Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ю.В.Максимов. История религий: Язычество, Иудаизм. Ислам. М.: МДА, 2011.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ю.В.Максимов. История религий: Язычество, Иудаизм. Ислам. М.: МДА, 2011.
ЯЗЫЧЕСТВО Употребляемый в русском языке термин «язычество» происходит от славянского слова «язык», то есть «народ», «племя», которым переведено с греческого языка библейское понятие «e9voi». Термином «язычество» обозначаются нехристианские религиозные учения и мировоззрения, имеющие ряд определенных признаков, таких, как: — политеизм (вера в существование нескольких богов); — особое внимание к миру духов и установление взаимоотношений с ними; — магия, как попытка решать те или иные задачи посредством воздействия на духов. Политеизм делится на следующие виды: анимизм — почитание природных явлений как проявлений вмешательства духов; фетишизм — почитание материальных предметов как наделенных сверхъестественными свойствами; тотемизм — вера в родственную связь племени с определенным животным или растением. В новозаветные времена подавляющее большинство населения Земли исповедовало язычество в тех или иных видах. По мере распространения христианства, а позднее и ислама число последователей язычества существенно сократилось. Полностью исчезли многие языческие религии развитых цивилизаций, имевшие собственные священные тексты. В настоящее время язычество является традиционной религией для большинства «неписьменных» народов. К ним относятся не создавшие своей письменности и государственности, ведущие примитивный образ жизни народы. Они распространены по всем частям света, особенно в Африке и Южной Америке, а также в Австралии, Океании, Северной Америке, Азии, на Крайнем Севере России. Численность последователей традиционного язычества в разных его формах составляет, по некоторым оценкам, до 450 млн человек. Из них 150 млн проживает в Африке, где в некоторых странах (Сьерра-Леоне, Гвинея-Бисау, Либерия, Мадагаскар, Мозамбик, Ботсвана и Зимбабве) его последователи составляют значительную часть населения, а в Бенине язычество имеет статус государственной религии. В XIX—XX вв. некоторые традиционные языческие культы подверглись доктринальной и ритуальной систематизации. Политеизм свойствен также индуизму, даосизму, синтоизму, буддизму, джайнизму, однако все эти религии имеют канонические тексты, а также специфику, которая дает основание рассматривать их отдельно друг от друга. Нередко народы, исповедующие традиционное язычество, живут среди исповедующих указанные выше религии народов, религиозно не смешиваясь с ними, — например, в Индии, Китае и других странах Азии. Кроме того, в XX в. в США и Европе возникло такое явление, как неоязычество, имеющее свои характерные особенности. Следует отметить, что традиционное язычество обнаруживает удивительное единство как в вероучительной, так нередко и в обрядовой части даже у таких народов, которые не только не являются родственными, но и не состояли в культурном общении в прошлом (например, коренные жители Русского Севера, Центральной Африки и Южной Америки). Это единство и позволяет рассматривать все традиционные политеистические верования неписьменных народов как единую религию.
Глава 1. ЯЗЫЧЕСТВО НЕПИСЬМЕННЫХ НАРОДОВ Шаманизм Слово «шаман» — тунгусского происхождения и означает «колдун». Этим словом называют человека, находящегося, по мнению язычников, в особо тесной связи с духами и способного заручиться их поддержкой для управления делами людей. Шамана не стоит отождествлять со жрецом. В отличие от жреца шаман редко сам совершает жертвоприношение, не проводит обряды, связанные с рождением (хотя к нему могут обратиться, если роды трудные), бракосочетанием (хотя его могут пригласить, чтобы он защитил молодоженов от злых духов) и погребением (хоти после поминок он «проводит» душу умершего в преисподнюю). Н свою очередь, жрец, как считают язычники, не имеет таких способностей, какие дают шаману его отношения с духами. Задачи шаманов могут быть разные: добиться покровительства духом и житейских нуждах — на рыбалке, охоте и т. п., — как правило, посредством установления, какому духу какое жертвоприношение нужно совершить; выяснить причину болезни человека и исцелить его; «проводить» душу умершего в потусторонний мир; защитить человека от нападок злых духов; узнать, что происходит в других местах, либо найти