Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмпиризм и рационализм в философии Нового Времени.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Соотношение чувственного и рационального - предмет спора между эмпириками и рационалистами. Эмпирики: чувственный опыт есть источник знания, крайний эмпиризм – сенсуализм – считает, что нет ничего в психике, кроме чувственного восприятия. Рационалисты: опыт является источником знаний, но не первостепенен. Ценнее то знание, которое является продуктом работы разума, построенного на врожденных принципах, а самое ценное знание – это врожденные идеи: Блага, Б-га и т. п. Со времени Канта, синтезировавшего обе крайности в учение об априорных формах, этот спор считается устаревшим, но старые проблемы предстали перед нами в новом обличье. Если чувственное неотделимо от рационального, а рациональное от чувственного, то можно ли хотя бы указать на то, куда смещен баланс чувственного и рационального. Своими корнями спор рационализма и эмпиризма уходит в эпоху средневековой схоластики, в споры реалистов и номиналистов. Бекон (1561-1626) объявляет схоластическую методологию (дедуктивно построенная метафизика) исчерпавшей себя и склонной к ошибкам и создает новую методологию, основанную на опыте. Опыт – это не просто чувственное наблюдение, он включает в себя обязательную процедуру приготовления эксперимента, позволяющую избежать двусмысленности выводов и выделить изучаемую характеристику объекта, отбросив все остальные. Кроме того, выполнив ту же процедуру приготовления, другой исследователь может детально воспроизвести условия наблюдения, что делает экспериментирование объективным методом. Так родился эмпиризм, в основе которого – метод поиска истинного знания, опирающийся на очевидные чувственно воспринимаемые факты и их индуктивное обобщение до уровня закономерностей. Декарт (1596-1650), создает рационалистическую методологию,– он тоже ищет достоверное знание, но не в опыте, а в разуме, знание, дедуктивно следующее из посылок, в которых невозможно сомневаться, поскольку они должны быть очевидными для любого здравомыслящего человека. Работы Декарта - лишь новый фасад для наиболее глубоких и ценных идей схоластики. Методологии Декарта и, особенно, Бэкона стали основой для новой науки, а картезианская физика стала первой механистической физикой. Философски эмпиризм и рационализм, несомненно, противоположны, но на практике ученые применяли синтетическую комбинацию их методов. Так факты накопляются индуктивно, а теория строится дедуктивно на основе положений, проверяемых на опыте, но непосредственно из него не выводимых. Эмпиризм имеет точку зрения, что единственным источником знания является опыт, априорного знания нет,любое знание — апостериорное. Джон Локк (1632-1704) «Опыт о человеческом разуме» - попытки доказать эмпиризм. Душа человека — tabuls rasa до соприкосновения с опытом, только потом заполняется содержанием. Критика априорного знания. Контакт с внешним миром только через органы чувств. Эмпиризм неизбежно вел к сенсуализму — так как единственный источник знаний — чувство, так как единственный канал нашей связи с внешним миром — чувства (по сенсуалистам). Сенсуализм шел от Протагора. Локк доказывает, что источник — опыт, но допускал два опыта — практический и рефлексивный (внутренний),в чем был непоследователен. Его последователи говорили, что внутреннего опыта нет. В новое время появился эмпирический сенсуализм. Эмпиризм и сенсуализм — не тождественны, хотя и близки!
Рационалисты полагают, что исходным пунктом для построения научного знания являются идет разум, а основным методом — дедукция. Эмпиристы считают, что исходным пунктом для построения научного знания является опыт, а основным методом — эмпирическая индукция (Бэкон) или преобразование простых идей в сложные.
Лейбниц - вопрос, есть ли априорное в душе человека. Юм, которого принято относить к эмпирической традиции, не находит в опыте оснований причинности и индукции и осторожно заявляет, что это основание – есть некий априорный агент, привычка.
Рационалисты — Декарт, Лейбниц, Спиноза, Вольф Эмпиристы — Гоббс, Бэкон, Локк, Беркли, Юм
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.233 (0.006 с.) |