СТРОЕВЫЕ ПРИЕМЫ И ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СТРОЕВЫЕ ПРИЕМЫ И ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ.



МЕТОДИКА СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

 

 

Методика строевой подготовки разработана на основании учебного пособия под руководством В.В.Апакидзе «Строевая подготовка» Воениздат, 1987, учебного пособия под редакцией В.А.Меринского, Москва, Воениздат 2001 год, Строевого устава, учебного издания под руководством Брысина П.М. «Учебно-материальная база начальной военной подготовки в школе» с использованием ресурсов сайтов  . https://multiurok.ru и https://infourok.ru

В Методике даются рекомендации по обучению приёмам одиночной строевой подготовки без оружия и совершенствованию строевой выучки.

Методика предназначена для преподавателей НВП/МСП - ОБЖ в образовательных учреждениях среднего общего образования, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

 

Строевая подготовка, являясь составной ча­стью боевой подготовки, оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности войск и военизированных организаций. Она закаляет волю, способствует соблюде­нию воинского порядка и укреплению дисцип­лины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает внимательность, наблюда­тельность, коллективизм и исполнительность.

Основой подготовки личного состава под­разделения к совместным действиям был, есть и остается строй. Он, как никакой другой вид обучения, воспитывает быстрое, точное и еди­нодушное исполнение воли командира Строе­вая подготовка основана на глубоком понима­нии военнослужащими необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выпол­нении приемов в составе подразделения.

      Строевая выучка дисциплинирует военно­служащих, вырабатывает у них быстроту и четкость действий при вооружении и на бое­вой технике, а также способствует приобрете­нию навыков, которые необходимы на заня­тиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.

В овладении методическим мастерством ре­шающее значение имеют умение руководителя анализировать свои успехи и неудачи, резуль­таты каждого занятия, его систематическая работа над повышением своих знаний

 

 

ОСНОВЫ СТРОЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Учитель должен постоянно помнить, что основы обучения лучше всего закладывать с первых дней учебы. Именно в это время вырабатывается, а затем превращается в привычку определенный порядок в изучении строевых приемов.

Известно, что пределы человеческого позна­ния относительны, поэтому необходимо доби­ваться того, чтобы подчиненные не стеснялись сегодняшнего незнания (неумения) Ведь по­рицания заслуживает не тот, кто, не зная, ищет ответы и знания, а тот, кто не знает, а делает вид, будто знает.

Усвоение — это понимание плюс запомина­ние, а овладение знаниями — это усвоение плюс применение знаний на практике.

Очень важно также, чтобы каждое строевое занятие проводилось на фоне сравнимости ре­зультатов соревнующихся с повышением духа состязательности. Это создает необходимые предпосылки к быстрому усвоению изучаемого материала.

.

Современная молодежь — люди с большими духовными запросами, эрудированные, с раз­носторонними интересами. Чтобы удовлетво­рить их любознательность и запросы, учителю важно быть высококультурным челове­ком, находиться в курсе всего нового, следить за дости­жениями науки и техники.

Педагогическая  наблюдатель­ность — это способность целеустремленно и систематически изучать объект своего учебно-воспитательного воздействия, по внешним, часто малозаметным признакам видеть осо­бенности внутреннего мира обучаемых, все изменения, происходящие в личности ученика, умение своевременно подметить и разгадать причины и мотивы всяких пере­мен в его учебной деятельности и пове­дении.

Педагогическое воображение — способность преподавателя запрограммировать личность обучаемого и предвидеть ре­зультаты воспитательных воздействий, умение спланировать для дальнейшей работы направ­ления психологического воздействия и пра­вильно установить факторы, влияющие на учебную деятельность.

Педагогическое мышление умение учителя свое­временно и глубоко анализировать свою деятельность и действия обучаемых, выделять основные звенья в работе, способность уста­навливать связи и обобщать отдельные факты.

Педагогический такт представляет сложное профессиональное качество, которое характеризуется чувством меры, особой целе­сообразностью всего того, что делает учитель, гибкостью различных методов, средств и приемов педагогического воздействия.

