Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категории истины и идеального в процессе формирования научной методологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Платон: «…тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе – лжет…». Истина – это соответствие высказывания (или мысли) действительности. Платон: Мудрый созерцает истину непосредственно, разумом (чувства обманчивы), во всей ее полноте, и он не станет тратить свое время в пустом споре. Даже мудрецу свойственно сомневаться, даже ему мир эйдосов непосредственно не дан, а коль так, то и истина является недостижимым идеалом. Разума склонен к апориям, и с его помощью можно доказать любое положение, что скептики с успехом и демонстрировали. Ф. Бэкон: ищите истину в опыте, не в разуме, чистый чувственный опыт одинаков, а различие во мнениях возникает позже, на этапе интерпретации ->опыт дает объективное знание. Галилей: мы не можем ощутить мир во всей его полноте, нашим чувствам доступна лишь малая его часть. Истина может быть объективна, но она точно не может быть абсолютной. Кант: нашему разуму доступен лишь субъективный мир феноменов, и что представляет собой действительность сама по себе – нам знать не дано. Энгельс:, критерием объективности является практика. Развитие физики - остатки веры в объективную истину окончательно исчезли. Поппер: объективная истина - недостижимый идеал. Нам доступна лишь относительная истина. 1. Авторитарная концепция истины: прав тот, кто является авторитетом в данном вопросе. Различная «истина» => голосование. 2. Истины лишь те утверждения, которые носят общезначимый характер, то есть те, в истинности которых никто не сомневается. Таковых нет! 3. Конвенциалистская позиция в отношении истины такова: договоримся считать истинными определенные утверждения. Договоримся ли? 4. Истинно то, что очевидно, ясно и отчетливо – это предлагал еще Декарт. С «мыслю, следовательно, - существую» не все согласились… 5. Истинно то, что непротиворечиво (Лейбниц). Можно насочинять сколь угодно много непротиворечивых миров. Истинен ли хоть один из них? 6. Истинно то, что полезно для общества. Вот идея Б-га вроде как полезна. Значит, Б-г существует? Одна из ключевых философских проблем – проблема идеального. Проблема общего и отдельного: существуют понятия, являющиеся образами единичных предметов, но существуют и понятия классов частных предметов. Как соотносятся понятия и мир? Мышление всегда связано с языком, все понятия — в словесной форме. Различения «слово» и «понятие». Понятие — общее в чистом виде, освобожденное от отдельного. Слово - знак, материальное явление. У Фреге слово имеет три компоненты: смысл, значение, денотат (треугольник Фреге). Денотат— это обозначаемый предмет. Значение собственных имен— обозначаемые предметы; предложений — истинностное значение (истина/ложь); понятий – не определено. Смысл понятия появляется только на уровне высказывания и связан не с предметом, а со способом его задания. Если имя не имеет объекта, то оно бессмысленно.«Собака» - материальный знак. Все собаки — денотат. Смысловое понятие — смысл слова, десигнат, сигнификат (идеальное). Сингулат — образ конкретного предмета. Слово обозначает, понятие отображает. Вместе — единство слово-понятие. Каждая конкретная собака обозначается словом. А что означает слово собака? Собака – наименование универсалии. Реализм: универсалия - нечто действительно существующее. В мире есть и отдельное и общее, общее - духовное. а) крайний — общее образует отдельный мир (Платон — эйдосы, первичное) б) умеренный — общее существует, но в конкретных сущностях (Шелли, Гегель). Аристотель: универсалия имеет бытие в отдельных предметах. Современные реалисты: наука «открывает» объективно существующие законы природы. Н оминализм: в мире есть только отдельное. Общего а) вообще нет — крайний номинализм. б) общее есть только в сознании, в форме понятий — умеренный номинализм (концептуализм). Радикальные: универсалия – просто наименование ряда отдельных предметов, имя имен,существует только в знаковой системе, семантический прием, позволяющий не перечислять имена отдельных предметов, а объединить эти имена одним словом – термином. Умеренные: признаки универсалии существуют в разуме, как обобщение родовых признаков ряда отдельных предметов, которое разум склонен воспринимать как цельность. Концептуалисты: универсалии являются самостоятельными мыслительными формами. Крайние номиналисты — Гоббс, Дж. Беркли, Давид Юм. Концептуалист — Локк. Как существуют универсалии: 1) После вещей — Post res (номиналисты) 2) До вещей – Ante res (платонизм, крайний реализм) 3) В вещах — In rebus (умеренные реалисты. Аристотель). Материалисты: общего не существует, материальность существует самостоятельно. Общее — это порядок в мире и поэтому оно существует только в вещах и через вещи - материалистический универсизм. Аналитическая философия, позитивизм, неопозитивизм - номиналисты. Математики: существует физический мир, мир сознания и математический мир (3-й мир, Пенроуз — математические идеи существуют независимо от нас. Он первичен по отношению к миру физическому, как эйдосы Платона, математические понятия — объективный образ мира, объективное содержание материи, следовательно — общее) вне сознания. математический платонизм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.208.243 (0.008 с.) |