Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями детейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для организации эффективной психолого-педагогической работы с детьми необходима тесная связь образовательной организации с семьей ребенка, имеющего трудности социальной адаптации и нуждающегося в коррекционной помощи. Основу взаимодействия педагогического коллектива образовательной организации с семьей определяют следующие принципы: · Единство требований к процессу воспитания и развития. · Взаимное доверие между педагогическим коллективом и родителями. · Доброжелательность и ответственность обоюдных намерений. · Дифференцированный/индивидуальный подход к изучению потребностей каждой семьи. · Индивидуальный подход к развитию ребенка. Цель взаимодействия педагогического коллектива с семьей ребенка: оказание психологической поддержки родителям и просвещение по вопросам эффективной социализации и адаптации ребенка в новых (незнакомых) условиях средствами коррекционно-развивающего обучения. Задачи взаимодействия с семьей: · информирование родителей о психофизических возможностях ребенка к социальной адаптации в условиях воспитания и образования, · расширение кругозора родителей о возможностях образовательной среды, · приобщение и включение родителей в процесс образования детей, · активизация родительской позиции в воспитании и развитии собственного ребенка, · формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и трудностям развития в сложившихся условиях воспитания, · ориентирование родителей в дальнейшей маршрутизации ребенка, · социально-правовое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Этапы работы с семьей. Первый этап – налаживается знакомство и устанавливается контакт с родителями. Применяются методы – беседа, анкетирование, опрос, которые позволяют уточнить социальный запрос, проблемы, жалобы, вид ожидаемой помощи от образовательной организации [42]. Второй этап – изучаются история развития ребенка, социальные условия его воспитания, воспитательные позиции родителей. Используются методы: анализ справок и прочей медицинской документации на ребенка, беседа, анкетирование родителей [42]. Третий этап – проводится педагогическое обследование развития ребенка, изучаются его возрастные и индивидуальные возможности в основных линиях развития, выявляются специфические образовательные потребности, составляется план коррекционно-педагогической работы; прогноз его возможностей в коррекционном обучении [Приложение 2]. Четвертый этап – информирование и обсуждение с родителями содержания коррекционно-педагогической работы с ребенком: формы, способы, методы и средства обучения. Пятый этап – планируется и разрабатывается содержание психологического сопровождения семьи в период пребывания ребенка. Формы работы с родителями: 1. Коллективные: · Родительские собрания. · Дни открытых дверей. · Лекции, круглые столы, родительские конференции, тематические встречи. · Тренинги, практические занятия, мастер-классы, вебинары, on-line консультации. · Включение родителей в подготовку и проведение праздничных мероприятий в ДОО. 2. Индивидуальные: · Индивидуальные беседы и консультации специалистов. · Служба доверия. · Анкетирование и опросы. 3. Социально-общественные, информационные: · Информационные стенды и тематические выставки. · Выставки детских работ. · Открытые занятия специалистов и воспитателей. · Опосредованное интернет-общение. · Создание интернет-пространства родителей детей, электронной почты для родителей. · Создание дистанционной связи-контакта с родителями для оперативной связи: вопрос-ответ и дистанционного общения (Whats app, Viber; Skype, Google Hangout). Ответственные специалисты образовательной организации за работу с семьей ребенка. Ответственный администратор образовательной организации (методист, старший воспитатель и др.) – обеспечивает внешнюю связь и коммуникацию педагогического коллектива с семьей ребенка (интернет-пространство, информирование, приглашения к участию и пр.) Педагог-психолог обеспечивает сохранность психологического здоровья детей, организует работу по предупреждению эмоциональных расстройств, снятию психологического напряжения всех участников образовательного процесса. Педагог-дефектолог и логопед обеспечивают диагностическую и коррекционно-педагогическую работу с ребенком в соответствии с программой. Воспитатель – организует досуговую и бытовую жизнь детей в режимные моменты, проводит развивающие занятия. Инструктор по физическому развитию организует здоровьесберегающую среду и пространство для детей в соответствии с программой. Музыкальный работник обеспечивает решение образовательных задач. вернуться в оглавление Диагностическая программа
