Нормативные правовые акты и иные официальные документы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативные правовые акты и иные официальные документы



Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ,
от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 1994 г. № 319 «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726
«Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Основная литература

Конституционное право России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л.В. Андриченко [и др.]. – М., 2015. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54281.html. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Конституционное право России: учебник для вузов / ред. Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников. – 7-е изд., перераб. и доп. – М., 2016.

Дополнительная литература

Блатин С.В. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере государственной охраны // Военно-юридический журнал. – 2014. – № 2.

Громов В.Г. Институт отрешения от должности в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации // Современное право. – 2016. – № 10.

Мазаев В.Д., Минх Г.В. Законодательная инициатива как инструмент реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации // КиМП. – 2013. – № 1.

Нарутто С.В. Отрешение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности Президентом Российской Федерации // Lexrussica. – 2013. – № 7.

Осавелюк А.М., Осавелюк Е.А. Об особенностях правового статуса Президента России // КиМП. – 2016. – № 11.

Прокофьев В.Н. Основные направления совершенствования института президентства в России // КиМП. – 2014. – № 3.

Савченко Н.А. Президентский иммунитет: правовое обеспечение неприкосновенности Президента Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 9.

Задания

 

Задание № 1

На основе анализа норм действующего российского законодательства определите место и роль Президента Российской Федерации в системе высших органов государственной власти Российской Федерации. Систематизируйте и охарактеризуйте основные функции главы государства.

Задание № 2

Проведя сравнительно-правовой анализ положений Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России от 12 апреля 1978 г. и Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., выявите общее и особенное в правовом регулировании статуса Президента Российской Федерации.

 

Задание № 3

Систематизируйте и охарактеризуйте полномочия Президента Российской Федерации:

а) в сфере взаимоотношений с Федеральным Собранием Российской Федерации;

б) в сфере взаимоотношений с Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти;

в) в сфере взаимоотношений с органами судебной власти;

г) в сфере обороны и безопасности государства;

д) в сфере внешней политики и международных отношений;

е) в иных сферах.

 

Задание № 4

Определите место и роль указов Президента Российской Федерации в системе источников конституционного права. Охарактеризуйте общие условия их принятия, опубликования и вступления в силу. Приведите примеры действующих указов главы государства.

 

Задание № 5

На основе анализа норм действующего российского законодательства охарактеризуйте правовой статус Администрации Президента Российской Федерации. Определите общие условия ее формирования, структуру, порядок деятельности и компетенцию.

 

Задачи

 

Задача № 1

Президент Российской Федерации отклонил принятый Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О полиции» мотивируя это тем, что он противоречит Конституции Российской Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации повторно одобрили его в ранее принятой редакции. После этого глава государства во второй раз отказался подписывать данный закон, ссылаясь на нарушения процедуры, допущенные при его повторном рассмотрении.

Правомерны ли действия Президента Российской Федерации? Если нет, то, каким образом должна быть разрешена ситуация? Обоснуйте ответ ссылками на положения Конституции Российской Федерации.

Задача № 2

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации начал вести консультации с лидерами депутатских фракций, в результате чего им была предложена новая кандидатура на данную должность. В последствии Государственная Дума дала согласие на назначение Председателя Правительства Российской Федерации.

Проанализируйте действия каждого из указанных субъектов правоотношений. Чьи решения можно считать правомерными, а чьи не соответствующими действующему законодательству? Обоснуйте ответы ссылками на положения Конституции Российской Федерации.

 

Задача № 3

Президент Российской Федерации своими указами назначил на должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в Приволжском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, соответственно, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Смирнова, Министра юстиции Российской Федерации Анатольева, Директора федеральной службы безопасности Грачева.

Имеют ли право лица, замещающие перечисленные должности, одновременно работать полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах? Если нет, то, каким образом должна быть разрешена ситуация? Обоснуйте ответ ссылками на положения действующего российского законодательства.

 

Задача № 4

21 мая Государственная Дума выдвинула обвинение против Президента Российской Федерации. После представления Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации заключений о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Совет Федерации назначил дату голосования по вопросу об отрешении Президента Российской Федерации от должности на 16 июля. 2 июля Председатель Правительства Российской Федерации поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. 7 июля Государственная Дума в доверии отказала. 8 июля Президент Российской Федерации подписал указ о роспуске Государственной Думы.

