Слуги. 60-е гг. XVIII в. Национальная галерея, Лондон.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слуги. 60-е гг. XVIII в. Национальная галерея, Лондон.



Композиция относится к позднему периоду творчества Хогарта. Горнич­ные, камердинеры, управляющий расположены строго по кругу. Их лица поражают своей «заурядностью», в них нет ни красоты, ни тонкого пси­хологизма. Но именно такие они и дороги мастеру.

Уильям Хогарт.

Девушка с креветками. Около 1740 г. Национальная галерея, Лондон.

Джошуа Рейнолдс.

Портрет адмирала Хизфилда. 1787—1788 гг. Национальная галерея, Лондон.

ДЖОШУА РЕЙНОЛДС

(1723—1792)

Портретист Джошуа Рейнолдс был первым среди английских мастеров, кто учился в Италии, путешествовал по Голландии, Фландрии, Германии и Франции. Блестящее художествен­ное образование, превосходное зна­ние основных направлений совре­менного искусства позволили ему свободно соединить в своём творче­стве черты разных стилей.

Выбирая для портрета тот или иной стиль, мастер учитывал преж­де всего характер и род деятель­ности модели. Так, адмирала Хизфилда художник представил на фоне поля битвы с клубящимся ды­мом и багровым закатом (1787— 1788 гг.). Известных литераторов и актёров Рейнолдс окружал аллегори­ческими фигурами, а порой, следуя традиции классицизма, изображал в виде античных или исторических персонажей («Элизабет Шеридан в виде Святой Цецилии»; «Сара Сиддонс в виде музы трагедии», 1783— 1784 гг.).

Всю свою жизнь Рейнолдс мно­го и охотно писал детей. В зависи­мости от происхождения и условий заказа он по-разному изображал их. Так, в портрете мальчика из се­мьи Кру (1776 г.) перед зрителем «маленький взрослый», облачённый в костюм XVI в. Композиция и по­за героя напоминают знаменитые

Джошуа Рейнолдс.

Сара Сиддонс в виде музы

Трагедии. 1783—1784 гг.

Галерея Хантингтон, Сан-Марино (США).

Знаменитая трагическая актриса Сара Сиддонс изображена восседающей на троне в облаках. По обеим сто­ронам от неё — фигуры муз, погру­жённые в тень, в то время как на геро­иню эффектно падает свет. Поза её горделива и величественна, лицо, по­казанное почти в профиль, озарено вдохновением. Яркий и сочный коло­рит, характерный для барокко кон­траст света и тени подчёркивают патетический дух изображения. При­бегая к традиционным приёмам идеа­лизации модели, Рейнолдс тем не менее избежал напыщенности: создаётся впечатление, что героиня изображена на сцене и играет роль. Её портрет превратился в живопис­ный символ актёрского искусства.

Джошуа Рейнолдс.

Девочка с земляникой.

Г.

Галерея Уоллес, Лондон.

портреты короля Генриха VIII кис­ти Ханса Хольбейна Младшего. Ребё­нок увлечённо играет роль «малень­кого монарха», сохраняя при этом эмоциональность и детскую непо­средственность.

Совсем иначе Рейнолдс написал свою племянницу («Девочка с земля­никой», 1773 г.), превратив её порт­рет в некое подобие жанровой сцен­ки: девочка, оказавшись в лесу, увидела что-то необычное и испуга­лась, в её взгляде сложно переплелись страх и любопытство. Лицо, написан­ное в нежных, почти пастельных то­нах, очаровывает чистотой и особым, детским обаянием. По стилю этот портрет близок к традициям рококо, но наполнен живым и открытым чувством в духе наступившей эпохи сентиментализма (от франц. senti­ment — «чувство»). Это течение в ли­тературе и искусстве европейских стран второй половины XVIII — на­чала XIX в. Его сторонники считали главным в природе человека не ра­зум, а чувства и утверждали цен­ность человеческой личности неза­висимо от сословия.

Рейнолдс искренне заботился о процветании национальной школы живописи. Он начал восстанавливать в Лондоне Королевскую академию искусств (открытая в 1711 г., она позднее распалась) и стал её первым

президентом (1768 г.). Современни­кам он запомнился не только как ху­дожник, но и как замечательный оратор и педагог (его речи на засе­даниях академии издавались и пере­водились на другие языки). Именно благодаря Рейнолдсу английские ма­стера почувствовали себя причаст­ными к европейской традиции и осознали неповторимое значение своего творчества.

 

ТОМАС ГЕЙНСБОРО

(1727—1788)

«Если бы наша нация произвела до­статочно талантов, чтобы мы удосто­ились чести именоваться английской школой живописи, имя Гейнсборо перешло бы к потомству среди пер­вейших носителей её зачинающей­ся славы». Эти слова сказаны Джошуа Рейнолдсом в его знаменитой речи памяти Томаса Гейнсборо, произне­сённой в Королевской академии ис­кусств. Из всех мастеров англий­ской живописи XVIII в. Гейнсборо уже при жизни был признан самым выдающимся.

Томас Гейнсборо родился в селе­нии Сёдберри (на востоке Англии) в семье торговца сукном. Закончив обучение в Лондоне, молодой худож­ник вернулся в родные места, а в 1752 г. поселился в соседнем город­ке Ипсвиче.

