Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Издательство мгту им. Н. Э. Баумана↑ Стр 1 из 44Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2017 УДК 340(075.8) ББК 67.4
Рекомендовано Редакционно-издательским советом МГТУ им. Н. Э. Баумана в качестве учебного пособия. Рецензент Виноградова Т.С. Амелина К.Е., Ковалева М.А., Тиханова Н.Е. Правоведение / Амелина К.Е., Ковалева М.А., Тиханова Н.Е. — Москва: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. — 223 с.:ил. ISBN ………………………… Учебное пособие подготовлено коллективом преподавателей кафедры «Юриспруденция, интеллектуальная собственность и судебная экспертиза» в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования в рамках учебной дисциплины «Правоведение» для технических вузов, предназначено для самостоятельной проработки студентами учебного материала по дисциплине «Правоведение». Раскрыты основные правовые понятия и категории (норма права, источники права, правоотношение, правонарушение, реализация права и др.). Дана характеристика и ключевые положения базовых отраслей системы российского права. Изложены важнейшие аспекты правового регулирования научно-технической деятельности, необходимые студентам для работы в сфере инженерной деятельности. Каждый раздел пособия заканчивается контрольным заданием для самопроверки и списком рекомендованных источников. Для студентов, обучающихся основам права в технических ВУЗах. УДК 340(075.8) ББК 67.4
© Амелина К.Е., © Ковалева М.А., © Тиханова Н.Е. 2017 © МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017 © Оформление. Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017
ISBN ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по учебной дисциплине «Правоведение» неюридических вузов и предназначено для самостоятельной проработки студентами дисциплины «Правоведение». Целями изучения дисциплины «Правоведение» являются ознакомление студентов, обучающихся основам права по техническим направлениям подготовки (специальностям), с основными элементами правовой системы, понятиями и характеристиками важнейших отраслей частного и публичного права; формирование правосознания и навыков практического применения полученных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни. В результате освоения Дисциплины студенты приобретают: § базовые знания о системе права в Российской Федерации и содержании основных положений нормативно-правовых актов в ключевых отраслях российского права; § умения оперировать юридическими понятиями и категориями, совершать юридически значимые действия в соответствии с законом; § опыт разрешения конкретных правовых ситуаций на основе полученных знаний и толкования нормативно-правовых актов. Дисциплина построена по модульному принципу, где каждый модуль представляет собой логически завершенный раздел курса. В пособие представлены результаты обучения для каждого модуля, достижение которых оценивается при текущем и промежуточном контроле освоения курса. Лекционные занятия посвящены рассмотрению базовых положений курса и разъяснению учебных заданий, выносимых на самостоятельную проработку. Семинарские занятия проводятся для закрепления усвоенной информации, приобретения навыков ее применения для решения практических задач в предметной области Дисциплины. Самостоятельная работа студентов включает проработку материалов лекционного курса, подготовку к семинарам и контрольным работам, выполнение домашнего задания и пр. Результаты всех видов работы студентов формируются в виде их личных портфолио, которые учитываются на промежуточной аттестации (зачете). Успешное завершение Дисциплины на стадии промежуточной аттестации возможно только при регулярной работе во время семестра и планомерном прохождении текущего контроля в течение каждого модуля. Итоговые результаты текущего контроля складываются из следующих оценок: § работа на лекциях и семинарах, § контрольные работы, § подготовка и защита домашнего задания. В случае неудовлетворительного прохождения текущего контроля предусматривается дополнительное контрольное мероприятие в виде зачета по билетам, которое служит для оценки достижения студентом запланированных программой результатов обучения по каждому модулю курса. Учебное пособие структурировано по разделам и главам, соответствующим модулям и темам рабочей программы дисциплины, и включает в себя расширенный (по сравнению с материалами курса лекций) объем информации нескольких видов: информация, выраженная в определении и характеристике основных правовых понятий и категорий, уяснение которой способствует формированию объемного понимания сути и взаимосвязи правовых явлений; информация, касающаяся содержания нормативных документов в различных сферах