Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Языческие религии Древнего мираСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Религии древних великих цивилизаций по своему типу были языческими. Вместе с тем всем им были присущи черты, существенно отличавшие эти религии от язычества неписьменных народов. Причем такие отличия касаются не только их внешней стороны — наличия письменных «священных текстов», разработанного храмового ритуала и пр., — но и основных мировоззренческих установок. В этих религиях также нередко прослеживается представление о небесном Боге Творце, удалившемся от мира, почитание Которого отсутствует, и основное внимание сосредоточено на других, поздних богах. Но встречается и характерная особенность: каждому из сонма богов приписываются свойства не только верховного, но и единственного божества. Вот, например, египетская молитва к Амону-Ра: «Слава тебе, создателю всего, господину закона, отцу богов, творцу людей и животных, владыке семян, посылающему корм для полевых зверей! Ты единый, не имеющий себе подобного, единый царь, единственный среди богов»[16]. А вот отрывок из шумерской молитвы, обращенной к богу Сину, никогда не занимавшему у месопотамцев первенствующего положения: «Владыка, князь богов! Ты один возвышаешься на небе и на земле. Отец... господь, творец и князь богов, могущественный светоподатель, создавший богов и людей, царь царей! Нет над тобой высшего судьи; никто из богов не превзошел твоего божества»[17]. Трудно сказать, с чем связано такое явление, получившее у некоторых исследователей название генотеизм. Может быть, так выражалось свойственное древнему человеку чувство вселенского божества — единого, но проявляющегося в разнообразных видах. А может быть, это своеобразная форма лести, вызванная убежденностью в том, что каждому из богов нравится, когда ему воздают такие почести, как будто бы главнейшему, единственному и высочайшему. Для язычества неписьменных народов характерно представление о том, что загробный мир не хуже земного. Но в древних языческих религиях считалось, что преисподняя намного хуже мира живых: и шумерский Кур, и древнегреческий Аид — это мрачные и безрадостные места. В связи с этим древним язычникам была свойственна жажда спасения и поиск пути к избавлению от тяжелой посмертной участи и в конечном счете к преодолению смерти. В качестве такого пути спасения рассматривались обряды, или мистерии, во время которых, по мнению язычников, адепт мистически соединялся с богом, причем именно с таким, который некогда вкусил смерть, а затем смог вернуться в мир живых (Инанна, Осирис, Дионис и др.). Подобных чаяний и представлений у неписьменных народов нет. Это же можно сказать и про веру в то, что после смерти человека ожидает суд богов, на котором он ответит за все, что сделал при жизни. Само по себе верное упование на то, что спасти человека от тяжелой посмертной участи может только соединение с Богом, преодолевшим смерть, вероятно, сохранялось в древних языческих религиях благодаря преданию об обетовании победы над змием, которое получили от Бога прародители перед тем, как покинуть Эдем. Как говорил свт. Филарет Московский, «древнее и ветхозаветное человечество жило именно остатками в своей природе эдемского духовного света первобытной райской жизни, — остатками, впрочем истощавшимися у грешных людей с продолжением времен. Языческие древнейшие творения, например "Илиада" и "Одиссея" Гомеровы или индийские поэты незапамятных времен поражают нас отнюдь не ребячеством, а каким-то духовным величием древнего патриархального человека. Чем ближе был человек к пребыванию своему в Эдеме, тем обильнее и живее были в нем остатки эдемской жизни, в которой он одушевлялся духом из уст Божиих, и первобытного духовного света»[18]. Но это упование получило в языческих религиях столь своеобразное понимание и реализацию на практике, что найти сходство с христианским учением, как это пытались делать некоторые исследователи, можно лишь самое отдаленное. Однако, поскольку в рамках антихристианской полемики время от времени возникает со ссылкой на религиоведение тезис о заимствовании христианами учения о Христе Спасителе из древних мифов об умирающих и воскресающих богах, следует указать на ряд принципиальных различий между христианским учением и мифами. 