Праздник чёток. 1506 г. Национальная галерея, Прага.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Праздник чёток. 1506 г. Национальная галерея, Прага.



«МАСТЕРСКИЕ ГРАВЮРЫ» АЛЬБРЕХТА ДЮРЕРА

В богатом графическом наследии А. Дюрера центральное место по праву принадлежит трём гравюрам на меди, которые вошли в историю живописи под названием «Мастер­ские гравюры». В этих небольших работах (по формату каждая из них приблизительно равна стан­дартному листу писчей бумаги) мас­терство Дюрера-гравировальшика достигло невиданного совершен­ства. Резец и медь приобретают под его руками чувствительность драго­ценного музыкального инструмен­та, штриховка виртуозна: рассмат­ривая гравюру, зритель забывает о том, что зловещий сумрак леса, потоки солнца, заливающие келью отшельника, свет падающей звез­ды — всё это передано одной чёр­ной краской на белой бумаге.

Одну из гравюр традиционно именуют «Рыцарь, дьявол и смерть». Сам Дюрер назвал её «Всадник» (1513 г.). Вооружённый путник мед­ленно едет вдоль обрывистого лес­ного склона. На всаднике — доспе­хи, в руке — копьё. В грозном виде воина есть какая-то нелепость, без­защитность чудака, роднящая этот персонаж с Дон-Кихотом. Поднятое забрало открывает отрешённое и су­ровое лицо. С рыцарем поравнялась Смерть — мертвец верхом на кост­лявой кляче. Он, наставительно ки­вая головой, показывает путнику пе­сочные часы: его жизнь на исходе. Сзади плетётся дьявол со свиной го­ловой, увенчанной причудливым гребнем. В герое гравюры одни ис­следователи видели врага папства Джироламо Савонаролу (1452— 1498), настоятеля монастыря доми­никанцев во Флоренции, другие — Франца фон Зиккингена (1481 — 1523), который в 1522 г. возглавил мятеж германского рыцарства. Ско­рее всего эта гравюра навеяна книгой знаменитого писателя и фило­софа эпохи Возрождения Эразма Роттердамского (1469—1536) «Ру­ководство для воина Христова» (1501 г.). Рыцарь Дюрера — это хри­стианин, упорно следующий к Не­бесному граду (представлен в обра­зе замка, венчающего скалу на заднем плане), несмотря на искуше­ния дьявола и неотступную бли­зость смертного часа.

Если на первой из «Мастерских гравюр» человек героически проти­востоит смерти, то тема листа «Свя­той Иероним в келье» (1514 г.) посвящена уединённому покою учёного-отшельника. Святой Иероним Стридонский (IV—V вв.) — один из Отцев западной церкви, приближённый папы Дамаса I, за­тем настоятель монастыря в Вифле­еме, прославившийся переводом Библии на латинский язык, — был покровителем учителей и учащихся, богословов и переводчиков. В XVI столетии, когда, с одной сторо­ны, обострился интерес к христиан­ским древностям, а с другой — всё громче раздавались призывы пере­вести Писание на живые европей­ские языки (подобно тому как Свя­той Иероним перевёл его на латынь), этот святой был весьма по­пулярен в образованной среде. Альбрехт Дюрер изобразил Иеронима в глубине просторной кельи, заполненной спокойным, рассеян­ным светом, льющимся сквозь ши­рокие окна. Любовно запечатлены все мелочи скромной, но уютной обстановки: песочные часы, сухая тыква — фляга паломника, подве­шенная к потолку, туфли под скамь­ёй... Используя традиционные атри­буты Святого Иеронима, Дюрер обошёлся с ними просто, по-домаш­нему: кардинальская шляпа висит на гвозде, а лев — спутник Иеронима, — словно огромный ласковый кот, растянулся на полу рядом с мирно дремлющей собачонкой...

«Меланхолия» (1514 г.) — самая загадочная из «Мастерских гра­вюр» и одна из любимых работ са­мого Дюрера. Античная и средневе­ковая медицина различала четыре человеческих темперамента, из ко­торых непредсказуемым считался именно меланхолический. Бытовало мнение, что меланхолики плохо приспособлены к сугубо земным делам — они нескладны, неуживчи­вы, неудачливы, им чаше, чем обла­дателям других темпераментов, уг­рожают нищета, болезни, безумие. Однако именно меланхоликам по­кровительствует Сатурн, а божест­во этой планеты, по античным ми­фам, старше других богов, ему ведомы сокровенные начала Вселен­ной. Поэтому лишь меланхоликам доступна радость открытий. Счита­лось, что все выдающиеся люди: по­эты, законодатели, философы — меланхолики. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет назвать третью из «Мастерских гра­вюр» духовным автопортретом мас­тера. Крылатая женщина — своеоб­разная муза Дюрера — неподвижно сидит, подперев голову рукой, сре­ди разбросанных в беспорядке ин­струментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Это животное — один из символов меланхолическо­го темперамента — изображено и на других гравюрах цикла: собака сопровождает Всадника и спит в ке­лье Святого Иеронима.

Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла серии «Мастерских гравюр»: все они со­держат откровенный рассказ худож­ника о себе — о том, что человек, одарённый свыше, чужд окружа­ющим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий ры­царь; о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою ке­лью — единственное в мире место, где он может стать самим собой.

Альбрехт Дюрер.

Рыцарь, Дьявол



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.004 с.)