Проанализируйте действия каждого из указанных субъектов правоотношений. Чьи решения можно считать правомерными, а чьи не соответствующими действующему законодательству? Обоснуйте ответы ссылками на положения Конституции Российской Федерации.

 

Задача № 5

Президент Российской Федерации своим указом включил в состав Совета Безопасности Российской Федерации в качестве его членов директора Федеральной налоговой службы и директора Федерального агентства связи. Другим указом им была установлена компетенция данных федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Правомерны ли действия Президента Российской Федерации? Каким образом определяется состав Совета Безопасности Российской Федерации и компетенция федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности? Обоснуйте ответы ссылками на положения действующего российского законодательства.

 

Тема 11. Конституционный статус
Федерального Собрания Российской Федерации

Правовой статус Федерального Собрания РФ. Политическая роль парламента как органа народного (общенационального) представительства. Предназначение верхней и нижней палат. Структура, порядок деятельности и компетенция Государственной Думы. Регламент Государственной Думы. Структура, порядок деятельности и компетенция Совета Федерации. Регламент Совета Федерации. Специализированные органы парламентского контроля. Федеральный законодательный процесс: понятие и основные стадии. Согласительные процедуры. Вето президента. Основания и порядок роспуска Государственной Думы.

 

Рекомендуемые источники

Нормативные правовые акты и иные официальные документы

Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ,
от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-Ф3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». (Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Постановление Государственной Думы от 22 января 1998 г. № 2134. – 11 ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Постановление Совета Федерации от 30 января 2002 г.
№ 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Основная литература

Конституционное право России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л.В. Андриченко [и др.]. – М., 2015. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54281.html. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Конституционное право России: учебник для вузов / ред. Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников. – 7-е изд., перераб. и доп. – М., 2016.

Дополнительная литература

Авакьян С.А. Проекты законов о поправках к конституции Российской Федерации // КиМП. – 2013. – № 2.

Акчурин А.Р. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: опыт и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 8.

Выскребенцева М.Ю. К вопросу о законодательном закреплении парламентского контроля в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 9.

Гущин В.З. Особенности привлечения к административной ответственности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и особенности президентского иммунитета от привлечения к административной ответственности // Современное право. – 2013. – № 8.

Заикин С.С. Незаметная конституционная поправка, или Зачем нужны представители Федерации в Совете Федерации России // Сравнительное конституционное обозрение. – 2016. – № 6.

Зубарев А.С. Взаимодействие Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации как форма парламентского контроля // Актуальные проблемы российского права. – 2016. – № 8.

Марино И. Конституционное совещание и разработка концепции роспуска Государственной Думы Федерального Собрания // КиМП. – 2013. – № 5.

Чиркин В.Е. О способах формирования депутатского корпуса представительных органов // Гражданин и право. – 2013. – № 3.

Задания

Задание № 1

Заполните таблицу.

Полномочия Государственной Думы

Самостоятельные Реализуемые по представлению других органов
   
   

 

Задание № 2

Заполните таблицу.

 

Полномочия Совета Федерации

Самостоятельные Реализуемые по представлению других органов
   
   

Задание № 3

Заполните таблицу.

Орган государственной власти Роль в законодательном процессе
   
   

 

Задание № 4

Заполните таблицу.

Роспуск Государственной Думы

Основания роспуска Обстоятельства, исключающие роспуск
   
   

 

Задание № 5

Составьте схему, отражающую основные этапы законодательного процесса по принятию федерального закона, укажите участников каждого этапа, сроки, итоговое решение.

 

Задание № 6

Составьте схему, отражающую основные этапы законодательного процесса по принятию федерального конституционного закона, укажите участников каждого этапа, сроки, итоговое решение.

 

Задание № 7

Опираясь на Регламент Государственной Думы, составьте схему, отражающую внутреннюю структуру, укажите наименование органов, порядок их формирования, основные функции, а также структуру руководящих органов палаты, рабочих органов палаты, объединений членов палаты и вспомогательного аппарата.

Задание № 8

Опираясь на Регламент Совета Федерации, составьте схему, отражающую внутреннюю структуру, укажите наименование органов, порядок их формирования, основные функции, а также структуру руководящих органов палаты, рабочих органов палаты, объединений членов палаты и вспомогательного аппарата.

