нормативных правовых актов, используемых в функционировании государства; формирование на основе этих знаний, соответствующих умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины «Конституционное право России» – определение обучающимися таких понятий как «Российское государство», «конституционное право», «конституционный строй», «федерализм», «правовое государство», «светское государство», «права человека и гражданина», «суверенное государство», «государственная власть», «органы государственной власти», «юридическая ответственность», «конституционно-правовая ответственность», «гражданство», «правовой статус личности», «выборы», «избирательный процесс», «Президент Российской Федерации», «местное самоуправление»; сформировать умение обобщать и материалы юридической и иной социальной практики, конкретные эмпирические данные; уметь ориентироваться в системе конституционного законодательства, в его структуре и содержании; сформировать способность ясно выражать и аргументировать свою позицию по конституционно-правовой проблематике.

 

В списке источников используются следующие сокращения:

БВС РФ – Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации;

Вед. СНД РСФСР и ВС РСФСР – Ведомости съезда народных депутатов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;

Вед. СНД РФ и ВС РФ – Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации;

ВЗС Омской обл. – Ведомости Законодательного Собрания Омской области;

ГП – Государство и право;

ЖРП – Журнал российского права;

КиМП – Конституционное и муниципальное право;

ПГ – Парламентская газета;

РГ – Российская газета;


Тема 1. Конституционное право России – отрасль
права и наука

Общая характеристика конституционного права как отрасли права (понятие, предмет, метод). Понятие, предмет и метод науки конституционного права. История развития науки конституционного права. Критерии разграничения понятий «наука конституционного права» и «отрасль конституционного права». Соотношение понятий «конституционное право» и «государственное право». Особенности их использования на различных этапах исторического развития России. Нормы конституционного права, их виды и особенности. Институты конституционного права. Система конституционного права. Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты и виды. Политический и правовой характер этих отношений. Источники конституционного права. Их классификация по различным основаниям. Действие источников конституционного права во времени и в пространстве.

Рекомендуемые источники

Нормативные правовые акты и иные официальные документы

Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ,
от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ
«О Конституционном Суде Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Основная литература

Конституционное право России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л.В. Андриченко [и др.]. – М., 2015. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54281.html. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Конституционное право России: учебник для вузов / ред. Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников. – 7-е изд., перераб. и доп. – М., 2016.

Дополнительная литература

Ананьева А.А., Андреев В.К., Андреева Л.В. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. – М., 2014.

Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2015.

Зорькин В.Д. Проблемы конституционно-правового развития России (к 20-летию Конституции Российской Федерации) // Журнал конституционного правосудия. – 2014. – № 2.

Кононов К.А. Конституционно – правовой институт: поиски сущности категории // КиМП. – 2013. – № 5.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод и реализация ее требований в УИС Российской Федерации через решения Европейского Суда по правам человека» (утв. ФСИН Российской Федерации). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Миронов Д.Н. Конституционные правоотношения: воздействие на правовую систему // ЖРП. – 2013. – № 12.

Осавелюк А.М. Являются ли международные договоры источниками конституционного права России? // Международное право и международные организации. – 2014. – № 3.

Сафина С.Б. Конституции республик в составе Российской Федерации в системе источников конституционного права // Закон и право. – 2013. – № 3.

Трофимова Г.А. Конституционно-правовая ответственность через призму репрессивно-карательной и компенсационно-восстановительной форм ответственности // Государственная власть и местное самоуправление. –
2016. – № 3.

Уваров А.А. Вопросы адекватного отражения конституционных норм в российском законодательстве // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 3.

Чиркин В.Е. Слово о конституционной терминологии // ЖРП. – 2013. – № 12.

Задания

Задание № 1

Раскройте понятие и назначение федеральных конституционных законов.

Определите перечень вопросов, по которым Конституция Российской Федерации предусматривает принятие федеральных конституционных законов.

 

Задание № 2

Определите перечень вопросов, по которым Конституция Российской Федерации предусматривает принятие федеральных законов.

