Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экологизация морали – процесс или принцип экоэтики?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Формирование и развитие экологической этики идут параллельно с процессом экологизации морали. Процесс этот носит одновременно стихийный и целенаправленный характер. Стихийный – поскольку реалии жизни заставляют людей включать в поле моральной регуляции свои отношения с природой; целенаправленный – поскольку требует опережающей и кардинальной перестройки всего общественного сознания. Экологизация морали предполагает: · детерминацию отношения людей к природным объектам не только материально-экономическими, правовыми или административными предписаниями, но и нравственными нормами и принципами; · экологизацию «традиционных» моральных норм и принципов (долг и совесть по отношению к природе как экологический долг и экологическая совесть); · появление новых моральных ценностей, минимизирующих«старые» (полезности и целесообразности); · образование единой нравственно-экологической ответственности как в производственно-профессиональном, так и бытовом природопользовании; · постепенную, сложную и длительную перестройку морального сознания, которой должны способствовать нравственно-экологическое образование, воспитание и просвещение. Рассмотренные принципы, нормы и императивы вполне могут претендовать на роль концептуальных оснований экологической этики. Они далеко не бесспорны, но их признаниеи реализация способствовали бы формированию необходимого в современных условиях энвайронментального сознания, требующего определенных корректив этического образования и нравственного воспитания, которые должны способствовать становлению у граждан нравственно-экологической культуры. Причем уже сегодня экологическая трансформация сознания и деятельности должна двигаться от простой экологической грамотности к обретению высокой экологической культуры. Одной из важнейших новаций, привнесенных экологической этикой в нравственное сознание людей, стало утверждение морального статуса всех живых существ. Гуманное отношение к животным, ко всем нечеловеческим формам жизни становится важнейшей характеристикой нравственности человека. Традиционная этическая мысль также полагала, что заботливое, гуманное отношение к животным является предпосылкой гуманного отношения к людям, жестокость в обращении с живыми существами осуждалась. Но теперь границы должного в этом вопросе стали существенно строже. Экологическая этика предписывает видеть в животных равноправных участников нравственных отношений, а не только объект заботы со стороны человека. Классический «принцип благоговения перед жизнью» утверждает значимость жизни любого существа, независимо от того, является ли оно полезным для человека или вредным, ведет ли это существо себя нравственно или безнравственно. Однако степень укорененности таких воззрений в нашем обществе относительна. Сентиментальные декларации о любви к животным редко переходят в представления об их самоценности. Любить «животных вообще» гораздо проще, чем проявить хотя бы терпимость к массе неприятных и вредных существ, которыми кишит окружающая среда. Экологическая этика привела к пересмотру традиционного отношения не только к природе и животным, но и к людям. Если прежде обязательность нравственного отношения к человеку определялась его личностным и духовным статусом, то новая антропология, полагая человека существом среди других существ, обосновывает необходимость нравственного отношения к нему именно как живому существу. Такая постановка проблемы актуализировалась под влиянием развития биологии и медицины, успехи которых породили этическую неоднозначность многих вновь возникающих ситуаций, разрешение которых является предметом биомедицинской этики. При этом права человека как личности зачастую сталкиваются с правами человека как живого существа. Так, при решении проблемы аборта сталкивается право женщины распоряжаться своим телом и право зародыша на жизнь, на то, чтобы стать человеком. При обсуждении проблемы эвтаназии вступает в конфликт право человека распоряжаться своей судьбой, жизнью и смертью и нравственная обязанность медиков всеми силами сохранять жизнь. Несмотря на то что биомедицинская этика, как и экоэтика, призвана заботиться об экологии человека, в нашем обществе проблемы биомедицинской этики слабо ассоциируются с экологической этикой. Экология человека, защита его не в качестве личности и социального субъекта, а в качестве живого существа, до сих пор не слишком популярна. Это связано с общей мировоззренческой установкой общества, согласно которой человек – это, прежде всего, личность, «душа Божья», а не тело. Косвенно об этом свидетельствуют и данные нашего опроса. В вопросах биомедицинской этики все студенты, независимо от своей экологической культуры, руководствовались принятыми стереотипами, отражающими общий уровень нравственности общества, но не собственную декларированную экоцентрическую ориентацию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.49.90 (0.007 с.) |