Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экоцентрическая парадигма экологического сознания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понимание того, что антропоцентрическое экологическое сознание заводит в тупик и является основой экологического кризиса привело к возникновению новой общетеоретической и мировоззренческой парадигмы, которую обобщенно можно назвать экоцентрической. Экоцентрическаятенденция, которая явилась альтернативой антропоцентризму постепенно складывалась в развитии общественного сознания. Существенный шаг в ее становлении был сделан русским космизмом, а также в учении о ноосфере, и в таком направлении американского энвайронментализма, как экологизм. Русский космизм утвердил включенностьчеловека в мир природы скорее на религиозном, трансцендентальном уровне, а учение о ноосфере и энвайроментальный экологизм - на собственно научном. В центре внимания экоцентризма оказывается взаимодействие общества со средой своего обитания. Она проявилась в социологии, философии, политэкономии, правоведении, этике, эстетике, а также в социальных движениях за качество среды обитания. Для данной парадигмы характерны следующие постулаты: · Хотя человек и обладает исключительными характеристиками (культура, технология и т. п.), он остается одним из множества видов на Земле, взаимозависимых и включенных в единую глобальную экологическую систему. · Человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными биофизическими, экологическими связями, в которые он включен и которые налагают на его деятельность ограничения: человек живет не только в социальном, но и в природном контексте. · Хотя человеческий интеллект позволяет существенно расширить возможности его существования в социальной и природной средах, тем не менее, экологические законы не утрачивают для него своей обязательности. В формировании экоцентрической парадигмы экологического сознания сыграл экологизм, сформировавшийсяво второй половине XIX в США. В центре ее внимания оказывается взаимодействие общества со средой своего обитания. Она проявилась в социологии, философии, политэкономии, правоведении, этике, эстетике, а также в социальных движениях за качество среды обитания. Главное в этой идеологии — озабоченность тем ущербом, который современная экономика наносит природной среде, особенно такими опасными факторами, появившимися во второй половине XX века, как ядерное оружие, кислотные дожди, истощение озонового слоя, глобальное потепление и другие, к этому добавляется беспокойство по поводу ухудшения качества жизни и вообще перспектив человечества. Экологисты, строившие свою социально-экологическую модель на естественнонаучном понимании взаимодействия общества и природы, выдвинули три основные идеи: экосистемного холизма, морального сообщества и экологической этики. 1. Идея экосистемного холизма (от греч. holos-целое) сформулировано А.Леопольдом: разумно то, что стремится к сохранению целостности, стабильности, совершенства биологического сообщества; неразумно все то, что стремится к обратному. 2. Если принцип холизма распространяет закономерности развития экосистемы на общество, то понятие морального сообщества переносит в сферу действия форм морали и на "не-человеческие" элементы экосистемы. В то же время оно признает "право на индивидуальность" для "не-человеческих" элементов и гарантирует возможность их существования лишь на уровне популяций, видов, но не отдельных особей. Для экологистов ценностью обладает стабильное функционирование единой экосистемы, а не уникальность каждого отдельного ее элемента. 3. Идея экологической этики требует не простого распространения человеческой этики на все природное в рамках "морального сообщества", а создания принципиально новой этики, которая должна органично соответствовать, с одной стороны, "природе человека", а с другой - законам окружающей среды. Базирующееся на новой парадигме экологическое сознание может быть названо экоцентрическим. Для него характерны следующие особенности: 1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества. 2. Разумность человека налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей и природы - элементы единой системы. 3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребности человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием. 4. Характер взаимодействия определяется своего рода "Экологическим императивом". Правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие. 5. Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект во взаимодействии с человеком. 6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы. 7. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства. 8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради ее самой. Таким образом, экоцентрический тип экологического сознания - это система представлений о мире, для которой характерны: 1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, 2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, 3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой. Экоцентрическое экологическое сознание — это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которого характерно наделение природы субъектными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.148 (0.005 с.) |