Диагностическая программа основывается на современных достижениях отечественной психодиагностики, а также детской и специальной психологии, коррекционной педагогики. Диагностическая программа состоит из 3-х направлений: · выявление индивидуально-психологических особенностей развития и поведения ребенка, · определение зоны его актуального и ближайшего развития в выделенных областях, · изучение состояния речи воспитанника. Каждое из этих направлений имеет конкретные цели, задачи, методы и инструментарий. Направление - диагностика психологических особенностей развития и поведения ребенка Цель– выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка, определение первичного нарушения и вторичных отклонений развития, системный анализ структуры нарушения, определение рисков развития или варианта дизонтогенеза. Задачи: · раннее выявление отклонений в развитии, · всестороннее изучение психического развития, · определение причин и характера первичных нарушений развития, а также степени выраженности нарушения, · соотнесение с диагностическими симптомами различных вариантов отклоняющегося развития, а также с закономерностями нормативного хода психического развития. · определение специфических образовательных потребностей ребенка, · определение путей коррекционно-педагогического воздействия и условий воспитания, · оказание психолого-педагогической помощи родителям, · обоснование психолого-педагогического прогноза. Изучение психического развития ребенка опирается на разработанные современные принципы дифференциальной диагностики нарушений в развитии: · тщательное анамнестическое обследование в целях как можно более полного исследования семьи ребенка, ее внутренней атмосферы, а также всех условий его воспитания; · комплексный подход к оценке особенностей развития ребенка: соматического состояния, состояния слуха, зрения, двигательной сферы; особенностей психического развития ребенка; · принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными проявлениями нарушения психического развития и первичными нарушениями, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в развитии, т.е. в психическом развитии, соотношении первичных и вторичных отклонений; · принцип динамического изучения, опирающийся на два уровня умственного развития ребенка - актуальном и потенциальном, т.е. зоне его ближайшего развития; · принцип качественного анализа данных, получаемых в процессе психологической диагностики, находится в тесной связи с принципом динамического изучения (отношение ребенка к обследованию, способы ориентировки в условиях задания, характер его ошибок, отношение к результату своей деятельности); · учет возрастных особенностей развития ребенка при организации условий и методов построения диагностического обследования. В процессе дифференциальной диагностики используются следующие методы: наблюдение, изучение истории развития, беседа, графические методы, метод тестов, диагностический эксперимент. Наблюдение за ребенком проводится педагогами группы в течение первых дней пребывания, заполняется протокол, в котором фиксируются следующие параметры: · внешний вид – выразительность/невыразительность, амимичность/подвижность; отсутствие/наличие асимметрии или диспластичности; отсутствие фиксации взора, блуждающий взор; слюнотечение (гиперсаливация); косоглазие; форма черепа; · игра - наличие/отсутствие интереса к игрушке и игровым действиям, стойкость/слабость интереса, адекватность действий с игрушками/неспецифические манипуляции; характер игры (манипуляции, процессуальные действия, игра с элементами сюжета); · внимание - длительность сосредоточения, фрагментарность, переключаемость; · контактность – доброжелательный или формальный контакт, отрицательные реакции (отказ, плач, крик ); · реакция на одобрение – положительно реагирует (не капризничает, улыбается и т.д.), игнорирует, не прекращая своих действий или не изменяя свое поведение; · реакция на замечание – положительно реагирует на замечания, стремится изменить свои действия, ориентируясь на взрослого, изменяет свое поведение; отрицательно реагирует на замечание и проявляет отрицательные реакции - кричит, машет руками или стучит ногами, отказывается от выполнения задания, ложится на пол и др.;игнорирует, не прекращая своих действий или не изменяя свое поведение; · отношение к неудаче – стремится действовать в соответствии с требованиями взрослого; отказывается продолжать выполнять задание; отрицательно реагирует – бросает пособия или игрушки, прибегает к аутоагрессии (наносит себе удары, кричит, кусает руки и т.