1. В отличие от Господа Иисуса Христа ни один из этих богов, согласно мифам, не совершал воплощения. Описывались их явления на земле, но при этом они оставались богами, никто из них не вочеловечивался. 2. В мифах страдания и смерть для самих этих богов неожиданны и принудительны, нет добровольности и самопожертвования, какое показывает Христос, идя на смерть. 3. Ни в одном из мифов об умирающих богах нет понимания смерти как принесения жертвы за грехи других. 4. Никто из богов не ставит себе цели умереть ради спасения людей. Смерть для них невольна, а возвращение в мир живых осуществляется ради себя или других богов. Человек лишь пытается стать сопричастным этому событию, произошедшему в мире богов. 5. Никто из мифологических богов не воскресает своей силой; каждый из них, оказавшись в преисподней, бессилен спасти себя, пока другие боги не найдут к этому средства. 6. Поскольку у этих богов не было воплощения, то не было и воскресения плоти, совершенного богом. В свете столь существенных различий становится очевидной искусственность попыток объяснения мифологического происхождения христианства. Религия Месопотамии Шумерская цивилизация, появление которой восходит к IV тысячелетию до Р. X., считается самой древней. Шумеры создали зрелую цивилизацию с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма. Крупные города были во многом самостоятельны и независимы друг от друга. Религия Месопотамии во всех ее основных моментах была создана шумерами. Шумеры знали о существовании Бога Творца. Его они звали Ану и считали создателем остальных богов. Он, согласно их представлениям, после творения самоустранился из мира, не вмешиваясь в дела богов и людей. Поэтому внимание шумеров всецело было обращено на других богов. Вся власть принадлежала совету из 50 богов, среди которых особо выделялись семь главных, «вершащих судьбу». Одним из самых почитаемых шумерских богов был бог мудрости и подземного мира Энки. Согласно тексту культовой поэмы «Энума элиш», именно он создал человека и упорядочил жизнь на земле. Энки получил от своего отца Ану божественные законы — «ме», чтобы передать их людям. «Me» являются божественными правилами, которым подчиняется все в мире. Каждая вещь имеет свое «ме», свой смысл и предначертание. Другим широко почитаемым богом являлся Энлиль, первоначально бог бурь. Его боялись, считая свирепым и разрушительным божеством. Он претендовал на главенство в совете богов. Особое значение для шумеров имела богиня плодородия, любви и войны Инанна (в аккадском пантеоне Иштар), одним из главных центров культа которой был город Урук. Ее старшая сестра Эрёшкигаль, жестокая и мстительная богиня, правила преисподней, царством мертвых. Стоит упомянуть Мардука — главного бога Вавилона, который со времени возвышения города выдвигается на первое место. Также был известен Сан, бог луны, и многие другие. Двумя изначальными существами считались Апсу и Тиамат. Из соединения их родились первые поколения богов. Согласно верованиям шумеров, чудовище Тиамат решила уничтожить народившихся младших богов, и никто ни них не мог ей противостоять. Тогда Энлиль (в более поздних сказаниях Мар-дук) вызвался сразиться с ней, выднимуи условие, что в случае победы остальные боги признают его пернепство. После жестокой борьбы он побеждает и убивает Тиамат, рассекает ее тело и из его кусков создает небо и землю. Шумеры знали, что роскошная жизт. шипи держится на тяжком труде многочисленных рабов. Так они воспринимали и жизнь богов: боги должны были иметь множество рабов. Поэтому, как только Энлиль сотворил небо и землю, боги создали себе рабов — духов, которые работали на них и «кормили» жертвоприношениями. Духи две тысячи лет работали на земле, а затем взбунтовались. Тогда, чтобы у богов появился новый слуга, Энки сотворил человека из глины, на которой бил отпечатан образ богов, причем это удалось ему только с седьмой попытки. Так на земле распространился человеческий род. Но за преступления людей боги решили навести потоп на землю и уничтожить всех. Тайно от них бог Энки нашел одного праведника — Зиусудру, предупредил его о потопе и подсказал идею построить ковчег. Во время потопа Зиусудра спасся в ковчеге вместе со всей семьей. Когда потоп прекратился, боги осознали, что теперь не осталось совсем никого, кто бы стал прислуживать им и «кормить» их. Они стали сожалеть об уничтожении людей. И в этот момент Энки открыл им тайну о том, что он сберег нескольких людей. Зиусудра по выходе из ковчега