     Педагогический такт слагается из следую­щих основных признаков:

— высокой требовательности, исключающей грубость;

— воздействия путем указаний, внуше­ний, предупреждений и т.п.;

— умения слушать обучаемых;

— уравновешенности, самообладания, дело­вого тона;

— серьезности подхода к ответам на постав­ленные вопросы;

— простоты в обращении, однако исключаю­щей панибратство и фамильярность;

— принципиальности и настойчивости без упрямства;

— внимательности и чуткости к обучае­мым;

— юмора без унижения личности;

— скромности, в личном поведении.

Педагогическая техника — это ком­плекс навыков, умений и приемов, с помощью которых учитель достигает максимальной эффективности применяемых методов педагогического воздействия.

Педагогическая техника включает:

— навыки и умения организации учебных занятий и различных воспитательных меро­приятий;

— приемы выразительного показа учителем своего отношения к тем или иным дей­ствиям и поведению обучаемых;

— умение владеть речью;

— методику изучения и учета морально-пси­хологических особенностей обучаемых;

— умение создавать различные педагогиче­ские ситуации воспитательного воздействия на обучаемых, в том числе со стороны коллек­тива;

— владение техническими средствами обу­чения, умение правильно их использовать;

— педагогический контроль и учет обученности и воспитанности учеников.

Решающую роль в развитии педагогического творчества учмтеля играет практическая деятельность. Как заметил А. С. Макаренко, нельзя научиться искусству воспитания и обу­чения, как и всякому другому искусству, толь­ко по книгам. Как бы человек ни был талант­лив, какими бы хорошими ни были учебные пособия, но если он не будет самостоятельно учиться на практическом опыте, на положи­тельном примере, он никогда не будет хоро­шим педагогом.

 

МЕТОДЫ СТРОЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Методы обучения — это пути и способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование навыков и умений, выработка высоких морально-боевых и психологических качеств. Каждый метод состоит из взаимосвязанных элементов, кото­рые принято называть приемами обучения.

Следует различать методы и приемы обуче­ния. Приемы — это отдельные детали, состав­ные части методов. Так, например, демонстрация изучаемого действия по разделениям или в целом — это приемы метода показа; изло­жение порядка выполнения элемента — это прием метода рассказа. В большинстве случаев несколько методов обучения применяются в сочетании, например: показ с рассказом, объяснение — с упражнением. В том или ином сочетании один из методов играет ведущую роль, а другие — подчиненную.

В строевом обучении в основном применя­ются следующие методы:

— устное изложение учебного материала;

— показ;

— тренировка;

— самостоятельное изучение приема или действия.

Устное изложение в строевом обучении, как правило, применяется при объясне­нии, которое чаще всего сочетается с показом (демонстрацией) изучаемых приемов и дейст­вий.

Показ представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у обучаемых создается наглядный образ изучае­мого предмета, формируются конкретные пред­ставления о приемах и действиях. Одной из разновидностей метода показа является де­монстрация.

Показ может быть: личный; с помощью спе­циально проинструктированных обучаемых; в ходе показных занятий и при демонстрации учебных кинофильмов.

Для успешного применения руководителем метода показа необходимо:

— глубоко знать учебный материал, уметь мастерски выполнять разучиваемые приемы и действия;

— выдерживать установленный темп испол­нения приема или действия;

— умело использовать ракурс, под которым обучаемые видят исполняемые руководителем прием или действие.

Тренировка — это многократное, созна­тельное и усложняющееся повторение опреде­ленных приемов и действий с целью выработки и совершенствования у обучаемых навыков и умений.

На строевых занятиях, особенно в ходе тре­нировок, необходимо соблюдать выдержку и терпение. Повышенный тон, окрики и раздражение командира подавляют волю и инициа­тиву ученика. Он еще больше теря­ется, спешит и допускает более серьезные ошибки.

В процессе обучения учитель должен добиваться, чтобы в повторении материала активно участвовали все ученики. Объяснение приема или действия должно быть кратким, четким и ясным, как и сам прием. Каждая часть объяснения должна сопровождаться практическим показом.

