Методологические правила» И. Ньютона.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические правила» И. Ньютона.



Исаак Ньютон. «Математические начала натуральной философии». Не только механика и мат. анализ, но и методологическая часть: сводка правил, которыми сам руководствовался в научных исследованиях. По сути с него и началась наука-2. Наука-1, Аристотелевская, качественная, без математики,целевые причины существования вещей, после — математика — язык науки, эксперименты.Природа бесцельна, определяется системой взаимодействий.

Научная революция приводит к фрагментации мира. Космос и Земля устроены одинаково плохо и сложно. Мир запутан, разделён. Изучать взаимодействие этих небесных тел. Человек – наблюдатель.

«Сходные явления объясняй сходным образом» (пример: свет от свечи, камина, Солнца – одинаковой природы). Явления мира имеют единообразную природу (принцип единства законов природы).

«если две разные теории одинаково хорошо объясняют данную группу явлений, то предпочти более простую теорию», т.е. ту, которая содержит наименьшее количество независимых определений.

«Если некоторое свойство присуще в различной степени различным предметам, то данное свойство можно считать универсальным законом природы и полагать предметом, достойным изучения»

«В деле размышления о законах природы считай любую точку зрения верной до тех пор, пока не обнаружишь факты, которые противоречат ей». Ищи факты, опровергающие (!) твою точку зрения (у Декарта, наоборот, - подтверждающие).

12.Парижская политехническая школа. «Великая французская революция в физике».
«Великая Французская революция» в физике (1815-25): во Франции формируются все основные разделы классической физики. Это связано с образованием l’Ecòle Polytechnique (по решению Конвента в 1793 г.): Франции требуются инженеры нового типа в разных отраслях промышленности (в т.ч. военной), которые могли бы ставить задачи, формировать средства для их решения и добиваться решения. Структура: предполагалось, что образование инженера (любой специализации) начинается с систематического курса математики и физики (в течение двух лет). Затем физико-математические методы применяются в конкретной области промышленности. Нужно заново систематизировать весь физико-математический материал, чтобы сделать настоящие учебные дисциплины, что и было сделано очень быстро: Огюст Коши (математический анализ), Лагранж(механика), Ампер (электродинамика), Френель (волновая оптика), Жак Фурье (учение о тепле) => к 1825 году 4 классических раздела физики сформулированы и упакованы в рамки проработанных учебных курсов. Использование информации важнее, чем её усвоение. Пьер-Симон Лаплас – вдохновитель ЕР: программа Лапласа – добиваться соединения методов математического анализа и классической (экспериментальной) физики. Ставя опыты, выделяем минимальные приращения величин и отклики (т.е. дифференциалы), записываем связь в виде дифференциальных уравнений и решаем их по отношению к новым возникающим задачам (т.е. с новыми граничными условиями) в любой отрасли физики => применение в инженерных проектах. То есть, систематизация физики как таковой и соединение мира эмпирических физических закономерностей с языком математики (в форме дифференциальных уравнений). Но за два-три поколения выпускников эта система деградировала

13.Модель университета В. Гумбольдта. Становление теоретической физики в XIX веке. 1809 Вильгельм фон Гумбольдт, ректор берлинского университета, добился у  министерства образования Пруссии разрешения принять новый устав. Модель стала образцом. 1863г- реформа в Российской империи по образцу Гумбольдта.

 

2 идеи:

1 – большая, но в итоге оказалась неперспективной.

Надо построить систему образования, систему формирования универсального человека эпохи возрождения (неогуманистическая концепция). вернуть мировоззрению студента целостность, системность. "В нашем мире всё связано со всем", изолированных предметных областей нет.

 

Сами предметные знания падают в некую структуру мышления -> надо сформировать в человеке эту структуру, заложив в него некую классификацию.

 

Дать человеку некий каталог, когда любое знание может найти своё место в каталоге. Какие науки дают человеку целостную систему, структуру вещей: история, философия, филология, математика <-> учим всех студентов этим наукам вне зависимости от специальности.

 

2 идея – уровень и количество исследовательских работ. Недопустимо мало. Преподаватели почти не занимаются наукой: в устав университета включено требование: каждый сотрудник (преподаватель) должен иметь научные труды. И когда его переизбирают через несколько лет на должность, сотрудник выносит на рассмотрение коллег свои научные труды, достижения за истекший период. Без них нельзя стать преподавателем на следующий цикл.

