Формирование лексико-грамматического строя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование лексико-грамматического строя



Планы – конспекты  логопедических занятий

с детьми 2-3 лет (1 младшая группа)

Сентябрь, 3-4-я недели

Тема Фрукты. Звук А.

 

 

Развитие сенсорики.

1.Попробовать разные фрукты, отгадать, какие.

Я съел(а) грушу, банан и т.д.

2.Положить в тарелку разные продукты, ребенку предложить выбрать из них только фрукты.

3.Выбрать только КРАСНЫЕ фрукты, ЖЕЛТЫЕ фрукты, КРУГЛЫЕ, МЯГКИЕ и т.д.

 

Артикуляционная гимнастика.

1.Качать ребенка на руках, произносить А-А-А. Ребенок подражает и качает куклу: А-А-А

2. Артикуляционная гимнастика. Формирование и развитие артикуляционного уклада звука [А].

Упражнения «Птенчики».

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят,

Ротик на замок закрыт,

Очень тихо все сидят!

Мама зёрнышко несёт!

Открывай пошире рот!

Малыш широко открывает рот, выполняя «немую» артикуляцию. Взрослый кла­дёт на кончик его языка кусочек фрукта. Ребёнок произносит: «Ам».

 

Упражнение «Кулачки» (напряжение –расслабление мышц рук, пальцев)

Формирование лексико-грамматического строя

1. «Что сделаешь с фруктом?» Логопед показывает детям какой-либо фрукт и дает варианты ответов: «Я съем яблоко». «Я отдам яблоко Тане». «Я разрежу яблоко пополам». «Я сварю из яблока компот». «Я положу яблоко в стол» и т. д. Дети выбирают варианты ответов или придумывают свои.

Развитие моторики.

Этот пальчик - АПЕЛЬСИН,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - СЛИВА-

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - АБРИКОС,
Для тебя на ветке рос.

Этот пальчик – АНАНАС,

Фрукт для вас и для нас.

 

Упражнение «Поварята».

Будем мы варить компот.            (указательным пальцем

Фруктов нужно много. Вот.правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,               («крошат»)

Грушу будем мы рубить.            (рубят)

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

Развитие фонематического восприятия.

1.Вырастим букву А.Писать на листе бумаги букву А, увеличивая ее в размере, буква будет «расти», если ребенок «накормит» ее АРБУЗОМ, АНАНАСОМ, АБРИКОСАМИ, АПЕЛЬСИНАМИ и другими словами со звуком А. Маме нужно брать руку ребенка и прописывать вместе с ним.

Октябрь, 1-2я неделя

Тема: Овощи. Звук О.

 

Упражнение «Кулачки» (напряжение –расслабление мышц рук, пальцев)

Развитие сенсорики.

 

Упражнение «Узнай овощ». Поставьте перед ребёнком блюдо с луком, чесноком, огурцом и укропом. Пусть малыш рассмотрит овощи, назовёт их (при необходимости взрослый помогает). Затем овощи разрезаются, укроп растирается в руках. Ребёнок нюхает овощи, старается запомнить, как они пахнут, после чего ему завязывают гла­за и предлагают узнать их по запаху. Предварительно взрослый показывает, как на­до делать глубокий вдох: плавно, медленно, не поднимая плечи. Ребёнок повторяет. В завершении упражнения предложите малышу узнать овощи по вкусу, лизнув их языком.

Артикуляционная гимнастика.

Развитие артикуляционного аппарата. Формирование и развитие артикуляци­онного уклада звука [О].

Упражнение «Шарик».

Шарик губками возьми,

«О-о-о» тихонько потяни.

Используются чупа-чупс. Упражнение помогает округлению и выдвижению губ вперёд, активизации губной артикуляции. Мама по показу логопеда делает массаж языка чупа-чупсом.

 

Развитие моторики.

Однажды хозяйка с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

КАПУСТУ, КАРТОШКУ, МОРКОВКУ, ГОРОХ,

И суп овощной оказался не плох.