Большое значение в строевой подготовке имеет умение четко и громко пода­вать команды. Нечетко поданная команда затрудняет ее выполнение, а неправильно поданная — приводит в заме­шательство или к невыполнению приема.

Предварительная команда должна подавать­ся отчетливо и протяжно, чтобы обучаемые поняли, каких действий от них требует коман­дир.

Исполнительная команда должна пода­ваться после паузы отрывисто и энергично. Исполнительную команду никогда не следует затягивать, так как это приводит к ненужному перенапряжению обучаемых и нечеткости в действиях.

 

Перед подачей команды или отдачей прика­зания командир обязан принять положение «смирно». Это воспитывает у учеников дисциплинированность и уважение к строю.

Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности:

— ознакомление с приемом;

— разучивание приема;

— тренировка.

Для ознакомления с приемом командир должен:

— назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется;

— подать команду, по которой выполняется прием;

— показать строго по Строевому уставу, как выполняется прием в целом, а затем в медленном темпе — по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения.

На ознакомление с приемом должно затра­чиваться минимальное время.

В зависимости от сложности строевого прие­ма разучивание его может проводиться:

— в целом, если прием несложный;

— по разделениям, если прием сложный;

— с помощью подготовительных упражне­ний, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются.

Для ознакомления с приемом руководитель занятия образцово показывает обучаемым по­рядок его выполнения в целом, а затем по элементам (по разделениям), попутно объя­сняя свои действия.

Изучение каждого элемента приема или действия (если прием сложен по выполнению) также начинается с показа и краткого объяс­нения.

При показе у обучаемого создается зри­тельное представление о строевом приеме или действии (его элементах), поэтому показ дол­жен быть безупречным.

Приемы и действия, показанные четко, пра­вильно и красиво, всегда производят на обу­чаемых большое впечатление и вызывают же­лание выполнять их так, как было показано. Показ необходимо всегда сопровождать кратким объяснением. Для создания полного и правильного представления об изучаемом приеме или действии недостаточно иметь зри­тельное представление, нужно осмыслить изу­чаемые прием или действие.

После ознакомления со строевым приемом или действием процесс формирования навыка как целостного действия включает три связан­ных между собой основных этапа.

Первый этап заключается в расчленении приема или действия (сложного) на элементы и в выполнении приема или действия по эле­ментам.

Второй этап последовательно объединяет элементы в группы, а затем — в единое целое.

Третий этап сводится к выработке навыков в выполнении приема или действия. Выпол­нение приема путем многократного повторения (тренировки) доводится до автоматизма. При этом учитель должен добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, кра­сиво и четко.

 

ОДИНОЧНАЯ СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

 

Одиночная подготовка является наиболее ответственным разделом строевого обучения

Занятия по изучению строевых приемов на месте необходимо проводить в разомкнутом строю, а в движении — на увеличенных дистан­циях, с тем, чтобы учителю от­четливо были видны ошибки и неточности в действиях каждого обучаемого. Одиночная строе­вая подготовка должна проводиться на спе­циально оборудованной площадке или на строевом плацу.

Обучение строевым приемам с ору­жием проводится теми же методами, что и без оружия.

 

Строевой расчет.

Расчет производится по команде «По поряд­ку— РАССЧИТАЙСЬ» По этой команде рас­чет начинается с правого фланга: каждый на­зывает свой номер, быстро поворачивая голову к стоящему слева от него, и быстро ставит ее прямо; левофланговый голову не поворачи­вает.

Затем производится расчет на первый и второй. Командиры отделений в расчет не входят.

Строи.

На первом занятии по строевой подготовке надо показать элементы строя, дать уставные определения, рассказать о назначении элементов строя и основных команд по управлению строем.

 

 

Строй — установленное Уставом разме­щение военнослужащих, подразделений и ча­стей для их совместных действий в пешем по­рядке и на машинах (рис. 1).