жизнедеятельности и представленная таким образом, чтобы обеспечить возможность решения конкретных практических задач и побудить студента к сравнительному анализу, оценке и критическому осмыслению правовых норм современной российской действительности. Учебное пособие адаптировано для понимания студентами, обучающимися по техническим направлениям подготовки (специальностям), путем последовательности и простоты изложения материала, выделения в тексте главных положений, введения глоссария и списка условных обозначений и аббревиатур. Глоссарий содержит определения необходимых для освоения образовательной программы понятий, которые представлены в соответствующей структуре Дисциплины последовательности. Предусматривается возможность более детального изучения предложенных тем. Для удобства поиска дополнительной информации в начале каждого раздела учебного пособия после аннотации приведены ключевые слова, в конце каждого раздела содержится список рекомендованных источников, состоящий из нормативно-правовых актов, современной литературы и адресов электронных ресурсов сети Интернет. Каждый раздел учебного пособия завершается контрольным заданием для самопроверки с ответами, выполнение которого способствует развитию творческого мышления и достижению заложенных в программе Дисциплины результатов обучения.
ВВЕДЕНИЕ Процесс становления правового общества в настоящее время охватывает все более разнообразные общественные отношения. Отражая эти процессы, право выступает в качестве основного нормативного регулятора динамично развивающихся общественных отношений. Основные функции права заключаются в очерчивании границ дозволенного, установлении рамок нормального поведения индивидов, организаций и государства, и в то же время, в защите общественных отношений от всякого рода посягательств путем применения специальных оговоренных в законе средств. Право принадлежит к числу не только наиболее ценных, но и наиболее сложных общественных явлений. Как совокупность правил поведения право имеет следующие особенности: - устанавливается и защищается государством; - выражает интересы большинства населения; - носит общеобязательный характер. Регулирующее воздействие права, направленное на упорядочение общественной жизни, является необходимым атрибутом любого цивилизованного общества. Поэтому каждый человек, независимо от рода занятий и личного статуса, должен сформировать для себя общее понимание сущности и основных компонентов права, видов и направленности нормативно-правовых актов, механизма действия основных правовых инструментов для достижения общественных и личных целей. Знание основ правовой жизни общества следует рассматривать как долг человека и гражданина. Появление первых общеобязательных правил поведения обусловило выделение из общества тех людей, которые были способны ориентироваться в их тонкостях и особенностях применения. Известно, что самыми ранними юристами были жрецы, признанные особо достойными и всемогущими людьми, способными на глубину познания. Знатоки права передавали комплекс знаний своим последователям, а в период расцвета Юриспруденции (II-III вв. до н.э.) сформировалась система передачи правовой информации и практических навыков обучаемым, в частности, путем стажировки под руководством знаменитых юристов Рима. Цицерон описывал формы деятельности римских юристов: консультирование граждан, помощь в оформлении правовых документов, участие в судебных делах. Именно тогда была сформулирована действующая и сегодня презумпция знания права, означающая заведомую осведомленность о юридических правилах лица, вступающего в правоотношения («незнание закона не освобождает от ответственности»). В эпоху средневековья стало понятно, что познание права начинается с изучения общих представлений о нем. Появились юридические науки (философия права, энциклопедия права, общая теория права), на базе которых создавались учебные дисциплины, направленные на освоение главных положений деятельности правового характера. Прогресс в сфере образования носил повсеместный характер. К примеру, Шведское государство в XVI в. поставило перед собой задачу достичь общей грамотности в области права. В XIX в. с бурным развитием промышленности, науки и техники потребность в освоении права возрастает и приобретает прагматичную направленность. Активно развивается теория естественного права, которое в противовес изменчивому положительному праву представляет собой неизменную составляющую, вытекающую из природы людей. На рубеже XIX-XX вв. четко обозначилась область исследования общей теории права, состоящая из познания государства как формы человеческого общежития и права как порядка жизнедеятельности в нем. На основе изучения этих общественных