Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпиризм и рационализм в философии Нового Времени.

Поиск

Соотношение чувственного и рационального - предмет спора между эмпириками и рационалистами. Эмпирики: чувственный опыт есть источник знания, крайний эмпиризм – сенсуализм – считает, что нет ничего в психике, кроме чувственного восприятия. Рационалисты: опыт является источником знаний, но не первостепенен. Ценнее то знание, которое является продуктом работы разума, построенного на врожденных принципах, а самое ценное знание – это врожденные идеи: Блага, Б-га и т. п. Со времени Канта, синтезировавшего обе крайности в учение об априорных формах, этот спор считается устаревшим, но старые проблемы предстали перед нами в новом обличье. Если чувственное неотделимо от рационального, а рациональное от чувственного, то можно ли хотя бы указать на то, куда смещен баланс чувственного и рационального.

Своими корнями спор рационализма и эмпиризма уходит в эпоху средневековой схоластики, в споры реалистов и номиналистов. Бекон (1561-1626) объявляет схоластическую методологию (дедуктивно построенная метафизика) исчерпавшей себя и склонной к ошибкам и создает новую методологию, основанную на опыте. Опыт – это не просто чувственное наблюдение, он включает в себя обязательную процедуру приготовления эксперимента, позволяющую избежать двусмысленности выводов и выделить изучаемую характеристику объекта, отбросив все остальные. Кроме того, выполнив ту же процедуру приготовления, другой исследователь может детально воспроизвести условия наблюдения, что делает экспериментирование объективным методом. Так родился эмпиризм, в основе которого – метод поиска истинного знания, опирающийся на очевидные чувственно воспринимаемые факты и их индуктивное обобщение до уровня закономерностей. Декарт (1596-1650), создает рационалистическую методологию,– он тоже ищет достоверное знание, но не в опыте, а в разуме, знание, дедуктивно следующее из посылок, в которых невозможно сомневаться, поскольку они должны быть очевидными для любого здравомыслящего человека. Работы Декарта - лишь новый фасад для наиболее глубоких и ценных идей схоластики. Методологии Декарта и, особенно, Бэкона стали основой для новой науки, а картезианская физика стала первой механистической физикой. Философски эмпиризм и рационализм, несомненно, противоположны, но на практике ученые применяли синтетическую комбинацию их методов. Так факты накопляются индуктивно, а теория строится дедуктивно на основе положений, проверяемых на опыте, но непосредственно из него не выводимых.

Эмпиризм имеет точку зрения, что единственным источником знания является опыт, априорного знания нет,любое знание — апостериорное. Джон Локк (1632-1704) «Опыт о человеческом разуме» - попытки доказать эмпиризм. Душа человека — tabuls rasa до соприкосновения с опытом, только потом заполняется содержанием. Критика априорного знания. Контакт с внешним миром только через органы чувств. Эмпиризм неизбежно вел к сенсуализму — так как единственный источник знаний — чувство, так как единственный канал нашей связи с внешним миром — чувства (по сенсуалистам). Сенсуализм шел от Протагора. Локк доказывает, что источник — опыт, но допускал два опыта — практический и рефлексивный (внутренний),в чем был непоследователен. Его последователи говорили, что внутреннего опыта нет. В новое время появился эмпирический сенсуализм. Эмпиризм и сенсуализм — не тождественны, хотя и близки!

 

Рационалисты полагают, что исходным пунктом для построения научного знания являются идет разум, а основным методом — дедукция.

Эмпиристы считают, что исходным пунктом для построения научного знания является опыт, а основным методом — эмпирическая индукция (Бэкон) или преобразование простых идей в сложные.

 

Лейбниц - вопрос, есть ли априорное в душе человека. Юм, которого принято относить к эмпирической традиции, не находит в опыте оснований причинности и индукции и осторожно заявляет, что это основание – есть некий априорный агент, привычка.

 

Рационалисты — Декарт, Лейбниц, Спиноза, Вольф

Эмпиристы — Гоббс, Бэкон, Локк, Беркли, Юм



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.233 (0.006 с.)