Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как были открыты законы развития?

Поиск

Знание о том, что все в мире движется, издавна вызывало у мыслящего человека вопросы. Откуда берется это движение? Было ли оно когда-то и каким-нибудь образом вызвано первотолчком, перводвигателем (богом)? Или же внемировое божественное существо постоянно вторгается в ход вещей, чтобы поддерживать мир в движении? А может, движение является неотъемлемым свойством вечно существующего мира и поэтому несотворимо и неразрушимо? (Именно так понимает дело марксизм, что следует из процитированных выше слов Ф. Энгельса.)

И далее: раз все развивается, то как, в какой форме происходит развитие? Имеет ли оно определенную направленность, или же сталкивающиеся друг с другом движения препятствуют тому, чтобы развитие приняло какое-то направление?

1

  Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 59.

48

Когда человеческое познание от суеверных форм истолкования мира поднялось до его научного объяснения, то оказалось, что в движении существует известная упорядоченность. Упорядоченно двигаются звезды. Времена года следуют друг за другом в определенном порядке. Вода всегда течет под гору. Когда развивается растение, почка всегда предшествует цветку и т. д. Между вещами и явлениями явно имеют место определенные существенные взаимосвязи, отмеченные признаком повторяемости. Такие взаимосвязи мы называем законами. Их познание впервые позволяет ориентироваться в непрерывно совершающихся процессах. Итак, люди ставили вопрос об основании подобной упорядоченности, о причинах последовательности событий, о законах развития.

Древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 — ок. 483 до н.

э.) высказал мнение, что мир подобен вечно возгорающемуся и погасающему огню. В мире «все течет», и невозможно два раза войти в одну и ту же реку, потому что она уже успела измениться. На вопрос о том, почему все развивается, Гераклит отвечал: «Борьба — отец всего и всему царь». Из взаимного воздействия различных противоположных сил, сторон, свойств вещей проистекает их изменение, их развитие.

Такое объяснение движения и развития, исходящее из единства и взаимодействия противоположных условий, сторон, черт, сил, называют диалектикой. Первоначально это пришедшее из греческого языка слово означало «искусство беседы», умение посредством аргументов и контраргументов, борьбы мнений прийти к правильному пониманию. Так, Платон (428/427 — 348/347 до н. э.), другой великий древнегреческий философ, изложил свои воззрения в виде дискуссии, диалогов между различными людьми. Слово «диалектика» претерпело затем изменение своего смысла и сегодня

 

49


означает учение о противоречиях, о борьбе противоборствующих моментов в самих вещах, как движущей силе, источнике их движения.

Великие образцы диалектического мышления можно найти в трудах мыслителей и древности, и средних веков, и нового времени. Среди диалектиков нового времени прежде всего следует назвать великого немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770— 1831), труды которого сыграли большую роль в формировании философии марксизма.

Для Гегеля противоречие, единство и борьба противоборствующих сторон были движущей силой развития. Он впервые открыл закономерность, показывающую, каким образом совершается развитие и какой закон придает ему направленность. Впрочем, Гегель в философии был идеалистом. Он полагал, что не природа является основой и творцом бытия, а дух (внемировой дух, подобный богу). Следовательно, то, что движется,— это, по его мнению, дух, а не природа.

Маркс и Энгельс подвергли критике идеалистическую оболочку гегелевской диалектики, раскрыли и исследовали движение там, где оно действительно происходит: в природе и в обществе. Движение нашего духа представляет собой не что иное, как отражение действительного движения, и поэтому оно происходит в соответствии с этими диалектическими законами действительности — в той мере, в какой наше сознание правильно отражает мир. Таково основное положение материалистической диалектики.

Знание диалектических законов действительности составляет условие правильного предсказания будущего развития, а значит, правильного планирования наших действий. Каждая отдельная наука в своей предметной области исследования прилагает усилия к познанию этих законов. В мире, однако, имеется бесконечно много вещей, явлений и соответствующих процессов раз-

пития. В каком же направлении происходит движение и развитие? Для решения этого вопроса было недостаточно создать учение о развитии в какой-нибудь специальной области науки, для его решения необходима разработка всеобщего, то есть философского, учения о развитии. Следует выяснить, есть ли нечто общее между частными закономерностями развития бесконечно многих вещей и явлений мира, имеются ли общие черты в этих закономерностях, способны ли мы понять и сформулировать общие закономерности развития материального мира.

