Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы возникновения и развития экологической этики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сегодня такие понятия, как природная среда и природоохранное движение, экология и экологический кризис, бережное отношение к природе, уважение к естественной жизни, из лексикона узкого круга специалистов прочно входят в обыденный язык. Вся острота моральной рефлексии современного человека проявляется в многоликих проблемах экологической этики, что делает ее пространство открытым для разных направлений мыслей и побуждает традиционную этику к поиску новых способов самовыражения и практической эффективности ее теоретических идей. С начала 70-х годов XX века экологическая этика стала претендовать на статус самодостаточной дисциплины, способной разработать уникальную систему нравственных принципов и императивов, задающих правила поведения человека в природном мире. Основателями экологической этики традиционно считают немецко-французского теолога, врача и философа Альбеpта Швейцеpа (1875–1965) и амеpиканского эколога, зоолога и философа Олдо Леопольда (1887–1948). «Благоговение перед жизнью», полагал А. Швейцер, должно стать основанием универсальной этики и мировоззрения людей в целом. Он считал, что ошибкой всех существующих до этого этик было то, что они рассматривали отношение человека к человеку, когда в действительности речь идет о том, как относится человек ко всему, что его окружает. Этика есть ответственность за все, что живет. Поэтому, согласно А. Швейцеру, этика благоговения перед жизнью не приемлет обращения с живым миром по необходимости (спасая одних, уничтожаем других), а утверждает принцип ответственности: «если я спасаю насекомое, то, значит, моя жизнь действует на благо другой жизни», что позволит нам избежать «раздвоенности жизни». Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Там, где наносится вред какой-либо жизни, необходимо ясно осознавать, насколько это необходимо: я не согласен делать ничего, кроме неизбежного, – даже самого незначительного. Совесть как внутренний регулятор поведения человека позволит ему принимать правильные решения, и тогда можно будет расслышать слова: «Я есть жизнь, которая хочет жить, я есть жизнь среди жизни, которая хочет жить» (А. Швейцер). Если у А. Швейцера в центре внимания находится нравственность, то в работах О. Леопольда доминирует экологический аспект в структуре этического знания: наш конфликт с природным миром предопределен не только неправильным использованием его ресурсов, но и неумением видеть Землю как часть общности, к которой мы все принадлежим. Он признает, что этика с момента ее возникновения и в последующей эволюции не выходила за пределы регуляции взаимоотношений индивидуума и общества, поэтому этики отношений человека с землей, с животными и растениями, обитающими на ней, пока не существует. О. Леопольд вводит в этику новый термин «экологическая совесть». С экологической точки зрения, эта норма этики представляет собой ограничение свободы действий человека в борьбе за существование, с философской – pазграничение общественного и антиобщественного поведения. Соответственно, хороша любая мера, способствующая сохранению целостности, стабильности и красоты биотического сообщества. Все же, что этому препятствует, дурно. Поэтому, например, опустошение земли не только вредно, но и дурно. В качестве условия сохранения природного разнообразия О. Леопольд предлагает изменение стиля социоприродных отношений. Поведение современных людей, утверждает О. Леопольд, может быть этичным только по отношению к чему-то, что мы можем видеть, осязать, понимать, любить, во что мы можем верить. Для этого создаются разные образы природы, которые обычно используются в обучении принципам охраны окружающей среды. Например, таким понятием являлось «равновесие природы», однако оно не позволяло в полной мере описать природный механизм. Поэтому О. Леопольд считает, что более наглядным является понятие «природная пирамида», которая становится новым символом природного мира, означающим – сложное переплетение многих цепей разнообразных экосистем, устойчивость которых свидетельствует о высокоорганизованной структуре, а ее функционирование зависит от совместной деятельности и конкуренции различных ее частей. Поэтому процесс изменения структуры пирамиды в результате вмешательства человека сопровождается его представлениями о том, что животный и растительный мир кажутся неисчерпаемыми запасами энергии. Это бездумное использование биологического капитала и приближает час расплаты. Этические принципы по отношениюк Земле расширяют границы общности, включая в это понятие почву, водные ресурсы, растения и животных. В соответствии с этикой Земли не следует: уничтожать виды или способствовать их вымиранию; необдуманно смешивать отечественные и экзотические виды; запруживать или загрязнять реки – но всегда необходимо заботиться о животных. Идеи и концепции А. Швейцера и О. Леопольда оказались не только фундаментальным основанием зарождающейся экологической этики, но и открытым пространством диалога разных форм знания – экологии, философии, культурологии, этики и др. Их проекты стали интенсивно обсуждать, развивать, обосновывать и конкретизировать, придавая им статус альтернативных этико-экологических парадигм, направленных на разрешение глобальных экологических проблем современности.
