Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Строевые приемы и Движение без оружия.Стр 1 из 7Следующая ⇒
МЕТОДИКА СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Методика строевой подготовки разработана на основании учебного пособия под руководством В.В.Апакидзе «Строевая подготовка» Воениздат, 1987, учебного пособия под редакцией В.А.Меринского, Москва, Воениздат 2001 год, Строевого устава, учебного издания под руководством Брысина П.М. «Учебно-материальная база начальной военной подготовки в школе» с использованием ресурсов сайтов . https://multiurok.ru и https://infourok.ru В Методике даются рекомендации по обучению приёмам одиночной строевой подготовки без оружия и совершенствованию строевой выучки. Методика предназначена для преподавателей НВП/МСП - ОБЖ в образовательных учреждениях среднего общего образования, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
Строевая подготовка, являясь составной частью боевой подготовки, оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности войск и военизированных организаций. Она закаляет волю, способствует соблюдению воинского порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает внимательность, наблюдательность, коллективизм и исполнительность. Основой подготовки личного состава подразделения к совместным действиям был, есть и остается строй. Он, как никакой другой вид обучения, воспитывает быстрое, точное и единодушное исполнение воли командира Строевая подготовка основана на глубоком понимании военнослужащими необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении приемов в составе подразделения. Строевая выучка дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них быстроту и четкость действий при вооружении и на боевой технике, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения. В овладении методическим мастерством решающее значение имеют умение руководителя анализировать свои успехи и неудачи, результаты каждого занятия, его систематическая работа над повышением своих знаний
ОСНОВЫ СТРОЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
Учитель должен постоянно помнить, что основы обучения лучше всего закладывать с первых дней учебы. Именно в это время вырабатывается, а затем превращается в привычку определенный порядок в изучении строевых приемов.
Известно, что пределы человеческого познания относительны, поэтому необходимо добиваться того, чтобы подчиненные не стеснялись сегодняшнего незнания (неумения) Ведь порицания заслуживает не тот, кто, не зная, ищет ответы и знания, а тот, кто не знает, а делает вид, будто знает. Усвоение — это понимание плюс запоминание, а овладение знаниями — это усвоение плюс применение знаний на практике. Очень важно также, чтобы каждое строевое занятие проводилось на фоне сравнимости результатов соревнующихся с повышением духа состязательности. Это создает необходимые предпосылки к быстрому усвоению изучаемого материала. . Современная молодежь — люди с большими духовными запросами, эрудированные, с разносторонними интересами. Чтобы удовлетворить их любознательность и запросы, учителю важно быть высококультурным человеком, находиться в курсе всего нового, следить за достижениями науки и техники. Педагогическая наблюдательность — это способность целеустремленно и систематически изучать объект своего учебно-воспитательного воздействия, по внешним, часто малозаметным признакам видеть особенности внутреннего мира обучаемых, все изменения, происходящие в личности ученика, умение своевременно подметить и разгадать причины и мотивы всяких перемен в его учебной деятельности и поведении. Педагогическое воображение — способность преподавателя запрограммировать личность обучаемого и предвидеть результаты воспитательных воздействий, умение спланировать для дальнейшей работы направления психологического воздействия и правильно установить факторы, влияющие на учебную деятельность. Педагогическое мышление умение учителя своевременно и глубоко анализировать свою деятельность и действия обучаемых, выделять основные звенья в работе, способность устанавливать связи и обобщать отдельные факты. Педагогический такт представляет сложное профессиональное качество, которое характеризуется чувством меры, особой целесообразностью всего того, что делает учитель, гибкостью различных методов, средств и приемов педагогического воздействия.