Материальный мир, однако, состоит не только из отдельных, обособленных вещей, но представляет собой единство. Все вещи и явления мира связаны между собой. Относительно живой материи это показала дарвиновская теория происхождения видов, о которой мы поговорим позже. Наука сегодня уже не сомневается в том, что жизнь возникла на базе неживой природы. Очевидно также, что существует взаимосвязь между развитием нашей планеты и солнечной системой в целом. Короче говоря, все вещи и явления мира связаны между собой. Ничто не существует само по себе. Всякая вещь, всякое явление обусловлено другою вещью, другим явлением и может быть понято, только исходя из его существенных взаимосвязей. Особое ударение сделано здесь на слове «существенные». Ибо не все взаимосвязи однородны и имеют одинаковое значение. Взаимосвязи, далее, не сводятся лишь к упорядоченным отношениям (структурам); вещи и явления зависят друг от друга также в эволюционно-историческом плане. «В том обстоятельстве, что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга, и это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение»1,— писал Ф. Энгельс.

1

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 392.

Из этого факта следует важный вывод. Если все взаимосвязано, все развивается друг из друга, то существуют законы развития, которые относятся не только к определенным вещам и явлениям, но и действуют во всем материальном мире. Именно эти законы развития изучает и формулирует марксистская философия.

Примерно с конца XIX века ни один серьезный ученый не оспаривает развития всего окружающего нас мира. Идея развития с этого времени находит всеобщее признание, она повсеместно представлена в учебниках и преподается в школах. Это общее признание было результатом долгой духовной борьбы против поборников старых, ненаучных учений на протяжении всего XIX века. Подобным учением, например, была религиозная доктрина, согласно которой бог создал мир со всеми растениями, животными и людьми в течение семи дней, после чего все вплоть до сегодняшнего дня оставалось неизменным.

Среди ученых и исследователей, которые боролись против таких ненаучных доктрин, первым следует назвать имя Чарлза Дарвина (1809—1882). В своем главном произведении «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) он доказал, что различные виды живых существ развились друг из друга. Материалистические воззрения Дарвина получили живое одобрение Маркса и Энгельса. Среди немецких ученых особенно твердо и мужественно защищал идею развития и вместе с нею учение Дарвина от всех ненаучных нападок Эрнст Геккель (1834—1919).

В конце XIX века и представителям философского идеализма пришлось признать идею развития. К этому их принудил непрерывно умножавшийся неоспоримый фактический материал, который накапливался в самых различных областях науки. Однако идеализм был побежден не до конца. Он тотчас же попытался — и пытается до сих пор — в собственных целях фальсифицировать

 


учение о развитии. Поэтому и после всеобщего признания идеи развития духовная борьба в данной области не прекратилась. В этой борьбе между материализмом и идеализмом суть спора заключается в том, как понимать развитие, как оно происходит, каковы его движущие силы.

На какие вопросы должно отвечать общее учение о развитии?

Отдельные формы движения, естественно, должны изучать частные науки. Философия же призвана исследовать основные законы, общие для всех процессов движения и развития, и попытаться дать общезначимые ответы на вопросы следующего порядка. Откуда берется движение, почему все движется? Каким образом происходит движение? В каком направлении совершается движение и развитие?

Учение, которое объединяет общие признаки всех процессов развития, мы называем философским учением о развитии. Марксистская философия дает ответ на эти вопросы в основных законах диалектики. Исходя из всеобщей взаимосвязи всех вещей и явлений, она формулирует в качестве основных три закона: закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания; закон единства и борьбы противоположностей. Здесь нам встретились некоторые понятия, которые следует объяснить.

