Предметом конфликта в медицине выступают: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметом конфликта в медицине выступают:



r объективные причины (не зависящие от врача): организационно-технические, финансовые (экономические);

r субъективные причины (зависящие от врача): информационно-деонтологические, диагностические, лечебно-профилактические, тактические.

Наиболее распространенные способы разрешения конфликтов в медицинской практике:

r досудебный: разрешение конфликта на первичном уровне врач – пациент, заведующего отделением, администрации ЛПУ, КЭК, этическим комитетом;

r судебный: органами государственной юрисдикции; органами негосударственной юрисдикции — специализированными третейскими судами.

Способы разрешения конфликтов приводят к соответствующим типичным результатам разрешения конфликта:

а) разрешение конфликта на досудебном уровне;

б) исполнение решения суда.

Конфликтное поведение среди пациентов присуще лицам предпенсионного или пенсионного возраста, обладающим невысоким уровнем образования, неустроенной личной жизнью, имеющим мало комфортные бытовые условия. Среди них значительна доля тех, кто, несмотря на неудовлетворительное состояние здоровья, вынуждены работать иногда даже сверх обычной нормы нагрузки, установленной по специальности или возрасту.

Субъектами конфликтов в медицинской практике чаще становятся граждане с низким уровнем доходов, ограничивающим их возможности в получении оплачиваемых (или частично оплачиваемых) видов медицинской помощи и лечении качественными (а значит эффективными) лекарственными средствами.

Социально–экономические характеристики медицинских работников и их партнеров по конфликтному взаимодействию — пациентов практически аналогичны. Различия выявлены в том, что в конфликт часто вступают врачи, имеющие высокую профессиональную квалификацию. Несмотря на осознанный выбор специальности и значительный опыт работы с людьми, низкая заработная плата, соответствующая лишь уровню прожиточного минимума, является одним из основных факторов, определяющим социопсихологический дискомфорт врачебного персонала и влияющим на характер интерсубъектных взаимоотношений в момент оказания медицинской помощи.

Для разных отраслей медицинской деятельности ведущими являются разные виды конфликтов:

r сокращение продолжительности врачебного приема является главным фактором конфликтогенности в системе отношений «медицинский персонал — пациент» на амбулаторно–поликлиническом приеме;

r в судебно-медицинской практике ситуацию конфликтного взаимодействия субъектов медицинской практики формируют результаты экспертизы;

r в стоматологической практике главным конфликтогенным фактором является несоответствие цены и качества услуги;

r в фармации конфликт врача и фармацевта – это конфликт профессионалов, который может быть позитивным, а конфликт пациента и фармацевта – это конфликт профессионала и непрофессионала, который непродуктивен, но может быть разрешен путем более полного информирования пациента;

r из тех видов конфликтов, которые существуют в медицинской науке, наибольшее социальное значение имеют конфликты в клинических испытаниях, поскольку они провоцируют риски для испытуемых.

При исследовании личностных профилей медицинских работников в результате применения наблюдения и стандартизированных опросников склонность к конфликтности и тенденция к избеганию конфликтов выявилась следующим образом: 8,5 % - очень высокая степень конфликтности; 25 % - высокая степень конфликтности; 58 % - выраженная степень; 8,5 % - низкая степень конфликтности. Тактика поведения в конфликте зависит от степени конфликтности и уровня конфликтогенности медицинского работника.

Избегание конфликтов методологически ошибочно и практически нереально. При переходе к пациент-ориентированной системе отношений в здравоохранении (С.А.Ефименко) существует необходимость активизировать позитивную функцию конфликта на основе коллегиальной модели взаимоотношений врача и пациента. Другие модели взаимоотношений (контрактная, техницистская и патерналистская) содержат риски негативного развития конфликта.

 

Практическая часть

Вопросы и задания к теме 1.3

1. Конфликты в системе «врач - больной»

2. Причины условия возникновения конфликтов в медицинской практике.

3. Стороны, предмет конфликтов в медицине.

Практикум 1.

1. Чем отличается общение врач-больной от партнерского общения?

2. Во врачебной практике встречаются явления отрицательного контрпереноса и отрицательного переноса. Какой может быть продуктивная тактика врача в таком случае? Может быть это неважные явления? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Ролевая игра «Пациент на приеме у врача». Проведите беседу с пациентом таким образом, чтобы ему стало легче.