 

Задание № 3

Можно ли решение Конституционного Суда Российской Федерации считать источником конституционного права? Если да, то все ли виды решений Конституционного Суда следует относить к источникам конституционного права? Аргументируйте свой ответ.

 

Задание № 4

Какие области общественных отношений конституционное право упорядочивает непосредственно, а какие – опосредованно?

 

Задание № 5

Конституционное право – отрасль публичного или частного права? Аргументируйте свой ответ.

 

Задание № 6

Укажите фамилии дореволюционных ученых – представителей (конституционного) права, развивавших идеи:

– естественного права;

– юридического позитивизма;

– социологического позитивизма.

 

Задание № 7

Найдите в Конституции Российской Федерации нормы:

– детально регулирующие конституционно-правовые отношения;

– общего регулирования, которые получают свое развитие в правовых актах иных отраслей права.

 

Задание № 8

Как соотносятся между собой федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации? Определите место законодательства субъектов Российской Федерации в системе источников конституционного права.

Задание № 9

Определите основные группы субъектов конституционно-правовых отношений.

 

Задание № 10

Укажите новые правовые институты, возникшие в связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г.

Рекомендуемые источники

 

Нормативные правовые акты и иные официальные документы

Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ,
от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Основная литература

Конституционное право России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л.В. Андриченко [и др.]. – М., 2015. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54281.html. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Конституционное право России: учебник для вузов / ред. Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников. – 7-е изд., перераб. и доп. – М., 2016.

Дополнительная литература

Авакьян С.А. Проекты законов о поправках к Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 2.

Безруков А.В. Реализация Конституции Российской Федерации и укрепление правопорядка // Журнал конституционного правосудия. – 2014. – № 6.

Зорькин В.Д. Проблемы конституционно-правового развития России (к 20-летию Конституции Российской Федерации) // Журнал конституционного правосудия. – 2014. – № 2.

Степаненко А.С. Функции конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в их взаимосвязи с функциями конституции Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2013. – № 1.

Троицкая А.А. Российский Конституционный Суд и проверка поправок к Конституции: как распахнуть приоткрытую дверь // Сравнительное конституционное обозрение. – 2016. – № 2.

Умнова (Конюхова) И.А., Алешкова И.А. Применение Конституции Российской Федерации судами общей юрисдикции: актуальные вопросы теории и практики: монография. М., 2016.

Хабриева Т.Я. Конституция как инструмент правовых, социальных и политических преобразований // ЖРП. – 2013. – № 12.

 

Задания

 

Задание № 1

Какие существуют подходы к пониманию сущности конституции? Раскройте их содержание.

 

Задание № 2

Составьте схему классификаций конституций по различным основаниям.

Задание № 3

Укажите статьи Конституции Российской Федерации, в которых закреплены юридические свойства конституции. Раскройте их содержание.

Задание № 4

Раскройте процедуру принятия поправок к Конституции (главы 3-8) Российской Федерации.

 

Задание № 5

Укажите наиболее важные изменения, которые были внесены в Конституцию РСФСР 1978 года за период от принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 года до принятия
12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации.

 

Задачи

 

Задача № 1

В октябре 1918 года состоялись выборы в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Н-ского уезда Тамбовской губернии. Одним из кандидатов в депутаты являлся венгерский рабочий Карел Ласло, проживающий на тот момент в данном уезде. Имел ли право Карел Ласло стать депутатом Совета, учитывая, что он подданный Австро-Венгерской империи?

 

Задача № 2

Одним из субъектов Российской Федерации было внесено в Государственную Думу Федерального Собрания предложение о поправке в Статью 72 Конституции Российской Федерации.

Проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции был одобрен Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Затем закон о поправке к Конституции был направлен в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

В течение какого срока субъекты Российской Федерации должны рассмотреть закон о поправке к Конституции Российской Федерации для того, чтобы он вступил в силу?

Если на основе результатов рассмотрения закона о поправке к Конституции законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации Совет Федерации установит, что закон не получил одобрения двух третей субъектов возможно ли повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке? Аргументируйте свою позицию соответствующими нормами.