О всесторонней взаимосвязи

Всем нам известны убедительные доказательства верности положения о том, что все на свете более или менее взаимозависимо. Вспомним, например, об открытии

эффективнейшего средства для уничтожения вредных насекомых, получившего название ДДТ. Мы, люди

старшего поколения, знаем, какие страдания приносили в конце войны вши. Это было не только неприятно (зуд!), но и опасно, так как вши распространяют сыпной тиф. Только ДДТ избавило нас от вшей. Стало быть, ДДТ — величайшее благодеяние. Однако это еще не вся правда! Всю правду мы узнали только позднее.

ДДТ уничтожило насекомых, которые вредили растениям. Что за благодеяние! Но тем самым ДДТ уничтожило и корм для птиц: весна стала безмолвной! Но когда становится меньше птиц и меньше пчел, которые тоже пострадали от ДДТ, то хуже опыляются соцветия растений, меньше становится плодов и фруктов. Стало меньше птиц, и сократилась численность кошек. Меньше кошек,— значит, больше мышей, больше крыс и т. д. и т.

п. Или: меньше мух,— значит, меньше корма для рыб, которые важны не только для рыболовов, но и для очищения воды. И это еще далеко не все. Вместе с дождевой водой это самое ДДТ попадало в почвенные воды, в реки и моря, а значит, и в нашу пищу. Оно оседало в наших мускулах, и его уже невозможно было вывести из организма. В конце концов на международных конференциях ученые и государственные деятели пришли к выводу: поскольку есть и другие средства борьбы с вредителями, следует решительно ограничить применение ДДТ. Может быть, с прогрессом науки и будет когда-нибудь открыто средство, которое облегчит его использование.

В какой мере все на свете взаимосвязано, можно увидеть еще более отчетливо также на примере дискуссии по проблеме мирного использования ядерной энергии.

Приливы и отливы связаны с силой притяжения Луны, то есть поистине «дальнодействующей» причиной. Мы можем взять этот факт в качестве примера внутренних взаимосвязей в нашей солнечной системе.

Приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы с полным основанием сделать вывод: в мире ве-

щей и явлений существуют упорядоченные взаимосвязи, системы взаимосвязанных вещей и явлений. (Система — это заимствованное из греческого языка слово, которое буквально означает «составленное из частей, соединенное». Подразумевается расчлененная, упорядоченная целостность различных вещей и явлений.)

Эти взаимосвязи наличествуют в пространственном и временном отношении. Все существующее находится в таких пространственных и временных взаимосвязях. Если мы хотим правильно познать какую-нибудь вещь, то мы должны рассматривать ее в ее взаимосвязях. Капитализм представляет собой общественный строй, который характеризуется двумя большими группами (классами) людей. Одни, предприниматели, капиталисты, имеют в своей собственности источники существования людей: землю, фабрики и заводы; другие, рабочие, служащие и мелкие чиновники — пролетарии, не имеют ничего, кроме своей рабочей силы, которую они должны за заработную плату, или оклад, продавать капиталистам или буржуазному государству, чтобы не умереть с голоду. Так вот, капитализм как общественный строй можно правильно понять только в том случае, если мы принимаем в расчет, что он существовал не вечно, что он возник исторически, а следовательно, в известный исторический момент и погибнет.

Однако на практике невозможно всегда руководствоваться требованием исследовать вещи в их совокупных взаимосвязях. Мы должны стремиться схватить самые важные при данных обстоятельствах взаимосвязи.

Легко сказать, самые важные — но что считать важным? На этот вопрос нельзя ответить, если не располагать соответствующим мерилом. К примеру, при рассмотрении общественных процессов в классовом обществе таким масштабом является борьба классов. В бесклассовом обществе его применение уже было бы невозможно. Но и в классовом обществе далеко не достаточно

55


повсюду прикладывать масштаб классовой борьбы. Эксплуатирующий и эксплуатируемый классы используют разные масштабы. Следовательно, реальные взаимосвязи в таком обществе можно правильно познать лишь в том случае, если не просто оперировать общим масштабом классовой борьбы, а встать на позиции того класса, который в настоящее время воплощает исторический прогресс. Сегодня это — рабочий класс и рабочее движение за освобождение людей от эксплуатации и угнетения. Но чтобы обосновать это положение, нужны опять-таки основательные исторические и прочие знания.

