Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-психологические особенности человека и его общественные функции в разные эпохи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Поиски лучших форм организации общества столь же древние, как и само человеческое общество. Они заложены в самом характере практической деятельности человека. Существование человека в разные исторические эпохи предъявляло новые требования в его социальным и психологическим качествам. Результаты исследований палеоантропологов показывают, что более 1,5 млн лет назад человек начал изготовлять примитивные каменные орудия труда., около 500 тыс. лет назад стали использовать огонь, который представлял источник энергии, дополнявший внутреннюю энергию, поставляемую пищей и необходимую для поддержания обмена веществ. Суровые экологические условия в периоды похолодания и потепления климата, которые сопровождались наступлением и отступлением ледников, предъявляли очень высокие требования к людям, к их умственной деятельности как для успешной борьбы с крупными и опасными животными, так, возможно, и для победы в конкуренции с родственными приматами. Одновременно со становлением физического типа человека продолжалось развитие материальной культуры палеолита, начиная от самой примитивной обработки камня, до высокоразвитой культуры позднего палеолита с его тонко обработанными каменными орудиями труда и охоты, а также прекрасными образцами изобразительного искусства. Уже в палеолите сложились первобытные верования, поклонение своим тотемам, соблюдение запретов (табу). Прогресс духовной и материальной культуры человека происходил более быстро в районах, где природные условия не обеспечивали его растительной пищей и требовали охоты на крупных животных. Люди создают группы и сообщества, внутри которых устанавливаются отношения господства и подчинения, носящие в отличие от животных сообществ, осознанный характер. При переходе от палеолита к неолиту большие перемены наблюдались в формировании духовного мира человека. Резко возрос уровень познания окружающего мира. Для занятия земледелием и скотоводством необходимо было учитывать периоды природных циклов и время паводков на реках. Чтобы заниматься ремеслом и строительством, были нужны обширные и разнообразные знания, накопленные предыдущими поколениями. Первичное миросозерцание находило отражение в системе верований, мифов, их хранителями были колдуны и жрецы. Религиозные верования поддерживались множеством норм и табу. Искусство неолита – живопись, обрядовая музыка и танцы – отражало эти верования. Усложнилась структура элементов зарождавшегося общества, увеличилось число видов деятельности. Это требовало более сложных, дифференцированных правил регулирования экономических и внутриобщинных отношений, распределения продуктов. Раннерабовладельческая цивилизация характеризуется усиленным строительством городов, появляются города-государства. Предпосылкой и следствием перемен в обществе стали изменения в самом человеке. Знания, навыки, усиление общения, обмена знаниями и товарами в городах стали основой для успеха и богатства личности, выделения активной элиты. Во многом прогресс происходил за счет социальной дифференциации, ставшей следствием успехов в производственной деятельности. Главное достижение античной цивилизации – расцвет человеческой личности, приоритет духовной сферы, подъем науки, искусства, мифологии, раскрепощение личности и ее свобода. Жители античных государств успешно занимались земледелием, скотоводством, ремеслом, участвовали в выборе правителей, при этом были людьми рефлексирующими, оптимистическими, отдающими приоритет прекрасной архитектуре, скульптуре, живописи, любящими чтение и театр, склонным к философии. В переходный период к раннефеодальной цивилизации происходят изменения социально-психологических качеств человека. На смену утонченным людям поздней античности пришел молодой, энергичный, полный жизненных сил варвар, со своими знаниями, обычаями, образом жизни. Он сравнительно быстро впитал в себя все жизнеспособное, что осталось от прежнего общества. Этому немало способствовало христианство, ставшее своего рода носителем информации научного, культурного, этического генотипа, хотя и в искаженном виде. Социальные условия средневековья – это несвободное и иерархически многослойное общество. Крестьяне, равноправные в пределах общины, лично зависели от феодалов, которые сами были вассалами верховного сюзерена, служили со своим отрядом в войске короля, зависели от его суда и произвола. И феодалы, и король, в свою очередь, духовно зависели от церкви, их жизнь жестко регламентировалась. Разрушение производительных сил, уничтожение части людей, материальных и культурных ценностей, снижение производительности труда – все это привело к примитивизации