О терминологии марксистской философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О терминологии марксистской философии



В заключение уместно сказать несколько слов о терминологии марксистской философии. Целый ряд буржуазных критиков марксизма крохоборски копается именно в его терминологии.

Наука, между прочим, состоит в том, что из всей совокупности наблюдаемых фактов, явлений, процессов вылущивается, выбирается (абстрагируется) только то, что является для всех них общим. Все явно второстепенные черты отбрасываются. Результаты, полученные путем обобщения (абстракции), обозначаются затем определенными терминами. Так, все небесные тела, находящиеся в раскаленном состоянии, мы называем солнцами. Те же тела, которые обращаются вокруг солнц, мы называем планетами. А тела, вращающиеся вокруг планет, называются спутниками. Таким образом, наша Земля — это планета солнечной системы, а Луна — спутник Земли. До сих пор все как будто просто, ясно, согласуется с нашим повседневным опытом и не создает никаких понятийных трудностей.

Философия же исследует не один какой-то участок мира или определенную группу свойств тех или иных реальных предметов. Скажем, философия не изучает законы жизни живых существ. Этим занимается биология. Но марксистская философия связана со всеми так называемыми частными науками: ведь каждая из

139

них исследует предметы и процессы реального мира. Поскольку марксистская философия формулирует прежде всего основополагающие положения об этом реальном мире и его развитии, не может быть непреодолимого разрыва между частными науками и марксистской философией. Вот тут-то и начинаются трудности. Как частная наука путем абстрагирования вычленяет в изучаемых ею предметах признаки, присущие им всем, отделяет их от второстепенных и обобщает, точно так же марксистская философия в свою очередь должна в том, что сообщают частные науки, выявить с помощью абстракции то, что равным образом присуще всему материальному миру, всякому движению. Таким путем мы должны приходить ко все более общим, абстрактным основополагающим понятиям. Споря с идеалистами, то есть в несколько другой связи, В. И. Ленин пишет в своем фундаментальном труде «Материализм и эмпириокритицизм»: «Например, когда я определяю: осел есть животное, я подвожу понятие «осел» под более широкое понятие. Спрашивается теперь, есть ли более широкие понятия, с которыми могла бы оперировать теория познания, чем понятия: бытие и мышление, материя и ощущение, физическое и психическое? Нет. Это — предельно широкие, самые широкие понятия, дальше которых по сути дела (если не иметь в виду всегда возможных изменений номенклатуры) не пошла до сих пор гносеология»1.

Следует признать, что такие понятия очень абстрактны. В научной дискуссии, безусловно, необходимо пользоваться научными, то есть абстрактными, понятиями. Надо применять, например, понятие материи или объективной реальности. Оба эти понятия обозначают одно и то же и определяются следующим образом: бытие,

1

Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 149.

140

существующее вне и независимо от сознания. Или когда идет разговор о диалектике, возникает вопрос, как нам научно именовать «стороны» противоречия. Ведь при этом приходится иметь в виду такие совершенно различные вещи, явления и т. д., как общественные классы, положительное или отрицательное электричество. Для их абстрактно-научного постижения может пригодиться понятие «элемент». Все дело в том, как определяется это понятие.

Возьмем еще третий пример. Чтобы показать, что в ходе духовного освоения действительности мы постигаем ее все более точно, правильно, глубоко, мы употребляем понятие отображения, отражения, не считая при этом, что наше сознание всего лишь зеркало. Буржуазные критики зачастую цепляются за такие понятия, умышленно приписывая им такое значение, которого они никогда не имели в марксизме. Или у них нет настоящих аргументов против марксизма?!

Марксистская философия отличается от всякой другой философии, между прочим, и тем, что она является философией масс. И это не случайно, ибо переход от классового к бесклассовому обществу требует не только массовой борьбы, но также исключительно высокой сознательности масс. Научная философия марксизма должна овладеть массами, но теми массами, которые образованы и оболванены классом капиталистов, их школой, их прессой, их телевидением. Когда дело идет о распространении нашей философии в массах, то не всегда возможно оперировать понятиями, которые уместны и нужны в научных кругах. Мы говорим доступным языком: вместо слова «материя» употребляем слово «природа» или, что еще проще, «мир», «бытие» и т. д.; вместо «элементы противоречия» — «стороны». Простые люди скорее возьмут их в толк, чем абстрактные научные понятия.

