Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характер средневековой торговли.
На протяжении многих столетий европейская торговля была посреднической и носила в основном транзитный характер. Главными предметами ее были восточные красители и квасцы для текстильных промыслов, пряности для стола и предметы роскоши, начиная от дорогих тканей и кончая драгоценными металлами. Внутри европейского континента также доминировала внешняя торговля товарами, которых не было или не хватало в данной местности: солью, вином, сукном, хлебом (в неурожайные годы). Доминирующее положение занимала в средние века морская торговля. Правда, масштабы ее были незначительными, так как грузоподъемность даже крупнейших судов редко превышала в то время 100—150 т. Навигация была непродолжительной. Даже в Средиземном море до XIV в. она ограничивалась только летним временем. Гребные галеры и парусные нефы обычно плавали вдоль берегов или от острова к острову, 2/3 времени проводя на стоянках. В результате судно, как правило, выполняло не более одного рейса в год. Венеция, например, в XIV в. ежегодно снаряжала три каравана — в Константинополь, Бейрут и Александрию, каждый из 2—4 галер. Таким образом, вся венецианская торговля с Левантом ограничивалась в лучшем случае 1000—1500 т товаров в год. Левантийская торговля Марселя (90% всей его внешней торговли) в конце XIV в. ограничивалась посылкой на Ближний Восток 2 галер в год. Еще большей скромностью отличались масштабы торговых операций в бассейнах Северного и Балтийского морей. Сложными были условия сухопутной торговли. Серьезным препятствием для ее успешного развития являлось практическое отсутствие хороших дорог. Лучшими из них являлись немногочисленные старые римские дороги, с твердым покрытием, добротно служившие спустя целую тысячу лет. В XII—XIV вв. в связи с ростом городов и торговли в ведущих странах Западной Европы дорожная сеть резко расширяется, но главным образом за счет грунтовых дорог, часто представлявших наезженные тропы, проселки, которыми нельзя было пользоваться круглый год (весной и осенью они превращались в непроходимые грязевые потоки). Этим, вероятно, объясняется и то, что в средние века мало пользовались телегами, используя преимущественно вьючный транспорт, и долгое время употребляли в упряжке более сильных волов, а не лошадей. Собственно, регулярное дорожное строительство относится только к концу позднего средневековья.
Средневековую торговлю на континенте характеризует широкое использование речного транспорта. Многочисленные реки, сейчас непригодные для судоходства, служили путями для небольших барж на конной тяге. И уже в развитом средневековье в Нидерландах, Южной Франции и Северной Италии начинается строительство каналов, соединявших речные пути между собой. Развитие речной сети влекло рост числа пунктов перевалки товаров. Так, железо Уэльса на своем коротком пути в Лондон транспортировалось сначала во вьюках, затем на телегах и, наконец, в лодках. Кроме названных, существовали трудности и другого характера: таможенные границы и заставы, нападения разбойников, произвол феодалов и т. д. Все это делало сухопутную торговлю крайне рискованной и определяло ее незначительные масштабы. В средневековой Западной Европе существовало два основных района торговли: северный (континентальная Европа, бассейны Балтийского и Северного морей) и южный (Средиземноморский). Каждый из них отличался характером торговых связей, предметами торговли и особенностями исторического развития. Средиземноморская торговля уходит своими корнями в античную эпоху. После падения Западной Римской империи центр тяжести ее переносится в восточную часть Средиземноморья. Запад характеризуется нерегулярными торговыми связями и пиратством. В VIII—X вв. господство на Средиземном море переходит к арабам, и его западная часть по существу превращается в «арабское озеро». С X—XI вв. возрождаются итальянские города, и в XIII—XIV вв. понятия «средиземноморская» и «итальянская» торговля постепенно становятся синонимами. Иной была судьба торговли в северной части континента. Здесь начало торговой активности приходится на конец Каролингской эпохи. Однако об установившихся торговых связях в сколько-нибудь серьезных размерах можно говорить лишь начиная с XII—XIII вв. В отличие от средиземноморского района на севере более значительная роль принадлежала сухопутной торговле. До установления в XIV в. постоянного морского сообщения между Средиземноморьем и бассейном Северного моря связь осуществлялась главным образом по суше и рекам. Основными маршрутами, сохранившими свое значение и впоследствии, были: через альпийские перевалы в долины Рейна и Роны; из бассейна Роны в Англию (через Сену и Ла-Манш) и Нидерланды (через Шампань); из Адриатики в Южную Германию и далее или в Рейнские земли, или по Эльбе в западную часть Балтики; из Лангедока (через Каркассонские ворота) к Гаронне. Главным из них был путь через Альпы.
В средневековье из трех групп альпийских перевалов (западные, центральные и восточные) наибольшей известностью пользовались западные: Мон-Сени, Большой (позже — Малый) Сен-Бернар, Симплон и Сен-Женев. По этому пути из Турина основная масса товаров шла в Лион, Бургундию и далее в Шампань, а также в Женеву, Базель и города по Рейну. Самым кратким между Ломбардией (Миланом) и городами Швейцарии и Рейнской области был путь через центральноальпийские перевалы (Септимер, Шплюген, Сен-Готард); однако роль их, как, впрочем, и восточноальпийских (Бреннер), была гораздо меньшей. Но вместе с тем не следует преувеличивать масштабы и западноальпийской торговли: практически закрытые зимой, эти перевалы и летом давали возможность транспортировать грузы лишь во вьюках, причем даже вьючный скот регулярно стал использоваться сравнительно поздно (XII—XIII вв.). Поэтому пропускная способность перевалов была сравнительно невелика. Так, годовой грузооборот Сен-Готарда в XIV—XV вв. не превышал 1200—1300 т товаров.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.007 с.) |