Педагогический такт слагается из следующих основных признаков: — высокой требовательности, исключающей грубость; — воздействия путем указаний, внушений, предупреждений и т.п.; — умения слушать обучаемых; — уравновешенности, самообладания, делового тона; — серьезности подхода к ответам на поставленные вопросы; — простоты в обращении, однако исключающей панибратство и фамильярность; — принципиальности и настойчивости без упрямства; — внимательности и чуткости к обучаемым; — юмора без унижения личности; — скромности, в личном поведении. Педагогическая техника — это комплекс навыков, умений и приемов, с помощью которых учитель достигает максимальной эффективности применяемых методов педагогического воздействия. Педагогическая техника включает: — навыки и умения организации учебных занятий и различных воспитательных мероприятий; — приемы выразительного показа учителем своего отношения к тем или иным действиям и поведению обучаемых; — умение владеть речью; — методику изучения и учета морально-психологических особенностей обучаемых; — умение создавать различные педагогические ситуации воспитательного воздействия на обучаемых, в том числе со стороны коллектива; — владение техническими средствами обучения, умение правильно их использовать; — педагогический контроль и учет обученности и воспитанности учеников. Решающую роль в развитии педагогического творчества учмтеля играет практическая деятельность. Как заметил А. С. Макаренко, нельзя научиться искусству воспитания и обучения, как и всякому другому искусству, только по книгам. Как бы человек ни был талантлив, какими бы хорошими ни были учебные пособия, но если он не будет самостоятельно учиться на практическом опыте, на положительном примере, он никогда не будет хорошим педагогом.
МЕТОДЫ СТРОЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
Методы обучения — это пути и способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование навыков и умений, выработка высоких морально-боевых и психологических качеств. Каждый метод состоит из взаимосвязанных элементов, которые принято называть приемами обучения. Следует различать методы и приемы обучения. Приемы — это отдельные детали, составные части методов. Так, например, демонстрация изучаемого действия по разделениям или в целом — это приемы метода показа; изложение порядка выполнения элемента — это прием метода рассказа. В большинстве случаев несколько методов обучения применяются в сочетании, например: показ с рассказом, объяснение — с упражнением. В том или ином сочетании один из методов играет ведущую роль, а другие — подчиненную. В строевом обучении в основном применяются следующие методы: — устное изложение учебного материала; — показ; — тренировка; — самостоятельное изучение приема или действия. Устное изложение в строевом обучении, как правило, применяется при объяснении, которое чаще всего сочетается с показом (демонстрацией) изучаемых приемов и действий. Показ представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у обучаемых создается наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления о приемах и действиях. Одной из разновидностей метода показа является демонстрация.
Показ может быть: личный; с помощью специально проинструктированных обучаемых; в ходе показных занятий и при демонстрации учебных кинофильмов. Для успешного применения руководителем метода показа необходимо: — глубоко знать учебный материал, уметь мастерски выполнять разучиваемые приемы и действия; — выдерживать установленный темп исполнения приема или действия; — умело использовать ракурс, под которым обучаемые видят исполняемые руководителем прием или действие. Тренировка — это многократное, сознательное и усложняющееся повторение определенных приемов и действий с целью выработки и совершенствования у обучаемых навыков и умений. На строевых занятиях, особенно в ходе тренировок, необходимо соблюдать выдержку и терпение. Повышенный тон, окрики и раздражение командира подавляют волю и инициативу ученика. Он еще больше теряется, спешит и допускает более серьезные ошибки. В процессе обучения учитель должен добиваться, чтобы в повторении материала активно участвовали все ученики. Объяснение приема или действия должно быть кратким, четким и ясным, как и сам прием. Каждая часть объяснения должна сопровождаться практическим показом. Большое значение в строевой подготовке имеет умение четко и громко подавать команды. Нечетко поданная команда затрудняет ее выполнение, а неправильно поданная — приводит в замешательство или к невыполнению приема. Предварительная команда должна подаваться отчетливо и протяжно, чтобы обучаемые поняли, каких действий от них требует командир. Исполнительная команда должна подаваться после паузы отрывисто и энергично. Исполнительную команду никогда не следует затягивать, так как это приводит к ненужному перенапряжению обучаемых и нечеткости в действиях.