потерянное; навредитьчеловеку — сделать так, чтобы он заболел или умер, предугадать исход болезни или какого-либо дела. У некоторых народностей различают «белых», «черных» и «черно-белых» шаманов. Первые могут проникать только на небо) вторые — только в преисподнюю, а третьи — в обе области. Причем считается, что женщины могут быть только «черными» шаманками. Современные религиоведы по-разному объясняют суть общения шамана с духами. Одни ученые считают, что шаман — хозяин духов, их господин; другие — утверждают, что он — утративший собственную личность раб демонов. Этнографический материал дает основания для обоих утверждений. Тем не менее все приверженцы шаманизма согласны в том, что стать шаманом против воли духов невозможно. Шаманами могут стать как мужчины, так и женщины. При этом возраст не имеет значения, но кандидаты обычно бывают старше двадцати лет. В основном шаманство передается по родству, но необязательно от родителей к детям. Случается, что шаманом становится человек, в роду которого шаманов никогда не было. Часто кандидаты в шаманы — люди, с детства обладающие повышенной нервозностью, больные эпилепсией, припадки которой могут рассматриваться как встречи с духами. «...От вступления в шаманскую деятельность старались избавиться абсолютно все, — констатирует исследовательница Анна Смоляк. — Это объясняли тем, что "шаман не принадлежит себе", ибо по первому зову обязан идти на помощь больному...»[8]. Действительно, за помощью к шаману обращаются в любое время, и он не может отказать в просьбе. К этому, как утверждают язычники, шаманов побуждают их духи. Чаще всего шаману вовсе ничего не платят за его «услуги» либо плата оказывается символической. Шаман, как правило, не отличается от прочих соплеменников ни богатством, ни властью. Первые послереволюционные переписи в России установили, что шаманы обычно являлись бедняками. Святитель Иннокентий (Вениаминов) также отмечал, что шаманы «не были в большом уважении и наружно ничем не отличались от других; помогая другим... они сами по большей части нуждались и требовали помощи и очень часто умирали в нищете и несчастьях»[9]. Шаманская инициация включает две стадии: призвание со стороны духов и шаманскую болезнь. Что касается первой стадии, то для нее характерно явление духов во сне будущему шаману. Бывает также, что кандидат, будучи один в безлюдном месте, слышит, что его кто-то зовет по имени или поет. На второй стадии кандидат начинает испытывать мучения, причиняемые духами, его поведение становится аномальным, так что призвание в шаманы внешне напоминает тяжелую душевную болезнь. Алтайские миссионеры в середине XIX в. отмечали, что в период посвящения будущий шаман переживает глубокий кризис, который граничит с сумасшествием или со смертью, если кандидат начнет сопротивляться и отказываться от избрания. Один из путешественникон отмечал: «[Духи] являются ему в различных видах как во сне, так и наяву, терзают душу его... и не отстают от него до тех пор, пока он, не видя более никаких средств идти против воли божества, не сознает наконец своего призвания и не решится последовать ему»[10]. Шаманское призвание принималось не с радостью, а как тяжкое бремя. После того как кандидат соглашается стать шаманом, он видит сон, в котором демоны расчленяют и пожирают его тело, после чего его внутренние органы обновляются. Далее совершается восхождение на небо и общение с духами, затем — нисхождение в преисподнюю, и там тоже происходит общение с духами. По описаниям якутских шаманов, кандидата раздирают на части, отделяют кости, а затем снова собирают. Это состояние, как отмечал М. Элиаде, может длиться несколько дней, а кандидат лежит в уединенном месте, как мертвый[11]. В состоянии транса он получает «откровения» и здесь же обучается тайнам своего будущего ремесла. Вернувшись к жизни, шаман обретает способность вступить в контакт со с пойми духами для выполнении одной из указанных выше задач. Затем молодой шаман нередко проходит обучение под началом старого. Магическая практика шамана, осуществляемая при его обращении в духами, называется «камлание». Во время камлания шаман использует особые предметы, из которых наиболее рас-пространенный бубен. Также употребляется особый костюм, который нередко напоминает скелет. В бубен при камлании шаман «вселяет» своих духов-помощников. В Центральной и Восточной Сибири шаманы часто считают, что в них вселяются духи, и они начинают вещать от их имени. Многие шаманы Сибири и Латинской Америки используют психотропные вещества, помогающие им «перейти» в другие миры. Кроме того, для приведения себя в экстатическое состояние они могут совершать быстрые круговые движения и т. п. Л. Леви-Брюль (1857—1939) приводит следующее высказывание одного из шаманов: «Мы не верим... мы боимся...»