Понятие и основные стадии применения права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и основные стадии применения права



Применение права (правоприменение) – это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации уполномоченными на то лицами. Другими словами, это «приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам.

Рассмотрим характерные признаки правоприменения.

Во-первых, правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы и их должностные лица, либо иные лица, уполномоченные законом. Отдельные граждане, не являющиеся должностными лицами, таких полномочий не имеют и не могут выполнять подобную деятельность.

Во-вторых, деятельность по применению норм права имеет властный характер.

В-третьих, результатом правоприменительной деятельности всегда является вынесение индивидуального правового предписания (правоприменительного акта). Эти акты относятся к определенным жизненным ситуациям и адресуются конкретным лицам (приговор суда, приказ о зачислении в вуз и т. п.).

В-четвертых, применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке. Особо важное значение этот порядок имеет в случае применения норм уголовного и гражданского права.

Таким образом, применение права – это властная деятельность компетентных органов и лиц по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Применение норм права (правоприменение) необходимо тогда, когда:

- вследствие сложного характера правоотношения права и обязанности не могут возникнуть сами по себе, и требуется издание властного решения (например, назначение пенсии органом соцобеспечения);

- имеются определенные препятствия в использовании субъективных юридических прав (например, обращение в суд для защиты нарушенного права собственности на жилище или земельный участок);

- юридические обязанности не исполняются добровольно или совершено правонарушение (например, решение арбитражного суда по принудительному исполнению обязательств).

Правоприменительная деятельность состоит из ряда последовательных действий - стадий:

установление фактических обстоятельств дела;

установление юридической основы дела;

решение дела.

Поскольку единственным основанием начала процесса правоприменения является наступление предусмотренных ими фактических обстоятельств, то первая стадия правоприменения состоит в установлении юридических фактов и юридических составов (совокупность фактов) с целью достижения фактической объективной истины.

Правоприменительный орган должен отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела (факты, имеющие юридическое значение), а затем тщательно проанализировать и дать им соответствующую оценку с точки зрения их истинности и достоверности (процесс доказывания). В ряде случаев круг обстоятельств (фактов), подлежащих установлению, обозначен в законе.

На второй стадии происходит установление юридической основы дела, или, иными словами, выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к конкретным обстоятельствам дела.

На этой стадии правоприменитель прежде всего решает вопрос, на основании какой правовой нормы должно решаться рассматриваемое дело (говоря юридическим языком – дать правовую квалификацию юридическим фактам этого дела), проверить подлинность нормы (достоверность ее текста с точки зрения законности, соответствие закону либо другим нормативным актам) и ее действие в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Затем правоприменитель должен уяснить содержание применяемой нормы (толкование).

При выборе и анализе нормы права иногда имеет место коллизия правовых норм, когда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые либо не совпадают, либо противоречат друг другу по содержанию.

В этом случае коллизия решается в пользу:

нормы вышестоящего нормативно-правового акта;

более поздней нормы в случае противоречия норм одного и того же уровня;

специальной нормы, а не общей.

Особо следует сказать о ситуации, когда правоприменитель не находит нормы, регулирующей установленные факты. Если исключить некомпетентность правоприменителя, то в этом случае:

либо законодатель не считает необходимым регулировать данные обстоятельства и принимать по ним какие-либо решения юридического характера;

 либо налицо пробел в праве.

На третьей стадии правоприменительного процесса компетентный орган выносит властное решение, которое доводится до заинтересованных лиц и организаций. При этом правоприменитель должен удостовериться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны и им дана правильная юридическая оценка, что применяемая норма права относится именно к этому конкретному случаю.

На этом процесс применения нормы права заканчивается и начинается реализация акта применения нормы права (правоприменительного акта), т. е. реализация конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом.

Правоприменительные акты

Правоприменительный акт – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

Признаки правоприменительного акта:

1. носит властный характер и, следовательно, охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для адресата, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем;

2. это индивидуальный правовой акт, который не создает норм права, а конкретизирует существующие применительно к определенному лицу или к определенной ситуации;

3. выносится в строгом соответствии с законом;

4. имеет разовое значение;

5. издается в установленной законом форме и имеет точное наименование (приговор, приказ, постановление, распоряжение). Например, форма акта для приговора суда: вводная часть, описательная, мотивировочная, резолютивная.

В зависимости от субъекта правоприменения выделяют акты:

представительных органов государственной власти;

исполнительных, распорядительных органов государственной власти;

правоохранительных органов;

государственных органов контроля (налоговой инспекции, таможенных органов и т. д.).

В соответствии с функциями права правоприменительные акты подразделяют на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением, и охранительные, издаваемые в связи с совершением правонарушений.

Пробелы в праве

При выборе и юридическом анализе правовых норм, которые должны быть применены к конкретному случаю, иногда обнаруживают, как было отмечено выше, пробел в праве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.006 с.)