Задача № 3

В 1938 году состоялись выборы в областной Совет депутатов трудящихся Омской области. Гражданин Иванов, пришедший в день выборов на избирательный участок, не обнаружил себя в списках избирателей. На его запрос избирательная комиссия ответила, что он лишен избирательных прав, так как выяснилось, что до революции он служил в органах царской полиции.

Правомерно ли решение избирательной комиссии? Прокомментируйте ситуацию.

 

Задача № 4

В Конституционный Суд Российской Федерации обратился гражданин Хрипунов Г. М., который оспаривает конституционность некоторых положений Федерального закона от 6 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 12 июня 2002 года
№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, решением Воронежского областного суда, признан неправомочным состав депутатов Совета народных депутатов Рамонского муниципального района четвертого созыва, что повлекло досрочное прекращение полномочий всех его депутатов, в том числе Хрипунова Г. М., и проведение досрочных выборов на основании соответствующих решений представительного органа муниципального образования и территориальной избирательной комиссии.

Заявитель связывает нарушение своих прав не с содержанием норм федеральных законов, а с принятыми в отношении него правоприменительными актами, прямо ставя вопрос о проверке конституционности решения избирательной комиссии.

Будет ли принята к рассмотрению жалоба гражданина Хрипунова Г. М. Конституционным Судом? Относятся ли к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации осуществление контроля за действиями избирательных комиссий и судов общей юрисдикции, оценка законности и обоснованности принимаемых ими решений, правильности применения законов при разрешении конкретных дел? Аргументируйте правовую позицию Суда.

 

Задача № 5

В конституции одной из республик России была установлена норма о том, что президентом этой республики может быть гражданин, владеющий русским и государственным языком республики. Законом республики был установлен государственный язык титульной нации.
В Конституционный Суд Российской Федерации обратился житель республики о признании недействительной нормы Конституции этого субъекта Российской Федерации об обязательном владении государственным языком для лица, занимающего пост президента.

Какое решение должен вынести Конституционный Суд Российской Федерации? Аргументируйте правовую позицию Суда.

 

Тема 3. Основы конституционного строя
Российской Федерации

Понятие и теоретические основы конституционного строя, его соотношение с общественным строем. Закрепление конституционного строя в Конституции РФ. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Проблемы их реализации в современных условиях. Правовое государство: понятие и основные принципы. Федеративное государство. Современные проблемы федеративного строительства. Демократическое государство. Народовластие: социальные основы, содержание, формы реализации. Представительная и непосредственная демократия. Республиканская форма правления. Социальное государство. Светское государство. Проблемы развития взаимоотношений государства и церкви в современных условиях. Суверенитет РФ. Разделение властей. Органы государственной власти. Местное самоуправление. Принципы рыночной экономики. Предпринимательство как элемент гражданского общества. Земля и другие природные ресурсы. Идеологическое и политическое многообразие. Политические партии и общественные объединения в системе институтов гражданского общества.

Рекомендуемые источники

Задания

 

Задание № 1

Составьте схему «Основы конституционного строя Российской Федерации», в которой должны быть отражены:

– элементы основ конституционного строя Российской Федерации;

– описание элементов основ конституционного строя и их закрепление в Конституции Российской Федерации.

 

Задание № 2

Составьте таблицу, в которой покажите соотношение понятий «конституционный строй», «государственный строй», «общественный строй» и «основы конституционного строя».

 

Задание № 3

Составьте таблицу, в которой дайте определения терминам «народный суверенитет», «государственный суверенитет», «национальный суверенитет».

 

 

Задание № 4

Что означает категория «народ» по смыслу ст. 3 Конституции Российской Федерации 1993 г.: корпус избирателей, население страны, граждане России или что-то еще? Аргументируйте свой ответ.

 

Задание № 5

Соотнесите категории «политическое многообразие» и «многопартийность» (ч. 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации).

Перечислите основные политические партии, действующие в Российской Федерации и разместите их в таблице в зависимости от принадлежности либо к левым, центру или правым взглядам.

 

Задание № 6

Статья 1 Конституции Российской Федерации характеризует Российскую Федерацию как государство с республиканской формой правления. В чем сущность и отличительные признаки республики? Назовите виды республик.