[12]. Другой шаман так говорил миссионеру: «...наш бог злой, черный, с рогами, и наш бог — работник вашего Бога, ваш Бог — хозяин и сильнее нашего; но если я крещусь, то наш; бог рассердится на меня и разгонит всех оленей...»[13]. Святителю Иннокентию некоторые шаманы говорили, что служат диаволу и что сами стали шаманами только потому, что не смогли отвязаться от беса[14]. Один из священников Алтайской миссии беседовал с бывшим шаманом, который крестился и стал искренним христианином. Некогда, еще будучи камом (алтайское название шамана), он совершал камлание, чтобы больной язычник выздоровел. «— Ну и что, действительно выздоравливает? — спросил я Павла. — Нет, не всегда, — засмеялся Павел. — А кама после этого разве не считают обманщиком? — Не считают. Кам тогда скажет, что какой-нибудь другой бог рассердился на больного и опять требует жертв. — А скажи мне, Павел, правда то, что будто бы камы видят богов и разговаривают с ними? — Нет, — ответил Павел. — Камы, если и объявляют волю богов, то в этом случае говорят только то, что говорит им их собственная мысль. Прежде, слышно, бывали такие камы, которые видели богов, но теперь таких не стало. Я думаю, теперь везде на Алтае стали строиться церкви, везде стали жить люди крещеные — вот дьявол и боится показаться»[15].
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Зубов А. Б. История религий. М., 1997. Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза. Киев, 1998.
Религия Месопотамии Шумерская цивилизация, появление которой восходит к IV тысячелетию до Р. X., считается самой древней. Шумеры создали зрелую цивилизацию с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма. Крупные города были во многом самостоятельны и независимы друг от друга. Религия Месопотамии во всех ее основных моментах была создана шумерами. Шумеры знали о существовании Бога Творца. Его они звали Ану и считали создателем остальных богов. Он, согласно их представлениям, после творения самоустранился из мира, не вмешиваясь в дела богов и людей. Поэтому внимание шумеров всецело было обращено на других богов. Вся власть принадлежала совету из 50 богов, среди которых особо выделялись семь главных, «вершащих судьбу». Одним из самых почитаемых шумерских богов был бог мудрости и подземного мира Энки. Согласно тексту культовой поэмы «Энума элиш», именно он создал человека и упорядочил жизнь на земле. Энки получил от своего отца Ану божественные законы — «ме», чтобы передать их людям. «Me» являются божественными правилами, которым подчиняется все в мире. Каждая вещь имеет свое «ме», свой смысл и предначертание. Другим широко почитаемым богом являлся Энлиль, первоначально бог бурь. Его боялись, считая свирепым и разрушительным божеством. Он претендовал на главенство в совете богов. Особое значение для шумеров имела богиня плодородия, любви и войны Инанна (в аккадском пантеоне Иштар), одним из главных центров культа которой был город Урук. Ее старшая сестра Эрёшкигаль, жестокая и мстительная богиня, правила преисподней, царством мертвых. Стоит упомянуть Мардука — главного бога Вавилона, который со времени возвышения города выдвигается на первое место. Также был известен Сан, бог луны, и многие другие. Двумя изначальными существами считались Апсу и Тиамат. Из соединения их родились первые поколения богов. Согласно верованиям шумеров, чудовище Тиамат решила уничтожить народившихся младших богов, и никто ни них не мог ей противостоять. Тогда Энлиль (в более поздних сказаниях Мар-дук) вызвался сразиться с ней, выднимуи условие, что в случае победы остальные боги признают его пернепство. После жестокой борьбы он побеждает и убивает Тиамат, рассекает ее тело и из его кусков создает небо и землю. Шумеры знали, что роскошная жизт. шипи держится на тяжком труде многочисленных рабов. Так они воспринимали и жизнь богов: боги должны были иметь множество рабов. Поэтому, как только Энлиль сотворил небо и землю, боги создали себе рабов — духов, которые работали на них и «кормили» жертвоприношениями. Духи две тысячи