(растираем пальчики).

Варим, варим ЩИ, ЩИ,

Будут ЩИ хороши.

(растираем ладошку)

 

Октябрь, 3-4-я неделя

Тема: Осень. Звук У.

Развитие сенсорики.

1.Выбрать КРАСНЫЕ осенние листочки, потом – ЖЕЛТЫЕ, затем – ЗЕЛЕНЫЕ.

2.Выбрать БОЛЬШИЕ листочки, МАЛЕНЬКИЕ

.

3. Игра «Обведем листочек».

У каждого ребенка на столе — лист бумаги и натуральный листочек березы или липы. Дети кладут его на бумагу и обводят карандашом по контуру. (обводить в тетради и повторять):

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Карандашик я найду.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Я листочек обведу.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой,

Мой листочек небольшой.

Дуй-дуй-дуй,дуй-дуй-дуй,

Ветер, ветер, ты не дуй!

Ай-ай-ай, ай-ай-ай,

Ты, листок, не улетай!.

Е. Железнова «Ветер дует, задувает…» (аэробика)

Артикуляционная гимнастика.

1. Развитие артикуляционной моторики. Формирование и развитие артикуляци­онного уклада звука [У].

Упражнение «Слоник».

На слонёнка погляжу,

Губы хоботком сложу,

На слонёнка погляжу,

Губы трубочкой сложу.

Ребенок вместе со взрослым повторяет артикуляционный уклад звука [У].

Развитие моторики.

Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.

 

Ветер северный подул:

«С-с-сс», все листья

С липы сдул... (Пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед - назад.)

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)

Е. Карельская

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

 

Ноябрь, 1-2-я недели

Тема: Игрушки. Звук И.

АМО начала образовательного мероприятия «Познакомимся с игрушкой»

Развитие сенсорики.

 

1. Используется массаж ладоней шариками СУ-ДЖОК, потрогать острые ИГОЛОЧКИ,

Почувствовать, как они могут уколоть. Мама катает шарик, затем-ребенок.

2.Этот МИШКА очень милый,

МЯГКИЙ, МЯГКИЙ, вот погладь.

Не такой, как ГЛАДКИЙ МЯЧИК,

Что скользит из рук опять.

3.Пробовать на вкус ИРИСКИ.

 

Е. Железнова «Ветер дует, задувает…» (аэробика)

 

Артикуляционная гимнастика.

1.Развитие артикуляционного аппарата. Формирование и развитие артикуляци­онного уклада звука [И].

Упражнение «Улыбка».

Улыбнулись губки, показались зубки.

Губы улыбнулись, к ушкам потянулись.

(Следить, чтобы дети улыбались без напряжения, показывая верхние и нижние зубы.)

2.Упражнение «Иголочка».

Узкий язык вытянуть вперед.

Развитие моторики.

На большом диване в ряд (на каждое слово хлопают в ладоши)

Куклы Танины сидят. (на каждый слог стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино, (на каждого гостя сгибают пальчик)

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять, (поочерёдно разгибают пальчики)

Помогаем нашей Тане (на каждое слово хлопают в ладоши)

Мы игрушки сосчитать. (на каждый слог стучат кулачками)

 

Игра «Наведи порядок».

Педагог просит детей внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке разложены игрушки, а затем предлагает детям поиг­рать с ними. Пока дети играют, читает стихотворение.

А теперь ребятам нужно

Убирать игрушки дружно,

Убирать, а не ломать.

Позже будем вновь играть!

Затем произносится фраза: «Игрушки на место!» Дети должны разложить игрушки в том порядке, в каком они были.

 

Ноябрь, 3-4-я недели

Развитие сенсорики.

Используются записи голосов домашних животных, прослушать, определить, кто кричал.

 

Артикуляционная гимнастика.

1.Упражнение «Лакаем молочко».

Молоко лакает кот.

