Почему мы изучаем этот вопрос? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему мы изучаем этот вопрос?



Почему, однако, спорят об этом? Для чего важно знать, существуют ли законы истории, и если да, то можно ли их познать? Да потому, что если бы не было исторических законов или если бы они были неисповедимыми, то невозможной была бы и наука о человеческом обществе, ибо в основе своей наука есть не что иное, как исследование закономерных взаимосвязей и процессов в некоторой области природы, общества или сознания. Знание этих законов позволяет предсказать, что наступит при определенных обстоятельствах с учетом действия законов. Лишь потому, что существуют познаваемые социальные законы, мы способны ставить достижимые общественные цели. Лишь поэтому возможна планомерная деятельность, и люди в силах осуществлять то, что они предпринимают, сообразуясь с действием этих законов.

Людям довольно долго казалось, что в истории царит всесильный случай, что судьба целых государств и народов зависит от того, выиграет ли «случайно» битву та или иная армия, поставит ли «случайность рождения» или другого рода «случайности» во главе государства дельных или никудышных людей, от того, стали ли они по воле «случая» властолюбивыми, воинственными или же миролюбивыми, мудрыми и справедливыми, от того, к добрым или к плохим делам побуждали их ближние.

Точку зрения, согласно которой в истории не существует и не может быть законов, питает также тот факт, что между природой и человеческим обществом имеется большое различие. Ни один разумный человек не станет сомневаться в том, что в природе все происходит закономерно. Если я посеял пшеницу, то и соберу пшеницу, а не свеклу. Но в природе действуют лишь слепые, бессознательные силы. Вода, которая подрывает гору и про-

106

бивает себе русло, ничего не «хочет», а просто-напросто «следует» закону тяжести. Иное дело в обществе. Люди сами делают свою историю и при этом, разумеется, о чем-то думают, чего-то желают, к чему-то стремятся. Каждое отдельное человеческое действие совершается на основе подобных духовных побуждений, которых нет в природе. Таким образом, человеческое сознание воздействует на формирование человеческого общества. Кто же будет оспаривать, что люди при этом действуют в соответствии с различными интересами, побуждаемые несхожими духовными и нравственными мотивами?

Рабочие хотят получить большую долю от общественного «пирога», сократить рабочее время, более широко участвовать в управлении делами государства и общества. Предприниматели же стремятся помешать им в этом. Как в таком столкновении противодействующих сил должны установиться порядок и закономерность?

Противники марксизма спрашивают: если в истории все действительно происходит закономерно и социализм закономерно сменяет капитализм, как утверждаете вы, марксисты, для чего же вы тогда организуете и ведете политическую борьбу? Никому не придет в голову создавать партию для проведения закономерно наступающего лунного затмения и бороться за него. Оно происходит, хотим мы того или нет. Коль скоро социализм должен наступить в соответствии с историческими законами, он придет, хотите вы того или не хотите, и наоборот. Ваши политические усилия не имеют в таком случае никакого значения!

Марксизм никогда не игнорировал того факта, что есть большая разница между тем, как осуществляются законы в природе и как в истории человеческого общества. Природные процессы протекают слепо, без человеческого участия. Но общество — это особый, чело-

107

веческий мир. Оно возникает только благодаря деятельности людей. Из этой деятельности проистекают общественные законы. Они реализуются лишь благодаря этой деятельности. Люди сами делают свою историю, но, разумеется, в условиях, которые отнюдь не выбираются ими. Люди вырастают при определенных природных и общественных отношениях, включаются в них и испытывают их воздействие в своей деятельности. При этом побудительные причины их деятельности играют существенную роль. Ложное сознание вызывает ложные действия, направленные против собственных интересов людей.

Так, миллионы немцев действовали, руководствуясь ложным сознанием, когда они в 1932 и 1933 годах голосовали за Гитлера. Но этот выбор против исторического прогресса жестоко за себя отомстил. Аналогично обстоит дело и с другим вопросом: антигуманный характер капиталистической общественной системы ставит человечество перед угрозой атомной войны. Именно поэтому борьба за сознание людей, за их боевую политическую организацию приобретает решающее значение в общественной деятельности, опирающейся на знание исторических законов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.004 с.)