лет работали на земле, а затем взбунтовались. Тогда, чтобы у богов появился новый слуга, Энки сотворил человека из глины, на которой бил отпечатан образ богов, причем это удалось ему только с седьмой попытки. Так на земле распространился человеческий род. Но за преступления людей боги решили навести потоп на землю и уничтожить всех. Тайно от них бог Энки нашел одного праведника — Зиусудру, предупредил его о потопе и подсказал идею построить ковчег. Во время потопа Зиусудра спасся в ковчеге вместе со всей семьей. Когда потоп прекратился, боги осознали, что теперь не осталось совсем никого, кто бы стал прислуживать им и «кормить» их. Они стали сожалеть об уничтожении людей. И в этот момент Энки открыл им тайну о том, что он сберег нескольких людей. Зиусудра по выходе из ковчега принес жертву богам, на которую боги «слетелись как мухи». В качестве благодарности они дали Зиусудре и его жене бессмертие, поселив на острове блаженных Дильмун. Стоит отметить, что сюжеты из шумерских мифов иногда перекликаются с сюжетами из библейской истории. Это неудивительно, если учесть, что записаны они были в такой древности, когда предания о потопе и других событиях были еще свежи в памяти и относительно мало искажены пересказами последующих поколений. Страну умерших шумеры называли Кур. Это преисподняя, мрачный, темный подземный мир, «жилище мрака и голода, где пища — земля и глина, где света никогда не видно, где духи, как птицы, машут крыльями, где на вратах — груды несметаемой пыли». Это пустое пространство, отделяющее землю от первозданного океана, наполнено тенями умерших, блуждающих без надежды на возврат, и демонами. Здесь правит жестокая богиня Эрёшкигаль. Сюда отправляются после смерти все люди, как хорошие, так и плохие. Шумерский рай — остров блаженных не был предназначен для людей. Это место, где могли пребывать только боги. Исключение сделали лишь для Зиусудры и его жены. Все остальные люди сходили в Кур. Важнейшим для шумеров был«Эпос об Инанне и Думузи». Инанна (Иштар) вступает в брак с простым человеком — пастухом Думузи. Во время их совокупления Думузи умирает, после чего тоскующая богиня сходит в преисподнюю к своей сестре Эрёшкигаль, чтобы вернуть Думузи. Однако, оказавшись в царстве мертвых, Инанна сама умирает (в разных вариантах приводятся разные причины) и оказывается запертой в преисподней. Но из-за отсутствия Инанны порядок в мире живых нарушается, и, чтобы восстановить его, бог Энки хитростью заставляет Эрешкигаль вернуть Инанну и Думузи. В некоторых версиях опоса Думузи изначально предстает как бог, которого Инанна отправила вместо себя в преисподнюю, а вызволила сестра Ду-музи, заменяя его собой каждые полгода. В этом сказании шумеры видели возможность преодоления смерти, выхода из царства мертвых, но средство для воплощении этого желания нашли самое извращенное. В Месопотамии царь города ежегодно в новогодний праздник вступал в «священный брак» с верховной жрицей Инанны, которая символизировала собой саму богиню. Посредством этого, по мнению древних шумеров, царь и подданные, которых он представлял, становились частью тела Инанны. После «священного брака» к имени царя добавлялось слово «Денгир» (бог). Отсюда расцвела ритуальная храмовая проституция, и впоследствии уже каждый житель города должен был вступить в «священный брак» со жрицами Инанны за определенную плату-пожертвование. Значительным явлением для месопотамской религии более позднего периода можно считать «Эпос о Гйльгамёше». Гильгамеш, будучи царем города У рук, прославленным героем, отвергает путь, предлагаемый Иштар, и не желает сочетаться с ней браком. После этого по решению богов умирает его лучший друг Энкйду. Это сильно потрясло Гильгамеша: «Гильгамеш об Энкиду, своем друге, горько плачет и бежит в пустыню: "И сам я не так ли умру, как Энкиду? Тоска в утробу мне проникла, смерти страшусь и бегу в пустыню»[19]. Поскольку Гильгамеш отверг Иштар, он решает добыть бессмертие другим путем. Он вспоминает про Зиусудру, который смог стать бессмертным без культа Инанны, и отправляется к острову блаженных на поиски Зиусудры. На пути он сталкивается со множеством препятствий, преодолевает их и, наконец, оказывается у цели. Он встречается с Зиусудрой, но тот говорит, что ничем по может ему помочь, поскольку получил бессмертие в дар от богов, и продолжает: «Кто же ныне для тебя богов собрал бы, чтобы нашел ты жизнь, которую ищешь?»