Г. Старая пинакотека, Мюнхен.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. Старая пинакотека, Мюнхен.



лем произошёл из-за событий Кре­стьянской войны, во время которой мастер однажды выразил своё сочув­ствие к повстанцам. Художник воз­вратился во Франкфурт, затем пере­ехал в Галле, где и умер в 1528 г.

Главное произведение М. Нитхардта — Большой алтарь Богоматери, исполненный им в 1512— 1515 гг. для монастыря Святого Антония в Изенгейме (Эльзас). В годы Французской революции мо­настырь был закрыт, а картины и скульптуры его знаменитого алтаря перевезли в соседний Кольмар, где они и по сей день хранятся в музее Унтерлинден. Монастырь Святого Антония в Изенгейме, как и многие другие монастыри, посвящённые этому святому, был своего рода ле­чебным центром (Святой Антоний почитался как врачеватель болез­ней). В лечебные процедуры неиз­менно входили молитвы больных у алтаря в монастырской церкви. Нитхардту удалось создать алтарь, кото­рый оказывал необычайно сильное воздействие на чувства и воображе­ние зрителей.

Изенгеймский алтарь представ­ляет собой сложное сооружение, которое состоит из центральной ча­сти — короба с деревянными стату­ями святых Антония, Августина и Иеронима — и двух пар подвижных створок, обе стороны которых рас­писал Нитхардт. Во время повсе­дневных богослужений алтарь был закрыт, и молящиеся видели перед собой сцену Распятия. В часы празд­ничной службы открывали первую пару створок, и появлялись кар­тины, посвящённые Богоматери. Наконец, во время торжественных собраний монастырской братии раскрывали створки центральной части алтаря со статуями святых и можно было видеть картины с сю­жетами жития Святого Антония. Размеры алтаря велики: высота его достигает трёх метров, величина большинства фигур приближается к человеческому росту.

Трагическая сцена Распятия не­правдоподобна, но в то же время очень убедительна. Место казни на фоне ночного беззвёздного неба освещено слабым лунным светом. Первое, что притягивает взгляд зри­теля, — израненный Христос, кото­рый вдвое больше остальных персо­нажей, изображённых на алтаре. Огромная фигура Спасителя, под тяжестью которой прогнулась пере­кладина грубо сколоченного креста, выражает и безмерную тяжесть стра­даний, и величие. Средневековая традиция увеличения размеров осо­бо важных персонажей в реалисти­ческом толковании Нитхардта при­обретает особый смысл: Христос отделён от близких не только тем, что мёртв. Он находится как бы в другом измерении.

Слева от креста — близкие Иису­са: плачет Мария Магдалина, после­довательница Христа, Богоматерь в горестном забытьи упала на руки апостола Иоанна. Эту скорбную группу уравновешивает фигура Иоанна Крестителя, стоящего спра­ва. Его спокойствие не вяжется с общим горем, странно и его при­сутствие здесь — к моменту рас­пятия Христа он был уже казнён. Видимо, Иоанн Креститель также явился из другого мира, он как бы

Матис Нитхардт.

Большой алтарь Богоматери

(Изенгеймский алтарь). Центральная часть. 1512—1515 гг. Музей Унтерлинден, Кольмар.

Матис Нитхардт.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.22.242 (0.006 с.)