 

Задание № 7

Составьте таблицу «Характеристика общественных объединений в Российской Федерации» сравнив организационные формы общественных объединений по следующим критериям: понятие; наличие или отсутствие членства; порядок создания; порядок ликвидации.

 

Задание № 8

Делая ссылки на нормы Федерального закона «О политических партиях» ответьте на следующие вопросы:

– какие требования предъявляются к политическим партиям при их создании?

– в каком порядке и в каких органах осуществляется регистрация политических партий?

– является ли регистрация политических партий обязательной?

– какие категории лиц не могут быть членами политической партии?

– какие органы, и в каких формах осуществляют контроль над деятельностью политических партий?

– назовите основания для приостановления деятельности политической партии и ее ликвидации.

В какие инстанции и в каком порядке политическая партия может обжаловать применение к ним мер ответственности со стороны контролирующих органов?

 

Задачи

 

Задача № 1

Студенты одного из вузов г. Омска решили создать инициативную группу по вынесению на референдум Российской Федерации вопроса об исключении из состава Российской Федерации одного субъекта Российской Федерации, по «вине» которого постоянно возникает напряженность в общественной и государственной жизни страны.

Возможно ли вынесение на референдум Российской Федерации такого вопроса?

 

Задача № 2

Группа граждан Российской Федерации решила добиваться вынесения на референдум Российской Федерации вопроса о законодательном ограничении числа политических партий в Российской Федерации, поскольку при множестве партий гражданам трудно ориентироваться в их программах и различиях.

Допустимо ли вынесение на референдум Российской Федерации такого вопроса? Является ли он вопросом государственного значения?

 

Задача № 3

Группа граждан Российской Федерации решила добиваться вынесения на референдум Российской Федерации вопроса о ликвидации верхней палаты российского парламента – Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Мотивы: России больше подходит однопалатный парламент; Совет Федерации не играет конструктивной роли в государстве; вместо интеграции общегосударственных и региональных интересов реально палата содействует противостоянию центра и субъектов Российской Федерации.

Может ли быть вынесен на референдум Российской данный вопрос?

 

Задача № 4

При регистрации регионального отделения Национально-демократической партии в г. Омске территориальный регистрирующий орган юстиции пригласил 100 членов этой партии для выяснения достоверности их подписей в заявлениях о приеме в члены партии.

Допустимы ли такие действия территориального регистрирующего органа? Как регистрирующий орган вправе проверить достоверность сведений о количестве членов партии в региональном отделении?

 

Задача № 5

При подаче документов на регистрацию одной из политических партий в качестве ее юридического адреса было указано жилое помещение (квартира) лидера партии.

Может ли быть юридическим адресом политической партии жилое помещение (квартира)? (при поиске ответа на вопрос обратите внимание на ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

Задача № 6

Руководство одной из политических партий решило осуществлять предпринимательскую деятельность путем создания строительной фирмы с территориальными филиалами для строительства недорогого жилья и обеспечения им на льготных условиях прежде всего членов своей партии. Однако регистрирующий орган для начала в устной форме предупредил руководство партии о недопустимости такой предпринимательской деятельности. Руководство же партии полагало, что оно вправе это делать, поскольку Федеральный закон «О политических партиях» разрешает такой вид предпринимательской деятельности, как продажа или сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества (п. 3 ст. 31). Строя жилье на свои средства и становясь тем самым его собственником, а затем продавая его и получая при этом небольшую прибыль, партия будет ее использовать в целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой партии, как об этом говорится в п. 3 ст. 31 Федерального закона.

Как разрешить данный спор?

 

Задача № 7

Общественно-политическая организация «Балтийская республиканская партия» утверждает, что требования, которым должна отвечать политическая партия, содержащиеся в Федеральном законе
«О политических партиях», ущемляют право каждого на объединение и свободу деятельности общественных объединений, установленные Конституцией Российской Федерации.

Согласны ли вы с данным утверждением? Ответ аргументируйте.

