О боснование научной методологии в трудах Р. Декарта. Система деятельности ученого по Р. Декарту.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О боснование научной методологии в трудах Р. Декарта. Система деятельности ученого по Р. Декарту.



Декарт (1596-1650). Не делает из науки культа.

Ключевой вопрос: какому знанию (из имеющегося у меня в голове) я могу доверять? Могу ли я проверить свои знания на опыте? – Нет, в основном я всё принимаю на веру. Где критерий достоверности моего знания?3 способа: опыт, логика, обсуждение. Результаты опыта зависят от способа обработки данных. Логика – её результат зависит от первой посылки – как её выбрать правильно? Дискуссия: позиция человека в споре слишком часто связана с его собственными целями.

Может быть, точку опоры следует искать именно во мне? Критерий достоверности надо искать в себе: это ясность, очевидность (для меня!) знания. Но нет ничего бесспорного, всё сомнительно: само существование внешнего мира и даже существование Бога. В момент последнего кризиса Декарт осознаёт, что хотя бы одно в мире действительно существует: он есть как мышление. Я мыслю, следовательно, я существую. Главное, что я мыслю => новое понимание мышления (у Платона мышления нет, в средневековье – только Бог). Мыслит сам человек, мышление – единственная возможность порождать идеи, создавать идеальное.Главная идея – идея существования Бога: его всемогущество, всевидение и всеблагость. Откуда это могло появиться: либо из наблюдения мира (невозможно, так как опыт ограничен, а Б-г бесконечен), => идея Б-га вложена в сознание самим Богом. Б-г всеблаг — не может быть обманщиком, путающим нас, он, напротив, хочет, чтоб мы познали окружающий мир.

Вторая идея Декарта: 2 субстанции Бытия:

Res extensa (вещь протяженная - объект) – материя

Res cogitans (вещь мыслящая - субъект) – мышление.

(res подразумевает искусственность, тварность, не-вечность). Различие: мышление свободно, материя подчиняется законам вечным и неизменным. => Возможность вывести ряд фундаментальных следствий:

если r . c . и r . e . устроены по-разному, то r . c . может отображать в себе устройство природы.

Если природа – нечто иное по отношению к мышлению, то человек может быть уверен: его воздействие на природу контролируется r . c., т.е. можно экспериментировать. Эксперимент полностью контролируется субъектом.

Законы природы вечны и неизменны. «Учёный может не торопиться». Знание – конечно, => наука как культурная традиция: важен процесс, главное, чтобы традиция продолжалась. Надо учить методам добычи знаний. Не «что», а «как».

Декарт уподобил науку «кладовой», в которую проникают ученые, хватают первый попавшийся мешок со знаниями и вытаскивают его наружу. Возможен конец науки, когда все (неизменные!) знания будут вытащены наружу.

Как сформировать метод? Что делать, когда будет исчерпано всё знание: новые перспективы науки или всё кончено?

Правила для ума:

(правило анализа): Любой объект раздели на максимально возможное количество простых составных частей, изучи каждую часть в отдельности.

(правило синтеза): Сложи из составных частей исходное состояние. Не останутся ли «запасные детали»? Тщательно опиши каждый шаг анализа и синтеза. Это и будет твоим знанием об объекте. (Обратно объект можно собрать в том и только том случае, если составные части за время эксперимента не меняются, в физике норм, химии — плохо, биологии — ужасно!)

(критерий достоверности): Достоверным знанием будет являться то, которое будет для меня абсолютно очевидным и ясным.

Настоящий разработчик всех идей – мышление. Декарт – мыслитель-одиночка, забывает о том, что мышление – коллективный процесс. У Декарта эйдосы-идеи рождаются в мышлении самого человека.

Настоящий разработчик всех идей – мышление. Главное – возможность свободно действовать (Если мышление – только для познания окружающего мира, то оно является не более чем копией, отражением мира.). Другие мышления должны быть включены в своё; главное – возможность возникновение взаимодействия (при наличии конкуренции мышлений). Декарт – мыслитель-одиночка, пытается отодвинуть других людей и думает, что в пустом пространстве можно сконструировать своё мир, но забывает о том, что мышление – коллективный процесс (Греки: мыслить можно только с помощью языка, но язык приходит извне, из коммуникации). Ряд внутренних противоречий:

Мышление – одна субстанция, а тело человека – другая. Как взаимодействуют душа и тело? (Декарт: В шишковидной железе в организме человека находится душа?).

Что значит «составная часть» в правиле анализа? (Платон: надо делить на естественные составные части: знающий эйдосы – философ – знает, как делить, Декарта эйдосы-идеи рождаются в мышлении самого человека).

 

 

10.Вклад Ф. Бэкона в развитие методологии европейской науки.
Фрэнсис Бэкон разрабатывает целевые установки науки: зачем нужна наука (проект НИИ). Если природа действует по собственным законам, Б-г далеко, не означает ли это то, что Б-г перестал о нас заботиться? Или его нет? => Б-г позаботился о нас: вложил в окружающий мир законы природы, в человеческий разум – способность познания этих правил и возможность использовать их на благо человека.

Требование к учёным: знание должно быть технически полезно людям. Проект преобразования сообщества учёных: ученые должны перестать работать в одиночку, монашеский орден. Каждый монах-учёный получает своё «послушание» (задачу) и работает со своей сферой, не вмешиваясь в другие, накапливает опыт, факты. Дальше происходит синтез знаний (семинары, обсуждения): общие принципы ясны для всех => новые задачи. Процесс накопления знаний – непрерывный, от частного к общему и от общего к частному.

Проблема: опыт всегда конечен, в какой момент надо обрывать наблюдения и выводить определенные законы? Где граница применимости? И ещё: гдепоявляются средства обработки фактов (критерии для оценки)? – благая воля Творца, который организует наше сознание правильным образом, но есть идея поврежденности разума (человек греховен по самой своей природе)! => рассуждения о идолах:

1) «идол пещеры»:каждый человек пребывает в рамках сознания, как в пещере, смотрит на мир, как в зеркало, и проецирует своё сознание на внешний мир.

2) «идол рода (племени)»: то же, что «идол пещеры», но на уровне коллектива. Заблуждения коллектива, традиции

3) «идол рынка (как базара)»=> жаргон, непонимание того, что человек говорит неправильно.2 ошибки: один и тот же предмет обозначается разными словами и одно слово обозначает два предмета=> спор о понятиях.

4) «идол театра»:слепое поклонение авторитетам способно сделать из науки писанину и бессмысленную болтовню.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.029 с.)