Убежал-прав, а попался-выноват 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Убежал-прав, а попался-выноват



.

Ведущий просит участников объяснить выбор той или иной пословицы и ее смысл.

 Всем предлагается догадаться, кто какую выбрал пословицу и обосновать почему. 

Можно предложить (не называя) показать пословицу при помощи пантомимы, а участники отгадывают.

 

Анализ занятия

- Хорошо ли мы знаем друг друга?

- Важно ли учиться понимать друг друга?

- Оцените, кто лучше всех сегодня показал способность понимать других.

 

Занятие 12. Настоящая дружба

 

Цель: - помочь детям осознать качества настоящего друга;

        - подвести к пониманию собственного умения дружить.

Материалы: - коробочка и карточки с именами детей группы 

 

  Ход занятия

Разминка

Детям предлагается дописать предложения:

«Настоящий друг – это тот…..»

«Друзья всегда…..»

«Я могу дружить с такими людьми, которые….»

«Со мной можно дружить потому что…..»

Ведущий предлагает (по желанию) поделиться своими ответами.

Работа по теме

Расскажи о своем друге.

Ведущий предлагает детям рассказать о своем друге, не называя его имени. Постараться вспомнить все самое хорошее о нем.

Обсуждение

-Обязательно ли друг должен быть во всем похож на тебя?

-Нужно ли настаивать на том, чтобы твой друг соглашался во всем с тобой?

-Что вы цените в дружбе?

-Чего вы ждете от своего друга?

-Что вы делаете для своих друзей?

Игра «Тайный друг»

Ведущий предлагает учащимся поиграть в игру в течение следующей недели. Каждый участник вытягивает по жребию имя ученика, для которого он будет делать тайные приятные сюрпризы.

В течение следующей недели каждый становится «таинственным другом» того, чье имя он вытянул. «Таинственный друг должен незаметно делать небольшие приятные сюрпризы для своего друга, которые могут приносить радость, улыбку, и удовольствие. Сюрпризы должны устраиваться так, чтобы подопечный не мог догадаться, от кого он их получает. Через неделю игра закончится, и все будут отгадывать своего тайного друга.

Четвертый класс

К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность и способность к саморегуляции. Чаще всего учебные трудности детей в средней школе вызываются именно недостаточным уровнем их развития.

Конечно, такие сложные образования, как рефлексия, саморегуляция и произвольность, в этом возрасте только формируются. Однако, переход к ситуациям общения, требующим решения нравственных проблем и моральной саморегуляции поведения, происходит именно на этапе перехода от детства к отрочеству.

 В этот период развития отмечается явное снижение интереса учащихся к процессу обучения. Появляются такие симптомы, как отрицательное отношение к школе, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями, нарушение правил поведения в школе. Вместе с тем, четвертый класс - это последний возрастной период, когда мы еще можем успешно влиять на ребенка, помогая ему решать возникающие проблемы, используя такую возрастную особенность, как открытость его души.

 Многие темы, предложенных нами занятий для третьеклассников, остаются актуальными и в четвертом классе, поэтому их полезно повторять с некоторыми добавлениями и расширениями, учитывая возросшие возможности детей, расширяя и усложняя тематику.

 

 

 

 Умение выходить из конфликтных ситуаций

Занятие 1. Барьеры общения

Цель: - дать учащимся представление о вербальных барьерах общения;

          - обучать поиску альтернативных вариантов поведения;

          - обучить детей анализу различных состояний.

Материалы: тетради для записи.

Вступление

Ведущий предлагает вспомнить, высказывание:

«Люди становятся одиноки, если вместо мостов, они строят стены».

  Обсуждая ответы учеников, подвести к пониманию барьеров (стен) в общении.   

Работа по теме занятия

1. Напомнить участникам о том, как важно контролировать свои эмоции, поступки и слова во время общения с другими людьми.

Затем идет обсуждение вербальных барьеров общения.

 Ведущий говорит, что конфликты часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает общение со слов (вербальных барьеров), препятствующих позитивному общению. 

  Прелагается разыграть ситуацию:

«В классе»

Ведущий формулирует ситуацию: «Представьте, что один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с ПРИКАЗА: «Сейчас же освободи мою парту!»

 Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров:

  - Можно ли было не доводить ситуацию до конфликта?

 - Какие правила из предыдущего занятия могли бы быть использованы?

Сцена разыгрывается еще несколько раз, в разных вариантах.

 Отношения выясняются:

-   с угрозы; с указаний, поучений (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать);

- с критики (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту);

- с обобщения (ты такой же бестолковый, как все новенькие);

- безразличия к новенькому (он не достоин моего внимания).

Обсуждаются все варианты, отмечаются тот кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации.

