Тест 3. «Моя тактика ведения переговоров»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест 3. «Моя тактика ведения переговоров»



Инструкция. Вам предлагается 10 позиций, по каждой из которых вы должны выбрать вариант ответа «а» или «б».

1. а. Обычно я настойчиво добиваюсь своего.

б. Чаще я стараюсь найти точки соприкосновения.

2. а. Я пытаюсь избежать неприятностей.

б. Когда я доказываю свою правоту, на дискомфорт партнеров не обращаю внимания.

3. а. Мне неприятно отказываться от своей точки зрения,

б. Я всегда стараюсь войти в положение другого.

4. а. Не стоит волноваться из-за разногласий с другими людьми,

б. Разногласия всегда волнуют меня.

5. а. Я стараюсь успокоить партнера и сохранить с ним нормальные отношения.

б. Всегда следует доказывать свою точку зрения.

6. а. Всегда следует искать общие точки зрения.

б. Следует стремиться к осуществлению своих замыслов.

7. а. Я сообщаю партнеру свою точку зрения и прошу его высказать свое мнение.

б. Лучше продемонстрировать преимущество своей логики рассуждения.

8. а. Я обычно пытаюсь убедить других людей.

б. Чаще я пытаюсь понять точку зрения других людей.

9. а. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы,

б. Беседуя, я слежу за развитием мысли собеседника.

 

10. а. Я отстаиваю свою позицию до конца.

б. Я склонен изменить позицию, если меня убедят. Оценка результатов. Определите совпадение ваших выборов с приведенной ниже таблицейТактика ведения переговоров Варианты ответов
Противоборство 1а; 26; За; 4а; 56; 66; 76; 8а; 9а; 10а
Сотрудничество 16; 2а; 36; 46; 5а; 6а; 7а; 86; 96; 106

 

Если в вашем выборе преобладают ответы верхнего ряда таблицы, то в переговорах вы ориентированы на стремление во что бы то ни стало добиться победы, доказать свое. Такая тактика малоэффективна. Вам следует заняться самоанализом, ответив на вопрос: «Что мне мешает выбрать курс на сотрудничество в переговорах?»

 

II. Тренинговые упражнения.

Упражнение 1. «Конструктивное поведение в переговорах» (разработано на основе рекомендаций X. Корнелиус и Ш. Фэйр)

Проанализируйте свои действия по 16 позициям в переговорных процессах с вашим участием и оцените их исходя из пятибалльной шкалы по следующей матрице.

 

№ п/п Позиция Оценка
1 Стараюсь употреблять фразы, способствующие возникновению симпатии 12345
2 Стараюсь быть терпеливым 12345
3 Использую свою настойчивость в разумных пределах 12345
4 Избегаю доводов в ущерб другой стороне 12345
5 Всегда задумываюсь над тем, чтобы правильно задавать вопросы в целях лучшего понимания мотивов партнера 12345
6 Стараюсь не раздражать партнера 12345
7 Выслушивая противоположную точку зрения, я не обязательно соглашаюсь с ней, но я ее признаю 12345
8 Всегда стремлюсь к развитию идей, в которых наметилась тенденция к соглашению 12345
9 Всегда отклоняю нереалистичные ожидания 12345
10 Стараюсь быть «гибким», отклоняюсь от «маршрута», но не от цели 12345
11 Избегаю критики и грубости по отношению к партнеру 12345
12 Всегда записываю высказанные мысли и предложения, чтобы избежать их неверного толкования 12345
13 Я никогда не отвечаю на враждебные и критические замечания партнеров 12345
14 Я всегда говорю спокойно уверенно 12345
15 Адекватно использую юмор 12345
16 При необходимости всегда прошу обосновать (доказать) справедливость выдвигаемых решений 12345

 

Оценка результатов. Отклонение вправо от показателя «3» по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными навыками конструктивного поведения в переговорном процессе. Но по отдельным позициям вам следует поработать над собой.

Отклонение влево от указанного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными навыками конструктивного поведения в переговорном процессе. В этом случае вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков конструктивного поведения в переговорах и серьезно заняться работой над собой.