Например, сформулированное выше суждение о рабочем классе в общем виде совершенно недостаточно. Ведь в рабочем движении существует, скажем, социал-демократическое течение, которое все свои надежды возлагает на реформы. В противоположность ему Германская коммунистическая партия, организация «Социалистическая немецкая рабочая молодежь» и марксистский студенческий союз «Спартак» подчеркивают, что мы должны, конечно, выступать за реформы, но при этом надо стремиться в конечном счете не к реформированию эксплуатации, а к ее устранению, не к реформированию власти крупных предпринимателей, а к ее уничтожению. Чтобы убедительно обосновать свою правоту, мы должны учесть больше взаимосвязей, чем это было сделано до сих пор.

Другими словами, чтобы решить, какие взаимосвязи важны для познания определенной вещи, определенной ситуации, определенного явления, а какими в данных обстоятельствах можно пренебречь, необходимы глубокие знания. Поэтому мы ни в коем случае не должны довольствоваться усвоением первого принципа диалектики, принципа всесторонней взаимосвязи всех вещей и явлений.

Давайте перейдем к другим принципам диалектики.

56

Как совершается развитие?

Когда мы изучаем некоторый процесс развития, то прежде всего мы видим процесс постепенного роста, небольших изменений, увеличения (уменьшения), прибавления (убывания), то есть изменений, которые мы называем количественными. Однако вещи имеют не только количественную сторону, а развитие связано не только с признаком количественного изменения.

Количество означает величину, число, объем, отличительные признаки состояния вещи и т. д. «...Всякое существующее, чтобы быть тем, что оно есть, и чтобы вообще обладать наличным бытием, имеет некоторую величину»,— писал Гегель.

Всякая вещь необходимо отличается от других вещей количественными и качественными признаками. Они внутренне связаны между собой. Количественные признаки «открыты внешнему определению». Гегель имеет здесь в виду, что они способны изменяться без того, чтобы при этом тотчас же изменялось бы и качество вещи. Когда я при нормальном атмосферном давлении нагреваю или охлаждаю воду до любой температуры между 0° и 100°, это не оказывает никакого влияния на ее текучесть. Но это «равнодушие» количественных признаков вещи по отношению к ее качеству является лишь одной стороной медали. Если я нагрею воду до температуры выше 100°, то она станет газообразной (паром), а при ее охлаждении ниже 0° она станет твердой (льдом), то есть коренным образом изменит свои свойства. Растение в известных границах может существовать при большей или меньшей увлажненности почвы. Но вне этих границ растение либо засохнет, либо сгниет.

Следовательно, качество означает одновременно и меру, некоторую границу, за пределами которой изменения следует производить только в том случае, если при

57

этом принимается в расчет качественное изменение данной вещи. После того как эта граница достигнута, продолжение процесса, не имевшего до тех пор заметного влияния на качество вещи, приводит к радикальным воздействиям, изменяющим ее качество. Это «исполнилась мера вещи», это та самая капля, которая переполняет чашу или заставляет сломаться ручку кувшина. Если мы один за другим вырываем волосы на голове, то эта операция не может повторяться бесконечно, но «сами по себе незначительные количества... суммируются, а сумма составляет качественное целое, так что под конец это целое оказывается исчезнувшим, голова — лысой, кошелек — пустым». Это выразительное описание принадлежит Гегелю.

Количественная сторона вещи и изменение ее количественных признаков имеют, таким образом, двойственную природу: с одной стороны, они несущественны, а с другой — все же существенны для качества вещи.

Теперь, после необходимого разъяснения, рассмотрим, как, в какой форме протекает развитие. При этом обнаруживается определенная закономерность, действие которой мы очень хорошо можем наблюдать на себе самих. Из детей мы превращаемся во взрослых. С одной стороны, наше развитие происходит незаметно, медленно и равномерно. Именно поэтому некоторые родители и продолжают относиться к своим уже выросшим сыновьям и дочерям как к маленьким детям. Они не заметили важного перехода — перехода от детства к юности.