Шеренга — строй, в котором военнослу­жащие размещены один возле другого на од­ной линии.

Указав на строй, учитель говорит: «Строй, в котором вы сейчас стоите, есть развернутый одно-шереножный строй», после чего объясня­ет, показывает и дает определения: флангу и фронту строя, тыльной стороне строя, интер­валу и ширине строя.

Фланг — правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

Фронт — сторона строя, в которую воен­нослужащие обращены лицом (машины — ло­бовой частью).

Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту.

Интервал — расстояние по фронту меж­ду военнослужащими (машинами), подраз­делениями и частями.

Учителю необходимо подчеркнуть, что в сомкнутом строю, в котором сейчас находятся обучающиеся, интервал между локтями рядом стоящих должен быть равен ширине ладони.

Дистанция — расстояние в глубину меж­ду военнослужащими (машинами), подразде­лениями и частями.

Ширина строя — расстояние между флангами.

После объяснения и показа элементов одношереножного строя командир выстраивает от­деление в двухшереножный строй и дает его определение.

 

Неполный ряд

Первая шеренга

Полный ряд

Вторая шеренга

Рис.2 Двухшереножный строй

 

Двухшереножный строй (рис.2) — военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, сложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего).

Учитель предлагает проверить дистанцию между шеренгами, для чего обучаемые второй шеренги, вытянув руку (левую), кладут ладонь на плечо впереди стоящего.

В двухшереножном строю шеренги называются первой и второй. При повороте строя их название не изменяется.

Ряд — два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один дру­гому. Если за военнослужащим первой ше­ренги не стоит в затылок военнослужащий вто­рой шеренги, такой ряд называется неполным; последний ряд всегда должен быть полным.

При повороте двухшереножного строя кру­гом военнослужащие неполного ряда перехо­дят во впереди стоящую шеренгу.

Четыре человека и менее всегда строятся в одну шеренгу. Чтобы показать разомкнутый строй, учитель размыкает двухшереножный строй и поясняет, что в разомкнутом строю обучаемые в шеренгах расположены по фрон­ту один от другого на интервалах в один шаг или же на интервалах, указанных команди­ром.

Походный строй (рис. 3) — подразде­ление построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дис­танциях, установленных Уставом или прика­зом командира.

Командир, построив обучаемых в колонну, объясняет, что колонна — это строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Колонны применяются для построения подразделений и частей в походный или развернутый строй. Командир указывает, что отделение строится в колонну по одному, по два, взвод по одному, по два, по три, а взвод из четырех отделе­ний — в колонну по четыре.

 

Замыкающий                   направляющий

Глубина строя

Рис. 3. Строй — колонна по два.

 

Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направ­ляющему сообразуют свое движение осталь­ные военнослужащие (подразделения, маши­ны).

Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.

Глубина строя — расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего во­еннослужащего), а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин (впере­ди стоящей машины) до последней линии ма­шин (позади стоящей машины).

 

Строевая стойка.

Для обучения строевой стойке учитель обучающихся в одну шеренгу и, выйдя перед сере­диной строя, показывает, как нужно прини­мать строевую стойку.

 

 

 

При этом обучающиеся должны видеть учителя при показе спереди и сбоку площад­ки. Учитель показывает первое подготовительное упражнение — «Развертыва­ние носков по линии фронта на ширину ступ­ни». Дает возможность выполнить в течение двух-трех минут это подготовитель­ное упражнение, а сам следит за положением носков обуви.

Выполнение этого подготовительного упраж­нения осуществляется по команде «Носки све­сти, делай—РАЗ, носки развести, делай — ДВА, носки свести, делай — РАЗ» и т. д.

Подавая команды, учитель сле­дит за шириной разведения носков и указы­вает на допускаемые обучаемыми ошибки. Сначала упражнение несколько раз выпол­няется под общую команду, затем учитель проверяет выполнение упражнения каждым обучающимся.