Вопросы к ученикам:

- Какова цель разрешения любого конфликта?

           (найти достойное решение, приемлемое для обоих)

 Если такого решения не найдено, то начинается ПРОТИВОСТОЯНИЕ

-Кто может объяснить, что значит это слово?

-Кому-то необходимо идти на УСТУПКИ.

-Если на уступки идут оба, то это КОМПРОМИСС.

-Самый лучший выход – СОТРУДНИЧЕСТВО.

Все понятия обсуждаются и поясняются на примерах.

Анализ занятия

-Можно ли вы сказать, почему конфликтные ситуации называются барьерами в

       общении?

-Оцените в баллах (выкидываем пальцы) сегодняшнее занятие.

 

Занятие 2. Обиды

 Цели: - дать объяснение понятию «обида»,

            - учить находить приемлемые способы борьбы с обидой

 Материалы: - бланки, ручки и коробка.

 

    Ход занятия

Вступление

 Ведущий предлагает ребятам дописать предложения:

- «Я обижаюсь, когда....»

Желающие зачитывают свои записи вслух.

Вопрос к детям:

- У кого подобная ситуация также вызывает обиду?

 Делается вывод, что многие названные ситуации обидны для большинства людей, и нужно помнить об этом, общаясь с другими, чтобы не обижать их.

Работа по теме занятия

1.Ведущий просит ребят ответить на вопросы:

- Что такое ОБИДА?

- Можно ли разделит обиды на справедливые и несправедливые?

- Как мы реагируем на обиды?

2. Предложите детям разыграть ситуации, в которых люди по-разному реагируют на обиду.

Учащимся раздаются листочки с описанием поведения обиженного человека (уверенного, неуверенного, грубого, безразличного, трусливого, справедливого). Предлагается разыграть ситуацию: Тебя обвинили в том, чего ты не совершал.

 Учащиеся изображают свое задание, а остальные угадывают, какой была реакция обиженного. 

Затем проводится обсуждение:

-       Что чувствует обидчик?

-Какая реакция обиженного была убедительна?

-Как нужно реагировать на обиду?

-Нужно ли копить обиды?

Делается вывод бесполезности накопления обид.

 Рисуем обиду

-Чем похожи рисунки? Почему?

-      Как быть с нашими обидами в жизни? (прощать)

-Как относиться к обидчику? (прощать)

Делается вывод о том, что обиды копить бессмысленно! Вспомните, как мы учились мысленно отправлять плохие мысли вверх, как надувные шары. Так же можно поступать и с обидами. (Мысленно пускать их на ветер или по воде и наблюдать, как они исчезают)

3. Подвижная игра «Дракон ловит свой хвост»

Анализ занятия

Предложить учащимся вспомнить все рисунки обид  и подумать, можно ли говорить, что какие-то из них правильные, а какие-то - нет? Почему?

- Сможете ли вы после нашего занятия правильно реагировать на обиды и быть менее обидчивыми? Оцените уровень своей обидчивости в баллах.

 

 

 

Занятие 3. Критика

  

Цели: - познакомить учащихся с понятием «критика»;

      - отработать навыков правильного реагирования на критику.

            

 Материалы: - карточки с фразами, мяч.

 

Ход занятия

 

Вступление

Ведущий спрашивает детей, знают ли они, что такое «критика»?

-Нужно ли обижаться на критику?

-Почему нам обидно, когда нас критикуют?

-Как критиковать, чтобы не было обидно?

Работа по теме занятия

1.Игра с мячом «Что звучит обидно?»  

Ведущий бросает мяч по очереди каждому участнику и произносит по одной фразе, а все анализируют, что при этом обращении чувствовали.

-«Вы всегда плохо работаете!»

-«Вы никогда не делаете домашнего задания!»

-«Ты каждый раз перебиваешь!»

-«Вы все лентяи!»

-«Ты никогда не здороваешься!»

-«Ты - глупый!»

2.Обсуждение

- Было ли обидно? Какие испытывали эмоции?

- Какие слова особенно обижают? 

- Что заставляет людей критиковать других?

- Нужна ли критика?

- Всегда ли критика бывает услышана? Почему? 

3. Упражнение на «Я-сообщение»

 - Как сообщить о своем недовольстве, не обижая партнера?

Ведущий предлагает сказать предыдущие фразы так, чтобы не обидеть партнера6                              

- «я недоволен вашей работой»;

- «я огорчаюсь, когда не выполняется домашнее задание»;

- «я переживаю, когда меня перебивают» и т.д.) 

 Делается вывод о том, что Я-сообщение позволяет другому слушать вас и спокойно реагировать. Я-сообщение предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства, а Ты-сообщение  нацелено на обвинение другого человека, который при этом испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду.

