Методология физики и космологии Аристотеля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология физики и космологии Аристотеля.



 Античная философская традиция заложила 3 категории -

Истина — результат.

Идея (модель) — упрощение — способ постижения истины. Пример — одноэлектронное приближение → модель Кронига-Пенни. Это не отражение истины, а способ её получения, носит инструментальный характер.

Причинность - способ связи между вещами, явлениями, но главное — позволяет описать уравнения движения, реализуя динамический подход.

4 типа движения (качество, количество, возникновение – уничтожение, механическое перемещение) Каждое может быть описано с помощью соответствующего уравнения. Откуда приходит, куда уходит, что остаётся => уравнение баланса. Процессы движения невозможно описать вне связи с причиной.

Аристотель видел основу физики в факте того, что движение присуще только живым организмам. Движение небесных тел тоже происходило от того, что они являются "б-гами". Природа вещи - цель, ради которой она существует. Иные вещи существуют от природы (животные, растения, простые тела) — у них есть внутренний принцип движения. Иные — от других причин. Природа — источник движения или покоя. Вещь становится в большей мере сама собой, когда достигает полного осуществления.

Пустоты — нет. Время — движение, которое допускает процесс счета, поэтому время не существует без души — некому считать. Числа — вне времени. Существует один неподвижный двигатель — вызывает круговое движение, которое первично. Этот двигатель находится на окружности мира.

Космология: Вещи ниже Луны имеют зарождение и распад, все, что выше — неуничтожимо. В подлунной сфере все состоит из 4-х элементов (земля, вода, воздух, огонь). Их движение — прямолинейно, небеса — сферичны, равномерное круговое вращение и состоят из 5-го элемента (эфир). Физику нельзя распространять на небо.Луна – из эфира, пятна – атмосферные помехи. Смерть космологии Аристотеля, когда Тихо Браге открыл новую звезду и доказал, что комета (небесное тело!) «проткнула» небесную сферу Марса, а Кеплер вывел законы движения планет (эллиптичность орбит).

Физика Аристотеля несовместима с 1-м законом Ньютона (впервые сформулированным Галлилеем).

Учение Аристотеля: нет вечных, неизменных идей, но и атомисты (Демокрит) не правы (хаотический мир, случайные столкновения). Вся совокупность вещей содержит в себе идеальное. Каждый предмет в отдельности: вещь – носительница идеального => части вещи. Вещь = материя + форма (идеальное начало) => всеобщих (абстрактных) идей не существует! Нет класса идей, у каждой вещи – своя идея, нет двух одинаковых вещей, каждая вещь уникальна. Что тогда обеспечивает единство мира? Почему вещи взаимодействуют, не распадаются? Взаимодействие с помощью причин (4 типа — материальные (глина), формальные (форма кувшина), действующие (гончар с инструментами), целевые (главные — для чего вещь существует?)).

В идеале каждая вещь соответствует месту. Когда вещи покидают свои места (перестают подчиняться целевой причине),случается дисгармония.

Откуда берутся цели? Существует верховная причина – перводвигатель или Б-г: источникдвижения и самое совершенное мышление (мыслит только о самом себе) – все устремляются к нему. Ему стремятся подражать, он не заботится о вещах.

Физик Аристотеля:

· физика – наука качественная. Свойства предметов меняются качественно (физика отдельно от математики);

· природа – должна рассматриваться вся в целом, а не на примере образцов! Где целевая причина куска? => нельзя экспериментировать.

 

5.Смысл и содержание научной революции Нового Времени.

Началась с Коперника, закончилась с появлением механики Ньютона. Предпосылки: перенос интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. Попытки философов заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления, как основу теоретического метода. До-Наука-1, Аристотелевская, качественная, без математики, целевые причины существования вещей. После — математика — язык науки, эксперименты. Природа бесцельна, определяется системой взаимодействий.

Научная революция приводит к фрагментации мира. Космос и Земля устроены одинаково плохо и сложно. Мир запутан, разделён. Изучать взаимодействие этих небесных тел. Человек – наблюдатель.

Университетская структура, знание приобретает внеличностный характер. В начале 14в. – эпоха возрождения.

Нет скачков в мыслях. Эпоха Возрождения скорее мешала научному прогрессу.

2 базовых направления изучения природы:

1) британский эмпиризм (опыт) францисканцев. Чувственный опыт как единственный источник знаний. (идеалистический (Беркли, Юм) и материалистический (Бекон, Гоббс))

2) рационализм (логика) доминиканцев. - на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

 

XIV-XV вв.: инженерная мысль. Идея активного переустройства мира.

Середина XIV в.: чума. Оставшиеся бежали и спрятались, молодые заняли вакантные места на кафедрах, в университетах. Традиции заменялись. Термин ειδος=ιδεα переводится словом forma. Найденные отношениявещей используются в практике, от науки больше ничего не требуется. Надо выделить класс объектов, верные параметры, процедуры измерений, источники погрешностей.

Развал науки на гуманитарные и естественные. Естественные науки отказываются от целевых причин. У гуманистов – противоречие: пытаемся управлять коммуникациями, а от целевых причин уйти не можем.

17 век: вопросы познания - Ф.Бекон: учение индукции, Декарт: понятие метода в философии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.005 с.)