Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Издательство мгту им. Н. Э. Баумана

Поиск

2017

УДК 340(075.8)

ББК 67.4

 

Рекомендовано Редакционно-издательским советом

МГТУ им. Н. Э. Баумана в качестве учебного пособия.

Рецензент

Виноградова Т.С.

Амелина К.Е., Ковалева М.А., Тиханова Н.Е.

Правоведение / Амелина К.Е., Ковалева М.А., Тиханова Н.Е. — Москва: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. — 223 с.:ил.

ISBN …………………………

Учебное пособие подготовлено коллективом преподавателей кафедры «Юриспруденция, интеллектуальная собственность и судебная экспертиза» в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования в рамках учебной дисциплины «Правоведение» для технических вузов, предназначено для самостоятельной проработки студентами учебного материала по дисциплине «Правоведение». Раскрыты основные правовые понятия и категории (норма права, источники права, правоотношение, правонарушение, реализация права и др.). Дана характеристика и ключевые положения базовых отраслей системы российского права. Изложены важнейшие аспекты правового регулирования научно-технической деятельности, необходимые студентам для работы в сфере инженерной деятельности. Каждый раздел пособия заканчивается контрольным заданием для самопроверки и списком рекомендованных источников.

Для студентов, обучающихся основам права в технических ВУЗах.

УДК 340(075.8)

 ББК 67.4

 

© Амелина К.Е.,

© Ковалева М.А.,

© Тиханова Н.Е. 2017

© МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017

© Оформление. Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017

 

ISBN


ПРЕДИСЛОВИЕ

       Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по учебной дисциплине «Правоведение» неюридических вузов и предназначено для самостоятельной проработки студентами дисциплины «Правоведение».

       Целями изучения дисциплины «Правоведение» являются ознакомление студентов, обучающихся основам права по техническим направлениям подготовки (специальностям), с основными элементами правовой системы, понятиями и характеристиками важнейших отраслей частного и публичного права; формирование правосознания и навыков практического применения полученных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

       В результате освоения Дисциплины студенты приобретают:

§ базовые знания о системе права в Российской Федерации и содержании основных положений нормативно-правовых актов в ключевых отраслях российского права;

§ умения оперировать юридическими понятиями и категориями, совершать юридически значимые действия в соответствии с законом;

§ опыт разрешения конкретных правовых ситуаций на основе полученных знаний и толкования нормативно-правовых актов.

Дисциплина построена по модульному принципу, где каждый модуль представляет собой логически завершенный раздел курса. В пособие представлены результаты обучения для каждого модуля, достижение которых оценивается при текущем и промежуточном контроле освоения курса.        

Лекционные занятия посвящены рассмотрению базовых положений курса и разъяснению учебных заданий, выносимых на самостоятельную проработку.

Семинарские занятия проводятся для закрепления усвоенной информации, приобретения навыков ее применения для решения практических задач в предметной области Дисциплины.

Самостоятельная работа студентов включает проработку материалов лекционного курса, подготовку к семинарам и контрольным работам, выполнение домашнего задания и пр.

Результаты всех видов работы студентов формируются в виде их личных портфолио, которые учитываются на промежуточной аттестации (зачете). Успешное завершение Дисциплины на стадии промежуточной аттестации возможно только при регулярной работе во время семестра и планомерном прохождении текущего контроля в течение каждого модуля. Итоговые результаты текущего контроля складываются из следующих оценок:

§ работа на лекциях и семинарах,

§ контрольные работы,

§ подготовка и защита домашнего задания.

В случае неудовлетворительного прохождения текущего контроля предусматривается дополнительное контрольное мероприятие в виде зачета по билетам, которое служит для оценки достижения студентом запланированных программой результатов обучения по каждому модулю курса.  