[20]. Гильгамеш возвращается в свой родной город ни с чем. Таким образом, смысл сказания состоит в том, что человек не может своими силами достичь бессмертия. В религии Месопотамии большую роль играли верования в низших духов — злых и жестоких существ. Это духи земли, воды и воздуха, которые имели групповое название Ануннаки (в шумерской мифологии) и Игиги (в аккадской). Для защиты от них жрецы предлагали множество заклинаний и амулетов. Хотя духи были слабее богов, им удавалось не только терзать людей, но и досаждать богам. Имелись и добрые духи — храмовые и домовые, но по сравнению со злыми их было немного. Как и в большинстве языческих религий, в религии шумеров были распространены гадания, которыми занимались особые жрецы-гадатели, а также ритуал жертвоприношений перед статуями богов, совершаемых под аккомпанемент музыкальных инструментов и «священных» гимнов. Религия Древнего Египта Египет — греческое название страны Кем. Издревле у его жителей было два главных религиозных центра: города Анну (Гелиополь) и Мемфис — и два основных культа: Осириса и Ра-Атума. Самым древним памятником египетской религии являются «Тексты Пирамид» — иероглифы, вырезанные на внутренних стенах пирамиды Пятой династии (пирамида Унаса) и четырех пирамид Шестой династии. Вероятно, самые ранние из них вырезаны не позднее 2300 г. до Р. X. Более поздними источниками являются «Тексты Саркофагов», «Книга мертвых» и ряд других текстов. Религия Египта не была полностью унифицированной. Каждый город имел собственный пантеон богов. Но Великий пантеон в разных формах почитали везде. Это эннеада — изначальная девятка богов, в которую входили Атум, Тефнут, Шу, Нут, Геб, Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник из первобытного хаоса — Нуна — вместе с первозданным холмом. Сам себя оплодотворив, он родил, выплюнув изо рта богов-близнецов Шу (воздух) и Тефнут (влагу). В Мемфисе Атума отождествляли с Птахом и само творение представляли иначе: в «Мемфисском богословском трактате» говорится, что Птах «замыслил все в сердце, произнес своим языком, и все стало, и все появилось на свет»[21]. После этого обрели боги свои зримые тела, войдя в «каждый вид растений, камня, глину» — во все, что растет на земле и в чем они (боги) могут проявляться. Затем Тефнут и Шу породили Геба — бога земли — и Нут — богиню неба, после чего Шу их разделил. Прежде чем Шу разъединил своих детей, у них родились Исида и Нефтйда, Осирис и Сет. Кроме того, египтяне признавали существование иных, низших богов. Одной из особенностей египетской религии было почитание богов под видом животных, что приводило в недоумение античных авторов. По словам Лукиана, «в Египте храм — здание больших размеров, и притом великолепное, украшенное драгоценными камнями, золотом и надписями; но если вы войдете туда и посмотрите на божество, то увидите обезьяну или ибиса, козу или кошку»[22]. Согласно одному из сказаний, днем бог Ра-Атум в виде солнца плывет по небесному Нилу в барке Манджет, а вечером пересаживается в барку Месектет, спускается в преисподнюю и плывет по подземному Нилу. В это время происходит сражение между силами света и тьмы: между Ра и его злейшим врагом — огромным змеем Апопом, демоном тьмы, после чего Ра вновь возвращается на небо. Ра — видимое проявление Атума. Все главные боги Египта получают приставку Ра, в связи с чем некоторые исследователи считают возможнымприписывать религии Древнего Египта монотеистический характер. Нужно сказать, что египтянам было свойственно довольно возвышенное представление о Боге, что видно, например, из таких текстов: «Он есть единый и единственный, и рядом с ним никого нет; он есть дух вечный. Он сокрыт, и лица его никто не знает; он есть истина и живет чрез истину; он есть жизнь, и только чрез него все имеют жизнь. Он производит, но не производится, рождает, но не рождается, творит, но не творится; он производит и рождает сам себя»[23]. Египтяне верили, что общение между божественным и человеческим мирами возможно. Местом соединения их считался Нетер, причем под Нетером могли пониматься как состояние души, так и храмовые постройки. Пирамиды, в частности, являлись таким Нетером и отображали Дуйт на Земле. Дуат — царство бога Осириса. Именно здесь происходил суд над душой умершего. Возникновение Дуата связано с мифом об Осирисе и Исиде. Осирис (грецизированная форма египетского имени