институтов выстаивалась система правового образования. Если говорить о России, то события начала XX в. полностью изменили отношение общества к праву и подорвали его веру в могущественную силу закона, могущего защитить человека от нарушений и произвола власти. Сторонники идей революции не стремились к правовой информированности населения и, основываясь на субъективном понимании права, закрепляли в законах нормы, совершенно не совместимые с наработанным веками догмами и принципами права (например, о применении аналогии в уголовных правоотношениях). В советской структуре образования содержались правовые дисциплины, но все они были посвящены задачам исключительно политического воспитания и формирования единого мнения относительно оценки исторических событий в стране. С середины 50-х годов образовательно-правовая деятельность сужается и конкретизируется на заучивании текстов юридических документов. В 60-е годы начинается процесс демократизации общественной жизни, восстановления регулирующего значения права и вовлечения граждан в поддержание общественного порядка, в связи с чем появляется необходимость в правовом образовании населения. Учебными программами предусматривалось освоение трех блоков знаний: основ теории права, положений Конституции СССР, норм трудового, семейного, гражданского, административного и уголовного права. Правовое образование было направлено на получение представления о роли права в регулировании общественной жизни, взаимосвязи основных отраслей, а также на формирование уважения к закону как основному источнику права. В 70-е годы повышение правовой культуры молодежи приобретает значение стратегического направления государственной деятельности по становлению законопослушной личности, умеющей применить правовые знания в интересах общества. Большое внимание уделялось правовому воспитанию гражданина, заключавшемуся в систематическом и целенаправленном воздействии с целью сформировать привычку правомерно-активного поведения. В конце 80-х годов содержание правоведческих дисциплин расширилось за счет информации о международных документах по правам человека. Демократизация общества конца XX в. обусловила необходимость разработки и развития новой концепции правового образования, целью которой является формирование правовой культуры населения и подготовка обучающихся к жизни в правовом гражданском обществе с точки зрения возможности реализации и защиты своих прав. Несмотря на все сложности переходного периода в истории России, постепенно произошло обновление содержание правовых дисциплин, усиливалась их практическая направленность; право стало представляться не как господствующее над человеком насилие, а как средство, помогающее ему жить. На сегодняшний день изучение правовых вопросов является обязательной составляющей системы высшего образования. Как общественная наука правоведение представляет собой отрасль специальных знаний о государстве и праве, собранную из основ теории государства и права, конституционного, гражданского, семейного, трудового, уголовного права и других юридических наук. Объектом правоведения являются многоплановые взаимосвязанные компоненты общества – государство и право, их глубинные свойства и соотношение с другими социальными явлениями. Предмет правоведения образует круг теоретически осваиваемых общественных отношений и проблем, а, в частности, государство и право как явления общественной жизни; базовые правовые понятия и категории; аспекты правоприменительной деятельности; основные положения различных отраслей права. В правоведении можно выделить следующие методы (приемы и способы) изучения предмета: структурный метод, позволяющий выявить устойчивые внутренние связи (например, логическое структурирование нормы права); системный метод, заключающийся в рассмотрении изучаемого объекта как некоторой целостности (система права, система органов государственной власти и т.д.); сравнительный метод, в рамках которого происходит сопоставление объектов с целью выявления их сходства и различий; диалектических метод, состоящий в познании явлений действительности в их развитии (например, объяснение смены форм правления государства) и др. Как учебная дисциплина «Правоведение» - это система знаний, формируемых на основе отбора научных знаний в образовательных целях, в пределах и посредством которых осуществляется теоретическое и прикладное освоение государства и права, а также связанных с ними общественных отношений. Учебная дисциплина «Правоведение» охватывает исторические и общетеоретические представления и государстве и праве, аспекты отраслевого регулирования общественных отношений с точки зрения реализации норм права на практике. Поскольку получение