Это развитие, которое в ходе своей жизни совершает каждый человек, представляет собой единый процесс, имеющий как бы две разновидности (слово «процесс» происходит из латинского языка и означает последовательную смену состояний, развитие, а еще точнее — продвижение вперед).

58

Одна его разновидность состоит в непрерывно происходящих изменениях, которые протекают очень медленно и поэтому едва заметны. Эти изменения касаются лишь внешних параметров: люди становятся больше, формируются их лица и тела, они учатся, приобретают знания и т. д.

Другая же разновидность развития состоит в таких изменениях, которые никак не являются внешними, а, напротив, оказывают глубокое воздействие и внутренне изменяют всю прежнюю сущность человека. В сравнении с первыми они протекают стремительно. Поэтому при внимательном наблюдении эту разновидность единого процесса развития легче воспринять и легче зафиксировать тот момент, когда происходят подобные изменения. Таково начало нового периода жизни, например начало юности.

Мы видим, что две разновидности единого процесса развития сменяют друг друга, что каждая из них наступает только тогда, когда другая создает для этого необходимые предпосылки. Процесс развития в целом состоит не в одной или в другой из этих двух его разновидностей, а в их единстве. Новое возникает уже в лоне старого.

Мы говорили сейчас о развитии отдельного человека, доставляет ли своеобразие именно человеческого развития тот факт, что в нем обнаруживаются две такие разновидности? Не нужны долгие поиски, чтобы отыскать их во всей окружающей нас природе и во всех процессах развития. Мы находим их в развитии каждого растения. Сначала растет и набухает почка, она становится больше и больше, но все еще остается почкой. Эти изменения в конце концов сменяются другими, открывающими новый период развития: из почки образуется цветок, цветок раскрывается.

Две разновидности единого процесса развития мы обнаруживаем и в развитии человеческого общества.

59

Постепенная, отчасти даже не распознаваемая, «реформистская» форма развития длится часто десятилетия и века, пока вдруг не сменяется глубоким революционным переворотом, скачком из старого общественного строя в новый, переходом старого качества в новое.

Все это не случайности, а неотъемлемое, существенное проявление всякого действительного развития. Тот, кто думает, что развитие представляет собой лишь постепенный рост без «скачков», «катастроф», «революций» (слово «революция» происходит из латинского языка; сегодня мы понимаем под революцией относительно быстро происходящий, бурный процесс основополагающих социальных изменений), что оно является чисто количественным изменением, тому нечего ожидать возникновения нового явления. Приверженцы такого представления полагают, например, что в семени можно обнаружить крохотно малую форму готового живого существа,— и это во времена электронных микроскопов!

Согласно подобному представлению, ничто не возникает и не уничтожается. В действительности же развитие здесь просто-напросто отрицается. Гегель правильно говорил в этой связи: «Предположение о постепенности возникновения исходит из представления о том, что возникающее уже наличествует чувственно или вообще в действительности и лишь из-за своей незначительности еще не может быть воспринято, точно так же как предположение о постепенности исчезновения исходит из представления о том, что небытие или иное, занимающее место исчезающего, также наличествует, но еще не может быть замечено... Этим возникновение и прехождение вообще снимаются...» Возникающее или исчезающее, по этой логике, только становится больше или меньше, но с самого начала оно имеется и до конца остается в наличии. Изменение здесь представляет собой лишь уменьшение или увеличение, а не становление и исчезновение. Там, где развитие толкуется лишь

60

как рост, лишь как развертывание уже наличного, только как количественное изменение, там в действительности нет никакого развития. Без «качественного перехода того или нечто в свое иное», по словам Гегеля, развития не существует.

Мы видим, что в природе и в обществе качественный переворот в развитии подготавливается количественными изменениями, которые наступают постепенно. В сравнении с постепенно накапливающимися количественными изменениями качественное изменение совершается относительно быстро. Поэтому говорят также о качественном перевороте или о «скачке в новое качество», а иной раз коротко о скачке в развитии.

