Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ



Конституция – это главный закон государства, содержащий основополагающие начала всей правовой системы, поэтому он должен быть наиболее стабилен и устойчив к экономическим и политическим изменениям в обществе.

Предложение о внесении поправок или пересмотре Конституции РФ могут вносить: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Под поправкой понимается любое изменение текста Конституции РФ, которое производится в усложненном и специфичном порядке. Поправки к Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта – закона РФ о поправке к Конституции РФ, имеющего особый правовой статус и отличающегося как от федерального, так и от федерального конституционного закона, во-первых, кругом субъектов права законодательной инициативы, а, во-вторых, обязательностью одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Можно выделить четыре стадии внесения поправок в Конституцию РФ:

1. внесение предложения о поправках,

2. принятие поправок палатами Федерального Собрания по правилам, установленным для принятия федерального конституционного закона,

3. одобрение поправок органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ,

4. вступление поправок в силу.

Изменения в ст. 65 Конституции РФ, устанавливающую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии и образовании в составе РФ нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. В течение месяца со дня вступления в силу соответствующего ФКЗ Конституция РФ должна быть опубликована в новой редакции. Для изменения наименования субъекта РФ достаточно принятия в данном субъекте РФ решения об утверждении своего нового наименования, которое включается в Конституцию РФ на основании указа Президента РФ. При этом переименование субъекта РФ не должно приводить к отступлению от смысла конституционно-правовых норм (например, содержать указание на иную форму правления или противоречить светскому характеру государства). 

Текст глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, составляющих фундамент и задающих глубинное содержание другим конституционным положениям, не может быть изменен. Он может быть только пересмотрен. Для этого необходимо 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В случае если необходимые голоса набраны, созывается Конституционное Собрание, которое принимает решение либо о неизменности Конституции РФ, либо о разработке проекта новой Конституции РФ, который впоследствии выносится на всенародное голосование. Таким образом, даже минимальное изменение глав 1, 2 и 9 предполагает пересмотр конституционного текста в целом.

Сложность процедуры внесения поправок и пересмотра Конституции РФ обусловлена значимостью основного закона государства и необходимостью его защиты от необдуманных сиюминутных решений.

Судебная система РФ

Одной из ветвей государственной власти является судебная власть, которая самостоятельна, действует независимо от законодательной и исполнительной власти и призвана охранять правовые устои государственной и общественной жизни.

Судебная власть реализуется посредством предоставления специальным органам государства – судам – полномочий по рассмотрению и разрешению отнесенных к их компетенции правоприменительных вопросов в строго определенной процессуальной форме.

Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия в делах, связанных с предполагаемым нарушением норм права (уголовное или исковое производство и др.), а также в ситуациях, где спор о праве отсутствует, но для защиты прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и государства в целом требуется судебное установление определенных фактов (родственных отношений, нахождения на иждивении, недееспособности и др.). Наряду с правосудием судебная власть выполняет и другие функции: конституционный контроль, контроль над законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений; дача разъяснений действующего законодательства на основе данных судебной практики и др. 

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства, образуя соответственно систему федеральных судов: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ», не допускается.

К федеральным судам относятся:

• Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля (осуществляет конституционное судопроизводство);

• суды общей юрисдикции: суды субъектов Российской Федерации (краевой, областной, суд города федерального значения и т.д.), районные суды, военные и специализированные суды;

• арбитражные суды: арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды (например, Суд по интеллектуальным правам).

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, является Верховный Суд Российский Федерации.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Правосудие в Российской Федерации опирается на следующие принципы, закрепленные в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах.

Единство судебной системы, подразумевающее единые правила судопроизводства, единство статуса судей и т. д.

Законность.

Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей. Суды, осуществляющие судебную власть, а также лица, участвующие в осуществлении правосудия (судьи, присяжные и арбитражные заседатели) не зависят от чьей бы то ни было воли и подчиняются только Конституции РФ и закону. Законом предусмотрена ответственность за незаконное вмешательство в деятельность суда и незаконное воздействие на судей, присяжных и арбитражных заседателей.

Несменяемость судей. Судьи не подлежат назначению (избранию) на другую должность или в другой суд без их согласия. С момента наделения полномочиями судьи действуют до достижения ими предельного срока пребывания в должности. Досрочное прекращение полномочий возможно только в качестве исключения и только по предусмотренным законом основаниям.

Неприкосновенность судей, которая распространяется на личность судьи, а также на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности, иначе как в порядке, определенном федеральным законом.

Равенство всех перед законом и судом, независимо от происхождения, места жительства, имущественного или должностного положения, отношения к религии, государственной, социальной, расовой, национальной, половой, политической или языковой принадлежности и других оснований.

Состязательность и равноправие сторон. В процессе осуществления правосудия присутствуют всегда две стороны. Гражданское дело – истец и ответчик (истец доказывает законность и обоснованность своих требований, а ответчик доказывает необоснованность иска). Уголовное дело – сторона обвинения и сторона защиты. При рассмотрении дела стороны равноправны; функция правосудия отделена от функций, выполняемых сторонами.

Обязательность судебных постановлений. Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования и другие обращения обязательны для всех и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Гласность в деятельности судов. Разбирательство дел во всех судах является открытым, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, если дело связано с информацией, составляющей коммерческую тайну).

Участие граждан в осуществлении правосудия. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия; для присяжных и арбитражных заседателей участие в осуществлении правосудия оплачивается из федерального бюджета и является гражданским долгом.

Язык судопроизводства. В Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, арбитражных судах, а также в военных судах судопроизводство и делопроизводство ведется на русском языке (государственном языке Российской Федерации). В других федеральных судах общей юрисдикции – также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. В судах субъектов Российской Федерации и у мировых судей – либо на русском языке, либо на языке республики, на территории которой находится суд. Если участвующие в деле лица не владеют языком судопроизводства, то им предоставляется право выступать, давать объяснения на родном языке (или на ином избранном ими языке общения), а также пользоваться услугами переводчика.

Защиту прав и охраняемых законом интересов при осуществлении правосудия обеспечивают, как было указано выше, различные судебные органы, которые в совокупности образуют систему федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации. Для четкого разграничения их полномочий предусмотрены институты подведомственности и подсудности.

Подведомственность – это разграничение компетенции между звеньями судебной системы, то есть распределение категорий споров между Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, арбитражными судами и судами общей юрисдикции (в том числе мировыми судьями). Например, арбитражным судам подведомственны экономические споры, а также дела о несостоятельности (банкротстве).

Подсудность – это распределение категорий споров для рассмотрения в первой инстанции между различными судами в рамках одного звена судебной системы.

Различают следующие виды подсудности:

родовая (вертикальная) подсудность определяет, суд какого уровня должен рассмотреть данное дело в первой инстанции. Например, уголовное дело, подведомственное судам общей юрисдикции, в зависимости от тяжести и других обстоятельств может быть подсудно мировому судье, районному суду или суду субъекта Российской Федерации.

территориальная (горизонтальная) подсудность – определяет суд, исходя из административно-территориального деления Российской Федерации. Например, в отношении гражданских дел иск обычно предъявляется по месту жительства или месту нахождения ответчика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.011 с.)