Уставный фонд определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уставный фонд определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.



2. Не допускается освобождение участника общества с ограниченной ответственностью от обязанности внесения вклада в уставный фонд обще­ства, в том числе путем зачета требований к обществу.

3. Уставный фонд общества с ограниченной ответственностью должен быть на момент регистрации общества внесен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся часть уставного фонда общества подлежит форми­рованию его участниками в течение первого года деятельности общества. При нарушении этой обязанности общество должно либо объявить об уменьшении своего уставного фонда и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликви­дации.

Исключен.

5. Уменьшение уставного фонда общества с ограниченной ответствен­ностью допускается после уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

238

6. Увеличение уставного фонда общества допускается после внесения всеми его участниками вкладов в полном объеме. (В редакции Закона Рес­публики Беларусь от 25 мая 2002 г. – Национальный реестр правовых ак­тов Республики Беларусь, 2002 г., № 62, 2/853.)

1. Уставный фонд 000 формируется из вкладов учредителей (участ­ников). Это совокупность вкладов в денежном выражении. Вклады уч­редителей (участников) могут быть как в денежной, так и в неденежной форме.

2. Имущество в натуре вносится в уставный фонд на основании акта приемки-сдачи.

3. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит обществу на праве собствен­ности. Учредители общества с момента внесения имущества в уставный фонд и государственной регистрации общества утрачивают право соб­ственности на свои вклады в уставный фонд и приобретают обязатель­ственные права (право на управление обществом, право на получение прибыли, части стоимости имущества при выбытии из состава общест­ва и т. п.). На имущество, переданное обществу в пользование, участни­ки сохраняют вещные права.

4. Согласно части четвертой п. 12 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 7 июня 2001 г. № 4 при рассмотрении дел, свя­занных с передачей обществу в качестве вклада в уставный фонд права пользования имуществом, необходимо иметь в виду, что согласно ст. 14 Закона «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответ­ственностью и обществах с дополнительной ответственностью» размер вклада участника путем передачи его имущества обществу во владение и пользование на определенный срок определяется по соглашению между участниками, исходя из арендной платы, исчисленной за весь этот срок. В случаях ликвидации общества или выхода участника из об­щества ранее указанного срока вклад участника признается не внесен­ным на сумму арендной платы за оставшийся период.

5. Минимальный размер уставного фонда 000 составляет 1600 евро.

По общему правилу на момент регистрации 000 уставный фонд об­щества должен быть сформирован учредителями не менее чем наполови­ну. Оставшаяся часть уставного фонда должна быть внесена участниками в течение первого года деятельности 000 (см. комментарий кет. 47' ГК).

239

6. Специальным законодательством могут устанавливаться осо­бенности формирования уставного фонда. Так, уставный фонд ком­мерческой организации с иностранными инвестициями, заявленный в учредительных документах, должен быть сформирован не менее чем на 50 % в течение первого года со дня государственной регистра­ции за счет внесения в него каждым из учредителей (участников) не менее 50 % своей доли и в полном объеме – до истечения двух лет со дня регистрации. Документальное подтверждение факта формирова­ния уставного фонда в установленных размерах коммерческая орга­низация с иностранными инвестициями должна представить в реги­страционный орган не позднее 30 дней со дня окончания соответст­вующего периода. Увеличить сроки формирования уставного фонда для коммерческих организаций с иностранными инвестициями вправе Правительство Республики Беларусь или уполномоченный им республиканский орган государственного управления. В течение не более 10 дней регистрирующий орган выдает коммерческой орга­низации с иностранными инвестициями, представившей докумен­тальное подтверждение факта формирования уставного фонда – сви­детельство о формировании уставного фонда (ст. 87 Инвестиционно­го кодекса).

Уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвес­тициями должен быть объявлен в долларах США, а в случае создания коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме акционерного общества или с использованием имущества Республики Беларусь – также и в денежных единицах Республики Беларусь. Участ­ники (учредители) коммерческой организации с иностранными инвес­тициями вправе вносить вклады в уставный фонд своей организации в денежной и (или) неденежной форме. Для пересчета вкладов использу­ется официальный курс соответствующей валюты, установленный На­циональным банком Республики Беларусь на день подписания догово­ра о создании коммерческой организации с иностранными инвестици­ями и (или) утверждения устава (части первая-третья ст, 88 Инвестици­онного кодекса).

Если учредитель (участник) коммерческой организации с иностран­ными инвестициями вносит вклад в уставный фонд этой организации в денежных единицах Республики Беларусь либо в иностранной валюте, он обязан учитывать разницу между официальными курсами пересчета денежных единиц Республики Беларусь и иностранной валюты в долла­ры США, установленными Национальным банком Республики Бела­русь на день подписания договора о создании коммерческой организа-

240

ции с иностранными инвестициями и (или) утверждения ее устава и на день фактического внесения вклада (часть четвертая ст. 88 Инвестици­онного кодекса).

«В случае принятия решения об увеличении размера уставного фон­да либо решения о регистрации действующего юридического лица в качестве коммерческой организации с иностранными инвестициями учредитель (участник) этой организации обязан при внесении вкладов и денежной форме учитывать уже разницу между официальными кур­сами пересчета валют, установленными Национальным банком Рес­публики Беларусь на день принятия такого решения и на день факти­ческого внесения вклада» (часть пятая ст. 88 Инвестиционного кодек­са). Возникающая в результате пересчета суммовая разница зачисляет­ся в резервный фонд коммерческой организации с иностранными ин­вестициями.

«Неденежный вклад иностранного инвестора должен быть ввезен из иностранного государства либо приобретен в Республике Беларусь за иностранную валюту или денежные единицы Республики Беларусь, ес­ли они получены в виде причитающейся инвестору прибыли от деятель­ности созданной с его участием коммерческой организации с иностран­ными инвестициями, от иной разрешенной деятельности либо путем обмена иностранной валюты в банках Республики Беларусь. Неденеж­ные вклады оцениваются на дату их принятия на баланс коммерческой организации с иностранными инвестициями» (часть седьмая ст. 88 Ин­вестиционного кодекса).

Неденежные вклады учредителей (участников) коммерческой орга­низации с иностранными инвестициями подлежат экспертизе досто­верности оценки неденежных вкладов, проводимой в порядке, опреде­ляемом законодательством Республики Беларусь. Экспертизу достовер­ности оценки государственного имущества, вносимого в виде неденеж­ного вклада в уставный фонд, осуществляет департамент по управле­нию государственным имуществом Министерства экономики Респуб­лики Беларусь. Оценка проводится в денежных единицах, в которых объявлен уставный фонд. По результатам экспертизы составляется акт о достоверности оценки неденежных вкладов. В случае отсутствия тако­го акта имущество не считается внесенным в уставный фонд (часть восьмая ст. 88 Инвестиционного кодекса).

7. Несоблюдение установленного порядка формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями яв­ляется одним из оснований их ликвидации (часть первая ст. 90 Инвес­тиционного кодекса).

241

8. Экспертиза достоверности неденежных вкладов, в том числе не­движимости и ценных бумаг, вносимых в уставные фонды юридичес­ких лиц на территории иностранных государств, должна проводиться в соответствии с законодательством Республики Беларусь (часть вто­рая ст. 102 Инвестиционного кодекса). Учет и контроль за инвестици­ями, направляемыми юридическими лицами Республики Беларусь и индивидуальными предпринимателями на территорию иностранных государств, в том числе за вложениями в уставные фонды иностран­ных юридических лиц, приобретением ценных бумаг, недвижимости, осуществляются Национальным банком Республики Беларусь (часть первая ст. 102 Инвестиционного кодекса). Товары, ввозимые на тамо­женную территорию Республики Беларусь в качестве вклада ино­странных участников в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость и таможенными пошлинами при условии, что эти товары: а) относятся к основным фондам; б) не являются по­дакцизными; в) ввозятся в сроки, установленные учредительными до­кументами для формирования уставного фонда коммерческой органи­зации с иностранными инвестициями (часть третья ст. 91 Инвестици­онного кодекса).