Учебное пособие структурировано по разделам и главам, соответствующим модулям и темам рабочей программы дисциплины, и включает в себя расширенный (по сравнению с материалами курса лекций) объем информации нескольких видов:

информация, выраженная в определении и характеристике основных правовых понятий и категорий, уяснение которой способствует формированию объемного понимания сути и взаимосвязи правовых явлений;

информация, касающаяся содержания нормативных документов в различных сферах жизнедеятельности и представленная таким образом, чтобы обеспечить возможность решения конкретных практических задач и побудить студента к сравнительному анализу, оценке и критическому осмыслению правовых норм современной российской действительности.

Учебное пособие адаптировано для понимания студентами, обучающимися по техническим направлениям подготовки (специальностям), путем последовательности и простоты изложения материала, выделения в тексте главных положений, введения глоссария и списка условных обозначений и аббревиатур. Глоссарий содержит определения необходимых для освоения образовательной программы понятий, которые представлены в соответствующей структуре Дисциплины последовательности. Предусматривается возможность более детального изучения предложенных тем. Для удобства поиска дополнительной информации в начале каждого раздела учебного пособия после аннотации приведены ключевые слова, в конце каждого раздела содержится список рекомендованных источников, состоящий из нормативно-правовых актов, современной литературы и адресов электронных ресурсов сети Интернет.

Каждый раздел учебного пособия завершается контрольным заданием для самопроверки с ответами, выполнение которого способствует развитию творческого мышления и достижению заложенных в программе Дисциплины результатов обучения. 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Процесс становления правового общества в настоящее время охватывает все более разнообразные общественные отношения. Отражая эти процессы, право выступает в качестве основного нормативного регулятора динамично развивающихся общественных отношений. Основные функции права заключаются в очерчивании границ дозволенного, установлении рамок нормального поведения индивидов, организаций и государства, и в то же время, в защите общественных отношений от всякого рода посягательств путем применения специальных оговоренных в законе средств.

Право принадлежит к числу не только наиболее ценных, но и наиболее сложных общественных явлений. Как совокупность правил поведения право имеет следующие особенности:

- устанавливается и защищается государством;

- выражает интересы большинства населения;

- носит общеобязательный характер.

Регулирующее воздействие права, направленное на упорядочение общественной жизни, является необходимым атрибутом любого цивилизованного общества. Поэтому каждый человек, независимо от рода занятий и личного статуса, должен сформировать для себя общее понимание сущности и основных компонентов права, видов и направленности нормативно-правовых актов, механизма действия основных правовых инструментов для достижения общественных и личных целей. Знание основ правовой жизни общества следует рассматривать как долг человека и гражданина. 

Появление первых общеобязательных правил поведения обусловило выделение из общества тех людей, которые были способны ориентироваться в их тонкостях и особенностях применения. Известно, что самыми ранними юристами были жрецы, признанные особо достойными и всемогущими людьми, способными на глубину познания. Знатоки права передавали комплекс знаний своим последователям, а в период расцвета Юриспруденции (II-III вв. до н.э.) сформировалась система передачи правовой информации и практических навыков обучаемым, в частности, путем стажировки под руководством знаменитых юристов Рима. Цицерон описывал формы деятельности римских юристов: консультирование граждан, помощь в оформлении правовых документов, участие в судебных делах. Именно тогда была сформулирована действующая и сегодня презумпция знания права, означающая заведомую осведомленность о юридических правилах лица, вступающего в правоотношения («незнание закона не освобождает от ответственности»).

В эпоху средневековья стало понятно, что познание права начинается с изучения общих представлений о нем. Появились юридические науки (философия права, энциклопедия права, общая теория права), на базе которых создавались учебные дисциплины, направленные на освоение главных положений деятельности правового характера. Прогресс в сфере образования носил повсеместный характер. К примеру, Шведское государство в XVI в. поставило перед собой задачу достичь общей грамотности в области права.

В XIX в. с бурным развитием промышленности, науки и техники потребность в освоении права возрастает и приобретает прагматичную направленность. Активно развивается теория естественного права, которое в противовес изменчивому положительному праву представляет собой неизменную составляющую, вытекающую из природы людей. На рубеже XIX-XX вв. четко обозначилась область исследования общей теории права, состоящая из познания государства как формы человеческого общежития и права как порядка жизнедеятельности в нем. На основе изучения этих общественных институтов выстаивалась система правового образования. 