 

Задача № 8

После вступления Федерального закона «О политических партиях» в силу съезд общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» принял решение о преобразовании в политическую партию «Православная партия России». Гражданка Н. Е. Илюхина – член данной организации, полагая, что решение съезда в части сохранения наименования «Православная партия России» противоречит предписаниям пункта 3 статьи 9 названного Федерального закона и тем самым препятствует регистрации этой организации в качестве политической партии, обратилась в Коптевский районный суд города Москвы с жалобой, в которой просила отменить указанное решение.

Разрешите данный спор.

 

Задача № 9

Гражданин Клюкин обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение его прав и свобод Федеральным законом «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Основанием послужил отказ Советского районного суда Омской области обязать депутата Государственной Думы, Останину Н. А., избранную по региональному списку от Омской области, выполнить наказы избирателей, данные ей во время предвыборной кампании.

Районный суд, ссылаясь на нормы указанного Федерального закона, сделал вывод, что в Российской Федерации установлен свободный, а не императивный мандат.

Оспаривая данное положение в Конституционном Суде, Клюкин ссылался на принцип народного суверенитета, закрепленный в статье 3 Конституции Российской Федерации. Поскольку народ осуществляет свою власть через представителей, этим представителям могут даваться указания относительно их действий; аналогичным образом их действия ограничиваются предвыборной программой. Государственная Дума и Президент в своих возражениях ссылались на то, что принцип свободного мандата действует во многих демократических странах, этот принцип в полной мере соответствует понятию и правовому содержанию народного суверенитета. Смыслом представительной демократии является представление не воли граждан, а их объективных интересов, далеко не всегда ими осознаваемых ввиду недостатка необходимой информации и подготовленности.

Какое решение должен принять Конституционный Суд?

Рекомендуемые источники

Задания

 

Задание № 1

На основе анализа норм Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» раскройте сущность института гражданства Российской Федерации.

Задание № 2

Перечислите и раскройте содержание принципов гражданства Российской Федерации и правил, регулирующих вопросы гражданства Российской Федерации. Дайте определение двойного гражданства. Назовите отличия института подданства и института гражданства.

Задание № 3

Укажите, кто является гражданином Российской Федерации, а также перечислите документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации.

 

Задание № 4

Назовите основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Перечислите основания приобретения гражданства Российской Федерации по рождению, основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации.

Задание № 5

Дайте понятие общего и упрощенного порядка приобретения гражданства Российской Федерации. Перечислите условия, при наступлении которых лицо вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке.

Задание № 6

Перечислите полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации. Охарактеризуйте полномочия каждого из них в сфере гражданства.

Задачи

 

Задача № 1

В мае 2013 г. гражданка Российской Федерации Иванова и гражданин Польши Ярицкий зарегистрировали брак. Через год в семье, проживающей в России, родилась дочь.

Как может быть решен вопрос о гражданстве ребенка? Обоснуйте ответ.

 

Задача № 2

Супруги Ивановы подали заявление о выходе из гражданства Российской Федерации, свое желание они мотивировали выездом на постоянное место жительство в Германию и оформлением там гражданства ФРГ. Одновременно были поданы документы о выходе из гражданства Российской Федерации несовершеннолетнего сына Ивановых – Антона.

В каком порядке осуществляется выход из гражданства Российской Федерации? Какие документы необходимо предоставлять при выходе из гражданства Российской Федерации? Как может быть решен вопрос о гражданстве несовершеннолетнего ребенка?

 

Задача № 3

Гражданин КНР Ван Дэ Фу, находящийся на территории Российской Федерации, в 2013 г. зарегистрировал брак с гражданкой Российской Федерации Сидоровой. После заключения брака супруги проживали в г. Омске.

Спустя два года Ван Дэ Фу обратился в территориальный орган ФМС с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. В ФМС Ван Дэ Фу представил комплект документов – заявление о приеме в гражданство, копию свидетельства о заключении брака, трудовую книжку, положительные характеристики с места работы.

Разрешите ситуацию. Достаточно ли представленных документов для решения вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации? Обоснуйте ответ.