 

Это правило сохраняется до сих пор, даже у нас.

 

[ До начала 20 века любая статья в научном журнале не могла быть опубликована просто так, при наличии позитивного отзыва -> она должна была быть вынесена на обсуждение, заседание учёного совета института (или учёного общества) ]

 

Эта идея номер 2 совершенно изменила жизнь университета. "Каждый преподаватель должен заниматься наукой" -> нужны а) лаборатории -> внутри немецких университетов начинают быстро возникать лаборатории как отдельные подразделения,

б) в лабораториях должны работать люди -> брать их можно только из студентов -> надо пристёгивать студентов к работе как можно раньше -> как? Как привлечь? как мотивировать? -> читать лекции не по книгам а заражать студентов свежими идеями -> "кто читает по учебнику тот не профессор". -> в лабораториях получаются новые результаты -> они выносятся на лекции.

 

Итог: количество исследований и публикаций начало резко возрастать -> Германия стала лидером в физике и химии к концу 19 века.

 

Крупнейшие фармкомпании германии очень рано (середина 19 века) начали вербовать учёных химиков в университетах для параллельной работы в своих исследовательских лабораториях и подразделениях -> возникает понятие "корпоративной науки". Важнейшим условием создания корпоративных исследовательских центров было возникновение крупных бизнес-структур и их интеграция. Условие №2 – развитие корпоративной науки: ясно ощущается на международном рынке реальная конкуренция (а она возникла только после окончания захвата колоний) -> для участия в конкурентной борьбе нужны были инновации -> потребность в исследовательских центрах -> немцы вырвались вперёд в химии и электротехнике (причём до создания уравнений Максвелла) -> пример того, что наука "отстаёт" от развития технологий. Не было ещё единой теории электричества, а уже было много готовых рабочих приборов!

 

Французы недолюбливали всё немецкое -> не приняли модель Гумбольдта -> отстали от Германии.

 

Англия - Третий путь – не французский и не немецкий. Идея кампуса – автономная структура -> сохраняет характер средневековых университетов (монашеские ордены). -> Максвелл был исключён из совета Тринити-колледжа после свадьбы.

 

14.«Первый позитивизм».
Позитивизм – философское течение, возникшее в первой половине 19-го века. Во-первых – это эйфория, связанная со развитием науки и техники на базе ньютонианской программы в 19-м веке -> сциентизм (Верн); во вторых – столь же взрывоподобное развитие континентальной философской метафизики (Кант, Гегель)-> критика эмпиризма. «Если раньше философия была служанкой теологии, то теперь ей предстоит стать служанкой науки».

Давид Юм (1711-1776). Метод Юма — у причинности и индукции нет оснований.Метафизика — строительные леса у здания науки. Я не знаю, существует ли мир вне меня и никогда не узнаю. Скептицизм греков. Горгий: 3 положения 1) Ничего нет 2) Если что-то есть — оно непознаваемо 3) Если что-то познаваемо — оно невыразимо.

Все направления идут от феноменализма, т. е. агностицизма. Под маской позитивизма еще скрывались субъективные идеалисты (солипсисты). Появилось стремление найти что-либо третье, не материализм и не идеализм (особенно Мах и Авенариус).

Милль попытался найти обоснование индукции и причинности, «Система обоснования объективной логики». Принцип единообразия природы — при точно воспроизведенных условиях результаты эксперимента будут одинаковыми. 4 канона (метода) Милля — Сходства, (АБС — абс, АДЕ — аде = А — а), Различия (АБС — абс, ВС — бс, = А — а), Остатков (В — в, Д — д, АБД — абд, = А — а), Сопутствующих изменений (АБС — абс, А —> кА, кАВС — кабс, = А — а).

Спенсер: всеобщая эволюция (материальный и духовный мир). 3 признака эволюции: а) переход от простого к сложному; б) от гомогенного к гетерогенному; в) от менее определённого к более определённому. Эволюционный процесс охватывает всё от механических до социальных систем, процесс эволюции непрерывен. Факт – первичен, существует сам по себе, вне возможной интерпретации => возможности для критики и позитивизм второй «волны»: бывают ли факты вне определённого видения, не нагруженные какой-либо теорией?