принес жертву богам, на которую боги «слетелись как мухи». В качестве благодарности они дали Зиусудре и его жене бессмертие, поселив на острове блаженных Дильмун. Стоит отметить, что сюжеты из шумерских мифов иногда перекликаются с сюжетами из библейской истории. Это неудивительно, если учесть, что записаны они были в такой древности, когда предания о потопе и других событиях были еще свежи в памяти и относительно мало искажены пересказами последующих поколений. Страну умерших шумеры называли Кур. Это преисподняя, мрачный, темный подземный мир, «жилище мрака и голода, где пища — земля и глина, где света никогда не видно, где духи, как птицы, машут крыльями, где на вратах — груды несметаемой пыли». Это пустое пространство, отделяющее землю от первозданного океана, наполнено тенями умерших, блуждающих без надежды на возврат, и демонами. Здесь правит жестокая богиня Эрёшкигаль. Сюда отправляются после смерти все люди, как хорошие, так и плохие. Шумерский рай — остров блаженных не был предназначен для людей. Это место, где могли пребывать только боги. Исключение сделали лишь для Зиусудры и его жены. Все остальные люди сходили в Кур. Важнейшим для шумеров был«Эпос об Инанне и Думузи». Инанна (Иштар) вступает в брак с простым человеком — пастухом Думузи. Во время их совокупления Думузи умирает, после чего тоскующая богиня сходит в преисподнюю к своей сестре Эрёшкигаль, чтобы вернуть Думузи. Однако, оказавшись в царстве мертвых, Инанна сама умирает (в разных вариантах приводятся разные причины) и оказывается запертой в преисподней. Но из-за отсутствия Инанны порядок в мире живых нарушается, и, чтобы восстановить его, бог Энки хитростью заставляет Эрешкигаль вернуть Инанну и Думузи. В некоторых версиях опоса Думузи изначально предстает как бог, которого Инанна отправила вместо себя в преисподнюю, а вызволила сестра Ду-музи, заменяя его собой каждые полгода. В этом сказании шумеры видели возможность преодоления смерти, выхода из царства мертвых, но средство для воплощении этого желания нашли самое извращенное. В Месопотамии царь города ежегодно в новогодний праздник вступал в «священный брак» с верховной жрицей Инанны, которая символизировала собой саму богиню. Посредством этого, по мнению древних шумеров, царь и подданные, которых он представлял, становились частью тела Инанны. После «священного брака» к имени царя добавлялось слово «Денгир» (бог). Отсюда расцвела ритуальная храмовая проституция, и впоследствии уже каждый житель города должен был вступить в «священный брак» со жрицами Инанны за определенную плату-пожертвование. Значительным явлением для месопотамской религии более позднего периода можно считать «Эпос о Гйльгамёше». Гильгамеш, будучи царем города У рук, прославленным героем, отвергает путь, предлагаемый Иштар, и не желает сочетаться с ней браком. После этого по решению богов умирает его лучший друг Энкйду. Это сильно потрясло Гильгамеша: «Гильгамеш об Энкиду, своем друге, горько плачет и бежит в пустыню: "И сам я не так ли умру, как Энкиду? Тоска в утробу мне проникла, смерти страшусь и бегу в пустыню»[19]. Поскольку Гильгамеш отверг Иштар, он решает добыть бессмертие другим путем. Он вспоминает про Зиусудру, который смог стать бессмертным без культа Инанны, и отправляется к острову блаженных на поиски Зиусудры. На пути он сталкивается со множеством препятствий, преодолевает их и, наконец, оказывается у цели. Он встречается с Зиусудрой, но тот говорит, что ничем по может ему помочь, поскольку получил бессмертие в дар от богов, и продолжает: «Кто же ныне для тебя богов собрал бы, чтобы нашел ты жизнь, которую ищешь?»[20]. Гильгамеш возвращается в свой родной город ни с чем. Таким образом, смысл сказания состоит в том, что человек не может своими силами достичь бессмертия. В религии Месопотамии большую роль играли верования в низших духов — злых и жестоких существ. Это духи земли, воды и воздуха, которые имели групповое название Ануннаки (в шумерской мифологии) и Игиги (в аккадской). Для защиты от них жрецы предлагали множество заклинаний и амулетов. Хотя духи были слабее богов, им удавалось не только терзать людей, но и досаждать богам. Имелись и добрые духи — храмовые и домовые, но по сравнению со злыми их было немного. Как и в большинстве языческих религий, в религии шумеров были распространены гадания, которыми занимались особые жрецы-гадатели, а также ритуал