Перед подачей команды или отдачей приказания командир обязан принять положение «смирно». Это воспитывает у учеников дисциплинированность и уважение к строю. Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности: — ознакомление с приемом; — разучивание приема; — тренировка. Для ознакомления с приемом командир должен: — назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется;
— подать команду, по которой выполняется прием; — показать строго по Строевому уставу, как выполняется прием в целом, а затем в медленном темпе — по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения. На ознакомление с приемом должно затрачиваться минимальное время. В зависимости от сложности строевого приема разучивание его может проводиться: — в целом, если прием несложный; — по разделениям, если прием сложный; — с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются. Для ознакомления с приемом руководитель занятия образцово показывает обучаемым порядок его выполнения в целом, а затем по элементам (по разделениям), попутно объясняя свои действия. Изучение каждого элемента приема или действия (если прием сложен по выполнению) также начинается с показа и краткого объяснения. При показе у обучаемого создается зрительное представление о строевом приеме или действии (его элементах), поэтому показ должен быть безупречным. Приемы и действия, показанные четко, правильно и красиво, всегда производят на обучаемых большое впечатление и вызывают желание выполнять их так, как было показано. Показ необходимо всегда сопровождать кратким объяснением. Для создания полного и правильного представления об изучаемом приеме или действии недостаточно иметь зрительное представление, нужно осмыслить изучаемые прием или действие. После ознакомления со строевым приемом или действием процесс формирования навыка как целостного действия включает три связанных между собой основных этапа. Первый этап заключается в расчленении приема или действия (сложного) на элементы и в выполнении приема или действия по элементам. Второй этап последовательно объединяет элементы в группы, а затем — в единое целое. Третий этап сводится к выработке навыков в выполнении приема или действия. Выполнение приема путем многократного повторения (тренировки) доводится до автоматизма. При этом учитель должен добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, красиво и четко.
ОДИНОЧНАЯ СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА.
Одиночная подготовка является наиболее ответственным разделом строевого обучения Занятия по изучению строевых приемов на месте необходимо проводить в разомкнутом строю, а в движении — на увеличенных дистанциях, с тем, чтобы учителю отчетливо были видны ошибки и неточности в действиях каждого обучаемого. Одиночная строевая подготовка должна проводиться на специально оборудованной площадке или на строевом плацу. Обучение строевым приемам с оружием проводится теми же методами, что и без оружия.
Строевой расчет. Расчет производится по команде «По порядку— РАССЧИТАЙСЬ» По этой команде расчет начинается с правого фланга: каждый называет свой номер, быстро поворачивая голову к стоящему слева от него, и быстро ставит ее прямо; левофланговый голову не поворачивает.
Затем производится расчет на первый и второй. Командиры отделений в расчет не входят. Строи. На первом занятии по строевой подготовке надо показать элементы строя, дать уставные определения, рассказать о назначении элементов строя и основных команд по управлению строем.
Строй — установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах (рис. 1). Шеренга — строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии. Указав на строй, учитель говорит: «Строй, в котором вы сейчас стоите, есть развернутый одно-шереножный строй», после чего объясняет, показывает и дает определения: флангу и фронту строя, тыльной стороне строя, интервалу и ширине строя. Фланг — правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются. Фронт — сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины — лобовой частью). Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту. Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями. Учителю необходимо подчеркнуть, что в сомкнутом строю, в котором сейчас находятся обучающиеся, интервал между локтями рядом стоящих должен быть равен ширине ладони. Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями. Ширина строя — расстояние между флангами. После объяснения и показа элементов одношереножного строя командир выстраивает отделение в двухшереножный строй и дает его определение.
Неполный ряд Первая шеренга Полный ряд Вторая шеренга Рис.2 Двухшереножный строй
Двухшереножный строй (рис.2) — военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, сложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Учитель предлагает проверить дистанцию между шеренгами, для чего обучаемые второй шеренги, вытянув руку (левую), кладут ладонь на плечо впереди стоящего. В двухшереножном строю шеренги называются первой и второй. При повороте строя их название не изменяется. Ряд — два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным; последний ряд всегда должен быть полным. При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащие неполного ряда переходят во впереди стоящую шеренгу. Четыре человека и менее всегда строятся в одну шеренгу. Чтобы показать разомкнутый строй, учитель размыкает двухшереножный строй и поясняет, что в разомкнутом строю обучаемые в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или же на интервалах, указанных командиром. Походный строй (рис. 3) — подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или приказом командира. Командир, построив обучаемых в колонну, объясняет, что колонна — это строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Колонны применяются для построения подразделений и частей в походный или развернутый строй. Командир указывает, что отделение строится в колонну по одному, по два, взвод по одному, по два, по три, а взвод из четырех отделений — в колонну по четыре.
