Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы конституционного строя
Конституционные строй – устройство государства и общества в соответствии с закрепленными нормами конституционного права политическими, экономическими и социальными принципами. К политическим основам государства относят форму государства (она выражается в форме государственного устройства, в форме правления, в форме политического режима), отношение государства к закону, своим гражданам, общественным и религиозным объединениям и т. д. Ф о р м а г о с у д а р с т в е н н о г о у с т р о й с т в а – это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Выделяют три формы государственного устройства – унитарное государство, федеративное государство (федерация) и конфедерация. Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований и не обладают суверенными правами. К таким государствам относятся, например, Италия и Болгария. Федеративное государство – это единое суверенное союзное государство, субъекты которого в пределах своих территориальных или национально-территориальных образований и в рамках суверенитета единого федеративного государства обладают самостоятельным государственно-правовым статусом, имеют свои системы органов государственной власти и свое законодательство. Яркими примерами государств данного типа являются США и ФРГ. Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемых для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств-членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Конфедерация – редкая форма государственного образования. Она является переходной и возникает не более чем на несколько лет, после чего распадается или преобразовывается в федерацию, как это произошло с Конфедеративными Штатами Америки, существовавшими в 1861-65 гг. Ф о р м а п р а в л е н и я определяется как способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением.
В настоящее время выделяют две основные формы правления – монархия и республика. Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает место главы государства пожизненно и передает ее по наследству. В зависимости от роли монарха в управлении государством принято различать конституционные (Япония, Дания, Швеция и др.) и абсолютные (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и др.) монархии. Республика – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному на определенный срок представительному органу, который несет ответственность перед избирателями (Франция, Италия, США и др.). П о л и т и ч е с к и й р е ж и м г о с у д а р с т в а – совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть. Политические режимы бывают демократическими, тоталитарными, авторитарными, клерикальными и т. д. Важнейшими признаками демократического государства являются реальная представительная демократия со сформировавшимися правовыми институтами и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Важной составляющей политических основ является принцип правового государства, подразумевающий верховенство закона, подчинение членов общества и государства праву, действие принципа разделения властей, высший приоритет прав и свобод человека и гражданина и независимость суда. К политическим основам государства также следует отнести принцип идеологического многообразия и независимости в отношениях государства и религиозных объединений. Это означает, что каждый вправе свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной. В то же время взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга (это признак светского государства). Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Экономические основы закрепляют единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также многообразие и равную защиту всех форм собственности (частной, публичной и иных). Социальные основы государства выражаются в формировании государственной социальной политики, целью которой является обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, его социальной защищенности, охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; развитие системы социальных служб; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей и т. д. По совокупности проанализированных выше конституционных признаков Российская Федерация, как указано в первой главе Конституции РФ, является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления, социальным и светским по правовой природе, с рыночным характером экономических отношений. Как федеративное государство Россия сформированна по территориальному и национально-территориальному принципу. В настоящее время Российская Федерация состоит из 85 равноправных субъектов, из которых: 22 республики (Башкортостан, Дагестан, Крым и др), 9 краев (Краснодарский, Пермский, Хабаровский и др), 46 областей (Владимирская, Московская, Липецкая и др), 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский и др.), 1 автономная область (Еврейская) и 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь). Каждый из субъектов имеет свою территорию, собственность и символику, а также самостоятельно принимает в пределах своих полномочий нормативные акты (в том числе Конституцию или Устав). В соответствии с Конституцией РФ правовой статус субъектов не во всем одинаков. Если республики признаются государствами в составе Российской Федерации, то другие субъекты не обладают таким статусом и могут рассматриваться лишь как государственные образования. В Российской Федерации сформированы два уровня государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов Российской Федерации. Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами установлено Конституцией РФ и конкретизировано в специальных договорах. К ведению Российской Федерации относится регулирование отношений в сферах, которые обеспечивают существование и целостность единого государства: принятие и изменение федерального законодательства, денежная эмиссия и основы ценовой политики, ядерная энергетика и деятельность в космосе, внешняя политика и международные отношения, гражданство и вооруженные силы и др. По данным вопросам принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к совместному ведению РФ и ее субъектов связаны с защитой прав и свобод человека и гражданина, владением, пользованием и распоряжением природными ресурсами, охраной окружающей среды, воспитанием и образованием, координацией аспектов здравоохранения, установлением общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и др. В этих сферах принимаются федеральные законы и не противоречащие им законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов сами субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. К ведению субъектов РФ относится регулирование отношений в тех сферах, которые наиболее целесообразно регулировать на региональном уровне. По данным вопросам субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по вопросам исключительного ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. При противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым по вопросам исключительного ведения субъектов Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.008 с.) |