Котик нас лакать зовёт.

 

Используется блюдце со сгущенным молоком.

2. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Корова и теленок жуют жвачку.

Имитировать жевание.

 

3.Фырканье лошади.

Вибрация губ.

 

Ежик и бычок

Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.

Но, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

«В рот не суй что попадется!» А. Воронъко

Развитие моторики.

Пять поросят гуляли на просторе,

(Быстро двигать пальчиками по столу.)

Пять поросят пошли купаться к морю.

(Медленно переставлять пальчики по столу.)

Один из них устал.

(Загнуть большой пальчик.)

— Пойду домой,— сказал.

И вот вам результат:

Четыре поросенка гуляли на просторе,

Четыре поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал.

(Загнуть указательный пальчик.)

— Пойду домой,— сказал.

И вот вам результат:

Три поросенка гуляли на просторе,

Три поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал.

— Пойду домой,— сказал.

(Загнуть средний пальчик.)

И вот вам результат:

Два поросенка гуляли на просторе,

Два поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал.

(Загнуть безымянный пальчик.)

— Пойду домой,— сказал.

И вот вам результат:

Один поросенок резвился на просторе,

Один поросенок пошел купаться к морю,

Потом устал. (Загнуть мизинчик.)

— Пойду домой,— сказал.

 

Декабрь, 1-2-я недели

Развитие сенсорики.

1.Используются записи голосов домашних птиц, прослушать, определить, кто кричал.

 

2. Упражнение «Яйцо». Используется разрезная картинка «Яйцо» (два горизонталь­ных разреза). Игра проводится после знакомства со сказкой «Курочка Ряба». «Какого цвета яйцо? Как можно назвать его ласково? Кто снёс яичко?» и т. д. После проведён­ной предварительной работы предложите ребёнку сложить из частей целое яйцо.

3.Пробовать на вкус шоколадное яйцо «Киндер-сюрприз».

 

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Индюк».

Проводить широким языком по верхней губе, произносить «БЛ, БЛ, БЛ».

 

Е. Железнова «Купаются утята…» (аэробика)

Развитие моторики.

Упражнение «Раскрась яйцо». Наложите на лист бумаги пластинку из прозрачного оргстекла, имеющую форму яйца, обведите её. Предложите ребёнку раскрасить полу­чившееся яйцо, используя основные цвета (красный, жёлтый, зелёный).

 

 

Нормализация тонуса мышц.

Упражнение «Яйцо».

Ребенок сидит поджав под себя ноги, его заворачивают в простыню, ребенок «вылупляется из яйца»

 

Декабрь, 3-4-я недели

Развитие сенсорики.

 

1.Прослушать, как воет волк, воет ветер.

2.Пробовать на вкус ВАФЛИ.

3.Надевать на ножки, ВАЛЕНКИ, ВАРЕЖКИ,

Рассказать какие они по цвету, на ощуп.

 

Е. Железнова «Жираф» (аэробика)

АМо выяснения целей, опасений, ожиданий «Мишка боится…»

Артикуляционная гимнастика.

Зайчик.

Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

Сердитый волк.

Нижнюю губу прикусить верхними зубами.

Ежик фыркает.

Вибрация губ.

Мишка слизывает мед.

Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рог себе кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют. И. Лопухина

Мишка

Бедный мишка заболел —

Мишка много меда ел.

Мишка плачет и кричит:

— У меня живот болит!

Мишка стонет,

Слезы льет —

У него болит живот.

Непослушный

Жадный мишка

Съел лесной малины

Лишка. Ф. Бобылев

Развитие моторики.

1.Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.

— Мальчик с пальчик, Где ты был?

(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)

— Долго по лесу бродил!

(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

(Большой палец правой руки поочередно соприкасается

с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(Четыре пальца последовательно сгибаютсякланяются.)

И. Лопухина

Мама мишек будит рано.

(Сжать пальцы в кулаки, чуть-чуть приподняв указательный и мизинец.Пальцами обеих рук изобразить мишек.)