д.); · моторика – общие движения соответствуют возрастным показателям; отстают от движений сверстников, походка явно носит патологический характер - при ходьбе корпус наклонен вперед; не сформировано умение прыгать на двух ногах или на одной ноге; ручная умелость – определена ведущая рука (с 2-х лет), сформированы согласованные действия обеих рук; при выполнении действий отмечаются синкинезии (лишние действия, сопутствующие или навязчивые движения, например, высовывание языка при прыжках и др.); наличие/отсутствие стереотипных или навязчивых движений; · эмоционально-волевая сфера – активность, возбудимость, двигательная расторможенность, агрессивность/пассивность, инертность, вялость. В ходе изучения истории развития ребенка уточняется наличие данных о семейной патологии, заболеваниях матери во время беременности, о задержке темпов психофизического развития, о социальной ситуации развития ребенка. Важно собрать анамнестические сведения о ребенке по следующей схеме: · паспортная часть: Ф.И.О. ребенка, дата рождения, условия воспитания, домашний адрес, состав семьи (кем воспитывается, наличие брата, сестры); · сведения о родителях: возраст, профессии, данные о семейной патологии (наличие у родственников психических расстройств); · сведения о рождении ребенка: роды самостоятельные или с помощью кесарова сечения; вскармливание - грудное или искусственное; наличие двух и более отитов на первом году жизни (уточнить, какое лечение получал); · доношенность или недоношенность (вес ребенка при рождении, находился ли в стационаре в первые месяцы жизни); · сведения о здоровье ребенка: головные боли, судороги, энурез, энкопрез, трудности поведения, нарушения речи; · сведения о раннем развитии: период новорожденности, болезни, особенности социально-коммуникативного развития (период гуления, лепета); поведение во время кормления; · сведения о моторном развитии: овладение ползанием, сидением, ходьбой; появление навыка опрятности; понимание обращенной речи и др. Анализ истории развития ребенка и анамнестические сведения позволяют специалистам понять причинно-следственную зависимость в структуре отклоняющегося или нарушенного развития. Метод беседы используется для уточнения у родителей (или у законных представителей ребенка), сведений об условиях воспитания. Графические методы (рисование)используются для изучения психического развития ребенка-дошкольника. Рисование является естественным занятием для детей дошкольного возраста. Ребенок часто принимает рисование в качестве игры, что способствует быстрому установлению контакта с новым взрослым. В рисунке он выражает свое отношение к миру и отражает свой собственный внутренний мир. Анализ детского рисунка является источником информации для специалистов относительно понимания внутреннего мира ребенка. Метод тестов - это стандартизированные и обычно краткие, и ограниченные во времени испытания (задания), предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Современные тесты представляют собой ограниченный набор заданий, выполнение которых должно свидетельствовать о способности человека решать весьма широкий круг жизненных задач [1]. Наиболее часто используемые психологические тесты на современном этапе в психодиагностике: Тесты Дэвида Векслера (шкалы для детей от 4 до 6,5 лет, последняя реадаптация 1993г. [43]. Классификация IQ-показателей по Векслеру - IQ-показатель 130 и выше – весьма высокий интеллект; 120-129- высокий интеллект; 110-119 – «хорошая норма»; 90-109 -средний уровень; 80-89 – сниженная норма; 70-79- пограничный уровень; 69 - и ниже умственная отсталость. Метод диагностического эксперимента включает в себя диагностическое обучение [7], результаты которого используется для оценки интеллектуального развития или отдельных компонентов умственной активности с помощью выявления потенциальных способностей ребенка к усвоению новых знаний, выработке способов решения. Суть его заключается в том, что помощь экспериментатора, оказываемая ребенку в ходе обследования, служит критерием для оценки обучаемости, т.е. зоны ближайшего развития. Помощь четко дозируется в виде отдельных «уроков-подсказок» и предъявляется каждому ребенку строго индивидуально только в том случае, если он не справляется с заданием самостоятельно. Чем выше обучаемость ребенка, тем меньше помощи ему требуется. В качестве таких «уроков» рассматриваются даже простое переспрашивание или одобрение действий ребенка. Этот метод применяется в обследовании развития детей разного возраста. В целях уточнения структуры нарушения и степени его выраженности специалистам следует познакомиться с результатами аппаратных методов исследования (компьютерная томография головы, реоэнцефалография (РЭГ), электроэнцефалография, эхоэнцефалография, ядерно-магнитно-резонансная томография); генетических методов исследования (клинико-генеалогический, молекулярно-генетический, цитогенетический) (при наличии). Младенческий возраст. Для диагностики развития детей младенческого возраста (до 3-х лет) используются традиционные методики и современный инструментарий. Традиционные методики. Методика Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры и Э.