 

Задачи

Задача № 1

Государственная Дума РФ приняла федеральный закон
«О федеральном бюджете на год», где на период следующего календарного года в связи со снижением бюджетных поступлений было приостановлено действие положений Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации». Приостановленные положения включали обязанность Счетной палаты ежеквартально по установленной форме представлять Федеральному Собранию оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета; наделяли Государственную Думу по согласованию с Советом Федерации утверждать форму отчета; вводили обязательную для всех федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций финансовую отчетность.

Дайте конституционно-правовую оценку ситуации. Возможно ли приостановление действия ранее принятого закона более поздним? Если да, то в каких случаях?

 

Задача № 2

Государственная Дума и Совет Федерации согласно своим регламентам и Конституции РФ повторно рассмотрели отклоненный Президентом Российской Федерации Федеральный закон «О культуре» и конституционно установленным квалифицированным большинством голосов приняли постановления о его одобрении в ранее принятой редакции. Однако Президент Российской Федерации возвратил закон в Совет Федерации и Государственную Думу без рассмотрения.

Совет Федерации и Государственная Дума приняли постановления о повторном направлении Президенту Российской Федерации данного Федерального закона, в которых настаивали на необходимости его подписания и обнародования. Тем не менее, Президент Российской Федерации года вновь возвратил закон в Совет Федерации и Государственную Думу без рассмотрения.

Обращения палат Федерального Собрания к Президенту Российской Федерации с целью преодоления возникших разногласий не привели к разрешению спора.

Президент Российской Федерации отказался подписать Федеральный закон, поскольку посчитал, что при его повторном рассмотрении в палатах Федерального Собрания была нарушена конституционная процедура одобрения федерального закона. По мнению Президента Российской Федерации, установленная Регламентом Совета Федерации процедура голосования членов Совета Федерации не на заседании палаты, а в форме опроса посредством подписных листов не соответствует конституционной процедуре одобрения федеральных законов, подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации. Президент Российской Федерации считает также, что при повторном рассмотрении данного Федерального закона конституционные требования не были соблюдены и Государственной Думой: в нарушение Регламента на заседании палаты не присутствовало необходимое число депутатов и не был соблюден принцип личного голосования депутатов.

Дайте конституционно-правовую оценку ситуации. Аргументируйте свой ответ, руководствуясь положениями Конституции РФ, правовыми позициями Конституционного Суда РФ.

Задача № 3

Указом Президента Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации был отстранен от должности на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела.

По мнению Совета Федерации, такое отстранение может иметь место только в порядке, установленном статьями 83 (пункт «е»), 102 (пункт «з» части 1) и 129 (часть 2) Конституции Российской Федерации для назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, т.е. должно осуществляться Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, и, следовательно, Президент Российской Федерации был не вправе издать соответствующий Указ.

Оцените правомочность Президента по временному отстранению от должности Генерального прокурора. Обоснуйте свое решение, на основе Конституции Российской Федерации.

 

Задача № 4   

В Государственную Думу поступили запросы о применении Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О природе Российской Федерации». Государственная Дума в своем приняла постановление от «О некоторых вопросах применения Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О природе Российской Федерации»» где дала разъяснения порядка применения закона, и уточнила круг субъектов полномочных накладывать взыскания.

Также Государственная Дума приняла постановление «О порядке применения статьи 877 Гражданского кодекса Российской Федерации», где разъяснила, что порядок ее применения и уточнила ряд применявшихся там терминов.

По каким вопросам Государственная Дума имеет право издавать постановления? Соответствуют ли Конституции принятые постановления? Аргументируйте свой ответ.

 

Задача № 5

Государственная дума РФ приняла Земельный кодекс Российской Федерации. Однако Областная Дума субъекта М. посчитала его в целом не соответствующим Конституции Российской Федерации по порядку принятия и обратилась в Конституционный Суд РФ. Заявитель указал, что федеральный законодатель, принимая закон по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, обязан учитывать волю субъектов Российской Федерации и соблюдать установленный правовыми актами порядок реализации названного принципа.

Нарушение процедуры принятия Земельного кодекса Российской Федерации областная Дума усматривает в том, что более трети законодательных органов субъектов Российской Федерации высказались против законопроекта, однако согласительная комиссия не создавалась, одобрили же законопроект органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Сформулируйте возможные правовые позиции Конституционного Суда в сложившейся ситуации, его аргументы и решение.

 

Тема 12. Конституционно-правовой статус членов
Совета Федерации и депутатов Государственной Думы

Правовая природа депутатского мандата в РФ. Свободный и императивный мандат. Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Основные формы деятельности депутата. Парламентский запрос. Работа с избирателями. Основные гарантии депутатской деятельности. Депутатская неприкосновенность. Депутатские льготы и привилегии.

