Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представление о душе после смерти и о загробном миреСодержание книги Поиск на нашем сайте
Большинство язычников убеждены, что страна мертвых расположена в «нижнем мире», под землей, и что после смерти душа человека отправляется именно в преисподнюю. Хотя некоторые народы (буряты, чукчи, коряки) делают исключение для древних героев, вождей или шаманов, полагая, что их души после смерти восходят на небо. При этом сама душа неспособна достигнуть мира мертвых из-за тяжести пути туда, и проводником души считается шаман. Убежденные, что душа и при жизни способна находиться отдельно от тела, язычники полагают, что и после смерти душа, уже более не связанная с челом, пребывает на земле. Считается, что в первые дни после смерти она бродит рядом со своим домом. Душ недавно умерших боится, веря, что они могут забрать с собой кого-либо из родных или соседей. Чтобы избежать этого, у язычников существуют разные способы магической защиты, среди которых - возвращение с кладбища другой дорогой, ломание санок, на которых везли тело, заклятия-просьбы, обращенные к покойному, и многое другое. Подобные языческие по духу элементы защиты от души умершего сохраняются и среди традиционных русских погребальных обычаев — например, занавешивание зеркал в доме с момента смерти человека до его погребения. Считается, что умершие окончательно уходят в преисподнюю только после поминок погребального пиршества, которое устраивают в их честь через три, семь или сорок дней после смерти, а у некоторых народов — в частности, нанайцев — через год. В это время родственники «кормят» душу умершего, ставя пищу и напитки рядом с гробом до похорон, оставляя пищу на могиле, бросая ее в огонь во время поминок и т. п. У многих народов именно в конце последней поминальной трапезы шаман устраивает проводы души в мир мертвых. Многие языческие народы воспринимают мир мертвых как обратное изображение земного мира: когда здесь светает, там темнеет; когда здесь лето, там зима; то, что в этом мире нарушено, в том находится в нормальном положении. Нанайцы верят, что «нижний мир» во всем сходен с земным, разве что побогаче зверем и рыбой. Он «расположен на западе под землей, умершие живут там так же, как и на земле, — в домах, рыбачат в Амуре, охотятся в тайге» — так рассказывали они исследователям[7]. Эскимосы полагают, что мертвые под землей живут в радости и довольстве. Примечательно, что шаманы, «проникая» в загробный мир, предпринимают усиленные меры предосторожности, часть из которых направлена на то, чтобы духи и мертвые не узнали их. Так, нанайские шаманы представляются чужими именами, алтайские — мажут лицо сажей. Все шаманы стараются не задерживаться в загробном мире. В противном случае, как объясняют язычники, тот мир может поглотить душу шамана навсегда и в земном мире он умрет, а умирать шаман не хочет. Как бы ни был хорош, по его описаниям, тот мир, шаман боится остаться в нем и всегда хочет вернуться обратно на землю. Все язычники убеждены, что умершие продолжают быть теми, кем были на земле: богатый остается богатым, бедный — бедным. По верованиям нанайцев, в мире мертвых душа не остается навечно, со временем она стареет и умирает, чтобы возродиться на земле в виде травы, цветка, животного или человека. Вечное возвращение на землю личной души человека является главным эсхатологическим упованием очень многих языческих народов. Хотя у одних неписьменных народом встречаются представления о некоторых особо плохих местах для грешников, у других такое деление отсутствует. Главным условием для попадания в благоприятное место загробного мира являются действия шамана. Праведности, по представлениям язычников, от усопшего почти никогда не требуется. Будущее местопребывание души не зависит от земной жизни ее обладателя. Каждый, кого проводили в иной мир, «как надо», и кто получил при жизни надлежащие посвящения, обязательно доберется до достойного жилища в мире мертвых. Шаманизм Слово «шаман» — тунгусского происхождения и означает «колдун». Этим словом называют человека, находящегося, по мнению язычников, в особо тесной связи с духами и способного заручиться их поддержкой для управления делами людей. Шамана не стоит отождествлять со жрецом. В отличие от жреца шаман редко сам совершает жертвоприношение, не проводит обряды, связанные с рождением (хотя к нему могут обратиться, если роды трудные), бракосочетанием (хотя его могут пригласить, чтобы он защитил молодоженов от злых духов) и погребением (хоти после поминок он «проводит» душу умершего в преисподнюю). Н свою очередь, жрец, как считают язычники, не имеет таких способностей, какие дают шаману его отношения с духами. Задачи шаманов могут быть разные: добиться покровительства духом и житейских нуждах — на рыбалке, охоте и т. п., — как правило, посредством установления, какому духу какое жертвоприношение нужно совершить; выяснить причину болезни человека и исцелить его; «проводить» душу умершего в потусторонний мир; защитить человека от нападок злых духов; узнать, что происходит в других местах, либо найти потерянное; навредитьчеловеку — сделать так, чтобы он заболел или умер, предугадать исход болезни или какого-либо дела. У некоторых народностей различают «белых», «черных» и «черно-белых» шаманов. Первые могут проникать только на небо) вторые — только в преисподнюю, а третьи — в обе области. Причем считается, что женщины могут быть только «черными» шаманками. Современные религиоведы по-разному объясняют суть общения шамана с духами. Одни ученые считают, что шаман — хозяин духов, их господин; другие — утверждают, что он — утративший собственную личность раб демонов. Этнографический материал дает основания для обоих утверждений. Тем не менее все приверженцы шаманизма согласны в том, что стать шаманом против воли духов невозможно. Шаманами могут стать как мужчины, так и женщины. При этом возраст не имеет значения, но кандидаты обычно бывают старше двадцати лет. В основном шаманство передается по родству, но необязательно от родителей к детям. Случается, что шаманом становится человек, в роду которого шаманов никогда не было. Часто кандидаты в шаманы — люди, с детства обладающие повышенной нервозностью, больные эпилепсией, припадки которой могут рассматриваться как встречи с духами. «...