жертвоприношений перед статуями богов, совершаемых под аккомпанемент музыкальных инструментов и «священных» гимнов. Религия Древнего Египта Египет — греческое название страны Кем. Издревле у его жителей было два главных религиозных центра: города Анну (Гелиополь) и Мемфис — и два основных культа: Осириса и Ра-Атума. Самым древним памятником египетской религии являются «Тексты Пирамид» — иероглифы, вырезанные на внутренних стенах пирамиды Пятой династии (пирамида Унаса) и четырех пирамид Шестой династии. Вероятно, самые ранние из них вырезаны не позднее 2300 г. до Р. X. Более поздними источниками являются «Тексты Саркофагов», «Книга мертвых» и ряд других текстов. Религия Египта не была полностью унифицированной. Каждый город имел собственный пантеон богов. Но Великий пантеон в разных формах почитали везде. Это эннеада — изначальная девятка богов, в которую входили Атум, Тефнут, Шу, Нут, Геб, Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник из первобытного хаоса — Нуна — вместе с первозданным холмом. Сам себя оплодотворив, он родил, выплюнув изо рта богов-близнецов Шу (воздух) и Тефнут (влагу). В Мемфисе Атума отождествляли с Птахом и само творение представляли иначе: в «Мемфисском богословском трактате» говорится, что Птах «замыслил все в сердце, произнес своим языком, и все стало, и все появилось на свет»[21]. После этого обрели боги свои зримые тела, войдя в «каждый вид растений, камня, глину» — во все, что растет на земле и в чем они (боги) могут проявляться. Затем Тефнут и Шу породили Геба — бога земли — и Нут — богиню неба, после чего Шу их разделил. Прежде чем Шу разъединил своих детей, у них родились Исида и Нефтйда, Осирис и Сет. Кроме того, египтяне признавали существование иных, низших богов. Одной из особенностей египетской религии было почитание богов под видом животных, что приводило в недоумение античных авторов. По словам Лукиана, «в Египте храм — здание больших размеров, и притом великолепное, украшенное драгоценными камнями, золотом и надписями; но если вы войдете туда и посмотрите на божество, то увидите обезьяну или ибиса, козу или кошку»[22]. Согласно одному из сказаний, днем бог Ра-Атум в виде солнца плывет по небесному Нилу в барке Манджет, а вечером пересаживается в барку Месектет, спускается в преисподнюю и плывет по подземному Нилу. В это время происходит сражение между силами света и тьмы: между Ра и его злейшим врагом — огромным змеем Апопом, демоном тьмы, после чего Ра вновь возвращается на небо. Ра — видимое проявление Атума. Все главные боги Египта получают приставку Ра, в связи с чем некоторые исследователи считают возможнымприписывать религии Древнего Египта монотеистический характер. Нужно сказать, что египтянам было свойственно довольно возвышенное представление о Боге, что видно, например, из таких текстов: «Он есть единый и единственный, и рядом с ним никого нет; он есть дух вечный. Он сокрыт, и лица его никто не знает; он есть истина и живет чрез истину; он есть жизнь, и только чрез него все имеют жизнь. Он производит, но не производится, рождает, но не рождается, творит, но не творится; он производит и рождает сам себя»[23]. Египтяне верили, что общение между божественным и человеческим мирами возможно. Местом соединения их считался Нетер, причем под Нетером могли пониматься как состояние души, так и храмовые постройки. Пирамиды, в частности, являлись таким Нетером и отображали Дуйт на Земле. Дуат — царство бога Осириса. Именно здесь происходил суд над душой умершего. Возникновение Дуата связано с мифом об Осирисе и Исиде. Осирис (грецизированная форма египетского имени Усир) был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, ('ста, отцом Гора. Он был четвертым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть отца — Геба. Во время своего правления он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил земледелию, виноделию, обработкеметаллов, медицине и строительству. Младший брат Осириса — Сет желал захватить власть и ради этого задумал убить Осириса. После возвращения из похода в Азию Осирис устроил пир. Сет пришел на торжество вместе со своими помощниками. Он велел внести красивый саркофаг и сообщил, что подарит его тому, кому он подойдет по размеру. Гости стали примеряться, но саркофаг никому не подходил. Когда очередь дошла до Осириса, он лег на дно саркофага, а заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили саркофаг в воды Нила. Исида, жена Осириса, отыскав тело мужа, чудесным образом извлекла скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына. Похоронив тело Осириса, она ушла в болота дельты Нила и там родила и воспитала младенца, которого назвала Гором. Когда Гор вырос, он вступил в борьбу с Сетом, к чему призывала его душа умершего отца. Сначала он потерпел поражение и даже потерял в битве глаз — волшебное Око Гора, но затем удача перешла на его сторону. Гор победил Сета и, отобрав у него вырванный глаз, дал проглотить его мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел оставаться на земле, а, оставив трон сыну Гору, стал царствовать и вершить суд в Дуате. Победив врага, Гор отдал его своей матери, но Исида, к его изумлению, отпустила Сета на свободу. Сказание об Осирисе имело огромное значение для религии древних египтян. Каждый год устраивались религиозные торжества, воспроизводящие все акты драмы, центральным действом которой были убийство и воскресение Осириса. Через участие в этой мистерии египтяне надеялись стать сопричастными божественной победе над смертью. Любой умерший считался Осирисом и, вкушая жертву — символический глаз Гора, получал вечную жизнь. По представлениям древних египтян, после смерти человека его душа продолжала жить в потустороннем мире. Родственники обязаны были обеспечить умершему достойную жизнь в загробном мире. Для этого в гробницу умершему клали многочисленные дары, в том числе «Книгу мертвых» — сборник заклинаний, которые должны были помочь душе умершего преодолеть трудности на пути в потусторонний мир. Другой важнейшей составляющей подготовки умершего к путешествию в загробный мир и к его сохранению в вечности являлась практика мумификации тела, появившаяся около 3400 г. до Р. X. и представлявшая собой сложный и длительный процесс. Кроме людей, ей подвергались также священные животные (крокодилы, кошки, коровы, птицы). Стремление древних египтян сохранить от тления тело умершего примечательно. Появление практики мумификации было вызвано верой в то, что обретение бессмертия зависит от сохранности тела. Возможно, мумификация представлялась египтянам залогом и непременным условием телесного воскресения, которого они чаяли в будущем. В египетских текстах говорится об оживлении мертвеца и о том, что он получит возможность дышать, ходить, есть и пить. Особое внимание египтяне уделяли проводам в иной мир душ фараонов, наделяя их божественными чертами. Египтян насильно не заставляли строить знаменитые пирамиды-гробницы для фараонов: люди строили их, имея в виду собственную пользу. По представлениям древних египтян, являясь ритуальным богом, царь спасал своих подданных — те, что были верны царю, шли в вечность вместе с ним. Фараон также был Нетером, то есть мостом из этого мира в мир вечности. В титул фараонов входило имя Гора, сына Осириса. Это, по мнению некоторых исследователей связано с верой в то, что как Гор оживил своего отца, так и фараон оживляет любого умершего, дает ему вечную жизнь. Путешествие души проходило и три основных этапа: пробуждение в темной гробнице; переправа череп реку, которая отделяет землю от небес, путем уговоров, угроз пли подкупа перевозчика и, наконец, воссоединение с богами и самим великим богом Солнца. Покойный фараон выступил в равных текстах то сыном Ра-Атума, то одним его свиты. Водном сказании фараон предстает каннибалом, проглотившим всех богов, чтобы сосредоточить все их могущество в себе одном как в верховном божестве. Посмертный суд Осириса ожидал любого умершего, кроме фараонов. Но, по представлениям египтян, преждесуда начинаются испытания души. Непосредственнопослесмерти душа отправляется в путь и, сталкиваясь с нападениями враждебных духов, проходит на небе области злогозмея Апопа, где страшные чудовища устремляются на нее и душу может сохранить только ее добродетель. После прохождения всех испытаний душа в чертоге богини истины Маат предстает перед лицом Осириса и 42 богов, окружавших его. Перед лицом Осириса умерший совершает «отрицательную исповедь», то есть перечисляет грехи и преступления, которых не совершал, и заканчивает речь четырехкратным повторением слов: «Я чист». Но боги не спешили верить умершему на слово, и потому бог мудрости Тот проводил «взвешивание сердца». На одну чашу весов справедливости клалось перо Маат, а на другую — сердце умершего. Если сердце было не тяжелее пера, то