Если говорить о России, то события начала XX в. полностью изменили отношение общества к праву и подорвали его веру в могущественную силу закона, могущего защитить человека от нарушений и произвола власти. Сторонники идей революции не стремились к правовой информированности населения и, основываясь на субъективном понимании права, закрепляли в законах нормы, совершенно не совместимые с наработанным веками догмами и принципами права (например, о применении аналогии в уголовных правоотношениях). В советской структуре образования содержались правовые дисциплины, но все они были посвящены задачам исключительно политического воспитания и формирования единого мнения относительно оценки исторических событий в стране.

С середины 50-х годов образовательно-правовая деятельность сужается и конкретизируется на заучивании текстов юридических документов. В 60-е годы начинается процесс демократизации общественной жизни, восстановления регулирующего значения права и вовлечения граждан в поддержание общественного порядка, в связи с чем появляется необходимость в правовом образовании населения. Учебными программами предусматривалось освоение трех блоков знаний: основ теории права, положений Конституции СССР, норм трудового, семейного, гражданского, административного и уголовного права. Правовое образование было направлено на получение представления о роли права в регулировании общественной жизни, взаимосвязи основных отраслей, а также на формирование уважения к закону как основному источнику права.

В 70-е годы повышение правовой культуры молодежи приобретает значение стратегического направления государственной деятельности по становлению законопослушной личности, умеющей применить правовые знания в интересах общества. Большое внимание уделялось правовому воспитанию гражданина, заключавшемуся в систематическом и целенаправленном воздействии с целью сформировать привычку правомерно-активного поведения. В конце 80-х годов содержание правоведческих дисциплин расширилось за счет информации о международных документах по правам человека.

Демократизация общества конца XX в. обусловила необходимость разработки и развития новой концепции правового образования, целью которой является формирование правовой культуры населения и подготовка обучающихся к жизни в правовом гражданском обществе с точки зрения возможности реализации и защиты своих прав. Несмотря на все сложности переходного периода в истории России, постепенно произошло обновление содержание правовых дисциплин, усиливалась их практическая направленность; право стало представляться не как господствующее над человеком насилие, а как средство, помогающее ему жить.

На сегодняшний день изучение правовых вопросов является обязательной составляющей системы высшего образования. Как общественная наука правоведение представляет собой отрасль специальных знаний о государстве и праве, собранную из основ теории государства и права, конституционного, гражданского, семейного, трудового, уголовного права и других юридических наук.

Объектом правоведения являются многоплановые взаимосвязанные компоненты общества – государство и право, их глубинные свойства и соотношение с другими социальными явлениями.

Предмет правоведения образует круг теоретически осваиваемых общественных отношений и проблем, а, в частности,

государство и право как явления общественной жизни;

базовые правовые понятия и категории;

аспекты правоприменительной деятельности;

основные положения различных отраслей права.

В правоведении можно выделить следующие методы (приемы и способы) изучения предмета:

структурный метод, позволяющий выявить устойчивые внутренние связи (например, логическое структурирование нормы права);

системный метод, заключающийся в рассмотрении изучаемого объекта как некоторой целостности (система права, система органов государственной власти и т.д.);

сравнительный метод, в рамках которого происходит сопоставление объектов с целью выявления их сходства и различий;

диалектических метод, состоящий в познании явлений действительности в их развитии (например, объяснение смены форм правления государства) и др.

Как учебная дисциплина «Правоведение» - это система знаний, формируемых на основе отбора научных знаний в образовательных целях, в пределах и посредством которых осуществляется теоретическое и прикладное освоение государства и права, а также связанных с ними общественных отношений. Учебная дисциплина «Правоведение» охватывает исторические и общетеоретические представления и государстве и праве, аспекты отраслевого регулирования общественных отношений с точки зрения реализации норм права на практике.

