Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы эволюции маркетингового управления
Анализ различных управленческих концепций маркетинга на протяжении почти вековой истории их формирования в теории и практике позволяет выделить основные этапы эволюции маркетингового управления: I. Первый “донаучный», интуитивный, этап формирования маркетингового управления завершился к началу XX века, когда маркетинг уже обрёл статус прикладной теории и самостоятельной учебной дисциплины. Однако в период, предшествующий этому, практика коммерческой деятельности и в особенности торговли активно искала и генерировала оригинальные приёмы воздействия на потребителей, мотивирующие их поведение, покупательскую активность и увеличивающие в этой связи прибыль предпринимателя. По всей видимости, даже бессистемное, интуитивное их использование оказывалось столь результативным, что постепенно они принимали форму правил успешной торговли и «секретов» предпринимательской деятельности ремесленников и купцов. Это были своеобразные исторические прототипы таких маркетинговых инструментов, как реклама, личные коммуникации, маркировка, фирменный стиль, ценовые приёмы, прямые продажи и другие формы каналов распределения. Уже в первой половине XVII века стали появляться книги, где предпринимались попытки их описания. Подобные приёмы, возникшие из практики торгового бизнеса и предпринимательства, рождённые интуицией ремесленников и купцов, были прототипами будущих маркетинговых инструментов, эффективно воздействующих на потребителя, и главным результатом «донаучного» этапа эволюции маркетингового управления. Исходный импульс в развитии маркетинга как прикладной науки и управленческой концепции был дан в период промышленной революции в США. Именно там произошла историческая трансформация предпринимательской интуиции и опыта в философию бизнеса, в учебную дисциплину, в концепцию управления и в конечном счёте – в прикладную науку: в Иллинойском и Мичиганском университетах в начале XX века состоялись первые лекции по маркетингу, что дало старт развитию нового учебного предмета, ставшего с тех пор неотъемлемой частью экономического образования; в крупнейших компаниях страны в 1911 г. были созданы первые отделы маркетинга и рекламы, что являлось, по сути, соответствующей реакцией практического менеджмента на возросшую роль маркетинга; в 20 – ые годы там же, в США, была организована национальная ассоциация преподавателей маркетинга и рекламы, что, в свою очередь, стало важным событием в научно – методическом становлении маркетинга. Поэтому большинство научных и практических публикаций с той поры и по сей день принадлежит американским авторам; профессиональная терминология маркетинга возникла на английском языке, вследствие чего в отечественных изданиях по маркетингу представлено множество англоязычных заимствований, не поддающихся дословному переводу и порой не нуждающихся в этом.
Необходимо отметить также ещё одно обстоятельство, оказавшее колоссальное влияние на последующее развитие управленческих концепций маркетинга. Речь идёт о становлении теории управления (менеджмента), практика применения отдельных принципов которого (и их прототипов) также имеет древнейшую историю. По мере развития наук (психологии, социологии, антропологии, экономики, математики и др.), прямо или косвенно сопряжённых с маркетингом и менеджментом, учёные и предприниматели узнавали всё больше не только о разнородных факторах среды субъекта управления в условиях конкуренции, но и возможностях наиболее результативного управления ими в своих интересах. Вместе с тем происходило заметное перераспределение внимания учёных и практиков – менеджеров к функциональным объектам управления и соответствующим структурам организации субъекта (производство, финансы, кадры, сбыт и маркетинг, исследования и разработки, закупки и снабжение). С середины 50 – ых годов XX века в Европе и США в условиях усиления конкурентной борьбы маркетинг, обладавший уже к тому времени эффективным инструментарием воздействия на ключевой фактор неопределённости конкурентной среды – потребителей, значительно расширил своё влияние и позиции в теории и практике менеджмента. Благодаря этому один из функциональных субъектов управления – отдел сбыта, постепенно трансформировавшийся в структуре менеджмента в отдел маркетинга, в дальнейшем вырос до функционального управления маркетинга. Впоследствии, по мере того как маркетинг становится определяющим направлением стратегического планирования развития организаций, в их структуре появилась должность вице – президента по маркетингу, что фактически соответствовало высшему управленческому уровню, ответственному за маркетинг в организации.