 

Рекомендуемые источники

Нормативные правовые акты и иные официальные документы

Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ,
от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Глава 52)
от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-Ф3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Основная литература

Конституционное право России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л.В. Андриченко [и др.]. – М., 2015. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54281.html. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Конституционное право России: учебник для вузов / ред. Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников. – 7-е изд., перераб. и доп. – М., 2016.

Дополнительная литература

Карасев А.Т., Савоськин А.В. Институт обращения депутатов в суды конституционной юстиции требует совершенствования // Российский юридический журнал. – 2013. – № 4.

Макарцев А.А. Антикоррупционные обязанности и ограничения кандидатов в депутаты и на выборные должности: проблемы реализации // Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 6.

Рыжаков А.П. Комментарий к ч. 3 ст. 54 Федерального закона
от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Важные гарантии неприкосновенности кандидатов в депутаты Государственной Думы. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Стремоухов А.В. Мандат депутата Государственной Думы в конституционно-правовой доктрине (часть 1) // Представительная власть –
21 век: законодательство, комментарии, проблемы. – 2013. – № 2-3.

Трофимова Г.А. О пределах депутатской свободы // Российский юридический журнал. – 2016. – № 2.

Хорунжий С.Н., Бекетова С.М. Ограничения и обязанности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции // КиМП. – 2013. – № 6.

Черепанов В.А. О правовой природе депутатского мандата // Вопросы правоведения. – 2013. – № 2.

 

Задания

 

Задание № 1

Составьте таблицу, отражающую гарантии и ограничения деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

 

Задание № 2

Составьте таблицу, отражающую требования к кандидатуре, порядок избрания (назначения), срок полномочий, сведения и документы, представляемые кандидатом в члены Совета Федерации, с учетом особенностей статуса представителя от законодательного (представительного) органа субъекта РФ и представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

Задание № 3

Составьте схему, отражающую порядок получения согласия на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

 

 

Задание № 4

На основании законодательства проведите анализ различных форм парламентского контроля, результаты запишите в таблицу.

Форма контроля Инициатор Объект контроля Порядок принятия решения о контроле Срок ответа Форма ответа
           
           

 

Задание № 5

Раскройте содержание института депутатской неприкосновенности.

 

На кого распространяется
 
На какой срок
 
В чем выражается
 
В каких случаях возможно лишение
 
Порядок лишения
 

Задание № 6

Проанализируйте социальные и материальные гарантии депутатской деятельности.

 

Вид гарантии Условия предоставления Размер/содержание Период предоставления
       
       

Задачи

Задача № 1

Депутат Государственной Думы Васильев совместно с товарищами по партии организовал демонстрацию протеста против политики Губернатора Пермского края. Органами полиции был зафиксирован ряд нарушений, допущенных ее участниками, при проведении демонстрации.

Подлежит ли в указанной ситуации депутат Васильев ответственности? В каком порядке должно происходить привлечение к ответственности?

Задача № 2

Член Совета Федерации Александров, находясь в служебной командировке, при передвижении по городу на такси попал в дорожно-транспортное происшествие, произошедшее по вине водителя. Вернувшись из командировки, он был вызван в качестве свидетеля на допрос об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, участником которого он оказался. Ссылаясь на закон, он отказался дать такие показания.

Правомерен ли отказ члена Совета Федерации? Ссылаясь на норму закона, укажите в каких случаях возможен такой отказ?

 

Задача № 3

В связи с избранием депутатом Государственной Думы Петрова С. М. его супруга Петрова И. В. в связи с переездом в город Москву уволилась с должности руководителя отдела Правительства Пермского края. После окончания срока полномочий Петров не был переизбран и совместно с супругой вернулся к месту жительства. Петрова И. В. обратилась в аппарат Правительства Пермского края с требованием о предоставлении ее прежней должности, т.к. ее увольнение было связано с депутатской деятельностью ее супруга.

Дайте правовую оценку ситуации? Возможно ли удовлетворение требования Петровой И. В.? Какие гарантии имеет супруг депутата Государственной думы и члена Совета Федерации?

 

Задача № 4

Депутат Государственной Думы Николаев во время выборов входил в федеральный список партии Е. в ее региональную группу по Томской области. Во время осуществления им депутатских полномочий с согласия Николаева Законодательное Собрание Томской области избрало его членом Совета Федерации. Однако часть депутатов оспорила это решение в суде т.к. Николаев уже является представителем Томской области в парламенте, а также не проживает в Томской области, а зарегистрирован в г. Новосибирске.

