Георг Венцеслаус Кнобельсдорф. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Георг Венцеслаус Кнобельсдорф.



Сан-Суси.

Гг. Потсдам.

Георг Венцеслаус Кнобельсдорф.

Сан-Суси.

Гг.

Потсдам.

тщательно продуманный ансамбль. Своей изысканной простотой ре­зиденция должна была создавать ощущение гармонии, настроить на особое восприятие мира — радост­ное и беззаботное.

Но именно в Пруссии постепенно сложилась архитектура немецкого неоклассицизма — холодная, тяжело­весная, официальная. Яркий пример тому — Бранденбургские ворота в Берлине (1788—1791 гг.), образцом для которых архитектор Карл Готхард Лангханс (1732—1808) избрал Пропилеи — парадный вход на Акро­поль в Афинах. Гигантское сооруже­ние Лангханса с двенадцатью стоя­щими попарно колоннами, скорее мрачное, чем величественное, де­монстративно торжественное, оказа­лось очень созвучно архитектуре следующего, XIX столетия.

Парадность и пышность отличают произведения наиболее известного скульптора немецкого барокко Андреаса Шлютера (около 1660—1714). Так, в конном бронзовом памятнике

 

Карл Готхард Лангханс. Бранденбургские ворота. 1788—1791 гг. Берлин.

Андреас Шлютер.

Памятник курфюрсту Фридриху Вильгельму II. Фрагмент. 1696—1703 гг. Берлин.

курфюрсту Фридриху Вильгельму II в Берлине (1696—1703 гг.) Шлютер, стремясь возвеличить своего героя, облачил его в античное одеяние и парик по моде XVII в. Композицию дополняют статуи скованных рабов, подпирающие постамент и олице­творяющие побеждённых врагов Пруссии. Каждая деталь показывает очень высокое мастерство скульпто­ра и тонкое чувство материала, но всё вместе это напоминает офици­альную хвалебную речь.

Андреас Шлютер.

Памятник курфюрсту Фридриху Вильгельму II. 1696—1703 гг.

Берлин.

ЖИВОПИСЬ XVII — XVIII ВЕКОВ

Творчество Адама Эльсхеймера (1578—1610), безусловно, самое яр­кое явление в немецкой живописи

XVII в., хотя его работы очень легко обвинить в эклектизме — механиче­ском соединении черт разных сти­лей. Традиции немецкого Возрожде­ния, венецианской живописи XVI в., маньеризма и барокко — всё это по­рой сочетается в одной его картине. Вместе с тем произведения Эльсхеймера по-настоящему талантливы и самобытны, они точно отразили осо­бенности его эпохи — переходного времени, когда разные стили пере­плетались и одновременно противо­стояли друг другу. Яркость колорита, оригинальный подход к сюжетам, смелые эксперименты в изображе­нии света сделали творчество немец­кого мастера интересным не только для соотечественников, но и для ху­дожников других стран. В частности, оно повлияло на фламандскую и голландскую школы живописи.

О жизни Эльсхеймера известно очень мало. Первые уроки живопи­си он получил у маньериста Филип­па Уффенбаха в своём родном горо­де Франкфурте-на-Майне. В 1598 г. художник уехал в Венецию, а около 1600 г. — в Рим, где через десять лет скоропостижно скончался (обстоя­тельства его смерти не выяснены). Современники говорили об Эльсхеймере как о человеке очень замк­нутом, застенчивом и страдавшем от неуверенности в себе, часто приво­дившей к депрессии. Тем не менее круг его знакомых был весьма ши­рок, он общался с живописцами из разных стран.

Основную часть наследия Эльсхеймера составляют небольшие по­лотна на библейские и мифологи­ческие сюжеты, хотя он обращался и к жанровой живописи. В работах конца XVI в., например в «Крещении Христа» (1599 г.), хорошо видно влияние венецианских мастеров. Фигуры Христа и Иоанна Крестите­ля выполнены сочными мазками, подчёркнуты светотенью и предста­влены в сложных ракурсах. Пейзаж при этом написан совсем в другой манере, больше напоминающей не­мецкую живопись Возрождения: краски мягче, цветовые переходы тоньше, а прорисовка деталей отли-

*Иоанн Креститель (Пред­теча) — в христианской тра­диции проповедник прихода Мессии — посредника между Богом и людьми, Спасителя человечества. Иоанн признал Мессию в Иисусе Христе, пришедшем к нему принять крещение в реке Иордан.

чается ювелирной точностью. Тако­ва и картина «Проповедь Святого Иоанна Крестителя» (1599 г.): под впечатлением от многофигурных полотен венецианцев художник на­полнил композицию персонажами в причудливых, экзотических кос­тюмах, мастерски выписывая доро­гие ткани и украшения. В полутём­ном пространстве, в скупых лучах предзакатного света таинственно мерцают драгоценности, шёлковые ткани, зелень листвы.

В произведениях римского пери­ода стиль живописи Эльсхеймера изменился, стал более цельным и драматичным. Его картина «Юдифь и Олоферн» (1607 г.) — блестящее произведение барокко, наполнен­ное живым и выразительным дейст­вием. Поток света выхватывает из тьмы Юдифь — прекрасную жен­щину в ярких одеждах, которая од­ной рукой держит Олоферна за во­лосы, а другой заносит меч, чтобы

ИОГАНН ИОАХИМ ВИНКЕЛЬМАН

(1717—1768)

Иоганна Иоахима Винкельмана, блестящего знатока памятников античности, можно назвать основоположником истории искусст­ва. Прожив много лет в Риме (он был библиотекарем, а затем глав­ным антикваром у известного коллекционера кардинала Альбани), Винкельман стал свидетелем начавшихся в 1748 г. раскопок в Помпеях. Знакомство с обнаруженными там шедеврами древ­неримского искусства заставило его внимательно изучить и на­следие Древней Греции, значение которого ещё не было оцене­но по достоинству.

Итогом огромной работы стала книга «История искусства древности» (1764 г.). В ней Винкельман описал большое число древнегреческих скульптурных произведений (что само по себе было важно), а также изложил свою теорию античного искусст­ва. Винкельман утверждал, что древнегреческие памятники отличает «благородная простота и спокойное величие», умение подчинить страсти ощущению меры и гармонии. Это представ­ление совпадало с образом античности, который создавали ма­стера классицизма, начиная с французского живописца Никола Пуссена. Труд Винкельмана оказал огромное влияние на худо­жественную жизнь всей Европы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.007 с.)