После одиночной тренировки можно перейти к по парной трениров­ке, для чего производит расчет в отделении на первый и второй и командует: «Первые номера налево, а вторые напра-ВО», затем «Первые номера проверяют, вторые выпол­няют — к по парной тренировке — ПРИСТУ­ПИТЬ», а сам следит за тренировкой, исправ­ляет ошибки, допускаемые обучаемыми, и пе­риодически меняет тренирующихся и контро­лирующих.

Затем учитель показывает вто­рое подготовительное упражнение — припод­нимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посредине бедер. Это упражнение отрабатывается в такой же после­довательности, как и предыдущее. Учитель разъясняет что, начиная это упраж­нение, необходимо сделать глубокий вдох и в таком положении задержать грудную клетку, сделать выдох и продолжать дыхание с при­поднятой грудью. Приподняв грудь, корпус тела следует немного подать вперед и подо­брать живот, а плечи развернуть. Руки при этом опускаются так, чтобы кисти, обращен­ные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедер. Чтобы проверить правильность подачи корпу­са несколько вперед, необходимо припод­няться на носки (рис. 4, о), а затем, не изме­няя наклона корпуса, опуститься на всю ступ­ню (рис. 4, б).

Рис. 4. Изучение строевой стойки по элементам:

а — проверка правильности положения корпуса; б — положение корпуса при строевой стойке; в — отличие строевой стойки от положения «вольно».

 

Разучивание этого подготовительного уп­ражнения производится по команде «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развер­нуть, корпус тела подать вперед, делай — РАЗ, принять первоначальное положение, делай — ДВА». Упражнение выполняется до тех пор, пока каждый обучаемый не почувствует отличия положения корпуса при правильной строевой стой­ке от положения в свободном состоянии.

При отработке второго подготовительного упражнения учитель показывает, как обучаемые должны держать голову при строевой стойке. Чтобы проверить правиль­ность положения головы, необходимо принять строевую стойку и, не опуская головы, по­смотреть вниз перед собой. При правильном положении головы военнослужащий должен видеть на плацу самую близкую точку в двух-трех шагах от себя, любое другое положение головы обучаемого будет неправильным. учитель обращает внимание на то, что при правильной строевой стойке грудь всегда находится несколько впереди подбородка.

Отработав подготовительные упражнения, можно при­ступить к тренировке всех элементов строевой стойки в целом, для чего подает команды «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО» или другие ко­манды, например: «Два шага вперед (назад), шагом — МАРШ», «Петров. Шаг вперед, шагом — МАРШ» и т. д.

Для проверки правильного выполнения строевой стойки необходимо в ходе трениров­ки приказать обучающимся подняться на носки. Если строевая стойка была принята правиль­но, то все легко, без на­клона вперед выполнят команду. Можно про­верить правильность строевой стойки подня­тием носков. Учитель подает команду «Под­нять носки, делай — РАЗ». Те, кто принял правильно строевую стойку, носки поднять не смогут.

Научив принимать строевую стойку по раз­делениям, учитель тренирует обучаемых в вы­полнении приема в целом, для чего подает ко­манды, например: «Отделение, в одну шерен­гу— СТАНОВИСЬ»  или   «Отделение — СМИРНО». Обучаемые выполняют команды, принимают строевую стойку, а учитель сле­дит за их действиями и добивается устране­ния допущенных ими ошибок.

После того как обучаемые научатся прини­мать строевую стойку, учитель учит их вы­полнять команды «Вольно» и «Заправиться». Перед командой «Заправиться» надо всегда подавать команду «Вольно».

По команде «Вольно» следует стать свобод­но, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внима­ния и не разговаривать.

По команде «Заправиться» разрешается, не оставляя своего места в строю и стоя свобод­но, поправить оружие, обмундирование и сна­ряжение, негромко разговаривать.

Закончив показ и объяснение, как выпол­няются эти команды, командир приступает к обучению. С этой целью производит различ­ные построения, подавая команды, например: «Отделение — РАЗОЙДИСЬ», «Отделение, в одну шеренгу — СТАНОВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ» и т. д.

Повороты на месте.