фундаментальных теоретических знаний о государстве и праве направлено на поддержание общественного порядка и защиту интересов отдельных индивидов, изучение дисциплины «Правоведение» призвано: во-первых, просветить студентов, обучающихся по неюридическим направлениям подготовки (специальности), в правовой области знаний с тем, чтобы способствовать их последующей ориентации в тех правовых отношениях, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни, независимо от выбранного рода занятий; во-вторых, заложить основу для формирования правовой культуры молодого поколения. Как и любая другая учебная дисциплина, дисциплина «Правоведение» снабжается методическим комплектом, включающим в себя программу, методические указания, учебное пособие и другие методические материалы, помогающие обеспечивать качественную организацию учебного процесса. Дисциплина «Правоведение» состоит из трех последовательно изучаемых в течение одного семестра модулей. Модуль 1 «Основы права» посвящен рассмотрению общих положений теории государства и права. Студенты знакомятся с принципами и функциями права, основными понятиями и категориями права (норма права, источники права, правоотношения, правонарушения и др.) в их взаимосвязи, понятием и формами государства, системой органов государственной власти, особенностями конституционных прав и свобод человека и гражданина, судебной системой РФ. Модуль 2 «Частное право» содержит правовую характеристику тех отраслей права, которые регулируют отношения граждан и их объединений как равноправных субъектов и обеспечивают их частный интерес: гражданское право и его подотрасль – наследственное право, семейное, жилищное и трудовое право. В модуле 3 «Публичное право. Правовое регулирование научно-технической деятельности» рассматриваются комплексы норм, направленных на защиту общественного интереса: уголовное, административное, финансовое, экологическое право, а также основы осуществления научно-технической деятельности, в частности, особенности правового режима ее результатов и способы их правовой охраны. Изучение правовой регламентации отношений в сфере научно-технической деятельности особенно актуально для студентов, обучающихся по техническим направлениям подготовки (специальностям), в связи с приближенностью данных отношений к их будущей профессиональной практике. Выше указанное структурирование дисциплины «Правоведение» позволяет получить четкое представление как о регулятивной и охранительной функциях права, так и об основах правового регулирования в ведущих отраслях российского права.
РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ПРАВА Аннотация и ключевые слова Аннотация Изучение правовой составляющей жизнедеятельности общества традиционно начинается с освоения категориального аппарата и взаимосвязи базовых понятий. Поэтому первый модуль дисциплины «Правоведение» посвящен теоретической характеристике права как компонента системы социальных норм и государства как формы организации общества. Обозначается сущность права, его признаки и назначение. Описываются источники права – внешние формы его выражения. Особое внимание уделяется нормативно-правовому акту как ведущему источнику права: приводится классификация, рассматриваются пределы действия во времени, пространстве и по кругу лиц. Раскрывается понятие правовой нормы через ее внутреннее строение и разновидности. Приводятся стадии процесса создания новых норм права. Определяется понятие реализации права – процесса воплощения правовых предписаний в поведении людей, выделяются формы реализации права и способы преодоления несовершенств правового регулирования: коллизий, пробелов, неточностей формулировок положений нормативно-правовых актов. Дается подробная характеристика правоотношений, предпосылок их возникновения и правонарушений как антипода правомерного поведения. Освещается понятие государства, Конституции и основ конституционного строя. Рассматриваются органы государственной власти в РФ с позиции порядка их формирования и назначения. Приводятся конституционные права и свободы человека и гражданина, а также условия и способы приобретения гражданства РФ. Описана судебная система России и особенности отдельных видов судопроизводств: гражданского, арбитражного, уголовного. Ключевые слова: норма права, источники права, правовая система, структура правовой нормы, правотворчество, нормативно-правовой акт, реализация права, применение права, коллизии правовых нор, пробелы в праве, толкование права, правоотношение, правоспособность, дееспособность, юридический факт, правонарушение, юридическая ответственность, основы конституционного строя, гражданство, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.009 с.) |