Конт: наука должна заменить религию. Ошибка философов жизни: они рано хоронят мышление. Создал социологию.

Цель позитивизма изгнать метафизику из науки. Метафизика- ненаблюдаемые сущности и непроверяемые утверждения. Философия должна быть очищена от метафизических построений и вместо разработки метафизических систем заняться анализом языка.Постпозитивисты показали, что в науке всегда содержатся метафизические допущения и, следовательно, изгоняя метафизику, придется разрушить и науку.

Второй позитивизм».

Кризис оснований в математике и физике (крушение ньютонианской программы) вызвалвопросы «Что такое наука?», «Что такое теория, гипотеза?», «Что такое эксперимент, измерение?». Впервые ими массово заинтересовались именно ученые. Вторую волну позитивизма создавали профессионалы — учёные. Одним из лидеров этого направления был Эрнст Мах, внесший вклад в разработку целого ряда направлений физики (теоретической и экспериментальной механики, оптики, акустики и др.). Критиковал механику Ньютона за понятия абсолютное пространство и время, поскольку они не наблюдаемы, фикции, поэтому их нужно изгнать из науки. Мах сформулировал принцип экономии мышления: наука имеет целью заменить, то есть сэкономить опыт, предвосхищая факты, а также принцип Маха: инерция тела зависит от действия всех остальных физических тел во Вселенной. «Чем именно является наука, и какова ее цель?». Мах пытается строить гносеологию, где наука занимает естественное положение в системе человеческой деятельности. Анализируя мир феноменов: нет ничего, кроме ощущений и мыслей, причем ощущения не относятся ни к действительному, ни к ментальному миру, а являются «нейтральными элементами». Цельнауки–«самое экономное и простое выражение фактов через понятия». Теории (для описания фактов, а не для их объяснения) представляют собой непротиворечивые системы понятий, причем эти системы являются конвенциями, условными соглашениями между учеными.

Дюгем (практикующий физик)поддерживает Маха в том, что теория является конвенцией, а наука в целом – средством экономии мышления: «предназначение [науки] – конденсация кучи законов в небольшое число принципов». Продолжая свой анализ структуры научного знания, Дюгем делает принципиальное разграничение между теориями и экспериментальными закономерностями, указывая ни их качественное различие. Теории классифицируют и описывают большие группы экспериментальных закономерностей, которые, в свою очередь, резюмируют и классифицируют большие группы экспериментальных фактов. Таким образом, научное знание у Дюгема имеет трехуровневую структуру: “экспериментальные факты”  “экспериментальные закономерности”  “теории”.Знаменитый принцип, что на практике неудача эксперимента опровергает не саму теорию, а целую группу теорий, в том числе вспомогательные инструментальные теории. Поэтому неудачный эксперимент не способен опровергнуть теорию, – он лишь вызывает к жизни новую интерпретацию фактов. Этот принцип, по своему духу относящийся к постпозитивизму, был позабыт и впоследствии переоткрыт Куайном на логических основаниях.

Пуанкаре считается основателем конвенционализма – концепции, согласно которой, в основе теорий находятся произвольные соглашения. Их произвольность заключается в натянутости обобщения частных фактов до уровня общих законов, и в еще большей натянутости при последующем превращении этого закона в аксиому – по сути дела – в скрытое определение. Опытное обоснование закона не должно вводить нас в заблуждение: конвенция от этого не перестает быть конвенцией. Еще одной известной идеей Пуанкаре является то, что наука постигает не вещи в себе, а лишь отношения между вещами.

 

Рихард Авенариус выдвинул требование критики опыта: опыт следует проверить, т. к. личный опыт выражен в социально обусловленных понятиях, которые суть исторические конструкции. Другие идеи: принцип наименьшей траты сил, признание описания идеалом науки, отказ от объяснения, стремление к надпартийности, критический пересмотр всех истин, возвращение к «естественному понятию мира». Перевод названия эмпириокритицизм— «Критика опыта».

Цель данного направления позитивизма— очистить опыт. Средства выражения опыта полны мифов, заблуждений, фантазий. Следовательно, требуется очистить опыт.

 




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.011 с.)