Л. Фрухт «Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста» [32]. С помощью этой диагностики на ранних сроках возможно выявить наличие отклонений в здоровье детей, установить степень отставания в нервно-психическом развитии. Методика «ГНОМ» для оценки нервно-психического развития младенца с определением коэффициента психического развития (КПР) [26]. В этой методике выделены определенные психические сферы и показатели развития, комплексно отражающие особенности развития и поведения младенца. Данная методика позволяет выявить начальные проявления психических расстройств у детей с первого месяца жизни. По результатам обследования устанавливается коэффициент психического развития здоровья (КПР), который выражается в стандартизированных единицах. Нормальное нервно-психическое развитие – показатель коэффициента психического развития (КПР) в пределах от 90 до 110 баллов. Вторая группа риска по возникновению нервно-психической патологии – показатель КПР в пределах 80-89 баллов. Сюда же отнесены все случаи с опережающим развитием, когда КПР составляет свыше 111 баллов. Третью группу составили дети с нарушенным нервно-психическим развитием, КПР у этих детей – ниже 60 баллов. Данная методика не предполагает оценку качества выполнения каждого задания, а имеет количественную оценку «выполнил или не выполнил». Современные методики. «Методика диагностики психологического возраста детей первых трех лет жизни «Ясли» [27]. Использование предложенного инструментария позволяет определить психологический возраст, темп и вариант психического развития ребенка. Полученные сведения дают возможность специалистам составить индивидуальный психологический портрет ребенка, а их совокупность - выявить особенности психического развития. Предложенная методика позволяет выявить возможную задержку темпа психического развития и обозначить основные направления коррекционно-педагогической работы, составить конкретную программу развития ребенка. Методика может быть использована при обследовании психического развития детей от 15 дней жизни до 3-х лет. Методика снабжена программой компьютерной обработки полученных результатов, кратким ее изложением в форме таблиц, а также перечнем необходимых диагностических пособий. Ранний и дошкольный возраст. Для дифференциальной диагностики широко используется методика психолого-педагогического обследования развития детей раннего и дошкольного возрастов (от 2 –х до 7-и лет) [33]. Методика направлена на изучение познавательного развития детей 5-и возрастных групп. Основными параметрами оценки познавательной деятельности являются: принятие задания, способы выполнения задания, обучаемость в процессе обследования, отношение к результату своей деятельности. Результатом обследования развития ребенка по этой методики служит выбор вариантов развития: нормативное развитие, отклонение от нормативного развития, значительное недоразвитие общих интеллектуальных умений, глубокое недоразвитие общих интеллектуальных умений. К этой методике разработан психологический инструментарий (набор игрушек и дидактических пособий) и иллюстративный материал для обследования развития детей 5 возрастных групп (от 2-х до 3-х лет, от 3-х до 4-х лет, от 4-х до 5-и; от 5-и до 6-и лет; от 6-и до 7-и лет). Дополнением к дифференциальной диагностике развития детей является методика прогностического скрининга, которая используется перед поступлением ребенка в школу [18]. Полученные результаты позволяют определить направления коррекционно-развивающего обучения при выявленных проблемах в развитии. В качестве одного из методов определения «школьной зрелости» используется комплекс графических методик для проведения экспресс-диагностики, используемой для анализа рисуночной деятельности детей [37]. Применение комплекса графических заданий позволяет оценить процесс изображения и проанализировать графические уменияи исполнительские действия детей 6–7 лет. Результатом обследования является заключение специалиста об уровне развития рисуночной деятельности ребенка как показателя соответствия или несоответствия его психического развития возрастной норме. В тех случаях, когда уровень развития рисуночной деятельности оказывается ниже возрастной нормы, определяются основания для комплексного обследования ребенка с целью уточнения его прогноза обучения и образовательного маршрута. Таким образом, результатом дифференциальной диагностики является полноценная индивидуально-психологическая характеристика развития ребенка, т.е. его «психологического портрета» [3], который складывается из анализа трех основных составляющих: первая - социальной ситуацией развития (круга общения и характера взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в семье, с обществом в целом; вторая - уровня развития ведущей и других типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, рисования, конструирования, элементов труда и т.