Не встают они с дивана!

(Удивленно пожать плечами.)

— Эй, Большак! Вставай скорей!

(Разогнуть указательные пальцы и указать на дверь.)

— Ну, а ты, лентяй Указка,

(Разогнуть указательные пальцы и указать па дверь.)

У тебя засохла краска!

(Изобразить руками ведро.)

Вы должны с Середняком

(Разогнуть средние пальцы и произвести плавные движения кистями рук, как кисточкой.)

Побелить амбар и дом.

Безымянный, мой бедняжка!

(Погладить безымянный палец пальцами другой руки.)

Знаю, болен был ты тяжко.

Пожалею я тебя,

(Прижать безымянный палец к ладони и погладить его.)

Полежи еще два дня.

Ты, Мизинчик-малышок,

(Разогнуть мизинцы.)

Роста у тебя — вершок!

(Показать, какого роста мизинец.)

Но зато проказ и драк

(Погрозить мизинцу пальцем.)

Сосчитать нельзя никак. Е. Карельская

 

2.Упражнение «Ушки». Попросите малыша сделать «ушки», вытянув указательные и средний пальцы. Повторить 3—5 раз.

Кто там скачет на лужайке?

Это длинноухий зайка!

Январь, 3-4-я недели

Тема: Зима. Звук Х.

Развитие сенсорики.

1.Упражнение «Снеговик». Из трёх белых кружочков разного диаметра надо выло­жить снеговика (сначала вместе со взрослым, затем — самостоятельно).

 

2.«Нарисуем картинки». Логопед раздает детям «книжки» (альбомные листы, сложенные пополам).

Милые детишки,

Откройте свои книжки,

Их Незнайка читал

И картинки украл!

Далее логопед предлагает детям нарисовать на первой странице елочку, а на второй странице — игрушку для елочки. После этого дети по очереди рассказывают, что они нарисовали на первой странице, а что на второй.

Логопед (можно повторить с детьми).

Мы картинки рисовали

И о них мы рассказали.

Артикуляционная гимнастика.

Сосулька.

Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

Санки-ледянки.

Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска.

Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки.

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.

Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка

Развитие моторики.

Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.

 

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

(Имитировать лепку комов.)

Птичек крошками кормили,

(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.

(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.

(Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,

(Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли.

(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.) Н. Нищева

 

Февраль, 1-2-я недели

Тема: Дом. Звук Д.

 

Развитие сенсорики.

1.Прослушивание попевкиЕ.Железновой «Домик».(Музыка с мамой)

 

2.«Соберем домик». Обратить внимание на пространственное расположение деталей предмета.

У каждого ребенка на столе лежит геометрическая фигура, изображающая какую-либо часть дома. Дети подходят к игровому полю и составляют домик.

Зачин логопеда (дети повторяют):

Мы с ребятами играем,

Домик быстро собираем.

Артикуляционная гимнастика.

Моем окна.

Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.

Красим крыльцо.

Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.

Красим потолок.

Кончиком языка проводить по нёбу — от мягкого неба до верхних зубов.

Ковш, экскаватора.

Укладываем полы.

Распластать язык на дне ротовой полости.

Развитие моторики.

Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.

 

Тук, тук молотком,

Строим, строим новый дом.

Этот дом — для Маши,

Этот дом — для Саши,

Этот дом — для Даши,

Этот — для Наташи.

Этот дом — для Ксюши,

Этот — для Андрюши.

Все соседи,

Все друзья.

Жить без дружбы им нельзя.

 

Пальчики-строители

Пальчики-мальчики, вы — строители,

На стройке поработать не хотите ли?

Этот пальчик цемент и песок засыпает,

Этот воду туда добавляет,

Этот включает бетономешалку,

Чтобы раствор был похож на сметанку.

На этот раствор кирпичи по линейке

Каменщик уложит, получится стенка.

Кровельщик крышу покроет железом.