Анализ занятия

- Часто ли вы используете Я-сообщенияя, давая возможность другим людям узнать о ваших чувствах?

- Умеете ли вы контролировать свои высказывания?

  4.Домашнее задание

   Потренироваться выражать свое мнение в Я-сообщениях, обращать внимание на реакцию партнера.

 

 

Умение слушать других людей

 

Занятие 4.   Ищу друга

Цели: - способствовать процессу самораскрытия учеников;

       - помогать преодолевать барьеры в общении;

       - совершенствовать навыки общения.

Материалы: листы бумаги для написания объявлений.

Ход занятия

Вступление

Ведущий предлагает объяснить понятие «настоящий друг», затем подводит итог

сказанного детьми:

Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен

поддержать, посочувствовать.

Другу мы можем доверить свои откровения.

 - Задумывались вы над тем, можете ли вы сами соответствовать понятию «друг»?

 - Как вы думаете, кто может уверенно назвать вас своим другом?

 - Как вы понимаете слово ОТКРОВЕННОСТЬ?

Работа по теме занятия

1. Ведущий предлагает участникам записать окончания предложений у себя в тетради. Он записывает на доске начало предложений:

 Откровенно говоря, мне до сих пор трудно.....

 Откровенно говоря, для меня очень важно....

 Откровенно говоря, я ненавижу, когда...

 Откровенно говоря, я радуюсь, когда...

 Откровенно говоря, самое главное в жизни....

Затем участникам предлагается, по желанию, зачитать свои ответы вслух.

 - Всегда ли мы можем доверить свои откровения?

 - Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг, которому можно доверять?

 - Может ли взрослый (родитель, воспитатель или учитель) быть вашим другом?

2. Объявление «Ищу друга»

-Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда его нет, то человек пытается обрести друзей. Многие газеты сейчас печатают объявления для тех, кто желает найти друзей или просто единомышленников. Мы попытаемся тоже составить такое объявление. Давайте озаглавим его «Ищу друга». Вы можете рассказать немного о себе, о своих увлечениях, любимых занятиях. Объявление не должно быть большим, но старайтесь писать искренне. Можно не подписывать свой текст или придумать себе псевдоним.

 Затем объявления собираются и зачитываются. Участники стараются угадать кто является автором каждого объявления: если отгадывают, то дополнительно называют положительные качества автора. Желающие могут поместить свои объявления на стенде в кабинете психолога.

Анализ занятия

 Трудно ли быть откровенным?

 Просто ли было писать о себе?

 

Занятие 5. Комплименты или лесть

Цели: - учить детей видеть положительные качества в других людях;

                - познакомить с понятием «комплимент».

           

Материалы: - рассказ А.П.Чехова «Симулянты», ручки и блокноты на каждого

                                  Участника. 

    Ход занятия

Введение в тему

-Кто пробовал свои претензии к другим переводить на Я-сообщения?

-Сложно ли подбирать такие высказывания и почему?

-Поделитесь, как реагируют ваши собеседники на высказывания в такой форме?

Работа по теме занятия

-Слышали ли вы слово комплемент?

-Кто знает, что оно обозначает?

-А кто знает обозначение слова «лесть»?

-В чем отличие комплимента и лести?

1. Чтение рассказа А.П.Чехова «Симулянты»

       Обсуждение:

-Почему рассказ назван «Симулянты»?

-С какой целью посетители хвалили генеральшу?

-Действительно ли она помогала своим лечением?

-Почему она не сразу поняла, что ей льстят?

-А вы сразу догадались?

Ведущий обобщает высказывания о том, что комплимент подчеркивает достоинства другого. Говорящий комплимент хочет сделать приятное собеседнику. Комплимент говорится от чистого сердца. Лесть имеет корыстную цель – добиться расположения другого человека для достижения своих целей.

  Упражнение «Скажи комплемент»

Ведущий предлагает проверить насколько ученики доброжелательно настроены друг к другу и умеют ли видеть хорошее в других.

- Посмотрите на своего соседа слева и скажите ему что-то хорошее, подчеркивая его достоинства. Тот кому сказали комплимент – благодарит и говорит комплимент своему соседу слева. Можно провести обмен комплиментами по кругу в обратном направлении.

Составляем Словарики комплиментов.

Каждому предлагается завести словарики для записи добрых слов и комплиментов и постоянно пополнять их, использовать комплименты при общении с другими.

Анализ занятия

Обсудить трудно ли было говорить комплимент и приятно ли получать комплимент.

Обратить внимание ребят, что комплимент подчеркивает достоинства того к кому направлен, а не наше к нему отношение.

Можно записать на доске и в тетради – «Ничто не дается нам так дешево и не ценится другими так дорого, как добрые слова».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.065 с.)