Усир) был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, ('ста, отцом Гора. Он был четвертым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть отца — Геба. Во время своего правления он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил земледелию, виноделию, обработкеметаллов, медицине и строительству. Младший брат Осириса — Сет желал захватить власть и ради этого задумал убить Осириса. После возвращения из похода в Азию Осирис устроил пир. Сет пришел на торжество вместе со своими помощниками. Он велел внести красивый саркофаг и сообщил, что подарит его тому, кому он подойдет по размеру. Гости стали примеряться, но саркофаг никому не подходил. Когда очередь дошла до Осириса, он лег на дно саркофага, а заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили саркофаг в воды Нила. Исида, жена Осириса, отыскав тело мужа, чудесным образом извлекла скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына. Похоронив тело Осириса, она ушла в болота дельты Нила и там родила и воспитала младенца, которого назвала Гором. Когда Гор вырос, он вступил в борьбу с Сетом, к чему призывала его душа умершего отца. Сначала он потерпел поражение и даже потерял в битве глаз — волшебное Око Гора, но затем удача перешла на его сторону. Гор победил Сета и, отобрав у него вырванный глаз, дал проглотить его мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел оставаться на земле, а, оставив трон сыну Гору, стал царствовать и вершить суд в Дуате. Победив врага, Гор отдал его своей матери, но Исида, к его изумлению, отпустила Сета на свободу. Сказание об Осирисе имело огромное значение для религии древних египтян. Каждый год устраивались религиозные торжества, воспроизводящие все акты драмы, центральным действом которой были убийство и воскресение Осириса. Через участие в этой мистерии египтяне надеялись стать сопричастными божественной победе над смертью. Любой умерший считался Осирисом и, вкушая жертву — символический глаз Гора, получал вечную жизнь. По представлениям древних египтян, после смерти человека его душа продолжала жить в потустороннем мире. Родственники обязаны были обеспечить умершему достойную жизнь в загробном мире. Для этого в гробницу умершему клали многочисленные дары, в том числе «Книгу мертвых» — сборник заклинаний, которые должны были помочь душе умершего преодолеть трудности на пути в потусторонний мир. Другой важнейшей составляющей подготовки умершего к путешествию в загробный мир и к его сохранению в вечности являлась практика мумификации тела, появившаяся около 3400 г. до Р. X. и представлявшая собой сложный и длительный процесс. Кроме людей, ей подвергались также священные животные (крокодилы, кошки, коровы, птицы). Стремление древних египтян сохранить от тления тело умершего примечательно. Появление практики мумификации было вызвано верой в то, что обретение бессмертия зависит от сохранности тела. Возможно, мумификация представлялась египтянам залогом и непременным условием телесного воскресения, которого они чаяли в будущем. В египетских текстах говорится об оживлении мертвеца и о том, что он получит возможность дышать, ходить, есть и пить. Особое внимание египтяне уделяли проводам в иной мир душ фараонов, наделяя их божественными чертами. Египтян насильно не заставляли строить знаменитые пирамиды-гробницы для фараонов: люди строили их, имея в виду собственную пользу. По представлениям древних египтян, являясь ритуальным богом, царь спасал своих подданных — те, что были верны царю, шли в вечность вместе с ним. Фараон также был Нетером, то есть мостом из этого мира в мир вечности. В титул фараонов входило имя Гора, сына Осириса. Это, по мнению некоторых исследователей связано с верой в то, что как Гор оживил своего отца, так и фараон оживляет любого умершего, дает ему вечную жизнь. Путешествие души проходило и три основных этапа: пробуждение в темной гробнице; переправа череп реку, которая отделяет землю от небес, путем уговоров, угроз пли подкупа перевозчика и, наконец, воссоединение с богами и самим великим богом Солнца. Покойный фараон выступил в равных текстах то сыном Ра-Атума, то одним его свиты. Водном сказании фараон предстает каннибалом, проглотившим всех богов, чтобы сосредоточить все их могущество в себе одном как в верховном божестве. Посмертный суд Осириса ожидал любого умершего, кроме фараонов. Но, по представлениям египтян, преждесуда начинаются испытания