Замыкающий направляющий Глубина строя Рис. 3. Строй — колонна по два.
Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины). Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне. Глубина строя — расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).
Строевая стойка. Для обучения строевой стойке учитель обучающихся в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, показывает, как нужно принимать строевую стойку.
При этом обучающиеся должны видеть учителя при показе спереди и сбоку площадки. Учитель показывает первое подготовительное упражнение — «Развертывание носков по линии фронта на ширину ступни». Дает возможность выполнить в течение двух-трех минут это подготовительное упражнение, а сам следит за положением носков обуви. Выполнение этого подготовительного упражнения осуществляется по команде «Носки свести, делай—РАЗ, носки развести, делай — ДВА, носки свести, делай — РАЗ» и т. д. Подавая команды, учитель следит за шириной разведения носков и указывает на допускаемые обучаемыми ошибки. Сначала упражнение несколько раз выполняется под общую команду, затем учитель проверяет выполнение упражнения каждым обучающимся. После одиночной тренировки можно перейти к по парной тренировке, для чего производит расчет в отделении на первый и второй и командует: «Первые номера налево, а вторые напра-ВО», затем «Первые номера проверяют, вторые выполняют — к по парной тренировке — ПРИСТУПИТЬ», а сам следит за тренировкой, исправляет ошибки, допускаемые обучаемыми, и периодически меняет тренирующихся и контролирующих. Затем учитель показывает второе подготовительное упражнение — приподнимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посредине бедер. Это упражнение отрабатывается в такой же последовательности, как и предыдущее. Учитель разъясняет что, начиная это упражнение, необходимо сделать глубокий вдох и в таком положении задержать грудную клетку, сделать выдох и продолжать дыхание с приподнятой грудью. Приподняв грудь, корпус тела следует немного подать вперед и подобрать живот, а плечи развернуть. Руки при этом опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедер. Чтобы проверить правильность подачи корпуса несколько вперед, необходимо приподняться на носки (рис. 4, о), а затем, не изменяя наклона корпуса, опуститься на всю ступню (рис. 4, б). Рис. 4. Изучение строевой стойки по элементам: а — проверка правильности положения корпуса; б — положение корпуса при строевой стойке; в — отличие строевой стойки от положения «вольно».
Разучивание этого подготовительного упражнения производится по команде «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть, корпус тела подать вперед, делай — РАЗ, принять первоначальное положение, делай — ДВА». Упражнение выполняется до тех пор, пока каждый обучаемый не почувствует отличия положения корпуса при правильной строевой стойке от положения в свободном состоянии. При отработке второго подготовительного упражнения учитель показывает, как обучаемые должны держать голову при строевой стойке. Чтобы проверить правильность положения головы, необходимо принять строевую стойку и, не опуская головы, посмотреть вниз перед собой. При правильном положении головы военнослужащий должен видеть на плацу самую близкую точку в двух-трех шагах от себя, любое другое положение головы обучаемого будет неправильным. учитель обращает внимание на то, что при правильной строевой стойке грудь всегда находится несколько впереди подбородка. Отработав подготовительные упражнения, можно приступить к тренировке всех элементов строевой стойки в целом, для чего подает команды «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО» или другие команды, например: «Два шага вперед (назад), шагом — МАРШ», «Петров. Шаг вперед, шагом — МАРШ» и т. д. Для проверки правильного выполнения строевой стойки необходимо в ходе тренировки приказать обучающимся подняться на носки. Если