9. Если доля иностранного инвестора в уставном фонде коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет более 30 %, то:

1) в порядке и на условиях, установленных законодательством Респуб­лики Беларусь, в течение трех лет с момента объявления прибыли (вклю­чая первый прибыльный год) освобождается от уплаты налога прибыль такой организации, если она получена от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, кроме торговой и торгово-закупочной деятельности (часть третья ст. 91 Инвестиционного кодекса);

2) такая коммерческая организация вправе без лицензий и дополни­тельных разрешений экспортировать продукцию (работы, услуги) соб­ственного производства (часть первая ст. 92 Инвестиционного кодекса);

3) после уплаты налогов и других обязательных платежей, установ­ленных законодательными актами Республики Беларусь, выручка в иностранной валюте от экспорта продукции (работ, услуг) собственно­го производства остается в распоряжении коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 95 Инвестиционного кодекса);

4) в учредительных документах коммерческих организаций с ино­странными инвестициями могут быть установлены иные нормы и поря­док амортизационных отчислений, чем для юридических лиц Респуб­лики Беларусь (ст. 93 Инвестиционного кодекса),

242

Статья 90. Управление в обществе с ограниченной ответст­венностью

1. Высшим органом общества с ограниченной ответственностью являет­ся общее собрание его участников.

В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнитель­ный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий теку­щее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также и не из числа его участников.

2. Компетенция органов управления обществом, а также порядок при­нятия ими решений и выступления от имени общества определяются в со­ответствии с законодательством об обществах с ограниченной ответствен­ностью и уставом общества.

3. К исключительной компетенции общего собрания участников обще­ства с ограниченной ответственностью относятся:

1) изменение устава общества и размера его уставного фонда;

2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекра­щение их полномочий;

3) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибыли и убытков;

4) решение о реорганизации или ликвидации общества;

5) избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества. Законодательством об обществах с ограниченной ответственностью к исключительной компетенции общего собрания может быть также отнесе­но решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение исполнитель­ного органа общества.

4. Для проверки и подтверждения правильности годовой финансо­вой отчетности общества с ограниченной ответственностью оно впра­ве ежегодно привлекать независимого аудитора, не связанного иму­щественными интересами с обществом или его участниками (внешний аудит). Аудиторская проверка годовой финансовой отчетности обще­ства может быть также проведена по требованию любого из его уча­стников.

Порядок проведения аудиторских проверок деятельности общества оп­ределяется законодательством и уставом общества.

5. Опубликование обществом сведений о результатах ведения его дел (публичная отчетность) осуществляется в случаях, предусмотренных зако­нодательством.

243

1. Высшим органом управления 000 является собрание его участ­ников. Компетенция общего собрания участников общества, порядок принятия ими решений определены комментируемой статьей, ст. 18, 19 Закона «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответ­ственностью и обществах с дополнительной ответственностью» (далее – Закон). Согласно п. 9 постановления Пленума Высшего Хозяйствен­ного Суда от 7 июня 2001 г. № 4 (далее – постановление) к нарушениям законодательства, которые могут служить основанием для удовлетворе­ния иска о признании недействительным решения собрания участни­ков, относятся, в частности, отсутствие кворума, несвоевременность извещения (неизвещения) участника о времени проведения собрания, повлекшее невозможность участия в работе собрания, нарушение при голосовании принципа единогласия и другие существенные нарушения законодательства и требований учредительных документов. При разре­шении таких споров хозяйственный суд вправе с учетом всех обстоя­тельств дела отказать в иске, если количество голосов отдельного участ­ника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нару­шения не являются существенными. При рассмотрении споров о при­знании недействительным решения собрания участников хозяйствен­ные суды должны учитывать, что нормы части первой ст. 19 Закона, ус­танавливающие кворум для принятия решения, применяются, если иные правила не установлены названным Законом. "

2. Решение собрания участников (собрания акционеров) рассматри­вается хозяйственным судом как решение самого общества, а не реше­ние отдельных его участников, т. е. оно отражает коллективную волю высшего органа управления обществом. Поэтому ответчиком по спорам о признании недействительным решения собрания участников должно выступать само юридическое лицо (общество, товарищество) (части первая и вторая п. 10 постановления).