С качественным изменением развитие не прекращается. В процессе развития качественное изменение подготавливает одновременно и новые количественные изменения. Качественные и количественные изменения непрерывно сменяют друг друга.

Если мы основательно вдумаемся в этот закон диалектики, то поймем (позднее, когда мы изучим закон единства и борьбы противоположностей, составляющих движущую силу движения и развития, это понимание еще углубится), что развитие, становление и исчезновение могут осуществляться только в том случае, если происходит процесс перехода количественных изменений в качественные. Не будь так, все развитие сводилось бы к уменьшению или увеличению уже существующего. Но тогда это было бы просто круговоротом, повторением, а не развитием. Именно поэтому диалектика представляет собой самое глубокое, всестороннее учение о развитии.

В правильности такого вывода мы убеждаемся также потому, что всякое другое учение начинает процесс развития с некоего перводвигателя, где-то в прошлом. Однако если этот перводвигатель сам двигался, то нужно было бы объяснить движение такого «начала», то есть

61

тем самым ничего не достигается в понимании сути дела. Если же он был неподвижен, то развитие объяснялось бы, исходя из покоя, исходя из его собственной противоположности, то есть вообще никак не объяснялось.

Существуют, правда, наряду с диалектикой и другие попытки объяснить развитие, но, как мы неоднократно указывали, они не справляются с данной проблемой. Поэтому В. И. Ленин в свое время с полным правом писал: «Две основные (или две возможные? или две в истории наблюдающиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними).

При первой концепции движения остается в тени само движение, его д в и г а т е л ь н а я сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — бог, субъект etc.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «с а м о» движения.

Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая — жизненна. Т о л ь к о вторая дает ключ к «самодвижению» всего сущего; только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность», к уничтожению старого и возникновению нового»1.

Количественные и качественные изменения в процессе становления и исчезновения в природе и обществе образуют две разновидности одного и того же явления.

Количественные изменения в марксистской философии называются также эволюционной стороной развития, а качественные изменения — его революционной

1

Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 317.

62

стороной. При этом эволюция (латинское слово, означает развитие, развертывание) совершается как процесс медленных, постепенных, идущих шаг за шагом изменений; а революция — как неожиданный, скачкообразный процесс. Эволюция и революция — во всяком становлении и исчезновении мы находим их как необходимые признаки преодоления старого, отжившего и рождения нового, растущего. В процессе развития они образуют нераздельное единство. Ни эволюционная, ни революционная сторона развития не является самодовлеющей. Понимать это очень важно для познания процесса становления и исчезновения в мире.

Мы подчеркиваем важность данного положения особенно в связи с тем, что немало буржуазных философов, говорящих или пишущих о становлении и исчезновении, с неловким усердием стараются замолчать его или оспорить его правильность. Тон задают здесь те буржуазные обществоведы, которые более или менее открыто защищают старый капиталистический строй. Они утверждают, что в природе и в первую очередь в обществе существует только эволюция, только количественный рост уже существующего. Они отрицают, что в каждом процессе развития в конце концов скачкообразно возникают новые качества и что эволюция при этом необходимо переходит в революцию.

Поэтому буржуазные обществоведы утверждают, что социальные революции, направленные против буржуазного строя, являются ненормальными состояниями, болезнями социального тела, с которыми нужно бороться так же, как врач борется с болезнью, спасая жизнь пациента. Они стремятся внушить людям страх и отвращение к революционному изменению общества.

Однако действительность общественной жизни не сообразуется с желаниями защитников крупного капитала. Она подчиняется великим, никем и ничем не устранимым общим законам становления и исчезновения.

 

 

Если в процессе развития общества совершается революция, то в этом нет ничего необычного. Она не является ни болезнью общества, ни результатом махинаций каких-то злоумышленников и подстрекателей. К. Маркс назвал социальные революции локомотивами истории. Благодаря их воздействию человеческое общество идет вперед. Все общественные отношения претерпевают закономерное развитие.