Учитель объясняет, что поворо­ты на месте выполняются одиночными воен­нослужащими на всех занятиях, при подходе к начальнику и отходе от него, а также при постановке в строй как на занятиях, так и во время построений и пере­движений.

Вначале необходимо отработать повороты направо, налево (на 1/4 круга) и кругом (на 1/2 круга), а затем повороты пол-оборота направо и пол-оборота налево (3/8 круга).

Для обучения поворотам на месте учитель выстраивает отделение по периметру строевой площадки (в одну шеренгу с ин­тервалом четыре шага) и, выйдя на середину строя, показывает поворот в целом в устав­ном темпе.

Показывая прием по разделениям, поясняет, что поворот кругом и налево производится в сторону левой руки на левом каблуке и пра­вом носке, а поворот направо — в сторону правой руки на правом каблуке и левом носке. Все повороты выполняются на два счета. По первому счету надо повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу, по второму счету крат­чайшим путем приставить другую ногу.

Для четкого и красивого поворота на месте необходимо перенести тяжесть тела на ту но­гу, в сторону которой делается поворот, с од­новременным рывком корпуса в сторону пово­рота и сильным упором на носок противопо­ложной ноги, сохраняя устойчивое положение туловища. После этого командир показывает прием в медленном темпе с одновременным разъяснением порядка действий по предвари­тельной и исполнительной командам. Поворот направо разучивается по разделениям на два счета.

Показав прием по разделениям, учитель командует: «Направо, по разделени­ям, делай — РАЗ, делай — ДВА».

Командир отделения следит за тем, чтобы обучаемые по первому счету, резко повернув­шись в сторону правой руки на правом каблу­ке и на левом носке, сохраняли положение корпуса, как при строевой стойке, и не сгиба­ли ног в коленях, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу (рис. 5, а). Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги должны быть развернуты так, чтобы пос­ле окончания поворота носки оказались раз­вернутыми на ширину ступни. Положение рук должно быть, как при строевой стойке.

При неправильном или нечетком выполне­нии элемента по счету «раз» подается команда «ОТСТАВИТЬ».

По счету «делай — ДВА» кратчайшим путем приставить левую ногу, не сгибая ее в колене.

Разучив с отделением поворот направо по разделениям, учитель приступает к разучи­ванию его в целом. Для этого он подает коман­ду «Напра-ВО» и сопровождает ее подсчетом вслух: «РАЗ, ДВА».

Рис. 5. Положение ног при повороте: а — направо; б — налево, в — кругом.

 

Изучение приема можно продолжать под счет вслух самих обучаемых.

При изучении поворота необходимо обра­тить внимание на то, чтобы он выполнялся не только с помощью ног, но и с помощью рез­кого движения корпусом в сторону поворота с соблюдением всех правил строевой стойки.

Закончив тренировку в выполнении поворо­та направо, командир отделения сначала пока­зывает в целом, а затем по разделениям пово­рот налево. Поворот налево также выполня­ется на два счета.

Изучив поворот налево, учитель переходит к изучению по­ворота кругом. Он показывает прием в це­лом, затем по разделениям на два счета. Да­лее поясняет, что поворот кругом выполняется по команде «Кру-ГОМ» так же, как поворот налево, с той лишь раз­ницей, что разворот корпуса делается на 180° (рис. 5, в).

По команде «Кругом, по разделениям, де­лай — РАЗ» надо резко повернуться на левом каблуке и на правом носке, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на каблук левой ноги, подавая корпус немного вперед. При повороте кругом также не допускается размахивание руками вокруг корпуса. По счету «делай — ДВА» надо кратчайшим путем приставить правую ногу к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развер­нуты на ширину ступни.

Добившись правильного выполнения прие­ма по разделениям, следует перейти к трени­ровке обучаемых в выполнении поворота кру­гом в целом.

При обучении повороту кругом внимательно следить за тем, чтобы обучаемый не срывал преждевременно с места сзади стоящую ногу, а при повороте не допускал колебания корпусом и размахи­вания руками.