Задание. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов. Ситуационно-ролевая игра «Переговоры»

 

Цель. Отработка навыков делового общения в переговорах; урегулирование конфликта; достижение соглашения. Роли для участия в игре

1. Специалисты, ведущие переговоры, не менее трех человек. Обычно это лица, облеченные властью, полномочиями и доверием той стороны, которую они представляют. Кроме того, они должны быть людьми, принимающими решения, в том числе и в изменившихся обстоятельствах.

2. Группа экспертов, их задача — дать оценочную экспозицию конфликта. Экспертные решения и оценки должны носить предметный характер. Оценивая решения, принятые в процессе переговоров, эксперты должны подсчитать конкретные убытки и потери и выявить ошибки и их негативные последствия, предложить варианты действий. (Не менее трех человек.)

3. Группа аналитиков, их задача — осуществить прогнозирование на перспективу, проанализировать предлагаемые экспертами и переговорщиками решения с точки зрения их эффективности, появления потенциальных проблем. (Не менее трех человек.)

1этап. Подготовка

• Создание игровых команд: специалисты по переговорам — по три человека от каждой из сторон; эксперты, аналитики.

• Описание сложившейся ситуации, конфликта между сторонами. Примечание. Ситуацию можно предложить из реальной практики или дать слушателям возможность придумать ее самим.

• Создать документ — ПАКЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. В него входит несколько статей. Одна из них — описание конфликта в терминах, принятых обеими сторонами. Это уже первый шаг к будущей договоренности. Далее описываются взаимные претензии. Список претензий должен быть достаточным для выражения собственной позиции, аргументированным и не чрезмерным. Пакет предложений включает в себя:

1. Преамбула — в ней оговариваются цели, интерес и отношение к спорному положению.

* Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. — СПб.: Об-во «Знание», 1999. - С. 315-319.

2. Детализация преамбулы в формулировке собственной позиции по всем аспектам спорного положения.

3. Претензии к партнерам. Необходимо выделить принципиальные претензии и второстепенные. Первые описываются в категорических выражениях, а вторые по типу: «к тому же...», «следует добавить, что...» и т. п.

4. Экспертные оценки, характеризующие те или иные положения.

Группы экспертов и аналитиков готовят встречные предложения, описывая их значимость, эффективность и прогнозируя возможные последствия.

Примечание. Группе экспертов можно предложить вместо разработки новых предложений выработать систему оценки результатов деятельности специалистов по переговорам и аналитиков, принимаемых решений, выбираемых стратегии и тактики.

II этап. Регламент

Регламент должен определять: место, время, характер и упорядоченность переговоров. Регламент состоит из следующих частей.

1. Преамбула регламента — констатация общей цели переговоров, их характера, содержания и оснований. Цели переговоров должны определяться взаимным соглашением.

2. Формулирование характера переговоров связано с ориентацией на взаимосогласование, рассмотрение претензий, разбор конфликта, двусторонние или многосторонние переговоры, обращение к третьим лицам, предварительные раунды консультаций и т. п.

3. Соглашение относительно участников переговорного процесса, их полномочий, представительности.

4. Формулирование санкций, которые определяются как меры наказания, следующие за нарушение регламента.

5. Диспозиция — согласование места и времени проведения самих переговоров, консультаций, встреч посредников и пр.

Примечание. Выработка той или иной формулы регламента проводится на закрытых совещаниях каждой команды. Эксперты и аналитики могут вносить свои предложения каждой из сторон. Кроме того, проводятся предварительные раунды консультаций команд.

По итогам II этапа принимается согласованный регламент.

III этап. Решения

Началом данного этапа служит принятие взаимосогласованного пакета предложений. Реализация данного этапа будет продуктивной, если предыдущие этапы дали соответственно конструктивные результаты. Решение выражается в намерении обеих сторон действовать в направлении формулирования общих соглашений.

IVэтап. Соглашения

Это последний этап переговоров. Он предполагает, что участники игры совершают несколько последовательных шагов:

1. Формулирование достигнутых договоренностей в виде соглашений.