Но данный процесс имеет также другую сторону, которую не видят или не учитывают некоторые приверженцы «революционного» нетерпения. Действительное развитие отрицает не только тот, кто признает лишь количественную сторону его процесса, но и тот, кто в становлении видит только качественные изменения, кто всюду видит или требует революций и скачков, напрочь отрицая тем самым реформы. Не бывает неподготовленных переломов, скачков, революций. Верить, что человек без эволюционных взаимосвязей со всем прочим животным миром мог появиться как бы «без подготовки», «в одну ночь», «из ничего»,— значит верить в чудо. Точка зрения, согласно которой между социализмом и предшествующими ему эксплуататорскими обществами нет ничего, кроме большой пропасти, является авантюристической. Социализму совсем ни к чему уничтожать с таким трудом созданную в предшествующих общественных условиях технику (поскольку-де с ее помощью людей эксплуатировали в мирное время и убивали на войне), разрушать созданные в прошлом великие ценности культуры (поскольку-де они служили эксплуататорским классам).

Действительное развитие общества, означающее переход к новому социальному строю, всегда обнаруживает обе стороны единого процесса развития: количественную, или эволюционную, и качественную, или революционную. Это всеобщая, не зависящая от нашего желания и воли, то есть объективная, закономерность всякого

64

становления и исчезновения в природе, обществе и в нашем мышлении. Она действует и тогда, когда мы ее не осознаем. Если при обсуждении вещей, явлений, политических задач мы не рассматриваем их в контексте количественных и качественных, эволюционных и революционных взаимосвязей, то это противоречит научному подходу к процессу развития.

Тот, кто в политике признает лишь эволюционную форму развития, тот совершает столь же принципиальную ошибку, как и тот, кто повсюду видит или стремится «делать» только революции. В первом случае мы имеем дело с политической практикой правого оппортунизма. Слово «оппортунизм» происходит из латинского языка и означает «использовать благоприятный случай». Но в политике это слово имеет другой смысл. В рабочем движении оппортунистом является тот, кто отступает от рабочего дела, проповедуя необходимость «сотрудничества» рабочих и капиталистов. Оппортунисты испытывают страх перед революцией, в лучшем случае они хотят только реформ, то есть изменений лишь внутри существующего капиталистического общественного строя. Такая политическая практика отстаивается социал-демократией.

Во втором случае мы имеем дело с политическим авантюризмом, или «левым» оппортунизмом. Такая характеристика относится и к террористическим группировкам, к маоистам, которые считают, что нужно как можно больше говорить о вооруженном восстании, чтобы убедить массы в его необходимости. Если правые оппортунисты довольствуются тем, что с помощью реформ хотят предпринять изменения в рамках существующего строя, желают искупать медведя, не замочив ему шкуру, то «леваки» норовят снять с медведя шкуру, еще не поймав его; они стремятся перепрыгнуть долгий и трудный процесс воспитания и завоевания масс в борьбе за реформы. Германская коммунистическая пар-

                                                                                        65

тия и братски связанная с ней молодежная организация «Социалистическая немецкая рабочая молодежь», а также марксистский студенческий союз «Спартак» выступают за верное, диалектическое соединение движения за реформы с борьбой за коренной переворот.

Резюмируем еще раз сказанное. Небольшие, сначала едва заметные количественные изменения путем постепенного накопления в конце концов приводят к качественным изменениям, вследствие которых вещи совершенно изменяются, а из старого возникает новое.

Итак, мы познакомились с очень важным законом развития, который действует как в материальном мире, так и в нашем мышлении. Знание этого закона позволяет нам объяснить, каким

образом происходит развитие вещей и явлений материального мира и мышления.

Однако, как ни важен названный закон, процесс развития еще не объясняется им исчерпывающим образом. Мы получаем лишь ответ на вопрос, как протекает процесс развития. Если же мы хотим более обстоятельно ознакомиться с процессом развития, то нам надо прояснить дальнейшие вопросы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.109 (0.02 с.)