От вступления в шаманскую деятельность старались избавиться абсолютно все, — констатирует исследовательница Анна Смоляк. — Это объясняли тем, что "шаман не принадлежит себе", ибо по первому зову обязан идти на помощь больному...»[8]. Действительно, за помощью к шаману обращаются в любое время, и он не может отказать в просьбе. К этому, как утверждают язычники, шаманов побуждают их духи. Чаще всего шаману вовсе ничего не платят за его «услуги» либо плата оказывается символической. Шаман, как правило, не отличается от прочих соплеменников ни богатством, ни властью. Первые послереволюционные переписи в России установили, что шаманы обычно являлись бедняками. Святитель Иннокентий (Вениаминов) также отмечал, что шаманы «не были в большом уважении и наружно ничем не отличались от других; помогая другим... они сами по большей части нуждались и требовали помощи и очень часто умирали в нищете и несчастьях»[9]. Шаманская инициация включает две стадии: призвание со стороны духов и шаманскую болезнь. Что касается первой стадии, то для нее характерно явление духов во сне будущему шаману. Бывает также, что кандидат, будучи один в безлюдном месте, слышит, что его кто-то зовет по имени или поет. На второй стадии кандидат начинает испытывать мучения, причиняемые духами, его поведение становится аномальным, так что призвание в шаманы внешне напоминает тяжелую душевную болезнь. Алтайские миссионеры в середине XIX в. отмечали, что в период посвящения будущий шаман переживает глубокий кризис, который граничит с сумасшествием или со смертью, если кандидат начнет сопротивляться и отказываться от избрания. Один из путешественникон отмечал: «[Духи] являются ему в различных видах как во сне, так и наяву, терзают душу его... и не отстают от него до тех пор, пока он, не видя более никаких средств идти против воли божества, не сознает наконец своего призвания и не решится последовать ему»[10]. Шаманское призвание принималось не с радостью, а как тяжкое бремя. После того как кандидат соглашается стать шаманом, он видит сон, в котором демоны расчленяют и пожирают его тело, после чего его внутренние органы обновляются. Далее совершается восхождение на небо и общение с духами, затем — нисхождение в преисподнюю, и там тоже происходит общение с духами. По описаниям якутских шаманов, кандидата раздирают на части, отделяют кости, а затем снова собирают. Это состояние, как отмечал М. Элиаде, может длиться несколько дней, а кандидат лежит в уединенном месте, как мертвый[11]. В состоянии транса он получает «откровения» и здесь же обучается тайнам своего будущего ремесла. Вернувшись к жизни, шаман обретает способность вступить в контакт со с пойми духами для выполнении одной из указанных выше задач. Затем молодой шаман нередко проходит обучение под началом старого. Магическая практика шамана, осуществляемая при его обращении в духами, называется «камлание». Во время камлания шаман использует особые предметы, из которых наиболее рас-пространенный бубен. Также употребляется особый костюм, который нередко напоминает скелет. В бубен при камлании шаман «вселяет» своих духов-помощников. В Центральной и Восточной Сибири шаманы часто считают, что в них вселяются духи, и они начинают вещать от их имени. Многие шаманы Сибири и Латинской Америки используют психотропные вещества, помогающие им «перейти» в другие миры. Кроме того, для приведения себя в экстатическое состояние они могут совершать быстрые круговые движения и т. п. Л. Леви-Брюль (1857—1939) приводит следующее высказывание одного из шаманов: «Мы не верим... мы боимся...»[12]. Другой шаман так говорил миссионеру: «...наш бог злой, черный, с рогами, и наш бог — работник вашего Бога, ваш Бог — хозяин и сильнее нашего; но если я крещусь, то наш; бог рассердится на меня и разгонит всех оленей...»[13]. Святителю Иннокентию некоторые шаманы говорили, что служат диаволу и что сами стали шаманами только потому, что не смогли отвязаться от беса[14]. Один из священников Алтайской миссии беседовал с бывшим шаманом, который крестился и стал искренним христианином. Некогда, еще будучи камом (алтайское название шамана), он совершал камлание, чтобы больной язычник выздоровел. «— Ну и что, действительно выздоравливает? — спросил я Павла. — Нет, не всегда, — засмеялся Павел. — А кама после этого разве не считают обманщиком? — Не считают. Кам тогда скажет, что какой-нибудь другой бог рассердился на больного и опять требует жертв. — А скажи мне, Павел, правда то, что будто бы камы видят богов и разговаривают с ними? — Нет, — ответил Павел. — Камы, если и объявляют волю богов, то в этом случае говорят только то, что говорит им их собственная мысль. Прежде, слышно, бывали такие камы, которые видели богов, но теперь таких не стало. Я думаю, теперь везде на Алтае стали строиться церкви, везде стали жить люди крещеные — вот дьявол и боится показаться»[15].
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Зубов А. Б. История религий. М., 1997. Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза. Киев, 1998.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.207.11 (0.012 с.) |