душа умершего оправдывалась и получала право на равенство с богами, признаваясь обожествленной. Нечестивых же ожидали наказания и опасность вечной смерти. Если сердце умершего оказывалось тяжелее пера Маат, то его пожирало страшное чудовище Ам-мит, изображавшееся как помесь нескольких животных (сфинкс). Религия Древней Греции Эллины уподобляли богов людям, наделяя их всеми человеческими качествами в большей степени, чем другие народы. Так, боги рождались друг от друга, им нужно было есть и пить, они уставали, спали и страдали от боли. Им были свойственны те же страсти и пороки, что и людям. Они влюблялись и ревновали, были завистливы, тщеславны, хвастливы, злопамятны, трусливы, могли обмануть. Основы общеэллинской мифологии нашли отражение в творчестве древних поэтов — Гомера, Гесиода, Пиндара и Эсхила. Греки поселили богов на горе Олимп. По их представлению, наиболее широко распространенному, из первоначального хаоса вышла первая царственная пара богов Уран (небо) и Гея (земля). От их супружеской связи произошел великий род титанов. Вместе с богами родился мир. Братьями титанов были циклопы — одноглазые великаны, и гекатонхёйры — сторукие великаны, которые были столь уродливы и свирепы, что Уран сбросил их в бездонную пропасть Тартара — подземного мира. Кронос сверг своего отца Урана и стал вместо него править миром вместе со своей женой Реей. В свою очередь, их сын Зевс сверг отца и стал после него главным богом греческого Олимпа. Зевс обитал в свете, от него исходили дни и годы, он управлял движением неба и сотрясал землю. У Зевса были два брата: Аид и Посейдон — соответственно бог подземного царства и бог морей — и три сестры: Гера, покровительница брака, которая стала первой женой Зевса, Демётра, богиня плодородия, и Гёстия, богиня домашнего очага. Кроме Зевса и Геры, на Олимпе жили: Афина — богинямудрости и справедливой войны, Аполлон — покровитель наук и искусств, Артемида — богиня охоты, Гермес — покровитель торговли, Гефест — бог огня, Афродита — богиня любви, Арёс — бог коварной, вероломной войны, Дионис — бог вина и виноделия, Асклёпий — бог врачевания, Немезида — богиня возмездия, Ника — богиня победы, Фемида — богиня справедливости и еще много богов, ответственных за ту или иную сферу человеческой жизни. По представлениям эллинов, Аид правил в преисподней, в которую не проникают лучи солнца. Там протекает священная река Стикс, водами которой клянутся боги. По мрачным полям царства Аида бродят души умерших, и никому нет возврата из этого царства печали. Это мрачный мир, подобный Куру шумеров. В мифах древних греков, как и у многих языческих народов, проскальзывают намеки на то, что боги, даже сильнейшие, не всемогущи, а ограничены чем-то более высшим и сильным, чем они. Например, у Гомера Зевс боится «оскорбить священную ночь», боги боятся жилищ Аида, как люди, «седой Океан» не является на призыв Зевса, хотя Зевс — верховный из богов. Наконец, в «Одиссее» прямо говорится, что не все зависит от богов и сами они не властны над жизнью человека, если он предан смерти судьбой. Греки обожествляли обыкновенные необработанные обломки скал, древесные стволы или грубо обтесанные чурбаны и хранили их в храме как идолов. Старые и красивые деревья часто становились святыней. Так» дуб в Делоне считался обиталищем Зевса. Некоторые боги почиталисьпод видом животных или змей. Помимо богов, древние греки признавали существование множества демонов и темных сил, вредивших человеку в его повседневной жизни. От них защищались заклинаниями, амулетами и жертвоприношениями. Например, путник, проходя мимо жертвенного камня на перекрестке дорог, опускался перед ним на колени и возливал на него оливковое масло в качестве жертвоприношения местным духам, дабы они охраняли его в пути. Греки верили, что после смерти человека его душа может являться живым, навевать пророческие сны, а также вызывать внезапную болезнь, отнимать разум. Особенно опасными считали души тех, кто умер насильственной смертью и не был погребен надлежащим образом. Такие души делались озлобленными и могли причинить много неприятностей живым. Это, впрочем, общее представление для языческих религий. Особо выдающийся человек после смерти становился демоном, то есть низшим духом. Существует упоминание о «голосе Сократа»: философ утверждал, что разные мысли и откровения ему нашептывал его личный демон. В то же время у греков была