Тактика поведения в конфликте



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тактика поведения в конфликте



Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «да» начисляете 1 балл, за ответ «нет» – 0 баллов. С помощью этого теста вы можете оценить себя, а также интересующее вас лицо.

«ИЗБЕГАЮЩИЙ КОНФЛИКТА»

Оценка результатов 8-10 балловозначают, что в вашем поведении выражена тенденция к конфликтности; 4–7 баллов– средне выраженная тенденция к конфликтному поведению; 1–3 балла – тенденция не выражена.

«ДЕЙСТВУЮЩИЙ НАПРОЛОМ»

 

Оценка результатов

8-10 балловсвидетельствуют о явной тенденции действовать напролом; 4–7 баллов– показатель того, что имеет место средне выраженная тенденция действовать напролом; 1–3 баллаозначают, что тенденция действовать напролом не выражена.

Тест1. Оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт. Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек.

В будущем вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотт. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.

Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 – последнее место (ранг).

Например, для категории «Использую чаще всего» система рангов может иметь следующий вид: Компромисс – 2; Уход – 3; Настойчивость – 4; Сотрудничество – 1; Приспособление – 5.

Заполненная таблица даст вам наглядное представление о том, какой из стилей вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для вас. Это может быть один и тот же стиль (ваш «любимый») или разные стили. Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.

Тест 2. Опросник Томаса

Предлагаемый тест поможет вам выявить формы своего поведения, используемые вами в конфликтных ситуациях.

Перед вами 30 вариантов утверждений, каждый из которых имеет две разновидности ответов – «А» и «Б». Внимательно прочитайте каждый вариант и выберите то утверждение («А» или «Б»), которое в наибольшей степени соответствует вашему поведению в ситуациях конфликта, отметив их в опросном листе теста.

1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А) Я пытаюсь избежать неприятностей.

Б) Я стараюсь добиться своего.

7. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

8. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я первым стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А) Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

12. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. А) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

Б) Я стараюсь сделать все возможное, чтобы избежать напряжения.

16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. А) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая была бы средней между моей и позицией другого человека.

Б) Я всегда отстаиваю свою позицию.

23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

Б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисса.

25. А) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. А) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

Б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. А) Зачастую я стремлюсь избежать споров.

Б) Если это сделает другого человека более счастливым, я дам ему такую возможность настоять на своем.

28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Ключ к тесту

 

Для определения собственного стиля поведения в конфликте необходимо посчитать сумму ответов (один любой ответ дает один балл) по каждому стилю (столбцу) и построить график своего поведения.

ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ 1 ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ.

ИНСТРУКЦИЯ: подчеркните правильный ответ

1. ОСНОВНЫМИ МОДЕЛЯМИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ ЯВЛЯЮТСЯ:

1) конструктивная; рациональная; деструктивная;

2) компромисс; борьба; сотрудничество;

3) рациональная; иррациональная; конформистская;

4) конструктивная; деструктивная; конформистская;

5) борьба; уступка; компромисс.

2. КЕМ ИЗ УЧЕНЫХ РАЗРАБОТАНА ДВУХМЕРНАЯ МОДЕЛЬСТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ:

1) Дж Скотт и М. Дойч;

2) Р. Фишером и У. Юли;

3) К. Томасом и Р. Килменом;

4) Д. Скотт и Ч. Ликсоном;

5) Х. Корнелиус и Ш. Фэйр.

3. СКОЛЬКО СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ В ДВУХМЕРНОЙ МОДЕЛИ:

1) 1;

2) 2;

3) 3;

4) 4;

5) 5.

4. КАКОЕ ИЗ СОЧЕТАНИЙ ПРИВОДИМЫХ ПОНЯТИЙ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К СТРАТЕГИЯМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ:

1) компромисс; критика; борьба;

2) уступка; уход; сотрудничество;

3) борьба; уход; убеждение;

4) сотрудничество; консенсус; уступка;

5) соглашение; сотрудничество; убеждение.

5. КАКИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИСУЩИ КОНСТРУКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ:

1) стремится уладить конфликт; проявляет выдержку и самообладание; уходит от острых вопросов;

2) доброжелательно относится к сопернику; стремится уладить конфликт; ведет себя открыто и искренне;

3) стремится к победе в конфликте; отличается выдержкой и самообладанием; непоследователен в оценках, суждениях;

4) не проявляет активности; уходит от острых вопросов; отказывается от компромисса;

5) стремится уладить конфликт; доброжелательно относится к сопернику; уходит от острых вопросов.

6. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП КОНФЛИКТНОЙ ЛИЧНОСТИ ПО СЛЕДУЮЩИМ ПОВЕДЕНЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ: ХОЧЕТ БЫТЬ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ; ХОРОШО ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ К РАЗЛИЧНЫМ СИТУАЦИЯМ; ПЛАНИРОВАНИЕ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕТ СИТУАТИВНО; КРОПОТЛИВОЙ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ИЗБЕГАЕТ

1) ригидный тип;

2) неуправляемый тип;

3) демонстративный тип;

4) сверхточный тип;

5) «бесконфликтный тип».

7. КАКИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТКИ ПРИСУЩИ КОНФЛИКТНОЙ ЛИЧНОСТИ РИГИДНОГО ТИПА:

1) хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование осуществляет стихийно;

2) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и другим людям; подозрителен;

3) ведет себя вызывающе, агрессивно; подозрителен; хорошо приспосабливается к различным ситуациям;

4) обладает завышенной самооценкой; подозрителен; прямолинеен и негибок;

5) отношение к людям определяет тем, как они к нему относятся; обладает завышенной самооценкой; несамокритичен.

8. КАКОЕ СОЧЕТАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИСУЩЕ КОНФЛИКТНОЙ ЛИЧНОСТИ «БЕСКОНФЛИКТНОГО ТИПА»:

1) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой работы; налицо эмоциональное поведение;

2) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;

3) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;

4) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;

5) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.

9. КАКОЕ СОЧЕТАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИСУЩЕ КОНФЛИКТНОЙ ЛИЧНОСТИ «НЕУПРАВЛЯЕМОГО ТИПА»:

1) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой работы; налицо эмоциональное поведение;

2) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;

3) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;

4) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;

5) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.

10. КАКОЕ СОЧЕТАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИСУЩЕ КОНФЛИКТНОЙ ЛИЧНОСТИ «СВЕРХТОЧНОГО ТИПА»:

1) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой работы; налицо эмоциональное поведение;

2) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;

3) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;

4) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;

5) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.

 

Литература.

1. Анцупов А. Я. Конфликтология: [учебник для студентов вузов] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2008.

2. Берон Роберт. Социальная психология группы: Процессы, решения, действия. – СПб.: Питер, 2003.

3. Волков Б. С. Конфликтология: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Альма Матер, 2006.

4. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. М. Емельянов - СПб.: Питер, 2003.

5. Конфликтология: хрестоматия: учебное пособие [для студентов вузов] / Российская Академия образования; Московский психолого-социальный институт; сост. Н. И. Леонов; [гл. ред. Н. И. Фельдштейн] - М.: МПСИ, 2005.

6. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Просвещение, 2006.

7. Попова О.В. Методология регулирования конфликтов в государственной службе // Образование и общество. – 2006. – № 1.

8. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: учебное пособие для [студентов] высшей школы / С. В. Тетерский. - М.: Академический Проект, 2006 - 494 с.

9. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта: Описание и анализ конфликта. Модели разрешения конфликта. Технологии переговорного процесса. Тренировка переговоров: Учебное пособие для студентов вузов / Б. И. Хасан. - СПб.: Питер, 2003.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.02 с.)