Теория человеческих потребностей А.Маслоу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория человеческих потребностей А.Маслоу



В каждый конкретный момент человек испытывает множество разнообразных потребностей. Психологи разработали ряд теорий, объясняющих природу их возникновения. Так Абрахам Харальд Маслоу, автор одной из самых популярных теорий, пытается объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. Согласно его теории, потребности можно классифицировать по степени их значимости от низших к высшим:[14]

 

 


                                                                  Потреб

                                                               ность в

                                                            самовыраже

                                                                      НИИ (саморазвитии

                                                     

                                                  Потребность престижа (са

                                               моуважение, признание, статус

                                                        служебный рост, карьера

                                                            Социальные потребности

                                    (общение, забота, внимание, принадлежность

                               к коллективу, совместный труд и т.п.)

 

                                                Потребности самосохранения

                  (безопасность жизни, здоровья, имущества, соц. защищен.)

                                            Физиологические потребности

                  (голод, жажда, воздух, продолжение рода, движение и т.д.)

Суть теории А.Маслоу: потребности первых, т.е. нижних уровней требуют немедленного удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека в первую очередь, после чего начинают проявляться потребности более высоких уровней. В каждый момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Основные выводы, которые можно сделать из теории иерархии потребностей:

· Потребности высших уровней не могут стать мотивами до тех пор, пока не будут удовлетворены хотя бы частично, первичные потребности;

· Чем выше уровень потребностей, тем для меньшего числа людей они являются мотивами;

· Неудовлетворённые потребности стимулируют работника, а удовлетворённые перестают воздействовать, поэтому их место занимают другие неудовлетворённые потребности;

· Удовлетворение какой – нибудь одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей более высокого уровня.

 

 

Теория потребностей Мак – Клелланда делает основной акцент на потребностях высших уровней. Дэвид Мак – Клелланд считал, что людям присущи три потребности:

· Потребность власти – выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с наиболее ярко выраженной такой потребностью становятся публичными личностями: политиками, звёздами шоу – бизнеса, творческими работниками;

· Потребность успеха – удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения;

· Потребность в причастности – сотрудники с наиболее ярко выраженной такой потребностью заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут заинтересованы такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения.

Двухфакторная теория Герцберга основывается на представлениях о том, что следует выделять гигиенические факторы и мотивацию. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивация – с самим характером и сущностью работы. Во второй половине 50 – ых гг. Фредерик Герцберг обосновал, что отсутствие или неадекватность мотивации не приводит к неудовлетворённости работой, но её наличие вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности. К мотивации могут быть отнесены:

· Успех

· Продвижение по службе

· Признание результатов работы

· Возможность творческого роста

· Высокая ответственность

 

Модель Портера – Лоулера включает элементы теории ожиданий и теории справедливости. Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, в которой используется пять переменных:

· Затраченные усилия;

· Восприятие;

· Полученные результаты;

· Вознаграждение;

· Степень удовлетворения.

Согласно этой модели достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечёт за собой вполне определённый уровень вознаграждения. Более того, в данной теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.[15]

 

Вопросы для повторения:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.008 с.)