особая категория полубожественных существ — героев. Героем становился после смерти человек выдающийся, заслуживший чем-либо особую благодарность соотечественников. Могила героя была важной святыней общины. Находилась она обычно на рынке, возле ворот или на границе общинных владений. Над могилой героя возводился особый храм — героон, окруженный священной рощей. Возле могилы стоял низкий алтарь с канавкой вокруг для собирания крови жертв. Если жертвоприношение богам всегда совершалось днем, то героям — ночью или в сумерки. Для героев убивали животных обязательно с черной шерстью. И если при жертвоприношении богам, как и в других языческих религиях, лучшие с гастрономической точки зрения части жертвы поедались самими жертвующими или жрецами, то при жертвоприношении героям жертва сжигалась полностью. На каждом пиршестве капали на пол несколько капель вина в честь героев. Все, что во время еды падало на землю, оставалось там, как уже принадлежащее мертвым. В периоды опасности самые горячие молитвы обращались к героям. Молясь богам, греки стояли, выпрямившись и подняв вверх распростертые руки, а обращаясь к героям, они падали на колени и стучали ладонями о землю, желая привлечь внимание героев, обитающих под землей. Многих героев изображали в виде змеи. Древнегреческая религия не была унифицированной. В ней существовало множество направлений, представлявших свои интерпретации общеизвестных мифов. Были и направления, приближавшиеся к монотеизму. Наиболее ярко это выразилось в орфическом учении, восходившем к мифическому певцу Орфею. У орфиков существовало определенное вероучение в отличие от остальной греческой религии, которая не знала догматов. Орфики считали, что известные из мифов боги были лишь внешними формами и проявлениями единого божественного существа («...един Зевс, един Аид, един Гелиос, един Дионис — во всем единое божество», — говорится в одном из орфических текстов). По их учению, бог Дионис, сынЗевса и Персефоны, еще в детстве получил от отца власть над миром. Однако титаны захотели его убить. Маленький бог бежал от них, превращаясь по дороге в различных животных, чтобы спрятаться. В конце концов, когда он превратился в быка, титаны его догнали, разорвали на куски, изжарили и съели, а сердце похоронили в земле. Афина нашла сердце Диониса и принесла Зевсу, который проглотил его, и позднее от Зевса и Семелы Дионис родился снова, таким образом возродившись. За это преступление Зевс сжег титанов молнией, а из их пепла создал людей. Это очень важный момент. Поскольку титаны съели тело Диониса, то орфики учили, что в каждом человеке есть два начала: хорошее — дионисийское и дурное — титаническое. Причем титаническое начало воплощалось в теле, а божественное, дионисийское, — в душе. Задача людей, согласно орфикам, заключалась в том, чтобы освободиться от злого наследия титанов, а для этого необходимо научиться властвовать над своим телом и укрощать его дурные пожелания и похоти. Только таким аскетическим способом можно освободить душу от телесных уз. Орфики верили, что душа после смерти человека отправляется под землю, где предстает перед судом. Преступник получает заслуженную кару, которая, однако, не является вечной. Очистившись, душа возвращается на землю, вселяется в новое тело, чтобы искупить вину предшествующей жизни. Посвященные в орфические мистерии получают в преисподней более мягкий приговор и даже могут быть освобождены от повторных рождений. Однако одного посвящения недостаточно. Только тот, кто хорошо и добродетельно проживет свою жизнь, заслужит благосклонность Диониса и соединится с ним навсегда. В этих представлениях наблюдается то же стремление к преодолению смерти, обретению бессмертия, какое воплощалось в культе Инанны у шумеров и в культе Осириса у древних египтян. Противоположностью орфизма был дионисийский культ. Как и орфики, дионисийцы почитали бога Диониса, однако совершенно иначе. Они полагали, что ему угодны опьянение вином, разврат, маски, театр. Все это считалось проявлением его божественного безумия, и угодить ему, соединиться с ним можно было подобными действиями. Праздники в честь Диониса, воспроизводящие ключевые события его жизни, носили двоякий характер: радостные и скорбные, что позднее дало рождение греческим комедии и трагедии. Характерная черта древнегреческого богослужения — жертвоприношение с совместным употреблением мяса жертвенного