потребностей, нацеленных, прежде всего, на выживание человека, семьи, сельской общины, города в условиях, когда за это выживание надо было отчаянно бороться. Социально-политические потребности ограничиваются узкими границами общины, цеха, вассальной зависимости. Духовные потребности под воздействием христианского аскетизма и догматизма сузились и упростились. Религия освящает, а искусство воспевает сословную иерархию, подчиненность низших высшим, обещая в вознаграждение за покорность и страдания на земле царство Божие. Христианство и ислам, возникшие первоначально как религии угнетенных, становятся столпами иерархии, механизмом духовного принуждения, поощряют уничтожение иноверцев и еретиков. След, который оставила античная эпоха, дал основу для нового рывка, который привел к новому расцвету индивидуума и общества. Ренессанс и Просвещение принесли с собой новый поворот к свободе, равноправию граждан, возвышению личности, торжеству человеческого духа. Возрождаются идеи античной науки, искусства и демократии, основываются города, которые представляли собой духовные центры, средоточие ремесленников и архитекторов, поэтов и художников, купцов и банкиров, политических свобод и раскованного духа человека. Оплотами свободомыслия стали университеты. Гуманизм на первый план выдвигает Человека, освобожденного от жестких ограничений религиозных догм, свободную творческую личность, отдающуюся радости бытия, познания. Это нашло отражение в Великой научной революции, заложившей основы современной науки в различных сферах познания. В периоды Реформации и Контрреформации вновь произошло усиление абсолютизма и преследований инаковерующих, увеличение несвободы, угнетения крестьян и ремесленников, разгул инквизиции и произвола. Формирование новых капиталистических отношений вновь изменило характер человека. В результате побед английской и французской революций, войны за независимость в Северной Америке утвердились буржуазные свободы, исходившие из равноправия граждан, приоритета личности, равных возможностей в конкурентной борьбе. Человек буржуазного общества – это Homo economicus, активный предприимчивый, прагматичный. Свобода личности и конкуренции стала символом веры буржуазного строя, предпосылкой подъема и расцвета индустриальной цивилизации. Она открыла дорогу для стремительного развития освобожденных от пут религиозных догм науки, изобретательства, образования. Религия была вынуждена отступать перед силой разума, приспосабливаться к изменившимся условиям жизни общества. Расширение личной свободы и господство рыночных отношений во многом подорвали прежнюю патриархальную семью, которая утратила прежнее экономическое значение, особенно в среде пролетариата и интеллигенции, возросла активность и независимость женщин. Усложнение и расширение видов деятельности в индустриальном обществе, все более широкое применение достижений науки в производстве, управлении, военном деле потребовали нового уровня способностей, знаний и навыков широкого круга работников не только физического, но и умственного труда. Возросла роль образования и образованных людей. Социально-политические потребности подчиняются экономическим интересам. С трудом завоеванные политические свободы и гражданское равенство призваны обеспечить равные условия для конкуренции и охранять приобретенную или полученную в наследство собственность. Духовные потребности также подчинены экономическим интересам, хотя нередко выходят за их рамки. Рост благосостояния, разнообразие видов деятельности, развитие международных связей усилили потребность в совершенствовании науки, культуры, искусства. Кризис капиталистической эпохи вылился в существование тоталитарных обществ, в которых человек был превращен в винтик политической и индустриальной машины. Главными чертами социалистического общества в нашей стране были организованное насилие одного класса над всеми иными, крайний централизм, террор и принудительный труд, тотальная власть государства и единственной партии, контроль за любой интеллектуальной деятельностью. В результате 70-летнего существования социализма возник особый тип человека – «хомо советикус», с его позитивными – самоотверженность, коллективизм, преданность, так и негативными чертами. Идеология и мораль общества потребления подчинены требованиям рынка – в той наиболее развитой форме, какую он принимает в капиталистическом обществе. Высшей моральной ценностью становится приобретение богатства, рост прибыли в той или иной форме. Происходят радикальные изменения в общественной морали, системе нравственных ценностей, которыми руководствуются люди во взаимоотношениях полов, в семье, быту. В последней трети XX в. наблюдаются признаки глубокого духовного кризиса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.57 (0.009 с.) |