строевая стойка была принята правильно, то все легко, без наклона вперед выполнят команду. Можно проверить правильность строевой стойки поднятием носков. Учитель подает команду «Поднять носки, делай — РАЗ». Те, кто принял правильно строевую стойку, носки поднять не смогут. Научив принимать строевую стойку по разделениям, учитель тренирует обучаемых в выполнении приема в целом, для чего подает команды, например: «Отделение, в одну шеренгу— СТАНОВИСЬ» или «Отделение — СМИРНО». Обучаемые выполняют команды, принимают строевую стойку, а учитель следит за их действиями и добивается устранения допущенных ими ошибок. После того как обучаемые научатся принимать строевую стойку, учитель учит их выполнять команды «Вольно» и «Заправиться». Перед командой «Заправиться» надо всегда подавать команду «Вольно». По команде «Вольно» следует стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать. По команде «Заправиться» разрешается, не оставляя своего места в строю и стоя свободно, поправить оружие, обмундирование и снаряжение, негромко разговаривать. Закончив показ и объяснение, как выполняются эти команды, командир приступает к обучению. С этой целью производит различные построения, подавая команды, например: «Отделение — РАЗОЙДИСЬ», «Отделение, в одну шеренгу — СТАНОВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ» и т. д. Повороты на месте. Учитель объясняет, что повороты на месте выполняются одиночными военнослужащими на всех занятиях, при подходе к начальнику и отходе от него, а также при постановке в строй как на занятиях, так и во время построений и передвижений. Вначале необходимо отработать повороты направо, налево (на 1/4 круга) и кругом (на 1/2 круга), а затем повороты пол-оборота направо и пол-оборота налево (3/8 круга). Для обучения поворотам на месте учитель выстраивает отделение по периметру строевой площадки (в одну шеренгу с интервалом четыре шага) и, выйдя на середину строя, показывает поворот в целом в уставном темпе. Показывая прием по разделениям, поясняет, что поворот кругом и налево производится в сторону левой руки на левом каблуке и правом носке, а поворот направо — в сторону правой руки на правом каблуке и левом носке. Все повороты выполняются на два счета. По первому счету надо повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу, по второму счету кратчайшим путем приставить другую ногу. Для четкого и красивого поворота на месте необходимо перенести тяжесть тела на ту ногу, в сторону которой делается поворот, с одновременным рывком корпуса в сторону поворота и сильным упором на носок противоположной ноги, сохраняя устойчивое положение туловища. После этого командир показывает прием в медленном темпе с одновременным разъяснением порядка действий по предварительной и исполнительной командам. Поворот направо разучивается по разделениям на два счета. Показав прием по разделениям, учитель командует: «Направо, по разделениям, делай — РАЗ, делай — ДВА». Командир отделения следит за тем, чтобы обучаемые по первому счету, резко повернувшись в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке, сохраняли положение корпуса, как при строевой стойке, и не сгибали ног в коленях, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу (рис. 5, а). Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги должны быть развернуты так, чтобы после окончания поворота носки оказались развернутыми на ширину ступни. Положение рук должно быть, как при строевой стойке. При неправильном или нечетком выполнении элемента по счету «раз» подается команда «ОТСТАВИТЬ». По счету «делай — ДВА» кратчайшим путем приставить левую ногу, не сгибая ее в колене. Разучив с отделением поворот направо по разделениям, учитель приступает к разучиванию его в целом. Для этого он подает команду «Напра-ВО» и сопровождает ее подсчетом вслух: «РАЗ, ДВА». Рис. 5. Положение ног при повороте: а — направо; б — налево, в — кругом.
