Вклад работ У. Куайна и философского языка Л. Витгенштейна в критику неопозитивизма.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад работ У. Куайна и философского языка Л. Витгенштейна в критику неопозитивизма.



 Уиллард Куайн «Две догмы эмпиризма» - аналитическая философия. Критика ряда неопозитивистских идей, привнесла в аналитическую философию элементы прагматизма. Первая догма эмпиризма — это разграничение двух видов истин аналитических, то есть исходящих из содержания понятий, и синтетических, основывающихся на фактах. Помимо Канта, которого нельзя отнести к эмпиризму, эти истины различал Альфред Айер. Вторая догма эмпиризма — это редукционизм, согласно которому каждое осмысленное предложение эквивалентно некоторой конструкции из терминов, указывающих на непосредственный чувственный опыт субъекта.
Источник этих «догм» Куайн видел в ошибочной установке рассматривать изолированные предложения, отвлекаясь от их роли в контексте языковой системы или теории. Куайн ссылается на пример Фреге с Вечерней и Утренней Звездой, которые имеют один предмет, но разные обозначения и значения, отождествление исключительно аналитическое.
По Куайну, проверке в науке подлежит система взаимосвязанных предложений теории (то, что Кун позже назовет парадигмой), а не отдельные предложения, гипотезы. И эти всеобъемлющие научные теории являются человеческими конструктами, опосредованно взаимодействующими с опытом. Однако переоценка одних эмпирических высказываний вызывает коррекцию всей теории. Этим объясняются устойчивость теории как таковой при столкновении её с опытом, её способность к самокоррекции на основе соглашений ученых. Поэтому теоретические (аналитические) истины существуют в тесной и неразрывной взаимосвязи с практическими (синтетическими). Куайн не видел принципиальной разницы между “богами» Гомера и физическими объектами с точки зрения эпистемологии, но обнаруживал разницу с точки зрения прагматики."

 Основная мысль: невозможность деления суждений на синтетические и аналитические. Рассмотрим два эквивалентных утверждения: «Все неженатые люди не женаты» (аналитическое) и «Все холостяки не женаты» (надо определить понятие «холостяк», т.е. нужно доп. утверждение, только тогда можно сказать, синтетическое или аналитическое это утверждение). Другой пример: «Лектор глуп» :). =>Тезис о неразличимости синтетических и аналитических утверждений.

Критика неопозитивизма Витгенштейном.

«Логико-философский трактат» и «Философские исследования».

Основная идея: имена должны быть приписаны не предметам (как у Рассела), а фактам, которые разворачиваются и происходят в определенных ситуациях (Мир есть совокупность фактов, а не вещей). Когда мы связываем имена в предложения, мы создаем логический образ разворачивающейся ситуации.

Позже - новая концепция, уход от идей «Логико-философского трактата»: в системе Рассела есть изъян.

Аналитическая философия – это не логический позитивизм, но он очень сильно на нее повлиял. Рассел и Витгенштейн были представителями АФ, а никак не ЛП.

В конце своей жизни Витгенштейн переходит к лингвистическому этапу творчества – здесь он уже рассуждает о естественном языке. Философия должна работать с естественным языком. Эта работа, опубликованная посмертно, называется «Философские исследования». Грамматика естественного языка – это игра со своими правилами. Философские измышления – это «туман языковой грамматики». Философия должна исследовать эти языковые игры. Чтобы осуществлять коммуникацию, нужно знать правила игры. Лингвистический этап – это рассмотрение модели коммуникаций, когда все слова употребляются в определенном контексте.

"Все предложения, нарушающие законы логики или не относящиеся к наблюдаемым фактам, полагаются Витгенштейном бессмысленными. Так, бессмысленными оказываются предложения этики, эстетики и метафизики. Важно понимать, что Витгенштейн отнюдь не намеревался тем самым лишить значимости области, которые его самого волновали чрезвычайно, но утверждал бесполезность в них языка. «О чем невозможно говорить, о том следует молчать» — таков последний афоризм «Трактата».
Философы Венского кружка, для которых «Трактат» стал настольной книгой, не приняли этого последнего факта, развернув программу, в которой «бессмысленное» стало тождественным «подлежащему элиминации». Это стало одной из главных причин, побудивших Витгенштейна пересмотреть свою философию. Результатом пересмотра стал комплекс идей, в котором язык понимается уже как подвижная система контекстов, «языковых игр», подверженная возникновению противоречий, связанных с неясностью смыслов используемых слов и выражений, которые должны устраняться путём прояснения последних. Прояснение правил употребления языковых единиц и устранение противоречий и составляет задачу философии."

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.012 с.)