Там высоко, мы туда не полезем.

Вот штукатур. Он выровнял стенку.

Маляр постарался — покрасил панели.

Электрик свет уже включил,

Сантехник воду подключил.

Осталось только подать газ —

Прекрасный дом будет у нас.

Новоселье отпразднуем в эту субботу.

Спасибо, строители, вам за работу!

Февраль, 3-4-я недели

Тема: Семья. Звук Б.   

Развитие сенсорики.

 

1.Пробуем на вкус баранки.

 

2.«Утром, днем, вечером». Практическое употребление в речи наречий, обозначающих время. Дифференциация этих понятий.

Каждый ребенок рассказывает, как он провел выходной день: что он делал утром, днем и вечером. При необходимости логопед помогает.

Утром я завтракал, играл с игрушками. Днем ходил гулять, а вечером смотрел мультфильмы.

Утром я читала с мамой книжку. Днем ходила в гости к Кате, а вечером играла с куклой.

. 2.Артикуляционная гимнастика.

Мама испекла блинчики.

Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти—десяти»).

Мама испекла пирожки с разной начинкой.

Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык — «пирожок с капустой». Поднять кон­чик языка за нижними зубами— «пирожок с брусникой».

Дразнилки.

Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».

Развитие моторики.

1.Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.

2.Считалка под мяч.

Раз, два, три, четыре,

Мы считалочку учили:

Бабушка и мамочка,

Дедушка и папочка,

Вот братишка и сестренка,

Он — Антон, она — Аленка.

Вот и вся моя семья,

Рассказал считалку я!

 

Март, 1-2-я недели

Тема: Человек. Звук Г.

Развитие сенсорики.

1.Упражнения с чайной ложкой.

2.«Скажи правильно».

Ноги у тебя вверху или внизу?

Нос у тебя сзади или спереди?

Эта рука у тебя правая или левая?

Этот пальчик у тебя на руке или на ноге?

3. «Обведи пальчиком». Обведение кукол на картинке. Зачин логопеда:

Мы картиночку возьмем,

Куклу пальцем обведем.(ЛАДОШКИ)

Артикуляционная гимнастика.

Толстячкихудышки.

Попеременно надувать и втягивать щеки.

Надуваем шар или мыльный пузырь.

Вытягивать губы узкой воронкой.

Веселый, Буратино.

Улыбнуться, подняв уголки губ вверх. Вернуть губы в исходное положение.

Печальный Пьеро. Опустить уголки губ вниз.

Пробуем вкусное варенье.

Кончиком языка облизать верхнюю губу одного уголка рта до другого, потом нижнюю. Кончиком языка) облизать губы, делая движение по кругу.

Чистим зубы.

Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам.

Язычок лежит на крылечке и греется на солнышке.

Открыть ют, положить «широкий» язык на нижнюю губу.

Язык отдыхает на кровати.

Рот широко открыт. Язык лежит а дне ротовой полости.

Развитие моторики.

1.Упражнение «Пальчик, пальчик, где ты был?»

Пальчики одной руки поочерёдно «здороваются» с большим пальцем.

Пальчик, пальчик, где ты был? (показать указательный палец правой руки)

С этим братцем в лес ходил, (указательным пальцем правой руки загибаем ми­зинец левой руки)

С этим братцем щи варил, (загибаем безымянный пальчик левой)

С этим братцем воду носил, (загибаем средний пальчик левой руки)

С этим братцем дрова рубил, (загибаем указательный палец левой руки)

С этим братцем кашу ел, (загибаем большой палец левой руки)

От того и потолстел.

2.—Ножки, ножки, где вы были?

—За грибами в лес ходили.

—Что вы, ручки, работали?

—Мы грибочки собирали.

—А вы, глазки, помогали?

—Мы искали да смотрели

—Все пенечки оглядели.

3.«Попрыгай!» На каждую строчку стихотворения — четыре прыжка.

Левой ножкой — прыг, прыг.