На творчество мастера повлияли живопись французского рококо, а также традиция «сцен собеседова­ния» (в частности, полотна Хогарта). Первые зрелые произведения Гейнсборо — «Супруги Эндрюс» (1749 г.), «Супруги Кирби» (около 1750 г.), «Автопортрет с женой и дочерью» (око­ло 1751—1752 гг.) и другие — выпол­нены именно в этом жанре. Однако в его групповых портретах, как пра­вило, нет действия, герои обращены лицом к зрителю и почти всегда изображены на фоне пейзажа. Пер­сонажи Гейнсборо чувствуют себя ес­тественно, легко, и в их отношениях царят любовь и согласие (не случай­но художник так часто обращался к семейным портретам).

БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ В ЛОНДОНЕ

Британский музей по праву можно назвать музеем цивилизаций: в его стенах хранятся памятники (пре­имущественно скульптуры и деко­ративно-прикладного искусства) древних и современных народов мира.

Начало этому собранию поло­жил учёный-натуралист, лейб-ме­дик короля Хэнс Слоун (1660— 1753). Свою обширную коллекцию естественнонаучных, этнографиче­ских и художественных редкостей, а также великолепную библиотеку (всего около двухсот тысяч экспона­тов) он завешал государству. Од­новременно правительством была приобретена фамильная коллекция старинных английских рукописей графа Эдварда Харли. В 1753 г. к ним присоединилось собрание ис­торических манускриптов, редких книг и монет коллекционера сэра Роберта Коттона (1571—1631).

Чтобы собрать средства на при­обретение коллекций, была устрое­на лотерея. Денег хватило даже на покупку музейного здания — дво­рянского особняка Монтегю-хаус, расположенного среди большого парка в Блумсбери (в то время окра­ина Лондона, а ныне его район). Управлял музеем совет попечите­лей, куда вошли представители се­мейств Слоун, Харли и Коттон, из­вестные учёные, а также британские государственные деятели. В 1757 г. король Георг II (1727—1760 гг.) подарил новому музею придвор­ную библиотеку, которую собирали с XV в., и пожаловал ему право впредь получать первый экземпляр каждой изданной в стране книги.

15 января 1759 г. Британский музей был открыт. Предполагалось сделать его общедоступным, но вначале осторожные хранители принимали экскурсантов по записи, так что многие дожидались посеще­ния месяцами. Лишь во второй половине XX в. широкая публика была допущена во все залы. В настоящее время музей посещают в среднем два с половиной миллиона человек в год.

Британское правительство не жа­лело средств для музея. В 1772 г. для него была куплена коллекция греческих и этрусских ваз, а в 1802 г. в собрание попали египет­ские памятники, захваченные англи­чанами у наполеоновских войск в Александрии. В их числе был зна­менитый Розеттский камень — ба­зальтовая плита с одинаковыми надписями на древнегреческом и древнеегипетском языках, которые позволили французскому египтоло­гу Жану Франсуа Шампольону рас­шифровать письменность Древнего Египта. В 1814 г. экспозицию укра­сили рельефы храма Аполлона в до­лине Бассы в Греции, а в 1816 г. — рельефы из храма Парфенон на Ак­рополе в Афинах, созданные под руководством древнегреческого скульптора Фидия. Собрание по­полнялось находками археологов, работавших в британских колониях: памятниками древних государств Ассирии и Шумера в Междуречье, скульптурным убранством Галикарнасского мавзолея и храма Артеми­ды в Эфесе (в Малой Азии), причис­ленных к чудесам света.

От такого изобилия экспонатов в старом Монтегю-хаусе доволь­но скоро стало тесно. В 1823— 1847 гг. особняк окружили при­стройками и украсили парадный фасад колоннадой (архитектор Ро­берт Смёрк), а в 1854—1857 гг. внутренний двор переоборудовали в огромный читальный зал на четы­реста мест (архитектор Сидней Смёрк). Новые галереи пристраива­ли по периметру здания и в даль­нейшем. Сейчас Британский му­зей занимает почти шесть гектаров. Чтобы освободить часть помеще­ний, природоведческие коллекции перевели в Британский музей есте­ственной истории, а этнографическое собрание (памятники Африки, доколумбовой Америки, Океа­нии) — в Музей человечества. Уни­кальная библиотека Британского музея была объединена с другими крупными книгохранилищами Анг­лии и образовала Британскую биб­лиотеку. Но в здании Монтегю-хауса по-прежнему выставлена коллекция рукописей, в том числе шедевры средневекового книжного искусства.

В настоящее время в Британ­ском музее имеются отделы древ­ностей Египта (около шестидесяти шести тысяч экспонатов) и Перед­ней Азии с богатейшим в мире со­бранием скульптуры (в том числе цикл рельефов «Львиная охота царя Ашшурбанипала» из ассирий­ского города Ниневии). В Отделе греческих и римских древностей выставлены лучшие из скульптур афинского Акрополя, знаменитый бюст Перикла и статуя Деметры с острова Книд. Отдел доисториче­ских памятников включает архео­логические находки почти со всего мира. Здесь также хранится вели­колепное собрание декоративно-прикладного искусства Средневе­ковья и Нового времени.

Отдел восточных памятников представляет искусство народов, населяющих страны от Марокко до Японии. Коллекция монет и меда­лей насчитывает семьсот пятьдесят тысяч экспонатов. В Отделе рисун­ка и гравюры собрано около пяти­сот семидесяти тысяч листов, в том числе произведения великих масте­ров эпохи Возрождения: двад­цать — Леонардо да Винчи, трид­цать одно — Рафаэля, восемьдесят пять — Микеланджело, сто — Альбрехта Дюрера, двести — Хан­са Хольбейна Младшего, а также сто семнадцать — голландского художника Рембрандта. Там же находится исключительно полная коллекция графических работ французских мастеров Клода Лоррена и Антуана Ватто.

Томас Гейнсборо.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.230.177 (0.017 с.)