Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика естественных и гуманитарных наук.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Позитивисты утверждали, что есть только один образец научности и только одна научная методология. Ее воплощением является физика. Философия жизни, неокантианство, феноменология, экзистенциализм, философская герменевтика защищали особый характер гуманитарного познания, обусловленный самим его предметом. Гуманитарные науки изучают творения человеческого духа. В немецкой философской традиции для них использовалось название "науки о духе". К творениям человеческого духа относятся произведения искусства, язык, социальные институты и т.д. В то же время социальные институты изучаются также социальными науками, такими как экономика и социология. Они отличаются от гуманитарных наук и ориентируются на методологические стандарты научности. Пытаясь очертить сферу гуманитарных наук, мы должны учесть, что грани между науками нечетки и, главное, – меняются на наших глазах. Например, психологию сейчас относят не к гуманитарным, а к естественным наукам. Однако в ней появляются направления, например гуманистическая психология, которые ближе к наукам гуманитарным. Языкознание является классическим примером гуманитарной науки, но математическая лингвистика уже перестает быть таковой. Надо подчеркнуть разницу между отношением знака к обозначаемому и отношением причины к следствию. Естественные науки занимаются отношениями последнего типа. Они экспериментально исследуют явление, чтобы вскрыть его причину. Но отношение между знаком и обозначаемым носит совершенно иной, не физический характер. Обсуждая тему знака и значения в контексте гуманитарного познания, мы не имеем в виду того, что называют "естественными знаками" (дым – знак огня и т.п.). Роль науки. Наука в наши дни становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается. ХХ век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине ХХ в. фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине ХХ в. большое распространение получила автоматизация. К концу ХХ в. развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. И сегодня мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. И, несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития общества. Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей. Сциентизм и антисциентизм. Культ науки в XX в. привел к попыткам провозглашения науки как высшей ценности развития человеческой цивилизации. Сциентизм (от лат. scientia— «знание, наука»), представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки». Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения, мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно с Сциентизмом возникла его антитеза — антисциентизм, провозглашавший прямо противоположные установки. К сторонникам Сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема. Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем. Антисциентисты уверены, что вторжение науки во все сферы человеческой жизни делает ее бездуховной, лишенной человеческого лица и романтики. Дух технократизма отрицает жизненный мир подлинности, высоких чувств и красивых отношений. Возникает неподлинный мир, который сливается со сферой производства и необходимости постоянного удовлетворения все возрастающих вещистских потребностей. 62. Основные проблемы философии истории: ее смысл, вектор, движущие силы, роль личности в истории. Прогресс и регресс. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества и истории: сравнительный анализ. Понятие философии истории введено Вольтером в ХVIII в. Появление этой предметной области в философии связано со формированием исторического сознания и становлением научной историографии в европейской культуре. Философия истории – фундаментальный раздел философии, в рамках которого разрабатываются теории исторического процесса и методология исторического познания. Основные проблемы философии истории: – сущности и границ исторической реальности – это проблема соотношения социально-исторического, этнического и природного факторов в историческом процессе; – социогенеза – это проблема зарождения и развития человеческого общества, которая представлена рядом концепций: креационистской, трудовой, игровой, психоаналитической; – направленности и законов истории – это проблема смысла, цели и логики исторического процесса, соотношения необходимости и случайности, континуальности и дискретности, революционных и эволюционных фаз в нем; – общего и особенного в историческом процессе – это проблема поиска общих оснований истории человечества, а также уникальных, неповторимых черт в истории отдельных народов, культур, цивилизаций. Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников: это могут быть социальные общности, организации, отдельные индивиды, выдающиеся личности. В их взаимодействии и противоборстве пробивается общая линия развития. Субъектами же исторического развития можно назвать только тех его участников, которые поднялись до осознания своего места в обществе, руководствуются общественно значимыми целями и участвуют в борьбе за их осуществление. Историческое творчество народа осуществляется через деятельность конкретных людей. Вклад некоторых личностей в развитие общества настолько велик и ярок, что это позволяет называть их великими личностями. Такая личность аккумулирует социальную энергию, улавливает и воплощает социальный заказ общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.35.129 (0.011 с.) |