3. Распределение прибыли, убытков относится к исключительной компетенции общего собрания участников 000. Поэтому решение о взыскании причитающихся истцу сумм прибыли может быть принято хозяйственным судом, если общество не выполняет решение собрания участников о распределении части прибыли между ее участниками (за исключением случаев выхода или исключения из состава участников) (п. 11 постановления).

4. Указанным выше постановлением также предоставлено право уча­стникам 000 обжаловать решения органов управления обществом. Так, в п. 6 постановления указано, что согласно ст. 27 ХПК хозяйствен-

244

ному суду подведомственны дела о признании недействительным (пол­ностью или частично) ненормативного акта государственного или ино­го органа, не соответствующего законодательству Республики Беларусь и нарушающего права и законные интересы юридических лиц, индиви­дуальных предпринимателей. Если иск заявлен о признании недействи­тельным протокола собрания участников общества, то следует исходить из того, что протокол собрания представляет собой письменное оформ­ление решения собрания. Кроме того, разрешая споры по искам о при­знании недействительным решения собрания участников общества о назначении либо освобождении от должности директора (генерального директора или иного руководителя) общества, суды должны учитывать, что рассмотрению в хозяйственных судах подлежат споры по исковым требованиям участников общества о признании недействительным ре­шения высшего органа коммерческой организации, нарушающего про­цедуру назначения исполнительного органа общества, которое затраги­вает интересы и права участников общества по управлению делами об­щества при осуществлении процедуры назначения исполнительного органа.

Относятся к трудовым спорам и соответственно не рассматриваются в хозяйственных судах иски о признании недействительным решения собрания участников общества, которые предъявляются лицам, осво­божденным по решению собрания участников от должности руководи­теля коммерческой организации (в том числе, когда истец одновремен­но является участником общества). В хозяйственном суде рассматрива­ются приказы, распоряжения, решения правления и т. п., а не сообще­ния, письма и т. д., составленные на их основе (п. 6 постановления).

5. Если иск одного из участников общества о признании недействи­тельным решения органа управления обществом предъявлен к общест­ву, хозяйственный суд в соответствии со ст. 46 ХПК может привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, других участников этого общества (часть четвертая п. 10 постановления).

6. Исполнительный орган 000 осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен общему собранию участников. Он может быть коллегиальным (дирекция, правление) или единолич­ным.

7. Если в соответствии с законодательством участники 000 только вправе привлекать аудитора для проверки и подтверждения правильно-

245

сти годовой финансовой отчетности 000, по уставу ежегодный внеш­ний аудит может быть признан обязательным. Требовать проведения ау­диторской проверки 000 может любой его участник.

Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат: ОАО, ЗАО, 000, ОДО, за исключением обществ, у которых выручка (вало­вой доход) в год от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 100 тысяч базовых величин за проверяемый год, коммерческие организа­ции с иностранными инвестициями независимо от организационно-правовой формы. Юридические лица с долей государственной собст­венности, у которых в отчетном периоде ведомственной контрольно-ревизионной службой проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности, освобождены от обязательных ежегодных аудиторских проверок (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 2001 г. № 651 «О некоторых вопросах регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь». – Национальный реестр право­вых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 47, 5/5905; 2002 г., № 60, 5/10485).

8. В соответствии с частью первой ст. 252 ТК функции единолично­го исполнительного органа осуществляет руководитель организации. Трудовой договор с руководителем организации заключается собствен­ником имущества организации либо уполномоченным им органом на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон (ст. 254 ТК). Руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контро­ля в данной организации (часть вторая ст. 255 ТК). Руководитель орга­низации несет полную материальную ответственность за реальный ущерб, причиненный им имуществу организации (ст. 256 ТК).