Задача № 4

Семья Ереминых в 1994 г. усыновила трехлетнего Сашу. Через 10 лет супруги оформили развод, и бывший муж уехал на постоянное жительство в США. В 2004 г. Еремин потребовал отдать ему Сашу, гарантировав ребенку получение в дальнейшем американского гражданства.

Как в соответствии с российским законодательством может быть разрешен данный вопрос?

 

Задача № 5

Гражданка России Пушкарева во время пребывания в США родила сына, Пушкарева Ивана. Отец ребенка также является гражданином России. Гражданином, какого государства будет их сын?

Обоснуйте ответ. Раскройте содержание принципов приобретения гражданства по рождению.

Тема 5. Конституционный статус человека и гражданина
в Российской Федерации

Понятие основ правового статуса личности. Права человека и права гражданина. Эволюция концепции прав человека в конституционном законодательстве России. Принципы правового статуса личности, их содержание и конституционная регламентация. Структура основ правового положения человека и гражданина. Личные (гражданские) права и свободы. Политические права и свободы. Экономические, социальные и культурные права и свободы. Особенности конституционно-правовой регламентации и механизм обеспечения этих прав и свобод. Основные конституционные обязанности. Гарантии прав и свобод. Роль органов внутренних дел в обеспечении и охране прав и свобод человека и гражданина. Ограничение прав и свобод. Органы, обеспечивающие дополнительные гарантии защиты прав и свобод.

Рекомендуемые источники

Задания

Задание № 1

Предложите различные модели классификации основных прав и свобод человека и гражданина.

Задание № 2

Конституции советского периода реализовывали идею так называемой «симметричности» основных прав и обязанностей (например), право на труд обязанность трудиться).

Выскажите своё мнение по поводу данного подхода. Используется ли она сегодня?

 

Задание № 3

Является ли перечень основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в гл. 2 Конституции Российской Федерации, исчерпывающим?

 

Задание № 4

Предусматривает ли Конституция Российской Федерации возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина?

Составьте перечень прав и свобод человека и гражданина, которые не подлежат ограничению в Российской Федерации.

Задание № 5

Какие термины упоминаются в Конституции Российской Федерации для обозначения субъектов основных прав и свобод человека и гражданина?

 

Задание № 6

В чем отличие понятий «равенство граждан» и «равноправие граждан».

 

Задание № 7

Сформулируйте значение используемых в Конституции Российской Федерации терминов «права», «свобода», «обязанность».

 

Задачи

Задача № 1

Студенты одного из государственных университетов организовали собрание в самом большом лекционном зале университета (около 300 посадочных мест) с требованием отставки министра образования. Ректор потребовал прекратить начавшееся собрание, заявив, что предварительно необходимо было получить соответствующее разрешение.

Проанализируйте данную ситуацию.

 

Задача № 2

Гражданин Петров подал заявление в отдел ФМС по месту жительства о выдаче ему заграничного паспорта для поездки в туристическую поездку за рубеж. Но ему отказали, заявив, что лишь три года назад он прекратил трудовые отношения с предприятием, на котором имел доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Обоснован ли данный отказ?

Задача № 3

Гражданка Иванова обратилась в консульство США в г. Екатеринбург с просьбой о выдаче ей выездной визы в США. Консульство отказало в визе, мотивируя тем, что Иванова нигде не работает и не имеет официального источника существования. Иванова обратилась в районный суд и, ссылаясь на закрепленную Конституцией Российской Федерации свободу выезда из России, потребовала выдачи визы.

Какое решение должен вынести суд? Аргументируйте свой ответ.

 

Задача № 4

Студент Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Петров, имеющий регистрацию по месту пребывания в общежитии университета, обратился в отдел ФМС с заявлением о выдаче ему заграничного паспорта. Однако в этом ему было отказано и предложено получить заграничный паспорт по месту жительства (т.е. в Алтайском крае, село Ольховка).

Является ли обоснованными действия миграционных органов?

 

Задача № 5

Девятнадцатилетний Федун, проживающий в Камчатском крае, был вызван на призывную комиссию для призыва на воен



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.034 с.)