141

Мы считаем, что такой подход к делу не сопряжен с чрезмерными трудностями, если мы идем на него сознательно. Великим достижением является уже то, что впервые в истории человеческого мышления стало возможным (возможным благодаря марксизму!) развивать философию одновременно и научную, и доступную массам. Ну а вопли тех, кому хотелось бы в классовых интересах буржуазии превратить философию в отвлеченную идейную и языковую тарабарщину,— эти вопли нам не мешают.

Содержание

       Предисловие  .................................................................        3

     Введение  ..............................................................................       7

        Самый важный вопрос всякого мировоззрения         12

       Является ли мир чьим-либо творением?.........                                            14

       Несколько слов о религии..........................................................................     15

       Каков самый важный вопрос всякого мировоззрения?...                          22

      Существует ли внечеловеческий дух?.....................................................     27

      Можем ли мы познать мир?....................................................................     29

Почему вопрос об отношении бытия и сознания является

       основным вопросом философии?...........................................................    34

Каковы общие положения материалистической философии

       о материальном бытии?..........................................................................    38

       Внимание: опасность!..............................................................................    41

Существуют ли основные законы развития?...                   44

        Каковы же доказательства того, что все в мире развивается?             45

       Как были открыты законы развития?..................................................    48

        На какие вопросы должно отвечать общее учение о развитии?             53

       О всесторонней взаимосвязи...................................................................    —

1. Как совершается развитие?.............................................................. 57

2. Развитие как «снятие». Что это такое?........................................ 66

3. Что движет развитие вперед?......................................................... 69

      Развитиеэто борьба противоположностей......................................................................    74

      Внутренние и внешние противоречия........................................................................................    80

      Антагонистические и другие противоречия.............................................................................    82

4. Важнейшие диалектические категории........................................... 85

      Сущность и явление.....................................................................................................................   87

      Содержание и форма...................................................................................................................   89

      Причина и следствие....................................................................................................................   91

      Необходимость и случайность...................................................................................................   93

      Необходимость и свобода...........................................................................................................   96

       Возможность и действительность...........................................................................................   99

5. О значении диалектики в практическом поведении.......... 101

       Итоги.......................................................................................................... 102

143

Кто делает историю?........................................................    105

  Почему мы изучаем этот вопрос?..........................................................  106

Как доказать существование исторических законов и тенден-

  ций развития?............................................................................................ 108

   Определяется ли история законами духа?............................................   109

  Что первичнобытие или сознание?.................................................. 114

   Что можно сказать о великих людях и их идеях?................................ 119

   Чем определяется общественное развитие?........................................ 121

  Какую роль играют географические и климатические условия?........................................... 122

  Определяется ли история ростом населения?........................................................................ 124

           Какую роль играют биологические, расовые условия?........                 125

         Какую роль играет способ производства?.....................................    126

   Что такое способ производства?.......................................................... 127

   Как и почему изменяется способ производства?................................. 129

Каким образом способ производства оказывает воздействие на

           характер общественного строя и общественное сознание?     131

Заключительные замечания............................................     139

   О терминологии марксистской философии.........................................     —

Роберт Штайгервальд 

ВВЕДЕНИЕ В МАРКСИСТСКУЮ ФИЛОСОФИЮ

Заведующая редакцией Р. К. Медведева

Редактор М. М. Беляев

Младшие редакторы Ж. П. Крючкова и Е. С. Молчанова

Художник А. О. Семенов

Художественный редактор Г. Ф. Семиреченко

Технический редактор М. И. Токменина

ИБ № 3255

Сдано в набор 16.03.82. Подписано в печать 17.06.82. Формат 70х108'/з2- Бумага офсетная. Гарнитура «Обыкновенная новая». Печать офсетная. Условн. печ. л. 6,3. Условн. кр.-отт. 12,95. Учетно-изд. л. 6,2. Тираж 100 TI. CC. ЭКЗ. Заказ 2161. Цена 25 коп.

Политиздат. 125811, ГСП, Москва, А-47, Миусская пл., 7.

Ордена Ленина типография «Красный пролетарий».

103473, Москва, И-473, Краснопролетарская, 16.


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 283.

29

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 284.

31



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.015 с.)