Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русский космизм. Идея «ноосферы» В.И.ВернадскогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Существенный шаг во взаимоотношениях общества и природы был сделан в сформировавшемся в России во второй половине 19 в. философско-религиозном течении, которое теперь называют русским космизмом. Оно было представлено именами Н.А.Бердяева, И.В.Кириевского, В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского и многими другими. Это была не школа в научном ее понимании, а скорее особое умонастроение в кругах русской интеллигенции. Центральной идеей русского космизма являлось представление о том, что Человек - составная часть Природы, что их не следует противопоставлять, а необходимо рассматривать в единстве. Противоречие между Разумом и Природой неизбежно, но Разум ответствен за отыскание путей его разрешения. Русский космизм обосновал необходимость новой моральной основы взаимодействия Человека с Природой, смены принципов развития цивилизации. " Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца ", -писал Н.Ф.Федоров в своей "Философии общего дела" в 90-х гг. XIX века, когда до экологического кризиса в его сегодняшнем понимании было еще далеко. Он считал, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующую облик Земли: биосфера перейдет в свое новое состояние, в сферу разума - ноосферу. Дальнейшее развитие окружающей среды и человеческого общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция (совместная эволюция, в которой просто невозможно господство интересов одной из сторон). Идеи единства, взаимосвязи человека и природы получили свое развитие в ноосфере В.И.Вернадского. Он считал, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующую облик Земли: биосфера перейдет в свое новое состояние, в сферу разума - ноосферу. Дальнейшее развитие окружающей среды и человеческого общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция (совместная эволюция, в которой просто невозможно господство интересов одной из сторон). В целом, русский космизм, учение о ноосфере, экологизм обосновали необходимость единства человека и природы, начали формировать представления непрагматической ценности природы. Первым, кто со всей остротой сформулировал идеи эпохи ноосферы, был В.И.Вернадский (1863-1945); первым, кто произнес слово «ноосфера» был Ле-Руа; независимо от В.И.Вернадского первым, кто начал широко обсуждать особенности, которыми должна обладать эта эпоха, был Тейяр де Шарден (1881-1955). Еще в 20-е годы ХХ ст., учитывая перспективные тенденции мировых демографических процессов и производственно-хозяйственной деятельности, В.И.Вернадский предсказал реальность «железного голода», «исчезновения нефти» и т.п. и сформулировал задачу необходимости сохранения естественной среды обитания человека. Реализацию этой задачи В.И.Вернадский связывал с использованием нетрадиционных источников энергии, производством синтетических материалов, синтетических продуктов питания. Эти элементы «автотрофного производства» увязывались им в единую, относительно замкнутую систему производственно-хозяйственной и социокультурной деятельности общества. Концепция автотрофности стала исходным пунктом его дальнейших поисков во взаимоотношениях человека и природы. Так появилось учение о ноосфере – принципиальное достижение научной мысли ХХ в. Академик Вернадский считал, что с возникновением человека и развитием его производственной деятельности к человечеству начинает переходить роль основного геологического фактора всех происходящих на поверхности планеты изменений. Ныне положение о человечестве как геологическом факторе почти ни у кого не вызывает сомнений, поскольку изменения, вызванные человеком на планете, носят явно глобальный характер. В этой связи перед людьми встает целый комплекс задач не только научно-технического, но и социального порядка, сводящихся к одной цели – не допустить, чтобы изменений природной сферы происходили во вред самим же людям и другим формам жизни, придать им разумно направленный характер. В этом случае биосфера будет переведена регулирующей деятельностью людей в качественно новое состояние, для отражения которого требуется соответствующее понятие. Поскольку это состояние возникает как функция разумной деятельности людей, было предложено понятие «ноосфера». Именно в рамках этого учения обосновывается необходимость преодоления стихийности во взаимоотношениях между человеком, обществом и биосферой. Ноосфера, по В.И.Вернадскому, является логическим развитием и завершением биосферы. В процессе превращения биосферы в ноосферу цивилизация входит, по выражению В.И.Вернадского, в новую эру. Ее называли по-разному: психозойская эра, антропогенная эра, эра человека. По существу, речь шла о доминирующем значении человека, живущего по законам разумности. Тем самым был заложен фундамент нынешнего представления о глобальном характере взаимоотношений человека, общества и природы. Автотрофно-ноосферная концепция в своей основе есть не что иное, как предтеча представлений об устойчивом развитии. Сегодня идея коэволюции (сотрудничества в развитии) человека, природы и общества, являющаяся базисом «экологического императива», провозглашается в качестве глобальной объединяющей идеи XXI в. не только учеными, но и мировым межгосударственным сообществом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.200.167 (0.007 с.) |