Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О боснование научной методологии в трудах Р. Декарта. Система деятельности ученого по Р. Декарту.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Декарт (1596-1650). Не делает из науки культа. Ключевой вопрос: какому знанию (из имеющегося у меня в голове) я могу доверять? Могу ли я проверить свои знания на опыте? – Нет, в основном я всё принимаю на веру. Где критерий достоверности моего знания?3 способа: опыт, логика, обсуждение. Результаты опыта зависят от способа обработки данных. Логика – её результат зависит от первой посылки – как её выбрать правильно? Дискуссия: позиция человека в споре слишком часто связана с его собственными целями. Может быть, точку опоры следует искать именно во мне? Критерий достоверности надо искать в себе: это ясность, очевидность (для меня!) знания. Но нет ничего бесспорного, всё сомнительно: само существование внешнего мира и даже существование Бога. В момент последнего кризиса Декарт осознаёт, что хотя бы одно в мире действительно существует: он есть как мышление. Я мыслю, следовательно, я существую. Главное, что я мыслю => новое понимание мышления (у Платона мышления нет, в средневековье – только Бог). Мыслит сам человек, мышление – единственная возможность порождать идеи, создавать идеальное.Главная идея – идея существования Бога: его всемогущество, всевидение и всеблагость. Откуда это могло появиться: либо из наблюдения мира (невозможно, так как опыт ограничен, а Б-г бесконечен), => идея Б-га вложена в сознание самим Богом. Б-г всеблаг — не может быть обманщиком, путающим нас, он, напротив, хочет, чтоб мы познали окружающий мир. Вторая идея Декарта: 2 субстанции Бытия: Res extensa (вещь протяженная - объект) – материя Res cogitans (вещь мыслящая - субъект) – мышление. (res подразумевает искусственность, тварность, не-вечность). Различие: мышление свободно, материя подчиняется законам вечным и неизменным. => Возможность вывести ряд фундаментальных следствий: если r. c. и r. e. устроены по-разному, то r. c. может отображать в себе устройство природы. Если природа – нечто иное по отношению к мышлению, то человек может быть уверен: его воздействие на природу контролируется r. c., т.е. можно экспериментировать. Эксперимент полностью контролируется субъектом. Законы природы вечны и неизменны. «Учёный может не торопиться». Знание – конечно, => наука как культурная традиция: важен процесс, главное, чтобы традиция продолжалась. Надо учить методам добычи знаний. Не «что», а «как». Декарт уподобил науку «кладовой», в которую проникают ученые, хватают первый попавшийся мешок со знаниями и вытаскивают его наружу. Возможен конец науки, когда все (неизменные!) знания будут вытащены наружу. Как сформировать метод? Что делать, когда будет исчерпано всё знание: новые перспективы науки или всё кончено? Правила для ума: (правило анализа): Любой объект раздели на максимально возможное количество простых составных частей, изучи каждую часть в отдельности. (правило синтеза): Сложи из составных частей исходное состояние. Не останутся ли «запасные детали»? Тщательно опиши каждый шаг анализа и синтеза. Это и будет твоим знанием об объекте. (Обратно объект можно собрать в том и только том случае, если составные части за время эксперимента не меняются, в физике норм, химии — плохо, биологии — ужасно!) (критерий достоверности): Достоверным знанием будет являться то, которое будет для меня абсолютно очевидным и ясным. Настоящий разработчик всех идей – мышление. Декарт – мыслитель-одиночка, забывает о том, что мышление – коллективный процесс. У Декарта эйдосы-идеи рождаются в мышлении самого человека. Настоящий разработчик всех идей – мышление. Главное – возможность свободно действовать (Если мышление – только для познания окружающего мира, то оно является не более чем копией, отражением мира.). Другие мышления должны быть включены в своё; главное – возможность возникновение взаимодействия (при наличии конкуренции мышлений). Декарт – мыслитель-одиночка, пытается отодвинуть других людей и думает, что в пустом пространстве можно сконструировать своё мир, но забывает о том, что мышление – коллективный процесс (Греки: мыслить можно только с помощью языка, но язык приходит извне, из коммуникации). Ряд внутренних противоречий: Мышление – одна субстанция, а тело человека – другая. Как взаимодействуют душа и тело? (Декарт: В шишковидной железе в организме человека находится душа?). Что значит «составная часть» в правиле анализа? (Платон: надо делить на естественные составные части: знающий эйдосы – философ – знает, как делить, Декарта эйдосы-идеи рождаются в мышлении самого человека).
10.Вклад Ф. Бэкона в развитие методологии европейской науки. Требование к учёным: знание должно быть технически полезно людям. Проект преобразования сообщества учёных: ученые должны перестать работать в одиночку, монашеский орден. Каждый монах-учёный получает своё «послушание» (задачу) и работает со своей сферой, не вмешиваясь в другие, накапливает опыт, факты. Дальше происходит синтез знаний (семинары, обсуждения): общие принципы ясны для всех => новые задачи. Процесс накопления знаний – непрерывный, от частного к общему и от общего к частному. Проблема: опыт всегда конечен, в какой момент надо обрывать наблюдения и выводить определенные законы? Где граница применимости? И ещё: гдепоявляются средства обработки фактов (критерии для оценки)? – благая воля Творца, который организует наше сознание правильным образом, но есть идея поврежденности разума (человек греховен по самой своей природе)! => рассуждения о идолах: 1) «идол пещеры»:каждый человек пребывает в рамках сознания, как в пещере, смотрит на мир, как в зеркало, и проецирует своё сознание на внешний мир. 2) «идол рода (племени)»: то же, что «идол пещеры», но на уровне коллектива. Заблуждения коллектива, традиции 3) «идол рынка (как базара)»=> жаргон, непонимание того, что человек говорит неправильно.2 ошибки: один и тот же предмет обозначается разными словами и одно слово обозначает два предмета=> спор о понятиях. 4) «идол театра»:слепое поклонение авторитетам способно сделать из науки писанину и бессмысленную болтовню.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.56.127 (0.007 с.) |