Воскресение. Большой алтарь Богоматери (Изенгеймский алтарь) Правая створка, 1512—1515 гг. Музей Унтерлинден, Кольмар.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воскресение. Большой алтарь Богоматери (Изенгеймский алтарь) Правая створка, 1512—1515 гг. Музей Унтерлинден, Кольмар.



разъясняет смысл происходящего. Рядом с его фигурой надпись: «Его делу суждено расти, моему же уменьшаться». Иоанн, твёрдо стоя­щий на земле, и Иисус, пребываю­щий между землёй и небесами,—две жертвы во имя спасения людей. По воскресным и праздничным дням алтарь открывали, и траурное Распятие сменялось ликующе-звон­кой, многокрасочной живописью внутренних створок. Центральную картину праздничного цикла обыч­но называют «Прославлением Бого­матери» или «Ангельским концер­том». Сюжет её не имеет аналогов в религиозной живописи. Компози­ция как бы поделена на две части — левая укрыта тенью стены храма; правая озарена весенним солнцем, фоном ей служит пейзаж. Справа находится Мария с Младенцем на руках — художник изобразил Её простой женщиной, заботливой молодой матерью. В левой части картины из высокого готического собора навстречу Богоматери выхо­дит красочная процессия. Ангелы играют на виолах и лютнях; яркие краски их одежд и ликов словно до­носят до зрителя отзвуки небесной музыки. Шествие возглавляет де­вочка в короне с кротко сложенны­ми руками, от лица которой исхо­дит ослепительное сияние. Это тоже Мария, но теперь Она в облике Ца­рицы Небесной, а не Богоматери. Художник воплотил две стороны Её величия.

На левой створке праздничного цикла алтаря изображено Благове­щение, на правой — Воскресение Христа. Последняя картина — звуч­ный и радостный гимн победе добра над злом. Гробовая плита откинута; из гробницы воспаряет Христос — живой и прекрасный. Огромный радужный нимб Христа сияет на фоне звёзд, зажигает алым пламенем Его плащ и бросает лёг­кие блики на окрестные скалы.

Живописные боковые створки последней, сокровенной части Изенгеймского алтаря посвящены житию Святого Антония. Правая створка прославляет стойкость от­шельника в противостоянии страш­ным чудовищам-демонам; левая изображает встречу Антония со Святым Павлом Пустынником. Мирная беседа двух старцев проте­кает на опушке фантастического за­брошенного леса. Сквозь мрачные силуэты деревьев просвечивает чу­десная белая гора. Её громада ка­жется невесомой — так неуловима граница, разделяющая ясные небе­са и голубоватые льды, укрывающие её вершину.

Чуткость к красоте природы, жи­вость многокрасочной палитры, волнующее сказочное настроение,

характерные для произведений Матиса Нитхардта, нашли отражение в творчестве других немецких масте­ров, работавших в начале XVI в.

АЛЬБРЕХТ АЛЬТДОРФЕР

(около 1480—15.38)

А'льбрехт А'льтдорфер — один из ос­нователей жанра новоевропейско­го пейзажа, родился в Регенсбурге (Бавария).

В «Лесном пейзаже с битвой Свя­того Георгия» (1510 г.) мастер использовал выразительные воз­можности техники рисунка на тони­рованной бумаге. Сначала художник широкой кистью размашисто на­бросал тёмно-зелёную листву, а по­том тонкой кисточкой каллиграфи­чески прочертил блики солнца на ветках и листьях. В нижней части картины деревья образовали не­большой просвет — эта деталь воз­вращает зрителя к теме картины, привлекая внимание к сцене по­единка рыцаря с драконом.

В том же, 1510 г. была написана картина «Святое Семейство». Как следует из сделанной на ней надпи­си, Альтдорфер пожертвовал своё произведение какому-то храму. Сцена мирного отдыха Иосифа и Марии с Младенцем у фонтана на пути в Египет представлена худож­ником несколько сентиментально, а пейзаж — гористый морской бе­рег, на котором в ярких лучах захо­дящего солнца стоят словно иг­рушечные дома и башенки, напоминает уютную сказку.

В 20-х гг. XVI в. мастер обратил­ся к собственно пейзажу — без сю­жетных мотивов. Этот жанр в его творениях представляют десятки рисунков и гравюр и две картины «Дунайский пейзаж» и «Пейзаж с мостиком». Альтдорфер писал эти картины по памяти в мастерской, объединяя в одном произведении пейзажи, увиденные в разных мес­тах. Замечательно, что Альтдорфер не только сам отдавал предпочтение изображению природы, но и полу-

чал заказы от поклонников «чисто­го» пейзажа.

В 1529 г. А. Альтдорфер создал картину «Битва Александра Ма­кедонского с Дарием», которая хранится в Старой пинакотеке в

СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА В МЮНХЕНЕ

Старая пинакотека в Мюнхене, столице Баварии, — это уникаль­ная коллекция живописных полотен, собранных правителями этой земли. Начало почти пятивековой истории пинакотеки {греч. «хранилище картин») относится к 1528 г. Именно тогда герцог Вильгельм IV фон Виттельсбах (1508—1550 гг.) заказал лучшим немецким художникам картины на исторические и библейские темы для того, чтобы украсить летний павильон своей резиден­ции. Первой картиной, попавшей в его собрание, стала «Битва Александра Македонского с Дарием», написанная Альбрехтом Альтдорфером в 1529 г.

Наследники Вильгельма IV продолжили традицию коллекциони­рования живописных произведений. Большинство картин благода­ря заботам владельцев и хранителей пинакотеки дошли до нашего времени. Герцог Максимилиан I (1597—1651 гг.) собирал немец­кую живопись XVI в. При нём была приобретена, в частности, кар­тина Альбрехта Дюрера «Четыре апостола» (1526 г.), ставшая са­мым известным экспонатом пинакотеки. Свою картину Дюрер преподнёс в дар родному Нюрнбергу, но Максимилиан I букваль­но выманил шедевр у жителей этого города. При Максимилиане II Эммануиле (1679—1726 гг.) пинакотека приобрела славу одной из лучших в Европе. Страсть Максимилиана Эммануила к коллекци­онированию привела к тому, что долги правителя достигли громад­ной суммы, которую его наследники выплатили лишь через пять­десят лет после его кончины. Однако именно он во время своего наместничества в Южных Нидерландах приобрёл там у одного ан­тиквара уникальное собрание фламандской живописи XVII в., в том числе полотна Рубенса и ван Дейка. В начале XIX столетия в кол­лекцию вошло множество картин знаменитых живописцев Север­ной Европы — Гольбейна Младшего, Нитхардта, Рембрандта, ма­стеров итальянского Возрождения — Рафаэля, Тициана и др.

Значительно обогатил собрание баварский король Людовик I (1825—1848 гг.), который приобрёл произведения Боттичелли, Гирландайо, Рафаэля, Перуджино. При Людовике I было возве­дено специальное здание для пинакотеки, в котором она разме­шается до сих пор. Строительство, завершённое в 1836 г., осу­ществил выдающийся немецкий архитектор Лео фон Кленце (1784—1864). В облике музея фон Кленце использовал мотивы итальянских дворцов эпохи Возрождения. Восхищённый этой ра­ботой, русский император Николай I обратился к фон Кленце с предложением построить в Петербурге новый Эрмитаж. А здание в Мюнхене объединило под своей крышей все разделы коллекции баварских правителей и было названо Старой пинакотекой в от­личие от Новой, находящейся неподалёку в том же городе.

Альбрехт Альтдорфер.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.28.137 (0.006 с.)