Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и основные стадии применения права
Применение права (правоприменение) – это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации уполномоченными на то лицами. Другими словами, это «приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам. Рассмотрим характерные признаки правоприменения. Во-первых, правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы и их должностные лица, либо иные лица, уполномоченные законом. Отдельные граждане, не являющиеся должностными лицами, таких полномочий не имеют и не могут выполнять подобную деятельность. Во-вторых, деятельность по применению норм права имеет властный характер. В-третьих, результатом правоприменительной деятельности всегда является вынесение индивидуального правового предписания (правоприменительного акта). Эти акты относятся к определенным жизненным ситуациям и адресуются конкретным лицам (приговор суда, приказ о зачислении в вуз и т. п.). В-четвертых, применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке. Особо важное значение этот порядок имеет в случае применения норм уголовного и гражданского права. Таким образом, применение права – это властная деятельность компетентных органов и лиц по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц. Применение норм права (правоприменение) необходимо тогда, когда: - вследствие сложного характера правоотношения права и обязанности не могут возникнуть сами по себе, и требуется издание властного решения (например, назначение пенсии органом соцобеспечения); - имеются определенные препятствия в использовании субъективных юридических прав (например, обращение в суд для защиты нарушенного права собственности на жилище или земельный участок); - юридические обязанности не исполняются добровольно или совершено правонарушение (например, решение арбитражного суда по принудительному исполнению обязательств). Правоприменительная деятельность состоит из ряда последовательных действий - стадий: установление фактических обстоятельств дела; установление юридической основы дела; решение дела. Поскольку единственным основанием начала процесса правоприменения является наступление предусмотренных ими фактических обстоятельств, то первая стадия правоприменения состоит в установлении юридических фактов и юридических составов (совокупность фактов) с целью достижения фактической объективной истины.
Правоприменительный орган должен отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела (факты, имеющие юридическое значение), а затем тщательно проанализировать и дать им соответствующую оценку с точки зрения их истинности и достоверности (процесс доказывания). В ряде случаев круг обстоятельств (фактов), подлежащих установлению, обозначен в законе. На второй стадии происходит установление юридической основы дела, или, иными словами, выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к конкретным обстоятельствам дела. На этой стадии правоприменитель прежде всего решает вопрос, на основании какой правовой нормы должно решаться рассматриваемое дело (говоря юридическим языком – дать правовую квалификацию юридическим фактам этого дела), проверить подлинность нормы (достоверность ее текста с точки зрения законности, соответствие закону либо другим нормативным актам) и ее действие в пространстве, во времени и по кругу лиц. Затем правоприменитель должен уяснить содержание применяемой нормы (толкование). При выборе и анализе нормы права иногда имеет место коллизия правовых норм, когда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые либо не совпадают, либо противоречат друг другу по содержанию. В этом случае коллизия решается в пользу: нормы вышестоящего нормативно-правового акта; более поздней нормы в случае противоречия норм одного и того же уровня; специальной нормы, а не общей. Особо следует сказать о ситуации, когда правоприменитель не находит нормы, регулирующей установленные факты. Если исключить некомпетентность правоприменителя, то в этом случае: либо законодатель не считает необходимым регулировать данные обстоятельства и принимать по ним какие-либо решения юридического характера;
либо налицо пробел в праве. На третьей стадии правоприменительного процесса компетентный орган выносит властное решение, которое доводится до заинтересованных лиц и организаций. При этом правоприменитель должен удостовериться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны и им дана правильная юридическая оценка, что применяемая норма права относится именно к этому конкретному случаю. На этом процесс применения нормы права заканчивается и начинается реализация акта применения нормы права (правоприменительного акта), т. е. реализация конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом. Правоприменительные акты Правоприменительный акт – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела. Признаки правоприменительного акта: 1. носит властный характер и, следовательно, охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для адресата, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем; 2. это индивидуальный правовой акт, который не создает норм права, а конкретизирует существующие применительно к определенному лицу или к определенной ситуации; 3. выносится в строгом соответствии с законом; 4. имеет разовое значение; 5. издается в установленной законом форме и имеет точное наименование (приговор, приказ, постановление, распоряжение). Например, форма акта для приговора суда: вводная часть, описательная, мотивировочная, резолютивная. В зависимости от субъекта правоприменения выделяют акты: представительных органов государственной власти; исполнительных, распорядительных органов государственной власти; правоохранительных органов; государственных органов контроля (налоговой инспекции, таможенных органов и т. д.). В соответствии с функциями права правоприменительные акты подразделяют на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением, и охранительные, издаваемые в связи с совершением правонарушений. Пробелы в праве При выборе и юридическом анализе правовых норм, которые должны быть применены к конкретному случаю, иногда обнаруживают, как было отмечено выше, пробел в праве.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.006 с.) |