Правой ножкой — прыг, прыг.

Мы попрыгаем на двух:

Ух, ух, ух, ух!

Влево мы попрыгаем,

Вправо мы попрыгаем.

Мы вперед пойдем

И назад отойдем!

Март, 3-4-я недели

Тема: Одежда. Звук Т.

Развитие сенсорики.

1.Определяем на ощуп свойства ткани: толстая, тонкая, пушистая, гладкая и т.д.

2.«Покажи кружок». Развитие зрительного внимания. Усвоение основных цветов.

Логопед раздает всем детям разноцветные кружки. Затем называет слова: платье (бант, туфли, носки, юбка, кофточка, сарафан, карман, воротник, пояс, рукава). Дети должны поднять кружок того цвета, какого цвета предмет, и назвать цвет.

3. «Найди одинаковые». Развитие зрительного внимания, навыка сравнения. Усвоение и употребление понятия одинаковые.

На столе в беспорядке располагаются несколько пар варежек, носков, ленточек, шнурков. Дети помогают разобраться и подобрать пару к каждому предмету, комментируя при этом: «Эти носки (варежки, шнурки, ленточки) одинаковые».

 

. 2.Артикуляционная гимнастика.

Иголочка.

Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).

Воротник с широкими и острыми краями.

Чередовать положе­ния «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».

Белье на ветру.

Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).

Шитье на разных швейных машинках.

Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к корен­ным зубам и произносить: «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной ма­шинке).

Строчка.

Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верх­ней губы, начиная с уголка рта.

 

Развитие моторики.

Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворений.

В понедельник я кроила,

А во вторник — платье шила

В среду — фартук вышивала,

А в четверг — белье стирала:

Все свои платочки

И братишкины носочки.

А в пятницу, субботу

Отдыхала от работы.

Апрель, 1-2-я недели

Тема Весна. Звук Н.

Развитие сенсорики.

1.Упражнения с шариком.

2.«Времена года». Формирование представлений о смене времен года.

Наступила теплая... (весна). А была холодная... (зима). После весны придет жаркое... (лето). А потом наступит прохладная... (осень). А после осени опять наступит холодная... (зима).

3.«Цвета весны». Усвоение основных цветов.

Логопед вместе с детьми рассматривает предметы на картинках и называет цвет этих предметов: солнышко — желтое; небо — синее; травка — зеленая; цветок — красный.

 

Артикуляционная гимнастика.

Сосулька тает.

Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.

Лужи.

Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.

Капель стучит по крыше.

Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».

Лопаются почки на деревьях.

Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.

 

Развитие моторики.

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

Т. Ткаченко

Апрель, 3-4-я недели

Развитие сенсорики.

 

1.Варим суп.

Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку разовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете? овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.

 

2. «Построй по росту». Формирование умения выстраивать предметы по определенному признаку.

На игровом поле — пять контуров чашек разной величины. Логопед вместе с детьми располагает их «по росту»: самая большая, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая.

3. «Найди шкафчик». Формирование воображения, внимания.

На игровом поле — три картонных силуэта шкафчиков одного размера. На каждом из них изображен предмет-заместитель. Детям предлагаются картинки с изображением предметов посуды (ложка, вилка; чашка, тарелка, стакан). Ребенку нужно положить картинку возле того шкафчика, на котором изображен предмет-заместитель, больше всего похожий на предмет посуды на его картинке.

4.Лепка из пластилина.

Дети знакомятся со свойствами пластилина (мягкий, гибкий, липкий).

Дети лепят яблоко, бублик, морковку, печенье, шоколад, буханку. Логопед подчеркивает форму предметов.

Артикуляционная гимнастика.

Подготовим чашечки для чая, кофе, сока.

Чья «чашечка» глубже?

Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.

Чашка и блюдце на столе.

Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».

Острый ножик и глубокий ковшик.

Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».

Ручка чайника.

Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.

Пирожок.

Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».

Развитие моторики.

