Западное крыло Лувра. Фрагменты. Начало



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западное крыло Лувра. Фрагменты. Начало



Строительства — 1546 г. Париж.

Гужон, участвуя в иллюстрировании трактата древнеримского архитектора Витрувия, изданного во Франции в 1547 г.

В 60-х гг. Гужон, будучи протес­тантом, бежал из Парижа, спасаясь от преследований. Потом сто след теряется. Был ли он убит в одной из стычек, или нашёл убежище в каком-нибудь тихом уголке, навсегда оста­вив занятия искусством, или, как предполагают некоторые историки, покинул Францию? Как бы ни окон­чил свои дни Жан Гужон, творчество этого талантливого мастера остаёт­ся ярким и исключительно цельным воплощением художественных иска­ний французского Возрождения.

Середина XVI столетия стала вершиной искусства Возрождения во Фран­ции. Его расцвет был прерван трагическими событиями второй половины XVI в. В 15б0 г. кровавое подавление Амбуазского заговора протестантов раз­рушило хрупкое равновесие, существовавшее между сторонниками различ­ных религиозных течений в предшествующую эпоху. Так началась откры­тая вооружённая борьба между католиками и протестантами, которая продолжалась более тридцати лет.

Естественно, кризис в обществе не мог не отразиться на характере ис­кусства: под влиянием чувства бессилия перед трагическими обстоятельст­вами, а также усиливающегося религиозного фанатизма изменилось отно­шение французов к ценностям Возрождения. В конце XVI в. развитие французского искусства было связано с новым художественным течением — маньеризмом. Это направление в искусстве нашло наиболее яркое выражение в творчестве придворных художников — наследников мастеров из школы Фонтенбло. Темы мистических видений и Страшного суда, как и традици­онных галантных празднеств, процессий и маскарадов, стали непременны­ми сюжетами в живописи, гравюрах и рисунках гобеленов

 

ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ

В XV—XVI вв. Германия не имела постоянного политического центра. Роль столицы делили между собой несколько так называемых «имперских горо­дов». Ахен со времён правления династии Каролингов (751—911 гг.) был ме­стом совершения коронаций, Нюрнберг хранил в своих стенах император­скую корону и другие регалии. Император со свитой обычно переезжал из одного города в другой. Во Франции и Англии уже утвердилась почти аб­солютная власть королей, германских же императоров по обычаям ранне­го Средневековья избирал съезд князей, а корону они получали из рук Па­пы римского. Поэтому власть германского императора была ограничена не только произволом его подданных — князей, но и притеснениями Рима. Из всех католических стран именно Германия оказалась в особенно сильной зависимости от Рима, чем объясняется обострённая неприязнь её жителей к власти Папы.

К концу XV столетия в Германии было около трёх тысяч городов, в ос­новном небольших. Главными культурными центрами страны стали горо­да на юго-западе страны (в Эльзасе, Франконии, Швабии, австрийских зем­лях), а в XVI в. — в её восточной части (Саксонии). В германских городах объединения ремесленников — цехи — играли не столь большую роль, как в североитальянских или нидерландских. Поэтому художники, принадлежав­шие по традиции к ремесленному сословию, пользовались большей свобо­дой от цеховых правил — этим объясняется их особая предприимчивость и подвижность. В Германии существовал обычай так называемых «образо­вательных путешествий», которые совершали молодые ремесленники раз­личных (в том числе и художественных) специальностей после того, как за­канчивали обучаться у мастера. «Чему не научился дома, то перейму на чужбине» — так говорили подмастерья-живописцы, отправляясь обычно в Нидерланды или Италию.

Художественные открытия итальянского Ренессанса приживались в Гер­мании трудно. Немецкие мастера XVI в. не собирались слепо следовать со­ветам иноземных учителей. Античность для них была скорее пищей для фантазии, а не источником вдохновения. Основной темой искусства Гер­мании в XVI столетии, как и в Средневековье, была попытка в зримых образах воплотить христианский идеал, который часто становился знаме­нем борьбы против безнравственности и корыстолюбия церковных и свет­ских владык.

МАРТИН ШОНГАУЭР

(около 1453—1491)

Мартин Шо'нгауэр родился в эльзас­ском городе Кольмаре в семье золо­тых дел мастера. В 70-х гг. XV в. он посетил Аугсбург, Лейпциг, учился в Нидерландах, затем почти безвы­ездно жил в родном городе.

Единственная точно датирован­ная работа М. Шонгауэра «Мадонна в беседке из роз» (1473 г.) — карти­на почти двухметровой высоты. Мадонна Шонгауэра — женщина с ми­лым простым лицом, воплощение земного материнства. Складки её алого платья ниспадают широко и плавно. Она изображена в обрамле­нии розовых кустов; на фоне золо­того неба чётко выделяются чёрные шипы, алые цветы и фигурки сидя­щих на ветках щеглят.

В другой своей картине Шонгауэр представил Святое Семейство в скромном интерьере небольшой комнаты. Золотисто-оливковый цвет стен, напоминающий о золотом фоне более ранних изображений свя­тых, красиво дополняют яркие пят­на одеяний: платье Богоматери сдержанно-красного цвета, Святой Иосиф (муж Богоматери) — в тём­но-синих одеждах. Мария сидит на фоне ниши, в которую помещена фляга с вином (символ евхаристии), а фигурка Младенца Христа осене­на большой аркой, под которой стоит Святой Иосиф. Этот приём придаёт образу Младенца особую

значимость: Его маленькой фигурке художник отвёл большее архитек­турное обрамление, чем фигуре Бо­гоматери.

Мартин Шонгауэр известен не только как замечательный живо­писец, но и как гравёр, отдававший предпочтение технике гравюры на меди. До наших дней дошло сто пятнадцать гравюр, которые мастер исполнил главным образом в пос­ледние годы своей жизни.

Мартин Шонгауэр.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.004 с.)