Представление о Боге Творце у неписьменных народов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представление о Боге Творце у неписьменных народов



Протестантский миссионер Леллингхаус, проповедовавший в конце XIX в. среди народности кола, живущей к западу от Калькутты, писал: «Я пришел к ним с прочно укрепившимся предубеждением относительно язычников, что они в своей сове­сти не имеют никакого познания о бытии Бога как всемогущего и благого Творца и Правителя мира... Но когда я изучил мунда-кольский язык и познакомился со сказаниями этого народа, то нашел, что для них бытие Единого благого Бога столь же понят­но... как и для нас, европейцев, когда мы говорим о Боге»[1].

Открытие, сделанное этим миссионером, наглядно показы­вает, что совершилось в рамках всего религиоведения к началу XX в., когда в результате многочисленных полевых исследова­ний было установлено, что о существовании Бога Творца знают все или почти все неписьменные народности. У многих из них знание о Боге Творце считается тайным, оно скрывается от жен­щин, детей и иноплеменников.

Язычники отличают Бога Творца от других духовных сущно­стей, которых называют богами, и в отличие от них не создают Его идолов. Язычники знают, что Бог Творец — это не племен­ной, а превосходящий всех других вселенский Бог. Если прочие духи и божества, по их мнению, обитают как на небе, так и на земле и даже в преисподней, то местопребыванием Бога Творца всегда называется небо или нечто «превыше небес», но никог­да — земля или подземный мир. «Небом» язычники именуют иногда Самого Бога. Они признают, что в отличие от прочих бо­жеств, имевших начало во времени, Бог Творец вечен. Поэто­му его нередко называют «отцом», «старцем», «седовласым», «древним». У некоторых народов представление о верховном Боге довольно смутное, однако есть немало языческих племен, которые представляют Творца как личное существо. Многие народности Африки и аборигены Австралии считают, что Бог Творец все знает, все может, что Он справедлив, что никто не приходит в мир и не уходит из мир;» без Его в оли.

В этих представлениях о Боге Творце есть немало того, что христианин может признать истинным. Однако есть важная черта, отличающая христианское отношение к Богу от отноше­ния к Нему языческих неписьменных народов.

Язычники считают, что высший Бог Творец бесконечно да­лек от человека, что Он удалился из мира и не вмешивается в де­ла Своего творения. Вот что пишет по этому поводу Е. Дж. Пар-риндер: «Повсюду в Африке существует представление, что Бог удалился на небо и далек от человека. Ему редко молятся, но Его имя присутствует в поговорках, обиходе. <...> Предание об ухо де Бога с земли широко распространено в Африке... В древно­сти Бог жил на земле среди людей, но Он удалился из мира из-за какого-то неправильного человеческого действия, обычно проступка женщины»'. У других языческих народов может и не встречаться столь явно выраженное предание об уходе Бога Творца из мира, однако отношение к Нему остается таким же. Поэтому второстепенные божества и духи могут заслонять собой в их сознании высшего Бога. В целом представление о Боге Твор­це как о «Боге отдыхающему, не вмешивающемся в дела мира, является характерным для всего языческого мировоззрения.

Отсюда естественно вытекает и отсутствие почитания Бога Творца у язычников. Ему никогда (за редчайшими исключения­ми) не молятся и не приносят жертв. Святитель Иннокентий (Ве­ниаминов) отмечал, описывая верования алеутов, что они «вери­ли и признавали, что есть и должен быть Творец всего видимого и невидимого... Но, не поклоняясь [Ему], они поклонялись всем, кого только считали могущественнее себя»[2]. По замечанию дру­гого православного миссионера, митрополита Нестора (Анисимова), «коряк-язычник точно так же верует в Великого Светлого Бога, обитающего на небесах. Но язычник считает себя бессиль­ным молитвенно или жертвенно повлиять на Светлого Бога»[3].

Отказавшись от почитания Бога, древние предки современ­ных язычников обратили свое сердце к поклонению иным, низшим существам, они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца... (Рим. 1: 25). Вследствие этого основное религиозное внимание языческих народов оказалось обращено к миру духов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.004 с.)