Раз, два, три четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже Развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали —

Так мы маме помогали. Н. Нищева

Май, 1-2-я недели

Тема: Транспорт. Звук Ф.

»

Развитие сенсорики.

1.Назвать машины разных цветов. КРАСНАЯ машина поедет по КРАСНОЙ дороге и т.д.

 

2.«Пальчиком показывай, про самолет рассказывай». Учить детей определять пространственное расположение частей предмета.

Логопед демонстрирует детям игрушку и рассказывает, что у нее где находится. Дети повторяют, потом рассказывают сами.

Впереди у самолета — нос.

Сзади у самолета — хвост.

Посередине — корпус.

С одной стороны — крыло.

С другой стороны — крыло.

У самолета два крыла.

Внизу у самолета три колеса.

Самолет летит вверх.

А потом самолет летит вниз (показывает).

Артикуляционная гимнастика.

Лодочка.

Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».

Гудит пароход.

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опустить вниз и оттянуть назад, спинку выгнуть. Длительно произносить звук ы. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Спинка языка все время должна быть выгнута.

Вагон на рельсах.

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кон­чик держать свободно. Делать движение языком вперед-назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

Самосвал высыпает груз.

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

Развитие моторики.

Выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворе­ния.

На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.

На реке — пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везет,

Надо сесть в самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит: У-у-у! И. Токмакова

 

 

Список использованной литературы:

1.  Активные методы обучения в профессионально-педагогической подготовке студентов. Учебно-методическое пособие /Под редакцией С.Ф. Сударчиковой. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2009. – 171 с.

2. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. – Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000

3. Дурова Н.В. – Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие – М.: Мозаика – Синтез, 2001

4. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М., 2002.

5. Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. – Как научить ребёнка говорить, читать и думать. Спб.: Издательский дом “ МиМ“,“Паритет”, 1999

6. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. М., 2003.

7. Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н. Игры и занятия с детьми до трех лет. Л., 1974.

8. Лопухина И.С. – Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: “Дельта“, 1997

9. Новоторцева Н.В. – Логопедическая тетрадь по развитию речи. Ярославль: Академия развития, 1996

10. Нищева Н. В.. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. —352 с.

11. Савина Л.П. – Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: Астрель – АСТ,2001

12. Сергеева Т. – Логопедические сказки – помощницы, Дошкольное воспитание. – 1999 №4; 2000 №10,12; 2001 №2,5.

13. Цвынтарный В.В. – Играем пальчиками и развиваем речь. СПБ.: Лань, 1997

14. Цыбина С.А. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» - Волгоград: Учитель, 2009.

15.  http://Электронный курс «Активные методы обучения» образовательного портала "Мой университет"

16. http://www.twirpx.com/file/431025/

 

Планы – конспекты  логопедических занятий

с детьми 2-3 лет (1 младшая группа)

Сентябрь, 3-4-я недели

Тема Фрукты. Звук А.

 

 

Развитие сенсорики.

1.Попробовать разные фрукты, отгадать, какие.

Я съел(а) грушу, банан и т.д.

2.Положить в тарелку разные продукты, ребенку предложить выбрать из них только фрукты.

3.Выбрать только КРАСНЫЕ фрукты, ЖЕЛТЫЕ фрукты, КРУГЛЫЕ, МЯГКИЕ и т.д.

 

Артикуляционная гимнастика.

1.Качать ребенка на руках, произносить А-А-А. Ребенок подражает и качает куклу: А-А-А

2. Артикуляционная гимнастика. Формирование и развитие артикуляционного уклада звука [А].

Упражнения «Птенчики».

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят,

Ротик на замок закрыт,

Очень тихо все сидят!

Мама зёрнышко несёт!

Открывай пошире рот!

Малыш широко открывает рот, выполняя «немую» артикуляцию. Взрослый кла­дёт на кончик его языка кусочек фрукта. Ребёнок произносит: «Ам».

 

Упражнение «Кулачки» (на



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.4 с.)