д.), оценки его психофизических возможностей в соответствии с возрастными нормативами; третья- диагностики характерных для данного возрастного этапа новообразований в эмоционально-личностной и познавательной сферах психического развития. Направление - определение зоны актуального и ближайшего развития ребенка Цель – оценить знания, умения и навыки в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, а также уровня сформированности ведущей и типичных видов деятельности, характерных для определенного возраста. Задачи: выявить актуальный уровень развития (какие задания он может выполнять самостоятельно) и зону ближайшего развития (какие задания он может выполнять при помощи педагога), что рассматривается в качестве потенциальных возможностей обучения. Методы педагогической диагностики: наблюдение за ребёнком в процессе выполнения предложенных заданий согласно программе обучения. графические методы, метод тестов, диагностическое обучение. Младенческий возраст. В педагогическом обследовании младенцев используется методика «Диагностика психической активности младенцев», направленная на оценку функциональных возможностей тактильного, двигательного, зрительного, слухового анализаторов [28]. Результатом диагностики служит качественное описание поведения ребенка при выполнении того или иного задания, педагогическое заключение и рекомендации по развитию его психической деятельности, обоснование организации коррекционно-педагогического обучения (режим, условия, приемы, предметно-развивающая среда в разные возрастные периоды (8, 9, 13, 14, 18, 19 месяцев). Ранний и дошкольный возраст. В ходе педагогической диагностики применяются такие варианты заданий, которые позволяют выявить уровни социально-коммуникативного развития ( невербальные и вербальные средства общения, контактность и т.д.); познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Педагогическое обследование завершается анализом полученных данных в форме заключения для разработки содержания АОП на ближайшие 3 месяца, рекомендации к организационным формам обучения и воспитания ребенка на начальном этапе в системе коррекционно – педагогического воздействия. Направление - диагностика состояния речи Цель диагностики речевого развития – изучение уровня речевого развития ребенка и определение причин отклонения. Задачи: · уточнить уровень понимания обращенной речи: умение выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении; уточнить состояние слухового восприятия, слухового внимания и фонематического слуха, · выявить предметный и глагольный словарь, · уточнить сформированность грамматического строя, состояние голоса, его темпа и плавности, звукопроизношения; · уточнить состояние активной речи: наличие фразовой речи, её коммуникативная направленность, средства коммуникации (пользуется ли жестами для решения коммуникативных задач); · выявить умение слушать и наличие интереса к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам; · уточнить умение воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усечённые фразы; · выявить особенности, непроизвольных движений органов артикуляции во время еды (откусывание, жевание, глотание), при мимических и речевых реакциях, в свободной деятельности, · выявить сформированность уровня произвольных движений (по показу и слову с 1 года 6 мес.): подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, мягкого неба: отмечается плавность, быстрота равномерность движения, легкость перехода от одного движения к другому); · выявить сформированность произвольных движений в мимической мускулатуре: умение нахмуриться, поднять брови, надуть щеки; · уточнить состояние мелкой моторики, возможности выполнения дифференциальных захватов пальцами рук (щепотный захват, пенцетный и др.). Методы диагностики речевого развития:анализ результатов обследования индивидуально-психологических особенностей и потенциального уровня развития, заключения о состоянии слуха; беседа с родителями (лицами замещающих родителей) в целях выявления ситуации воспитания в иной языковой среде; наблюдение за ребёнком в процессе выполнения специально предложенных заданий, учитывающих психологические новообразования возраста. Рекомендуется использовать методику речевого обследования, а также дидактический материал (сюжетные и дидактические игрушки, Наглядный материал для обследования детей в Приложении к методическому пособию «Психолого - педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста») [33]. Результатом диагностики состояния речи являются заключение специалиста об уровне речевого развития ребенка и рекомендации к разработке содержания АОП.
вернуться в оглавление
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.167 (0.013 с.) |