Методы исследования агрессии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследования агрессии



В современной психологии для сбора первичной информации, которая в дальнейшем подлежит уточнению и обработке, используются следующие основные методы: наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование.

Эксперимент - метод, при котором целенаправленно и продуктивно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Экспериментальный подход позволяет исследователю контролировать независимые переменные и благодаря этому делать более точные выводы о причинно-следственных связях агрессивного поведения с другими феноменами и научно объяснять происхождение, формирование и развитие агрессивного поведения. Естественный эксперимент позволяет изучить особенности проявления агрессивного поведения в естественных условиях, фиксируя его в том виде, как оно разворачивается само по себе. Данные, получаемые в естественном эксперименте, соответствуют типичному (реальному) поведению индивида, но не всегда точны из-за отсутствия возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на проявление агрессии. При лабораторном эксперименте создаются специальные (искусственные) ситуации, в которых лучше всего изучить агрессивное поведение. Результаты лабораторного эксперимента более точные (исследователь контролирует ситуацию и посторонние влияния на интересующее его поведение), но менее естественные. Однако не всегда возможно и этично применять экспериментальный метод для изучения некоторых видов агрессии. Например: насильственное обращение с детьми, криминальная агрессия, влияние наркотиков и алкоголя на силу проявления агрессии и т. п.  

Метод наблюдения. Данный метод широко используется в исследовании агрессивного поведения. Наблюдение должно вестись в специально выбранных ситуациях и по специально разработанной программе. Целью такой программы, как правило, является выявление положительных и отрицательных факторов в процессе взаимоотношений с окружающими (со сверстниками, с родителями, с воспитателями учителями и т. п.). Данные наблюдения могут фиксироваться как экспериментатором, так и ближайшим окружением испытуемых.

Важным методом исследования агрессивности является опрос. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос может быть устным и письменным, свободным и стандартизированным. Формой устного свободного опроса является беседа.Беседа может поводиться как с испытуемыми, так и с ближайшим окружением испытуемых (члены семьи, воспитатели, учителя и т. п.). Беседа с ближайшим окружением испытуемых позволяет выявить нравственную атмосферу, царящую в их семьях; выяснить характер отношений, поведение членов семьи и поведение самих испытуемых в семье и за ее пределами.

Беседа позволяет раскрыть то, как ближайшее окружение объясняет поведение испытуемых, кто из них считает себя более ответственным за их агрессивные действия; как сами испытуемые объясняют причины своего агрессивного поведения, какую они дают ему (агрессивному поведению) моральную оценку.

Но, не всегда беседа может отражать истинную картину, так как испытуемые не всегда могут осознавать мотивы своего поведения.

Письменный стандартизированный опрос (опросники, анкеты), при строгом его использовании, позволяет получить надежную информацию не только о внутренних побуждениях испытуемых, но и результатах их деятельности, поведения. При изучении агрессии опросники не нашли широкого применения. А. Басс объяснял это тем, что ответы на вопросы частично детерминированы желанием респондентов показать себя в благоприятном свете. Эта тенденция «социальной желательности» обычно проявляется при применении опросников, созданных для исследования поведения, которое считается социально неприемлемым. Наиболее распространенным и часто используемым является опросник А. Басса - А. Дарки, разработанный в 1957г. и направленный на выявление показателей агрессивных и враждебных реакций (физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение, негативизм, подозрительность, обида и чувство вины).

Для исследования агрессии и агрессивности можно использовать «Фрейбургскую анкету агрессивности», методику диагностики уровня агрессивности А. Ассингера, методику диагностики межличностных отношений Т. Лири и т. п.

Проективные тесты. Проективные тесты также можно использовать при исследовании агрессии. Они удобны тем, что не раскрывают испытуемому цель исследования (то, что интересует исследователя), так как исследователь спрашивает об агрессии косвенно. Для исследования агрессии наиболее часто используют такие проективные тесты как: Тест тематической апперцепции (ТАТ), Тест чернильных пятен Роршаха, тест «Несуществующее животное», тест Дж. Бука «Дом. Дерево. Человек», полупроективный тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга.

Но одна немаловажная проблема проективных тестов заключается в том, что они довольно трудны в интерпретации. Их интерпретация требует более длительного времени и содержит много субъективизма.

Таким образом, исследовать агрессию можно различными методами, но выделить какой-то один лучший невозможно. Так как каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки и ни один из них не может дать полного ответа на все интересующие исследователя вопросы. Поэтому, для исследования агрессии необходимо подбирать несколько методов и стратегий, исходя из того, что выбранные методы подтвердят выдвинутые предположения.

 Определение и типология аутоагрессии

Аутоагрессивное поведение — действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью. Вариант агрессивного поведения, при котором субъект и объект агрессии совпадают. Агрессия и аутоагрессия имеют единые патогенетические механизмы, соотносимые по типу «клапанного взаимодействия», когда сформировавшееся агрессивное поведение может направляться либо на окружающих, либо на себя. Выделяют следующие типы аутоагрессивного поведения (А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трайнина, Н.А Ратинова, 1990):

Ø суицидальное поведение: осознанные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни;

Ø суицидальные эквиваленты и аутодеструктивное поведение: неосознанные действия (иногда преднамеренные поступки), целью которых не является добровольное лишение себя жизни, но ведущие к физическому (психическому) саморазрушению или к самоуничтожению;

Ø несуицидальное аутоагрессивное поведение: различные формы умышленных самоповреждений (самоотравлений), целью которых не является добровольная смерть (или заведомо неопасные для жизни).

Осуществление аутоагрессивных действий под воздействием психопатологических переживаний (бред, галлюцинации) психически больными, находящимися в состоянии психоза, следует квалифицировать как несчастный случай. Аналогично оцениваются и неосознаваемые действия же душевнобольных - например падение с высоты в результа­те кататонического возбуждения или побег через окно от воображаемых преследователей.

Аутоагрессивное поведение включает в себя собственно 2 понятия - суицидальное поведение и аутодеструктивное поведение. Последнее, в свою очередь можно разделить на прямую аутодеструкцию и косвенную аутодеструкцию.

Аутодеструктивное поведение (синоним — саморазрушающее поведение) — преднамеренные действия (преднамеренные поступки при неосознавании возможности смертельного исхода; как их результата), следствием которых является физическое или психическое разрушение личности, не носящее осознанной цели лишения себя жизни.

Прямая аутодеструкция - нанесение самоповреждений с раз­личной целью, исключая лишение себя жизни.

Косвенная аутодеструкция - причинение отсроченного вреда собственному здоровью без цели лишения себя жизни, которая в свою очередь может быть разделена на активную (осознаваемую) и пассивную (неосознаваемую).

На основании категории цели и сознательно-бессознательных ме­ханизмов (в психодинамическом понимании) нами, для удобства, раз­работана классификация аутоагрессивного поведения на суицидальное поведение и аутодиструктивное поведение.

Суицидальное поведение:

1. Внутренние формы:

Ø пассивные суицидальные мысли;

Ø суицидальные замыслы;

Ø суицидальные намерения.

2. Внешние формы:

Ø попытки покушения на жизнь;

Ø завершенные суициды.

Аутодеструктивное поведение:

1. Прямая аутодеструкция (последствия видны сразу: нанесение самоповреждений).

2. Косвенная аутодеструкция (последствия отсрочены):

а) активная (осознаваемая):

Ø курение, алкоголь, наркотики;

Ø рисковые виды спорта (парашютный, горнолыжный, автогонки).

б) пассивная (неосознаваемая):

Ø психосоматические заболевания;

Ø унфелеры (подсознательные автоматизмы).

Практическая часть

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №1



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.012 с.)