души. Непосредственнопослесмерти душа отправляется в путь и, сталкиваясь с нападениями враждебных духов, проходит на небе области злогозмея Апопа, где страшные чудовища устремляются на нее и душу может сохранить только ее добродетель. После прохождения всех испытаний душа в чертоге богини истины Маат предстает перед лицом Осириса и 42 богов, окружавших его. Перед лицом Осириса умерший совершает «отрицательную исповедь», то есть перечисляет грехи и преступления, которых не совершал, и заканчивает речь четырехкратным повторением слов: «Я чист». Но боги не спешили верить умершему на слово, и потому бог мудрости Тот проводил «взвешивание сердца». На одну чашу весов справедливости клалось перо Маат, а на другую — сердце умершего. Если сердце было не тяжелее пера, то душа умершего оправдывалась и получала право на равенство с богами, признаваясь обожествленной. Нечестивых же ожидали наказания и опасность вечной смерти. Если сердце умершего оказывалось тяжелее пера Маат, то его пожирало страшное чудовище Ам-мит, изображавшееся как помесь нескольких животных (сфинкс). Религия Древней Греции Эллины уподобляли богов людям, наделяя их всеми человеческими качествами в большей степени, чем другие народы. Так, боги рождались друг от друга, им нужно было есть и пить, они уставали, спали и страдали от боли. Им были свойственны те же страсти и пороки, что и людям. Они влюблялись и ревновали, были завистливы, тщеславны, хвастливы, злопамятны, трусливы, могли обмануть. Основы общеэллинской мифологии нашли отражение в творчестве древних поэтов — Гомера, Гесиода, Пиндара и Эсхила. Греки поселили богов на горе Олимп. По их представлению, наиболее широко распространенному, из первоначального хаоса вышла первая царственная пара богов Уран (небо) и Гея (земля). От их супружеской связи произошел великий род титанов. Вместе с богами родился мир. Братьями титанов были циклопы — одноглазые великаны, и гекатонхёйры — сторукие великаны, которые были столь уродливы и свирепы, что Уран сбросил их в бездонную пропасть Тартара — подземного мира. Кронос сверг своего отца Урана и стал вместо него править миром вместе со своей женой Реей. В свою очередь, их сын Зевс сверг отца и стал после него главным богом греческого Олимпа. Зевс обитал в свете, от него исходили дни и годы, он управлял движением неба и сотрясал землю. У Зевса были два брата: Аид и Посейдон — соответственно бог подземного царства и бог морей — и три сестры: Гера, покровительница брака, которая стала первой женой Зевса, Демётра, богиня плодородия, и Гёстия, богиня домашнего очага. Кроме Зевса и Геры, на Олимпе жили: Афина — богинямудрости и справедливой войны, Аполлон — покровитель наук и искусств, Артемида — богиня охоты, Гермес — покровитель торговли, Гефест — бог огня, Афродита — богиня любви, Арёс — бог коварной, вероломной войны, Дионис — бог вина и виноделия, Асклёпий — бог врачевания, Немезида — богиня возмездия, Ника — богиня победы, Фемида — богиня справедливости и еще много богов, ответственных за ту или иную сферу человеческой жизни. По представлениям эллинов, Аид правил в преисподней, в которую не проникают лучи солнца. Там протекает священная река Стикс, водами которой клянутся боги. По мрачным полям царства Аида бродят души умерших, и никому нет возврата из этого царства печали. Это мрачный мир, подобный Куру шумеров. В мифах древних греков, как и у многих языческих народов, проскальзывают намеки на то, что боги, даже сильнейшие, не всемогущи, а ограничены чем-то более высшим и сильным, чем они. Например, у Гомера Зевс боится «оскорбить священную ночь», боги боятся жилищ Аида, как люди, «седой Океан» не является на призыв Зевса, хотя Зевс — верховный из богов. Наконец, в «Одиссее» прямо говорится, что не все зависит от богов и сами они не властны над жизнью человека, если он предан смерти судьбой. Греки обожествляли обыкновенные необработанные обломки скал, древесные стволы или грубо обтесанные чурбаны и хранили их в храме как идолов. Старые и красивые деревья часто становились святыней. Так» дуб в Делоне считался обиталищем Зевса. Некоторые боги почиталисьпод видом животных или змей. Помимо богов, древние греки признавали существование множества демонов и темных сил, вредивших человеку в его повседневной жизни. От них защищались заклинаниями, амулетами и жертвоприношениями. Например, путник, проходя мимо жертвенного камня на перекрестке дорог, опускался