Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология физики и космологии Аристотеля.
Античная философская традиция заложила 3 категории - Истина — результат. Идея (модель) — упрощение — способ постижения истины. Пример — одноэлектронное приближение → модель Кронига-Пенни. Это не отражение истины, а способ её получения, носит инструментальный характер. Причинность - способ связи между вещами, явлениями, но главное — позволяет описать уравнения движения, реализуя динамический подход. 4 типа движения (качество, количество, возникновение – уничтожение, механическое перемещение) Каждое может быть описано с помощью соответствующего уравнения. Откуда приходит, куда уходит, что остаётся => уравнение баланса. Процессы движения невозможно описать вне связи с причиной. Аристотель видел основу физики в факте того, что движение присуще только живым организмам. Движение небесных тел тоже происходило от того, что они являются "б-гами". Природа вещи - цель, ради которой она существует. Иные вещи существуют от природы (животные, растения, простые тела) — у них есть внутренний принцип движения. Иные — от других причин. Природа — источник движения или покоя. Вещь становится в большей мере сама собой, когда достигает полного осуществления. Пустоты — нет. Время — движение, которое допускает процесс счета, поэтому время не существует без души — некому считать. Числа — вне времени. Существует один неподвижный двигатель — вызывает круговое движение, которое первично. Этот двигатель находится на окружности мира. Космология: Вещи ниже Луны имеют зарождение и распад, все, что выше — неуничтожимо. В подлунной сфере все состоит из 4-х элементов (земля, вода, воздух, огонь). Их движение — прямолинейно, небеса — сферичны, равномерное круговое вращение и состоят из 5-го элемента (эфир). Физику нельзя распространять на небо.Луна – из эфира, пятна – атмосферные помехи. Смерть космологии Аристотеля, когда Тихо Браге открыл новую звезду и доказал, что комета (небесное тело!) «проткнула» небесную сферу Марса, а Кеплер вывел законы движения планет (эллиптичность орбит). Физика Аристотеля несовместима с 1-м законом Ньютона (впервые сформулированным Галлилеем). Учение Аристотеля: нет вечных, неизменных идей, но и атомисты (Демокрит) не правы (хаотический мир, случайные столкновения). Вся совокупность вещей содержит в себе идеальное. Каждый предмет в отдельности: вещь – носительница идеального => части вещи. Вещь = материя + форма (идеальное начало) => всеобщих (абстрактных) идей не существует! Нет класса идей, у каждой вещи – своя идея, нет двух одинаковых вещей, каждая вещь уникальна. Что тогда обеспечивает единство мира? Почему вещи взаимодействуют, не распадаются? Взаимодействие с помощью причин (4 типа — материальные (глина), формальные (форма кувшина), действующие (гончар с инструментами), целевые (главные — для чего вещь существует?)).
В идеале каждая вещь соответствует месту. Когда вещи покидают свои места (перестают подчиняться целевой причине),случается дисгармония. Откуда берутся цели? Существует верховная причина – перводвигатель или Б-г: источникдвижения и самое совершенное мышление (мыслит только о самом себе) – все устремляются к нему. Ему стремятся подражать, он не заботится о вещах. Физик Аристотеля: · физика – наука качественная. Свойства предметов меняются качественно (физика отдельно от математики); · природа – должна рассматриваться вся в целом, а не на примере образцов! Где целевая причина куска? => нельзя экспериментировать.
5.Смысл и содержание научной революции Нового Времени. Началась с Коперника, закончилась с появлением механики Ньютона. Предпосылки: перенос интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. Попытки философов заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления, как основу теоретического метода. До-Наука-1, Аристотелевская, качественная, без математики, целевые причины существования вещей. После — математика — язык науки, эксперименты. Природа бесцельна, определяется системой взаимодействий. Научная революция приводит к фрагментации мира. Космос и Земля устроены одинаково плохо и сложно. Мир запутан, разделён. Изучать взаимодействие этих небесных тел. Человек – наблюдатель. Университетская структура, знание приобретает внеличностный характер. В начале 14в. – эпоха возрождения. Нет скачков в мыслях. Эпоха Возрождения скорее мешала научному прогрессу.
2 базовых направления изучения природы: 1) британский эмпиризм (опыт) францисканцев. Чувственный опыт как единственный источник знаний. (идеалистический (Беркли, Юм) и материалистический (Бекон, Гоббс)) 2) рационализм (логика) доминиканцев. - на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.
XIV-XV вв.: инженерная мысль. Идея активного переустройства мира. Середина XIV в.: чума. Оставшиеся бежали и спрятались, молодые заняли вакантные места на кафедрах, в университетах. Традиции заменялись. Термин ειδος=ιδεα переводится словом forma. Найденные отношениявещей используются в практике, от науки больше ничего не требуется. Надо выделить класс объектов, верные параметры, процедуры измерений, источники погрешностей. Развал науки на гуманитарные и естественные. Естественные науки отказываются от целевых причин. У гуманистов – противоречие: пытаемся управлять коммуникациями, а от целевых причин уйти не можем. 17 век: вопросы познания - Ф.Бекон: учение индукции, Декарт: понятие метода в философии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.005 с.) |