4. Основные парадигмы экологической этики – антропоцентризм и не-антропоцентризм. В результате трансформации представлений о природе и статусе человека в ней, характере их взаимоотношений на протяжении человеческой истории возникают оформившиеся с середины 70-х годов ХХ века два основополагающих воззрения на нее: 1. Природа – это органический живой мир, частью которого является и человек, что предполагает обращение с ней как с равным партнером (по аналогии с межличностной коммуникацией). Этический долг человека состоит в том, чтобы вписаться в систему природы и при этом не разрушить ее целостности, а, наоборот, заботиться о ее благополучии и процветании. Наше отношение к природе определяется как симпатия, выражающаяся в понимании, сочувствии, сострадании, сопереживании и т.п. 2. Природа воспринимается через призму естественнонаучного и технического знания – тогда она противостоит человеку как объект субъекту, который его описывает, анализирует и исследует по частям. При таком понимании природа должна ориентироваться на Я-субъекта, поэтому и этика ориентирована на человека, на закрепление его власти и господства над ней. В результате природа включается в наши рациональные проекты без ее «согласия» и воспринимается лишь с позиции ее соответствия нашим интересам. Ключом к пониманию природы становится ее конструирование, а ее значимость для субъекта определяется его требованиями. В начале третьего тысячелетия стало очевидно, что бурное развитие научно-технического прогресса, сопровождаемого господствующей концепцией антропоцентризма, отрицательно отразилось на состоянии окружающей среды. Лишь в последние десятилетия, когда природа стала жестоко мстить человечеству за причиненный ей ущерб, мы начали пытаться анализировать свои поступки и пересматривать моральные ценности. В результате лозунги «человек – центр вселенной» и «все для человека» перестали быть актуальными. Жить в гармонии с природой и уважать любое проявление жизни на Земле – вот необходимые условия для дальнейшего развития человеческого общества. Стремление человека найти обновленную систему моральных ориентиров, духовный потенциал, на который можно было бы опираться как в процессе развития науки и технологий, так и в обыденной жизни, воплотилось в новой сфере человеческого знания – экологической этике. Развитое этико-экологическое сознание предполагает нормативно-этическую определенность. Нередко нормативно-ценностное содержание экологической этики раскрывается через анализ различий антропоцентризма и нон-антропоцентризма (или не-антропоцентризма) Это различие действительно специфично для экологической этики: именно в рамках осмысления отношений человека с природой оно было выявлено и проанализировано. Антропоцентризм усматривается в предзаданности отношения человека к природе его заботой о своих собственных потребностях и интересах. Забота же о природе может обусловливаться лишь пониманием того, что природа есть условие жизни человечества и без нее человечество погибнет. В противоположность антропоцентризму нон-антропоцентризм предполагает признание внутренней ценности живого как такового, независимо от его пользы для человека. При этом в разных теориях внутренняя ценность приписывается или биологическим видам, или особям, или только способным к чувствительности (и к страданию) животным, или экосистемам и т.д. Не-антропоцентристские концепции (нон-антропоцентризм) – гуманистическая альтернатива антропоцентризму; выдвигают как высшую ступень в шкале ценностейгармоничное и равноправное сообществолюдей и всех других живых и неживых компонентов природы. К не-антропоцентристским концепциям относятся: биоцентризм, экоцентризм, экофеминизм и др. направления, выступающие непосредственным проявлением гуманистической этики, подлинного – «человечного» – гуманизма. Они призывают человека отказаться от своего антропоэгоизма и начать жить интересами Иного – природного начала. Основные положения не-антропоцентристскихконцепций сводятся к следующему: 1) природный мир естьразнообразие биотических и абиотических структур; 2) объекты природы взаимосвязаны; 3) в окружающей природе любой ее вид неповторим и ценностно значим; 4) человек не вправе руководствоваться принципом пользы или целесообразности в определении ценности и права на жизнь любого биологического вида; 5) человек должен заботиться о сохранении всех видов и объектов природы, не допуская потерь в биоразнообразии. Нон-антропоцентризм как моральная установка и этический принцип представляет собой вызывающую нормативно-этическую новацию. В нем получает развитие проходящая через всю историю этики тенденция расширения предмета моральной ответственности. Впрочем, это расширение происходит и в рамках антропоцентристской экоэтики, когда забота об окружающей среде выводится из специфически понятных потребностей человечества, а именно потребностей будущих поколений. Соответственно, формулируется идея обязанности ныне живущих людей перед будущими поколениями, и она рассматривается как основание бережного отношения к природе. Концепция обязанности перед будущими поколениями в этическом плане не однозначна: она требует прояснения характера этой обязанности, характера межгенерационного пространства, на которое она распространяется, ее содержания и порядка ее осуществления. Такое расширение морального сообщества беспрецедентно, поскольку проблематизирует традиционное представление о морали – в частности, как морали, основанной на взаимности. Если не понятие самой морали, то понятие взаимности становится необходимым предметом теоретического переосмысления. Нон-антропоцентризм еще более расширяет предмет моральной ответственности, распространяя ее и на не относящиеся к человеческому роду особи, а также сообщества и системы живых организмов. Нон-антропоцентризм и антропоцентризм – это базовые ценностные установки экоэтики. Они заключают в себе нормативные условия принятия решений и действий, правда, не определяют непосредственно их характер и содержание. Поэтому необходимы дальнейшие шаги по раскрытию специального содержания экологической этики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.28.79 (0.013 с.) |