9. В организациях любых организационно-правовых форм заключа­ются коллективные договоры между нанимателями и работниками (их представителями), условия которых не могут ухудшать положение ра­ботников по сравнению с законодательством (ст. 361, 362 ТК).

С т а т ь я 9 1. Реорганизация и ликвидация общества с ограни­ченной ответственностью

1. Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизо­вано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его уча­стников.

Иные основания реорганизации и ликвидации общества, а также поря­док его реорганизации и ликвидации определяются законодательством.

246

2. Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив, а также в унитарное предприятие в слу­чае, когда в составе общества остался один участник. (В редакции Закона Республики Беларусь от 25 мая 2002 г. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 62, 2/853.)

1. В комментируемой статье рассматривается случай добровольной реорганизации или ликвидации 000, которое реорганизуется и ликви­дируется по единогласному решению его участников. Иные основные реорганизации и ликвидации 000 определяются законодательством.

2. При преобразовании 000, его ликвидации в общую имуществен­ную массу включается не только то имущество, которое находится на самостоятельном балансе 000, но и доли в других товариществах, об­ществах, ассоциациях и т. д.

3. В п. 2 комментируемой статьи названы правовые формы, в которые может быть преобразовано 000. Это АО, ОДО, производственный коо­ператив, унитарное предприятие, если в обществе остался один участник.

4. В случаях реорганизации коммерческой организации коллектив­ный договор сохраняется в течение срока, на который он заключен, ес­ли стороны не приняли иного решения (часть третья ст. 367 ТК).

5. В хозяйственном суде от имени ликвидируемого юридического лица выступает уполномоченный представитель ликвидационной ко­миссии (часть третья ст. 55 ХПК).

6. При ликвидации юридического лица Республики Беларусь право собственности на земельный участок прекращается. Земельный участок подлежит выкупу соответствующим исполнительным и распорядитель­ным органом в течение трех месяцев с момента исключения юридичес­кого лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по нормативным ценам на момент выкупа (часть вторая ст. 56 КоЗ). Собственник вправе добровольно от­казаться от земельного участка (часть первая ст. 64 КоЗ).

В случае реорганизации юридического лица Республики Беларусь, которому передан земельный участок в собственность, к реорганизо­ванному юридическому лицу в соответствии с законодательством Рес­публики Беларусь переходит право собственности на земельный учас­ток, при условии сохранения его целевого назначения (часть первая ст. 56 КоЗ).

247

7. При реорганизации, ликвидации общества обязательно проведе­ние инвентаризации (Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции Закона от 25 июня 2001 г. – Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспубікі Беларусь, 1994 г., № 34, ст. 566; Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэспублто Беларусь, 1997 г., № 27, ст. 468; 1998 г., № 2. ст. 7; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 63, 2/785).

8. Особенности ликвидации и реорганизации коммерческих органи­заций могут быть установлены специальным законодательством. Так, ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестиция­ми осуществляется:

а) по решению ее учредителей (участников), собственника имущест­ва или уполномоченного им органа (уполномоченного на это учреди­тельными документами этой организации);

б) в судебном порядке по основаниям, установленным законода­тельными актами Республики Беларусь.

Сообщение о ликвидации коммерческой организации с иностран­ными инвестициями публикуется в печати в соответствии с актами за­конодательства Республики Беларусь (части первая и вторая ст. 90 Ин­вестиционного кодекса).

Реорганизация коммерческой организации с иностранными инвес­тициями осуществляется по решению ее учредителей (участников), собственника имущества либо органа, уполномоченного на то учреди­тельными документами этой организации, в соответствии с законода­тельством Республики Беларусь (часть третья ст. 90 Инвестиционного кодекса).

Статья 92. Переход доли в уставном фонде общества с огра­ниченной ответственностью к другому лицу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.051 с.)