Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема моральных ценностей в экологической этике. Идея равных прав человека и природы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Экологическая этика может быть описана и другим образом – по характеру ценностей, на которые она опирается. Именно в экологической этике утверждается новое ценностное видение мира, в котором человек более не считается тем существом, интересам которого следует отдавать приоритет, к кому лишь и следует относиться не только как к средству, но также как к цели, кто исключительно обладает внутренней ценностью или ценен сам по себе. Английский философ Дж. Бентам первым высказал мнение, что не только люди обладают моральным статусом, но и все чувствующие существа, т.е. существа, способные к переживанию боли. Этот подход разделяют многие экоэтики в определении предмета моральной ответственности человека. Во второй половине ХХ века экологическая этика пошла дальше, наделив моральным статусом любые природные создания, а также экосистемы, которые они населяют, тем самым сделав их предметом моральной ответственности человека. Этот подход к пониманию экологической этики не строг с науковедческой точки зрения. Однако он помогает понять ту особенность экоэтики (по крайней мере, многих ее направлений), которая обусловлена кардинальным поворотом в моральном мышлении и выражается в расширении границ морального мира. Рассмотрение специфических особенностей и проблем экологической этики, таких, как проблема самоценности природных систем, нравственно-понимающее отношение человека к природе и др., позволяет дополнить и уточнить этот ряд принципов, разработанных экспертной группой ЮНЕСКО, и вынести на суд читателя некоторые положения, которые, на наш взгляд, могут также рассматриваться в качестве принципов экологической этики. 1. Принцип субъект-субъектных отношений человека и природы – безусловно, важнейший принцип экоэтики, связанный с не-антропоцентристским отношением человека к природе и вытесняющий традиционные отношения, в которых природа воспринималась как объект: объект воздействия, использования и даже заботы. Этико-методологическим основанием данного принципа является ориентация на общение человека с миром природных явлений как с Иным субъектом. При этом независимо от того, верит ли человек в реальность существования стоящего за этими природными явлениями другого сознательного субъекта, и независимо от того, существует или нет в действительности этот иной сознательный субъект, всю природу предлагается рассматривать как Иное мыслящее или, по крайней мере, чувствующее существо или организм (идея В.И. Фалько). Именно принцип субъект-субъектности делает возможным нравственно-понимающее отношение людей к природе, признание ее самоценности независимо от интересов человека, любовь к ней и ожидание взаимности от нее. 2. Обращенность в будущее как нравственный принцип экоэтики – своеобразное проявление и «ответ» на чувство времени, перешагивающее рубеж одного человеческого поколения и предполагающее заботу о природных условиях существования будущих поколений [4]. Обращенность в будущее – важнейшая особенность экологической этики, по словам О. Леопольда (напомним: соблюдение прав будущих поколений – один из практических принципов ЮНЕСКО). В свою очередь, она базируется на ряде моральных принципов, норм и ценностей, которые должны лежать в основе наших обязательств перед будущими поколениями, имеющими право на достойную жизнь. Это: · принцип хронологической объективности, запрещающий игнорировать интересы индивидов из-за их временного, пространственного или идеологического отдаления; · «долг перед потомками», предписывающий: действие, совершаемое в соответствии с этим моральным долгом, является наиболее ценностным из всех возможных действий; особенность этого долга в том, что он обращен к потомкам, присутствие которых в современной жизни не может быть актуальным, поскольку они существуют пока лишь в виде возможностей, но которые имеют конкретные права по отношению к нам уже сегодня; это, в частности, приоритет обязанностей перед будущим в случае его столкновения с нашими современными нуждами, а также воплощение в жизнь социальных программ ответственности перед будущими поколениями; · нормы-императивы диалога с будущим, включающие в себя: необходимость отказа от действий, которые могут подорвать возможность существования будущих поколений; приоритет ответственности перед потомками при принятии решений, касающихся здоровья человека и состояния природной среды; недопустимость нанесения ущерба интересам будущих поколений в интересах ныне живущих людей. 3. «Нравственно-экологический императив» также можно рассматривать в качестве своеобразного практического принципа, предъявляющего объективные требования – «категорические повеления» людям, ответственным за внедрение в биосферу достижений научно-технического прогресса в практических целях. Эти повеления базируются, в свою очередь, на «обращенности в будущее» и одном из основополагающих принципов экоэтики – принципе предосторожности, к которому можно отнести следующее: · необходимость учитывать уязвимость природной среды; · не допускать превышения ее «пределов прочности»; · глубже вникать в суть свойственных ей сложных взаимных связей; · не вступать в противоречие с естественными закономерностями, чтобы не вызывать необратимых процессов. Выполнение этих требований автор «экологического императива» академик Н.Н. Моисеев считает обязательным не только для тех, чья деятельность носит непосредственно хозяйственный характер, но и для политической власти, от которой зависят способы разрешения многих экологических проблем. 4. Принцип «благоговения перед жизнью» выступает важнейшим принципом и экоэтики и биоэтики. На наш взгляд, он является реальным развитием принципа гуманизма и предполагает проявление всех основных принципов ЮНЕСКО, соединяя в себе уважение ко всем формам жизни, экологическую справедливость, заботу о биоразнообразии и поддержании устойчивости биосферы. Согласно этому принципу А. Швейцера, обращенному к личности и требующему от нее самостоятельного индивидуального выбора, следует «относиться с благоговением к каждому живому существу и уважать его как собственную жизнь… Сохранять жизнь, двигать ее вперед, доводить развивающуюся жизнь до высшей ступени – значит… делать добро; уничтожать жизнь, мешать жизни, подавлять развивающуюся жизнь – значит… делать зло. Это необходимый, абсолютный, основной принцип морали… Этика благоговения перед жизнью заключает в себе все, что можно обозначать как любовь, самопожертвование, сострадание, соучастие в радости и стремлении… Поистине, нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред». Благоговение перед жизнью требует от личности индивидуального выбора на основе формулы А. Швейцера: «Я есть жизнь, которая хочет жить, я есть жизнь среди жизни, которая хочет жить». При таком подходе подлинно нравственный человек испытывает побуждение выказывать равное благоговение как по отношению к собственной воле и жизни, так и по отношению к любой другой. Только такое, благоговейное отношение к природе может стать основой равноправного диалога человека с ней.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.161.14 (0.007 с.) |