При выполнении поворотов на месте ха­рактерны следующие ошибки:

-преждевременный поворот корпуса по предварительной ко­манде, сгибание ног в коленях;

- размахивание руками при повороте;

- наклонение головы вниз;

- опускание груди или выпячивание живота;

- от­клонение корпуса назад;

- поворот не на каблу­ке, а на всей ступне;

- при повороте кругом не­полный разворот, приставление ноги не крат­чайшим путем и при этом качание корпуса.

В ходе обучения командир совершенствует свою строевую выучку, поэтому он, подавая команды личному составу, сам образцово вы­полняет приемы.

Движение строевым шагом.

Строевой шаг является одним из наиболее сложных и трудных по усвоению строевых приемов, выполнение которого требует от обу­чаемых особой собранности, подтянутости, четкости, согласованного движения рук и ног.

Последовательность обучения движению строевым шагом рекомендуется следующая:

— тренировка в движении руками;

— тренировка в обозначении шага на месте;

— тренировка в движении строевым шагом на четыре счета;

— тренировка в движении строевым шагом на два счета;

— тренировка в движении строевым шагом в замедленном темпе (со скоростью 50—60 ша­гов в минуту);

Рис. 6. Показ положения рук при движении строевым шагом.

 

— тренировка в движении строевым шагом в уставном темпе по разметке строевой пло­щадки;

— общая тренировка в движении строевым шагом по плацу без разметки;

— прием зачетов.

Разучивать строевой шаг рекомендуется по элементам, применяя для этого подготови­тельные упражнения.

Показав движение строевым шагом в це­лом, учитель показывает по разделениям первое подготовительное упражне­ние— движение руками (рис. 6), а затем по­дает команду «Движение руками, делай — РАЗ, делай — ДВА». По счету «делай— РАЗ» обучаемые должны согнуть правую руку в лок­те, производя движение ею от плеча около те­ла так, чтобы кисть руки поднялась на шири­ну ладони выше пряжки пояса и находилась на расстоянии ладони от тела; одновременно левую руку отвести назад до отказа в пле­чевом суставе. Пальцы рук должны быть по­лусогнуты, а локоть правой руки слегка при­поднят. По счету «делай — ДВА» обучаемые должны произвести движение левой рукой вперед, а правой, начиная от плеча, назад до отказа.

После каждого счета учитель задержи­вает положение рук обучаемых и исправляет допущенные ими ошибки. При неправильном выполнении приема большинством он подает команду «ОТСТАВИТЬ», а если ошибки допускает лишь один, подает команду, например, «Ива­нов — ОТСТАВИТЬ».

После разучивания подготовительного уп­ражнения для рук по разделениям по коман­дам командира можно перейти к обучению под счет самих обучаемых. Для усложнения этого упражнения к нему в последующем добавляется обозначение шага на месте (рис. 7).

Обозначение шага на месте производится по команде «На месте, шагом — МАРШ». По этой команде обучаемые поднимают ногу на 15 — 20 см от земли и ставят ее на землю на всю ступню.

Рис. 7. Разучивание движения рук с одновременным обозначением шага на месте.

 

Для отработки подготовительного упражне­ния для рук с шагом на месте учитель подает команду «Движение руками с шагом на месте, делай — РАЗ, делай — ДВА». В период тренировки особое внимание обращается на правильное движение и поло­жение рук.

После усвоения правильного положения рук при шаге на месте учитель при­ступает к изучению следующего подготовительного упражнения — движения строевым шагом по разделениям на четыре и на два счета.

Показав подготовительное упражнение по разделениям на четыре счета, учитель раз­мыкает отделение на четыре шага и, повернув его направо, командует: «Строевым шагом, по разделениям на четыре счета, шагом — МАРШ». После команды «Марш» считает: «РАЗ, два, три, четыре; РАЗ, два, три, четыре» и т. д. Счет «раз» произносится громко.