Практикум 2.

1. Какие модели врачебной деятельности Вы знаете? Обсудите в группе – чем в каждом конкретном случае должна определяться избираемая модель взаимодействия с пациентом?

2. На основе чего в общественном сознании строятся стереотипы врачей различных специальностей?

3. Каковы специфические особенности общения с разными группами больных?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               4. Какой может быть врачебная тактика при встрече с такими «сложными типичными пациентами»?

«Неприятные» пациенты - вызывающие раздражение и неприязнь у врача.

«Неприятные» пациенты - вызывающие раздражение и неприязнь у врача.

§ Истероидные личности, ипохондрики. Для пациента каждый визит к врачу - доказательство окружающим, что он серьезно болен и вынужден постоянно лечиться.

§ Медлительный пациент.

§ Обстоятельный и дотошный пациент.

§ Словоохотливый пациент, который особенно может раздражать врача при нехватке у него времени.

§ При повторных визитах пациент заявляет, что ему не становится легче, при этом, что бы врач ни делал, он видит на лице больного унылое выражение лица и слышит жалобы, хотя речь идет не о неизлечимом заболевании, а таком, которое обычно поддается терапии.

§ Капризный пациент, претендующий на особое внимание и отношение к себе, пытающиеся диктовать врачу методы обследования и лечения.

§ Пациент, у которого стремление избавиться от болезни любой ценой, становится сверхценной идеей, он ходят к разным врачам, увлекается нетрадиционными методами лечения (голодание, сыроедение, гомеопатия, йога, уринотерапия и т.п.).

§ Озлобленный, грубый, агрессивный пациент.

§ Пациент, сопротивляющийся выписке из стационара.

§ Умирающий больной.

 

Практикум 3.

1. Ролевая игра «Больной на приеме у врача». Продолжить закрепление эффективных способов общения с пациентами.

2. Ролевая игра «Отказ от госпитализации».

 

ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ 1 ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ.

ИНСТРУКЦИЯ: подчеркните правильный ответ

1.ОБРАЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ:

1) субъективное отражение конфликта;

2) негативное настроение;

3) подавленность настроения;

4) представление борьбы;

5) воображение угрозы.
2. ПЕРЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТ ОБЩЕНИЯ - ЭТО:

Сопереживание, эмпатия

2) представление угрозы;

3) воображаемая ситуация;

4) восприятие отрицательных эмоций;

5)ощущение подавленности.

3. ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТОЛОГИИ:

1) закономерности и механизмы возникновения конфликтов;

2) объекты конфликтной ситуации;

3) ресурсы людей;

4) условия возникновения ситуации;

5) субъективные переживания.

4. ПРЕДПОСЫЛКАМИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА:

1) достаточная зрелость конфликта;

2) неожиданность;

3) субъективное воображение угрозы;

4) правовое регулирование;

5) слушание в суде.

5. ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ:

1) гласность;

2) сокральность отношений;

3) конфиденциальность;

4) скрытый характер сожержания;

5) субъективность.

6. ПРИЧИНА КОНФЛИКТА:

1) предшествующие конфликту явления;

2) неопределенные отношения;

3) различные мнения;

4) правовые акты;

5) конфомизм.

7. ПРОТИВОБОРСТВО - ЭТО:

1) нанесение взаимного ущерба;

2) несовпадение мнений;

3) стимулирование суждений;

4) борьба;

5) антогонизм.

8. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ - ЭТО:
1) целенаправленное, воздействия на процесс;

2) сотрудничество;

3) уважение мнений;

4) регламентация условий;

5) эффективное взаимодействие.

 

Литература:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология [Учебник для студентов вузов]. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - СПб.: Питер, 2009.

3. Волков Б.С. Конфликтология: Учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – [Изд. 2-е, испр. и доп.]. – М.: Альма Матер: Академический Проект, 2011.

4. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: Социальные конфликты: [Учебное пособие для вузов]. - М.: ЮНИТИ, 2010.

5. Конфликтология: хрестоматия: учебное пособие [для студентов вузов] / сост. Н. И. Леонов; [гл. ред. Н. И. Фельдштейн]. - М.: МПСИ, 2009.

6. Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение: методы изучения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - СПб.: Питер, 2009.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 65249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.24.82 (0.035 с.)