животного. Изображение бога считалось его воплощением, храм — жилищем. Верующие входили в храм лишь в торжественные дни. Вход в храм был обращен на восток, как и глаза статуи. Жрецов выбирало народное собрание. Греческий жрец не имел специальной подготовки и ничем не отличался от остальных граждан. Наряду с мужчинами богослужения совершали и женщины. Быть блюстителем храма значило исполнять государственную обязанность. В каждом храме был один жрец; ему помогали стражники и рабы. Доходы его состояли из особой порции мяса от жертвы или регулярной платы. Каждый отец семейства был одновременно и жрецом в домашних культах. В древнейшие времена греки считали, что самым приятным даром для богов является человеческое жертвоприношение, но позднее приносить в жертву людей перестали, заменив их животными. Иногда прибегали к обряду, в котором ответственность за грехи людей возлагалась на животных, чаще всего на козлов. Однако роль «козла отпущения» мог играть и человек: его били и изгоняли из города, а иногда забрасывали камнями до смерти. У греков также существовали тайные культы некоторых божеств — мистерии (в них участвовали только посвященные), сопровождавшиеся определенными ритуалами. Наиболее известны Элевсйнские мистерии. Они совершались близ Афин и воспроизводили миф о Деметре, которая пыталась вызволить из преисподней свою дочь Персефону, похищенную Аидом, что ей в итоге частично удалось (Персефону каждый год на определенное время отпускали в мир живых). Осенью участники мистерий вспоминали похищение Персефоны и нисхождение в Аид, а весной — ее возвращение оттуда. Вступление в число адептов происходило после очистительных церемоний (а в самофракийских мистериях — после исповедания грехов). Потом шли «испытания»: сцены ужаса сменялись радостными зрелищами. Имели место и магические ритуалы: все завершалось произнесением ритуальной формулы. По верованиям греков, посредством мистерий их участники соединялись с божеством, которому удалось победить смерть (Персефона), благодаря чему они сами получали надежду на бессмертие. Самым ценным проявлением милости богов греки считали предсказание будущего. Гадатели толковали различныезнамения: полет птицы, удар молнии, неведомые голоса, неожиданные встречи, движения, цвета, расположение внутренностей жертвенных животных. Иногда бог вещал напрямую — устами своих жрецов и оракулов. Самым прославленным из них был Дельфийский оракул.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА • Смирнов А., прот. Курс истории религий. М., 2009. • Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.; СПб., 1997.
Глава 3. НЕОЯЗЫЧЕСТВО § 1. Истоки, появление и распространение неоязычества Неоязычеством называется движение, возникшее в ареале распространения христианской цивилизации (приверженцы его живут в США, Канаде, Европе и России) и ставящее своей целью реконструкцию исчезнувших или составление новых учений языческой направленности. В настоящее время, по некоторым оценкам, в мире проживает до миллиона неоя.чычмиков. Неоязычество отличает от язычества характернаядля прерванной языческой традиции реконструкция (как правило, произвольная) философских и мистических представлений, мифологии и обрядов. Она представляет собой попытку восстановления дохристианских политеистических и пантеистических верований на основе немногих сохранившихся исторических данных и собственной фантазии авторов с привлечением средств из традиционных религий и различных оккультных учений. Неоязычество теснейшим образом связано с оккультизмом. Появлению неоязычества предшествовало распространение спиритизма, начавшееся в середине XIX в. в США, с характерной для язычества магической практикой общения людей с душами умерших через посредство особенных лиц — медиумов. Из Америки спиритизм быстро распространился в Европе, а затем и в России. На спиритических сеансах медиумы впадали в невменяемое состояние, в котором могли демонстрировать сверхъестественные способности: будто бы самостоятельно передвигалась мебель и другие вещи и в особенности будто бы являлись духи или слышались голоса умерших людей, к которым присутствующие могли обращаться с различными вопросами. Это типично языческое явление, упомянутое еще в Ветхом Завете: Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них (Лев. 19: 31); И если какая душа обра
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.147 (0.034 с.) |