Поскольку получение фундаментальных теоретических знаний о государстве и праве направлено на поддержание общественного порядка и защиту интересов отдельных индивидов, изучение дисциплины «Правоведение» призвано:

во-первых, просветить студентов, обучающихся по неюридическим направлениям подготовки (специальности), в правовой области знаний с тем, чтобы способствовать их последующей ориентации в тех правовых отношениях, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни, независимо от выбранного рода занятий;

во-вторых, заложить основу для формирования правовой культуры молодого поколения.

Как и любая другая учебная дисциплина, дисциплина «Правоведение» снабжается методическим комплектом, включающим в себя программу, методические указания, учебное пособие и другие методические материалы, помогающие обеспечивать качественную организацию учебного процесса.

Дисциплина «Правоведение» состоит из трех последовательно изучаемых в течение одного семестра модулей.

Модуль 1 «Основы права» посвящен рассмотрению общих положений теории государства и права. Студенты знакомятся с принципами и функциями права, основными понятиями и категориями права (норма права, источники права, правоотношения, правонарушения и др.) в их взаимосвязи, понятием и формами государства, системой органов государственной власти, особенностями конституционных прав и свобод человека и гражданина, судебной системой РФ.

Модуль 2 «Частное право» содержит правовую характеристику тех отраслей права, которые регулируют отношения граждан и их объединений как равноправных субъектов и обеспечивают их частный интерес: гражданское право и его подотрасль – наследственное право, семейное, жилищное и трудовое право.

В модуле 3 «Публичное право. Правовое регулирование научно-технической деятельности» рассматриваются комплексы норм, направленных на защиту общественного интереса: уголовное, административное, финансовое, экологическое право, а также основы осуществления научно-технической деятельности, в частности, особенности правового режима ее результатов и способы их правовой охраны. Изучение правовой регламентации отношений в сфере научно-технической деятельности особенно актуально для студентов, обучающихся по техническим направлениям подготовки (специальностям), в связи с приближенностью данных отношений к их будущей профессиональной практике.

Выше указанное структурирование дисциплины «Правоведение» позволяет получить четкое представление как о регулятивной и охранительной функциях права, так и об основах правового регулирования в ведущих отраслях российского права. 

 

 


РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ПРАВА

Аннотация и ключевые слова

Аннотация

       Изучение правовой составляющей жизнедеятельности общества традиционно начинается с освоения категориального аппарата и взаимосвязи базовых понятий. Поэтому первый модуль дисциплины «Правоведение» посвящен теоретической характеристике права как компонента системы социальных норм и государства как формы организации общества.

       Обозначается сущность права, его признаки и назначение. Описываются источники права – внешние формы его выражения. Особое внимание уделяется нормативно-правовому акту как ведущему источнику права: приводится классификация, рассматриваются пределы действия во времени, пространстве и по кругу лиц.

Раскрывается понятие правовой нормы через ее внутреннее строение и разновидности. Приводятся стадии процесса создания новых норм права. Определяется понятие реализации права – процесса воплощения правовых предписаний в поведении людей, выделяются формы реализации права и способы преодоления несовершенств правового регулирования: коллизий, пробелов, неточностей формулировок положений нормативно-правовых актов.

 Дается подробная характеристика правоотношений, предпосылок их возникновения и правонарушений как антипода правомерного поведения.

 Освещается понятие государства, Конституции и основ конституционного строя. Рассматриваются органы государственной власти в РФ с позиции порядка их формирования и назначения. Приводятся конституционные права и свободы человека и гражданина, а также условия и способы приобретения гражданства РФ. Описана судебная система России и особенности отдельных видов судопроизводств: гражданского, арбитражного, уголовного.

Ключевые слова: норма права, источники права, правовая система, структура правовой нормы, правотворчество, нормативно-правовой акт, реализация права, применение права, коллизии правовых нор, пробелы в праве, толкование права, правоотношение, правоспособность, дееспособность, юридический факт, правонарушение, юридическая ответственность, основы конституционного строя, гражданство, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.009 с.)