Какое решение должен принять суд? Каковы условия избрания члена Совета Федерации?

 

Задача № 5

В течение срока осуществления полномочий депутат Государственной Думы А. Лаптев неоднократно обращался с депутатскими запросами на имя Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, однако работниками Аппарата Правительства России они пересылались на основании предписания Регламента Правительства РФ в профильные министерства без рассмотрения их по существу указанными в запросах адресатами – Председателем Правительства Российской Федерации и его заместителем.

Депутат обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании соответствующей нормы Регламента Правительства РФ недействующей в связи с противоречием статье 14 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Правительство Российской Федерации просило прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что при его рассмотрении возникает вопрос не просто о законности оспариваемого нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, а именно о его конституционности, в связи с чем судебная проверка данного акта может быть осуществлена только в порядке конституционного судопроизводства.

Дайте правовую оценку ситуации. Примите решение от имени Верховного Суда РФ.

Тема 13. Конституционный статус Правительства
Российской Федерации

 

Положение Правительства РФ в системе органов исполнительной власти, его политическая роль и социальное назначение. Взаимоотношения с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и судебными органами. Порядок формирования и состав Правительства РФ. Правовой статус члена Правительства РФ. Законодательное регулирование статуса и особенности политического функционирования Правительства РФ. Порядок деятельности Правительства РФ. Компетенция Правительства РФ. Основные функции и полномочия в области внутренней и внешней политики. Акты Правительства РФ. Сложение полномочий и отставка Правительства РФ. Конституционные и политические условия отставки Правительства РФ.

Рекомендуемые источники

Нормативные правовые акты и иные официальные документы

Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ,
от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763
«О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня
2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Основная литература

Конституционное право России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л.В. Андриченко [и др.]. – М., 2015. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54281.html. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Конституционное право России: учебник для вузов / ред. Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников. – 7-е изд., перераб. и доп. – М., 2016.

Дополнительная литература

Дзидзоев Р.М. К вопросу об открытом правительстве в России // Государственная власть и местное самоуправление. – 2013. – № 7.

Зубарев А.С. Ежегодные отчеты правительства Российской Федерации о результатах своей деятельности как форма парламентского контроля // Актуальные вопросы публичного права. – 2013. – № 5.

Зырянов С.М. Разрешительные полномочия федеральных органов исполнительной власти // ЖРП. – 2013. – № 7.

Медведев Д.А. Конституция, функции Правительства России и эффективные технологии управления // Закон. – 2013. – № 12.

Нечкин А.В. Структура правительств стран Содружества Независимых Государств // Российский юридический журнал. – 2016. – № 3.

Чепус А.В. Конституционная ответственность Правительства Российской Федерации по нормам Конституции России // КиМП. – 2014. – № 8.

 

Задания

Задание № 1

Составьте схему «Порядок формирования Правительства Российской Федерации», отразив в ней кем и в какие сроки представляются и назначаются федеральные министры.

Задание № 2

На основе изучения учебной литературы и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» дайте понятие «Правительство Российской Федерации» и охарактеризуйте его статус.

 

Задание № 3

Составьте схему «Состав Правительства Российской Федерации» отразив в ней подчинение членов Правительства Российской Федерации (Президенту Российской Федерации или Председателю Правительства Российской Федерации).

 

Задание № 4

Изучите ст. 11 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» закрепляющую перечень ограничений связанных с пребыванием в составе Правительства Российской Федерации. На основе проведенного анализа составьте схему.

 

Задание № 5

Раскройте содержание понятий «система органов исполнительной власти» и «структура органов исполнительной власти.

 

Задание №  6

На основании Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» определите основные сферы и формы деятельности Правительства Российской Федерации.

Задачи

 

Задача № 1

В августе 1998 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин освободил от должности Председателя Правительства Российской Федерации С. В. Кириенко и поручил исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации В. С. Черномырдину, который в тот период не входил в состав Правительства Российской Федерации.

Законно ли было такое решение Президента Российской Федерации? На какой срок Президент Российской Федерации вправе поручить исполнение обязанностей освобожденного им от должности Председателя Правительства Российской Федерации другому лицу до назначения нового Председателя Правительства Российской Федерации?

 

Задача № 2



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.056 с.)