перед ним на колени и возливал на него оливковое масло в качестве жертвоприношения местным духам, дабы они охраняли его в пути. Греки верили, что после смерти человека его душа может являться живым, навевать пророческие сны, а также вызывать внезапную болезнь, отнимать разум. Особенно опасными считали души тех, кто умер насильственной смертью и не был погребен надлежащим образом. Такие души делались озлобленными и могли причинить много неприятностей живым. Это, впрочем, общее представление для языческих религий. Особо выдающийся человек после смерти становился демоном, то есть низшим духом. Существует упоминание о «голосе Сократа»: философ утверждал, что разные мысли и откровения ему нашептывал его личный демон. В то же время у греков была особая категория полубожественных существ — героев. Героем становился после смерти человек выдающийся, заслуживший чем-либо особую благодарность соотечественников. Могила героя была важной святыней общины. Находилась она обычно на рынке, возле ворот или на границе общинных владений. Над могилой героя возводился особый храм — героон, окруженный священной рощей. Возле могилы стоял низкий алтарь с канавкой вокруг для собирания крови жертв. Если жертвоприношение богам всегда совершалось днем, то героям — ночью или в сумерки. Для героев убивали животных обязательно с черной шерстью. И если при жертвоприношении богам, как и в других языческих религиях, лучшие с гастрономической точки зрения части жертвы поедались самими жертвующими или жрецами, то при жертвоприношении героям жертва сжигалась полностью. На каждом пиршестве капали на пол несколько капель вина в честь героев. Все, что во время еды падало на землю, оставалось там, как уже принадлежащее мертвым. В периоды опасности самые горячие молитвы обращались к героям. Молясь богам, греки стояли, выпрямившись и подняв вверх распростертые руки, а обращаясь к героям, они падали на колени и стучали ладонями о землю, желая привлечь внимание героев, обитающих под землей. Многих героев изображали в виде змеи. Древнегреческая религия не была унифицированной. В ней существовало множество направлений, представлявших свои интерпретации общеизвестных мифов. Были и направления, приближавшиеся к монотеизму. Наиболее ярко это выразилось в орфическом учении, восходившем к мифическому певцу Орфею. У орфиков существовало определенное вероучение в отличие от остальной греческой религии, которая не знала догматов. Орфики считали, что известные из мифов боги были лишь внешними формами и проявлениями единого божественного существа («...един Зевс, един Аид, един Гелиос, един Дионис — во всем единое божество», — говорится в одном из орфических текстов). По их учению, бог Дионис, сынЗевса и Персефоны, еще в детстве получил от отца власть над миром. Однако титаны захотели его убить. Маленький бог бежал от них, превращаясь по дороге в различных животных, чтобы спрятаться. В конце концов, когда он превратился в быка, титаны его догнали, разорвали на куски, изжарили и съели, а сердце похоронили в земле. Афина нашла сердце Диониса и принесла Зевсу, который проглотил его, и позднее от Зевса и Семелы Дионис родился снова, таким образом возродившись. За это преступление Зевс сжег титанов молнией, а из их пепла создал людей. Это очень важный момент. Поскольку титаны съели тело Диониса, то орфики учили, что в каждом человеке есть два начала: хорошее — дионисийское и дурное — титаническое. Причем титаническое начало воплощалось в теле, а божественное, дионисийское, — в душе. Задача людей, согласно орфикам, заключалась в том, чтобы освободиться от злого наследия титанов, а для этого необходимо научиться властвовать над своим телом и укрощать его дурные пожелания и похоти. Только таким аскетическим способом можно освободить душу от телесных уз. Орфики верили, что душа после смерти человека отправляется под землю, где предстает перед судом. Преступник получает заслуженную кару, которая, однако, не является вечной. Очистившись, душа возвращается на землю, вселяется в новое тело, чтобы искупить вину предшествующей жизни. Посвященные в орфические мистерии получают в преисподней более мягкий приговор и даже могут быть освобождены от повторных рождений. Однако одного посвящения недостаточно. Только тот, кто хорошо и добродетельно проживет свою жизнь, заслужит благосклонность Диониса и сое
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.017 с.) |