Изучение приема можно продолжать под счет вслух самих обучаемых. При изучении поворота необходимо обратить внимание на то, чтобы он выполнялся не только с помощью ног, но и с помощью резкого движения корпусом в сторону поворота с соблюдением всех правил строевой стойки. Закончив тренировку в выполнении поворота направо, командир отделения сначала показывает в целом, а затем по разделениям поворот налево. Поворот налево также выполняется на два счета. Изучив поворот налево, учитель переходит к изучению поворота кругом. Он показывает прием в целом, затем по разделениям на два счета. Далее поясняет, что поворот кругом выполняется по команде «Кру-ГОМ» так же, как поворот налево, с той лишь разницей, что разворот корпуса делается на 180° (рис. 5, в). По команде «Кругом, по разделениям, делай — РАЗ» надо резко повернуться на левом каблуке и на правом носке, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на каблук левой ноги, подавая корпус немного вперед. При повороте кругом также не допускается размахивание руками вокруг корпуса. По счету «делай — ДВА» надо кратчайшим путем приставить правую ногу к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развернуты на ширину ступни. Добившись правильного выполнения приема по разделениям, следует перейти к тренировке обучаемых в выполнении поворота кругом в целом. При обучении повороту кругом внимательно следить за тем, чтобы обучаемый не срывал преждевременно с места сзади стоящую ногу, а при повороте не допускал колебания корпусом и размахивания руками. При выполнении поворотов на месте характерны следующие ошибки: -преждевременный поворот корпуса по предварительной команде, сгибание ног в коленях; - размахивание руками при повороте; - наклонение головы вниз; - опускание груди или выпячивание живота; - отклонение корпуса назад; - поворот не на каблуке, а на всей ступне; - при повороте кругом неполный разворот, приставление ноги не кратчайшим путем и при этом качание корпуса. В ходе обучения командир совершенствует свою строевую выучку, поэтому он, подавая команды личному составу, сам образцово выполняет приемы. Движение строевым шагом. Строевой шаг является одним из наиболее сложных и трудных по усвоению строевых приемов, выполнение которого требует от обучаемых особой собранности, подтянутости, четкости, согласованного движения рук и ног. Последовательность обучения движению строевым шагом рекомендуется следующая: — тренировка в движении руками; — тренировка в обозначении шага на месте; — тренировка в движении строевым шагом на четыре счета; — тренировка в движении строевым шагом на два счета; — тренировка в движении строевым шагом в замедленном темпе (со скоростью 50—60 шагов в минуту); Рис. 6. Показ положения рук при движении строевым шагом.
— тренировка в движении строевым шагом в уставном темпе по разметке строевой площадки; — общая тренировка в движении строевым шагом по плацу без разметки; — прием зачетов. Разучивать строевой шаг рекомендуется по элементам, применяя для этого подготовительные упражнения. Показав движение строевым шагом в целом, учитель показывает по разделениям первое подготовительное упражнение— движение руками (рис. 6), а затем подает команду «Движение руками, делай — РАЗ, делай — ДВА». По счету «делай— РАЗ» обучаемые должны согнуть правую руку в локте, производя движение ею от плеча около тела так, чтобы кисть руки поднялась на ширину ладони выше пряжки пояса и находилась на расстоянии ладони от тела; одновременно левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук должны быть полусогнуты, а локоть правой руки слегка приподнят. По счету «делай — ДВА» обучаемые должны произвести движение левой рукой вперед, а правой, начиная от плеча, назад до отказа. После каждого счета учитель задерживает положение рук обучаемых и исправляет допущенные ими ошибки. При неправильном выполнении приема большинством он подает команду «ОТСТАВИТЬ», а если ошибки допускает лишь один, подает команду, например, «Иванов — ОТСТАВИТЬ». После разучивания подготовительного упражнения для рук по разделениям по командам командира можно перейти к обучению под счет самих обучаемых. Для усложнения этого упражнения к нему в последующем добавляется обозначение шага на месте (рис. 7). Обозначение шага на месте производится по команде «На месте, шагом — МАРШ». По этой команде обучаемые поднимают ногу на 15 — 20 см от земли и ставят ее на землю на всю ступню. Рис. 7. Разучивание движения рук с одновременным обозначением шага на месте.