2. Формулирование заключительного протокола.

Выработка СОГЛАШЕНИЯ и ПРОТОКОЛА тоже предполагает свою тактику, маневры, уступки и твердость позиции.

Заключительные документы переговоров оформляются в виде соответствующих соглашений".

ДОГОВОР — правовой акт, который устанавливает права и обязанности договаривающихся сторон. Договор формулируется (в зависимости от содержания переговорного процесса) как экономический, дипломатический, коммерческий, военный и т. п.

Это может быть договор о гарантиях, договор о дружбе и сотрудничестве, договор о взаимной помощи, о нейтралитете, о разделении сфер влияния.

ПАКТ — договор, имеющий в своем названии указание на содержание договора.

КОНВЕНЦИЯ — договор по отдельному вопросу.

СОГЛАШЕНИЕ — договор по вопросу сравнительно небольшого значения или временного характера, заключаемый на непродолжительный срок.

ПРОТОКОЛ — фиксация в кратко изложенном соглашении договоренности по определенному вопросу. Протокол может также служить пояснением к той или иной статье основного договора.

ПРОТОКОЛ О НАМЕРЕНИЯХ - соглашение сторон, не носящее юридического характера. Его статус — лишь прояснить и в определенной степени согласовать намерения сторон на основе установления в процессе переговоров общих интересов.

ДЕКЛАРАЦИЯ И МЕМОРАНДУМ — торжественные заявления сторон о том, что они будут придерживаться одинаковой линии поведения по спорному вопросу.

ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ - договор, заключаемый в устной форме между договаривающимися сторонами.

Примечание. Участники переговоров принимают тот вид соглашения, который адекватен обсуждаемой ситуации. По итогам игры проводится оценка принятых соглашений со стороны экспертов, а затем в коллективной дискуссии анализируются сами переговоры, достижения и потери участников, просчеты и ошибки, которые допущены из-за неэффективной подготовки к переговорам. Организатор игры подводит итоги, резюмируя все позитивное и конструктивное.

Примерный текст договора между организацией (фирма-поставщик, банк и др.) и клиентом

ДОГОВОР №

на осуществление расчетно-кассового обслуживания (на поставку......и т. п.)

Заказчик

Исполнитель

Место заключения договора

Дата

Полное и точное наименование сторон

Структурные компоненты договора:

1. Предмет договора.

Клиент хранит свои денежные средства на счете, открытом для него Банком.

Банк обязуется осуществлять расчетно-кассовое обслуживание Клиента.

2. Условия договора.

3. Обязанности сторон:

Банк обязуется

Клиент обязуется

4. Срок действия договора, порядок его изменения и расторжения: АЛ. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания. Срок действия — 5 лет (3 года; не ограничивается).

4.2. Изменения и дополнения производятся по соглашению сторон.

4.3. Каждая из сторон вправе расторгнуть договор, предупредив об этом другую сторону за один месяц.

5. Другие условия (о почтово-телеграфных расходах, о комиссионных расходах, как и где решаются споры и возникшие разногласия... и т. д.).

6. Особые условия.

7. Юридические адреса сторон: Клиент Банк

8. Подписи сторон.

 

ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ 1 ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ.

ИНСТРУКЦИЯ: подчеркните правильный ответ

1. К КАКОМУ ВАРИАНТУ ПОСРЕДНИЧЕСТВА ОТНОСИТСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДСТАЛЕННОЕ НА СХЕМЕ:

где — субъекты конфликта; П — посредник (медиатор).

1) конъюнктивный;

2) конгруэнтный;

3) дизъюнктивный;

4) смешанный;

5) линейный.

2. К КАКОМУ ВАРИАНТУ ПОСРЕДНИЧЕСТВА ОТНОСИТСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДСТАЛЕННОЕ НА СХЕМЕ:

 

где: S,h S2 — субъекты конфликта; П — посредник (медиатор).

1) конъюнктивный;

2) конгруэнтный;

3) дизъюнктивный;

4) смешанный;

5) линейный.