И.Ансофф в своей известной книге «Новая корпоративная стратегия» писал, что в менеджменте зачастую доминирование маркетинга над производством снижало эффективность последнего: «В качестве компенсации появилась «общая маркетинговая концепция», которая позволила сбалансировать конфликтующие требования маркетинга и производства. Во второй половине XX века средства достижения успеха изменились, а вслед за ними модифицировались и приоритеты менеджмента» Принципиально важным в этой цитате И.Ансоффа является акцент, сделанный автором на фразе «общая маркетинговая концепция». Здесь речь идёт об историческом этапе, когда управленческая концепция маркетинга субъекта управления, которую формировал и реализовывал отдел маркетинга субъекта, кардинально поменяла свой управленческий масштаб. Она стала общей, т.е. единой, не только для маркетингового отдела или управления, но и для всей организации, приоритетной в его менеджменте, трансформировавшись, таким образом, из управления маркетингом в организации в маркетинговое управление субъектом (т.е. всей организацией, а не только одним её подразделением). Эта известная практическая сторона эволюции менеджмента объективно сказалась и на последующих этапах развития управленческих концепций маркетинга. Многообразные управленческие концепции маркетинга можно условно разделить на два типа: · Концепции управления маркетингом; · Концепции маркетингового управления субъектом. Основным признаком подобной классификации управленческих концепций маркетинга является масштаб маркетингового управления, в соответствии с которым: · Концепции управления маркетингом на практике реализуются в масштабе управленческой функции и соответствующего отдела в структуре менеджмента субъекта управления; · Концепции маркетингового управления субъектом реализуются в масштабе всей системы менеджмента субъекта.
II. Второй этап формирования и развития концепций управления маркетингом субъекта управления длился с начала и до середины XX века, когда исторические прототипы маркетингового инструментария, получив распространение практически во всех странах мира, где имели место рыночные отношения, трансформировались в различные управленческие концепции маркетинга. К ним можно отнести: концепции совершенствования производства, совершенствования товара, интенсификации коммерческих усилий, возникшие в первой половине XX века. Характерным для них было и остаётся то, что маркетинг в этом случае рассматривается практиками как: · Управленческая концепция в масштабе отдела маркетинга, а не всей организации субъекта управления; · Функциональная инфраструктура, подчинённая интересам производства и сбыта продукта, а не нуждам целевого рынка; · Управленческая концепция, обладающая системным инструментарием (как правило, в этом качестве выступают продукт, цена, продвижение, каналы распределения), воздействующими на потребителей и увеличивающим их покупательную активность.
Системным инструментарием концепций управления маркетингом мы называем комплекс маркетинга (или маркетинг – микс), который Ф.Котлер определил следующим образом: набор маркетинговых инструментов, которыми субъект оперирует для решения маркетинговых задач на целевом рынке. Эти инструменты маркетинга, воздействующие на потребителя, Дж. Маккарти впервые в 1959 г. условно объединил в 4 группы инструментов, или «4 Р»: · Продукт (product); · Цена (pri ce); · Место, т.е. маркетинговые каналы распространения (place); · Продвижение (promotion). Таким образом, системный инструмент в концепциях управления маркетингом – это совокупность контролируемых субъектом факторов его внутренней среды, воздействуя которыми на потребителей он достигает необходимой ответной реакции потребителей и поставленной цели. Призрак системности маркетингового инструментария, формирование которого было результатом этого этапа развития концепций управления маркетингом, который означал следующее: 1. Каждый из системных инструментов управления маркетингом обладает качествами, которые теряются, если его использовать для воздействия на потребителя отдельно, вне связи с другими системными инструментами. Например, снижение цен на продукт вряд ли окажется эффективным без соответствующих изменений в политике его продвижения и распределения. 2. Инструменты управления маркетингом, используемые системно, обладают такой результативностью воздействия на потребителя, которая не свойственна ни одному из них, взятому в отдельности. III. Третий этап формирования и развития концепций маркетингового управления предприятием, начавшийся с 50 – ых годов XX века, длится и по сей, демонстрируя современные концепции маркетингового управления. К концепциям современного этапа можно отнести концепции собственно маркетинга (П.Друкер), просвещённого маркетинга Ф.Котлер), получившие импульс в своём развитии уже в 50 – 70 – ых годах XX века, а также концепции маркетингового управления (Ф.Котлер), концепция конкурентной рациональности (П.Диксон), стратегического маркетинга (Ж. – Ж. Ламбен), концепция максимаркетинга (Рэпп и Коллинз), концепция маркетинга отношений (Д.Пеппер и М.Роджерс), концепция мегамаркетинга (Ф.Котлер), возникшие уже в 70 – 90 годах XX века. Цитируя Ф.Котлера, суть маркетинговой концепции можно сформулировать одной фразой: «Производить то, что можно продать, вместо того, чтобы продать то, что можетепроизвести». Концепцию маркетинга часто путают с концепцией маркетинговых усилий. На самом деле коммерческие усилия по сбыту сосредоточены на нуждах продавца, а маркетинг – это сосредоточение на нуждах покупателя. [7] Вопросы для повторения:
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.009 с.) |