Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категории истины и идеального в процессе формирования научной методологии.

Поиск

Платон: «…тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе – лжет…». Истина – это соответствие высказывания (или мысли) действительности. Платон: Мудрый созерцает истину непосредственно, разумом (чувства обманчивы), во всей ее полноте, и он не станет тратить свое время в пустом споре. Даже мудрецу свойственно сомневаться, даже ему мир эйдосов непосредственно не дан, а коль так, то и истина является недостижимым идеалом. Разума склонен к апориям, и с его помощью можно доказать любое положение, что скептики с успехом и демонстрировали.

Ф. Бэкон: ищите истину в опыте, не в разуме, чистый чувственный опыт одинаков, а различие во мнениях возникает позже, на этапе интерпретации ->опыт дает объективное знание. Галилей: мы не можем ощутить мир во всей его полноте, нашим чувствам доступна лишь малая его часть. Истина может быть объективна, но она точно не может быть абсолютной. Кант: нашему разуму доступен лишь субъективный мир феноменов, и что представляет собой действительность сама по себе – нам знать не дано. Энгельс:, критерием объективности является практика. Развитие физики - остатки веры в объективную истину окончательно исчезли. Поппер: объективная истина - недостижимый идеал. Нам доступна лишь относительная истина.

1. Авторитарная концепция истины: прав тот, кто является авторитетом в данном вопросе. Различная «истина» => голосование.

2. Истины лишь те утверждения, которые носят общезначимый характер, то есть те, в истинности которых никто не сомневается. Таковых нет!

 3. Конвенциалистская позиция в отношении истины такова: договоримся считать истинными определенные утверждения. Договоримся ли?

 4. Истинно то, что очевидно, ясно и отчетливо – это предлагал еще Декарт. С «мыслю, следовательно, - существую» не все согласились…

5. Истинно то, что непротиворечиво (Лейбниц). Можно насочинять сколь угодно много непротиворечивых миров. Истинен ли хоть один из них?

6. Истинно то, что полезно для общества. Вот идея Б-га вроде как полезна. Значит, Б-г существует?

Одна из ключевых философских проблем – проблема идеального. Проблема общего и отдельного: существуют понятия, являющиеся образами единичных предметов, но существуют и понятия классов частных предметов. Как соотносятся понятия и мир? Мышление всегда связано с языком, все понятия — в словесной форме. Различения «слово» и «понятие». Понятие — общее в чистом виде, освобожденное от отдельного. Слово - знак, материальное явление. У Фреге слово имеет три компоненты: смысл, значение, денотат (треугольник Фреге). Денотат— это обозначаемый предмет. Значение собственных имен— обозначаемые предметы; предложений — истинностное значение (истина/ложь); понятий – не определено. Смысл понятия появляется только на уровне высказывания и связан не с предметом, а со способом его задания. Если имя не имеет объекта, то оно бессмысленно.«Собака» - материальный знак. Все собаки — денотат. Смысловое понятие — смысл слова, десигнат, сигнификат (идеальное). Сингулат — образ конкретного предмета. Слово обозначает, понятие отображает. Вместе — единство слово-понятие. Каждая конкретная собака обозначается словом. А что означает слово собака? Собака – наименование универсалии.

Реализм: универсалия - нечто действительно существующее. В мире есть и отдельное и общее, общее - духовное. а) крайний — общее образует отдельный мир (Платон — эйдосы, первичное) б) умеренный — общее существует, но в конкретных сущностях (Шелли, Гегель). Аристотель: универсалия имеет бытие в отдельных предметах. Современные реалисты: наука «открывает» объективно существующие законы природы.

Н оминализм: в мире есть только отдельное. Общего а) вообще нет — крайний номинализм. б) общее есть только в сознании, в форме понятий — умеренный номинализм (концептуализм). Радикальные: универсалия – просто наименование ряда отдельных предметов, имя имен,существует только в знаковой системе, семантический прием, позволяющий не перечислять имена отдельных предметов, а объединить эти имена одним словом – термином. Умеренные: признаки универсалии существуют в разуме, как обобщение родовых признаков ряда отдельных предметов, которое разум склонен воспринимать как цельность. Концептуалисты: универсалии являются самостоятельными мыслительными формами. Крайние номиналисты — Гоббс, Дж. Беркли, Давид Юм. Концептуалист — Локк. Как существуют универсалии:

1) После вещей — Post res (номиналисты)

2) До вещей – Ante res (платонизм, крайний реализм)

3) В вещах — In rebus (умеренные реалисты. Аристотель).

Материалисты: общего не существует, материальность существует самостоятельно. Общее — это порядок в мире и поэтому оно существует только в вещах и через вещи - материалистический универсизм.

Аналитическая философия, позитивизм, неопозитивизм - номиналисты.

Математики: существует физический мир, мир сознания и математический мир (3-й мир, Пенроуз — математические идеи существуют независимо от нас. Он первичен по отношению к миру физическому, как эйдосы Платона, математические понятия — объективный образ мира, объективное содержание материи, следовательно — общее) вне сознания. математический платонизм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.208.243 (0.008 с.)