3. К КАКОМУ ВАРИАНТУ ПОСРЕДНИЧЕСТВА ОТНОСИТСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДСТАЛЕННОЕ НА СХЕМЕ:

где: S,h S2 — субъекты конфликта; П — посредник (медиатор).

1) конъюнктивный;

2) конгруэнтный;

3) дизъюнктивный;

4) смешанный; д)линейный.

4. СКОЛЬКО МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРОВ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫДЕЛЯЮТ В ЛИТЕРАТУРЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ?

 1)1;

 2)2;

 3)3;

 4)4;

 5)5.

5. К КАКОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ ОТНОСИТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ: «УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ПРОБЛЕМА НЕАКТУАЛЬНА, КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗРЕШИТСЯ САМА СОБОЙ Не ПРОЯВЛЯЕТ УСИЛИЙ ДОСТИЖНИЯ СОГЛАШЕНИЯ»?

1) «Избегающий»;

2) «Уступающий»;

3) «Отрицающий»;

4) «Наступающий»;

5) «Колеблющийся».

6. К КАКОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ ОТНОСИТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ: «ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРИСТУПАТЬ К ОБСУЖДНИЮ КОНФЛИКТНОЙ ПРОБЛЕЫ; СТРЕМИТСЯ УЙТИ ОТ ОБСУЖДАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ, ИЗМЕНИТЬ ПРЕДМЕТ ОБСУЖДЕНИЯ» ?

1) «Избегающий»;

2) «Уступающий»;

3) «Отрицающий»;

4) «Наступающий»;

5) «Колеблющийся».

7. СКОЛЬКО ОСНОВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫДЕЛЯЮТ ЗАРУБЕЖНЫЕ и ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ:

1)1; 2)2; 3)3; 4) 4; 5)5.

8. В РАМКАХ КАКОЙ СТРАТЕГИИ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ СТАВИТСЯ ЗАДАЧА - ВИГРЫШ ЗА СЧЕТ ПРОИГРЫША ОППОНЕНТА ?

1) «Выигрыш—выигрыш»;

2) «Выигрыш—проигрыш»;

3) «Проигрыш—проигрыш»;

4) «Проигрыш—выигрыш»;

5) «Выигрыш—проигрыш» и «Проигрыш—выигрыш».

9. В РАМКАХ КАКОЙ СТРАТЕГИИ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ СТАВИТСЯ ЗАДАЧА - УХОД ОТ КОНФЛИКТА, УСТУПАЯ ОППОНЕНТУ ?

1) «Выигрыш—выигрыш»;

2) «Выигрыш—проигрыш»;

3) «Проигрыш—проигрыш»;

4) «Проигрыш—выигрыш»;

5) «Выигрыш—проигрыш» и «Проигрыш—выигрыш».

10. КАКАЯ ИЗ ТАКТИК В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ СОВОКУПНОСТЬЮ ТАКИХ ПРИЕМОВ КАК: КРИТИКА КОНСТРУКТИВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПАРТНЕРА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕОЖИДАННОЙ ИНФОРМАЦИИ, ОБМАН, УГРОЗА, БЛЕФ?

1) «Видимого сотрудничества»;

2) «Дезориентации партнера»;

3) «Провокации чувства жалости у партнера»;

4) «Ультимативная тактика»;

5) «Выжимания уступок».

 

Литература :

1. Анцупов А.Я. Конфликтология [Учебник для студентов вузов]. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010.

2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - СПб.: Питер, 2009.

3.Волков Б.С. Конфликтология: Учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – [Изд. 2-е, испр. и доп.]. – М.: Альма Матер: Академический Проект, 2011.

4.Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: Социальные конфликты: [Учебное пособие для вузов]. - М.: ЮНИТИ, 2010.

5.Конфликтология: хрестоматия: учебное пособие [для студентов вузов] / сост. Н. И. Леонов; [гл. ред. Н. И. Фельдштейн]. - М.: МПСИ, 2009.

6.Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение: методы изучения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - СПб.: Питер, 2009.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ II



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.013 с.)