Для отработки подготовительного упражнения для рук с шагом на месте учитель подает команду «Движение руками с шагом на месте, делай — РАЗ, делай — ДВА». В период тренировки особое внимание обращается на правильное движение и положение рук. После усвоения правильного положения рук при шаге на месте учитель приступает к изучению следующего подготовительного упражнения — движения строевым шагом по разделениям на четыре и на два счета. Показав подготовительное упражнение по разделениям на четыре счета, учитель размыкает отделение на четыре шага и, повернув его направо, командует: «Строевым шагом, по разделениям на четыре счета, шагом — МАРШ». После команды «Марш» считает: «РАЗ, два, три, четыре; РАЗ, два, три, четыре» и т. д. Счет «раз» произносится громко. По предварительной команде «Шагом» обучаемые подают корпус несколько вперед, перенося тяжесть тела больше на правую ногу и сохраняя устойчивость (рис. 8, а). По исполнительной команде «Марш» и по счету «раз» они начинают движение с левой ноги, полным шагом, вынося ногу вперед с оттянутым носком (при этом ступня параллельна земле) на высоту 15—20 см от земли (рис. 8, б), и ставят ее твердо на всю ступню, отрывая в то же время от земли правую ногу с подтягиванием ее на полшага вперед к пятке левой ноги (рис. 8, б). Одновременно с шагом обучаемые делают движение правой рукой вперед, а левой назад до отказа (как было указано в первом подготовительном упражнении) и стоят на левой ноге с опущенными руками, правая нога прямая, носком почти у самой земли. По счету «два, три, четыре» делают выдержку, устраняя в это время допущенные ошибки. По следующему счету «раз» повторяется движение с правой ноги, а по счету «два, три, четыре» снова выдержка и т. д. После отработки подготовительного упражнения на четыре счета учитель повторяет это же движение на два счета для чего подает команду «Строевым шагом, по разделениям на два счета, шагом —МАРШ» и считает: «раз, два; раз, два» и т. д. Под счет «раз» выполняется шаг вперед, под счет «два» — выдержка.
Рис. 8. Движение строевым шагом: а — положение перед началом движения; б — начало движения (первый шаг); в — положение по окончании первого шага.
Если обучаемые допускают ошибки, следует повторить еще раз упражнение на четыре счета. Затем учитель приступает к обучению движения строевым шагом с темпом 50—60 шагов в минуту с последующим наращиванием темпа движения до 110—120 шагов в минуту. Для исправления ошибок рекомендуется с полного темпа движения строевым шагом снова перейти к движению по разделениям на четыре или два счета. В ходе тренировки в выполнении приема в целом необходимо строго выдерживать темп движения 110—120 шагов в минуту. При обучении движению строевым шагом необходимо добиться, чтобы обучаемые при движении не раскачивались из стороны в сторону. Причина раскачивания — неправильная постановка ног при движении: вместо того, чтобы ставить ноги внутренней частью стопы по оси движения, ставят их в стороны, при этом центр тяжести тела с каждым шагом смещается то вправо, то влево. Если обучаемый при движении строевым шагом как бы подпрыгивает, ему надо указать на его ошибку и потребовать, чтобы он переносил тяжесть тела с ноги на ногу равномерно а не рывками. Нельзя допускать при движении, заноса одной ноги за другую. Нормальная скорость движения шагом 110 — 120 шагов в минуту. Размер шага 70—80 см. Нормальная скорость движения бегом 165— 180 шагов в минуту. Размер шага 85—90 см. Движение бегом начинается по команде «Бегом — МАРШ». При начале движения бегом с места обучаемый по предварительной команде должен слегка подать корпус вперед, руки полусогнуть, отвести локти несколько назад, а по исполнительной команде начать бег с левой ноги, производя руками свободные движения вперед и назад в такт бега. Для перехода в движении с шага на бег по предварительной команде руки надо полусогнуть, отведя локти несколько назад. Исполнительная команда подается учителем одновременно с постановкой обучающимися левой ноги на землю. По этой команде он делает правой ногой очередной шаг и с левой начинает движение бегом с нормальной скоростью. Для перехода с бега на шаг подается команда «Шагом — МАРШ». Исполнительная команда подается одновременно с постановкой правой ноги на землю. По этой команде надо сделать еще два шага бегом и с постановкой левой ноги на землю начать движение шагом. При необходимости перейти с движения шагом (бегом) к шагу (бегу) на месте подается отрывисто и четко команда «НА МЕСТЕ». Учитель перед строем показывает шаг на месте в целом и по разделениям с объяснением: шаг на месте обозначается подниманием и опусканием ног; ногу надо поднимать на 15—20 см от земли и ставить ее на землю с передней части ступни на весь след; руками производить движение в такт шага. После этого он приступает к обучению.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.128 с.) |