По предварительной команде «Шагом» обучаемые подают корпус несколько впе­ред, перенося тяжесть тела больше на правую ногу и сохраняя устойчивость (рис. 8, а). По исполнительной команде «Марш» и по счету «раз» они начинают движение с левой ноги, полным шагом, вынося ногу вперед с оттяну­тым носком (при этом ступня параллельна земле) на высоту 15—20 см от земли (рис. 8, б), и ставят ее твердо на всю ступню, отрывая в то же время от земли правую ногу с подтягиванием ее на полшага вперед к пят­ке левой ноги (рис. 8, б). Одновременно с ша­гом обучаемые делают движение правой ру­кой вперед, а левой назад до отказа (как бы­ло указано в первом подготовительном упраж­нении) и стоят на левой ноге с опущенными руками, правая нога прямая, носком почти у самой земли. По счету «два, три, четыре» де­лают выдержку, устраняя в это время допу­щенные ошибки.

По следующему счету «раз» повторяется движение с правой ноги, а по счету «два, три, четыре» снова выдержка и т. д.

После отработки подготовительного упражнения на четыре счета учитель повторяет это же движение на два счета для чего подает команду «Строевым шагом, по разделениям на два счета, шагом —МАРШ» и считает: «раз, два; раз, два» и т. д. Под счет «раз» выполняется шаг вперед, под счет «два» — выдержка.

 

Рис. 8. Движение строевым шагом:

а — положение перед началом движения; б — начало движения (первый шаг); в — положение по окончании первого шага.

 

Если обучаемые допускают ошибки, следует повторить еще раз упражнение на че­тыре счета. Затем учитель при­ступает к обучению движения строевым ша­гом с темпом 50—60 шагов в минуту с по­следующим наращиванием темпа движения до 110—120 шагов в минуту. Для исправления ошибок рекомендуется с полного темпа дви­жения строевым шагом снова перейти к дви­жению по разделениям на четыре или два счета. В ходе тренировки в выпол­нении приема в целом необходимо строго вы­держивать темп движения 110—120 шагов в минуту.

При обучении движению строевым шагом необходимо добиться, чтобы обучаемые при дви­жении не раскачивались из стороны в сторо­ну. Причина раскачивания — неправильная постановка ног при движении: вместо того, чтобы ставить ноги внутренней частью стопы по оси движения, ставят их в стороны, при этом центр тяжести тела с каждым шагом смещается то вправо, то влево.

Если обучаемый при движении строевым шагом как бы подпрыгивает, ему надо указать на его ошибку и потребовать, чтобы он переносил тяжесть тела с ноги на ногу равномерно а не рывками. Нельзя допускать при движении, заноса одной ноги за другую.

Нормальная скорость движения шагом 110 — 120 шагов в минуту. Размер шага 70—80 см. Нормальная скорость движения бегом 165— 180 шагов в минуту. Размер шага 85—90 см. Движение бегом начинается по команде «Бегом — МАРШ».

При начале движения бегом с места обу­чаемый по предварительной команде должен слегка подать корпус вперед, руки полусогнуть, отвести локти несколько назад, а по исполнительной команде начать бег с левой ноги, производя руками свободные движения вперед и назад в такт бега.

Для перехода в движении с шага на бег по предварительной команде руки надо полу­согнуть, отведя локти несколько назад. Ис­полнительная команда подается учителем одновременно с постановкой обучающимися левой ноги на землю. По этой команде он делает правой ногой очередной шаг и с левой начи­нает движение бегом с нормальной скоростью.

Для перехода с бега на шаг подается ко­манда «Шагом — МАРШ». Исполнительная команда подается одновременно с постанов­кой правой ноги на землю. По этой команде надо сделать еще два шага бегом и с поста­новкой левой ноги на землю начать движение шагом.

При необходимости перейти с движения ша­гом (бегом) к шагу (бегу) на месте подается отрывисто и четко команда «НА МЕСТЕ». Учитель перед строем показывает шаг на месте в целом и по разделениям с объясне­нием: шаг на месте обозначается поднима­нием и опусканием ног; ногу надо поднимать на 15—20 см от земли и ставить ее на землю с передней части ступни на весь след; руками производить движение в такт шага. После этого он приступает к обучению.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.124.56 (0.074 с.)