Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 30. Рене декарт: методическое сомнение, рационалистическая теория познания, метафизика. Значение картезианства для философии и культа нового времени.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Критиковал схоластику, стремился открыть новый метод. Считал, что нужно начать с нуля. Для понимания его философских взглядов наиболее важны два произведения «Рассуждение о методе» и «Метафизические рассуждения», так как Декарт обосновал в них метод «картезианского сомнения», т. е. необходимость сомневаться во всем, кроме собственного существования. «я решил во всем сомневаться». Цель сомнения -найти то, в чем нельзя сомневаться. Есть мыслящее Я,все остальное надо доказать. Выражение «мыслю, следовательно, существую» отражает существо теории познания Декарта. Исходя из него утверждается крайний субъективизм – в центре философии-мыслящий субъект -человек. Наша мысль удостоверяет наше существование. Достоверное знание может находиться только в самосознании познающего субъекта, в его аналитической деятельности. Центральное понятие картезианской философии – субстанция. Она позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта. Субстанцией является только Бог (несотворенная субстанция,которая творит духовную и материальную). При этом Декарт делил мир на два рода субстанций: духовную и материальную. Духовная субстанция обладает врожденными идеями, к которым он относил прежде всего идею Бога ( он удостоверяет истинность др. врожденных идей ), а также математические и научные идеи. Материальная субстанция отождествляется с природой, главным свойством которой является протяженность. Животные бездушны,тк душа тождественна разуму. Декарт утверждал, что человек состоит из двух частей: мыслящей субстанции (res cogitans) и т елесной, или пространственной субстанции (res extensa) – или, в более привычных выражениях, души и тела. Душа и разум взаимодействуют в шишковидной железе. Декарт говорил, что телесная и мыслящая субстанции могут соединиться лишь в Боге как в несотворенной единой субстанции. То же и с человеком: познать его как существо, состоящее из души и тела, можно лишь на почве того, что человек является существом, сотворенным Богом, и только понимая его как существо, существующее в Боге, можно понять, как человеческое тело соединяется с человеческой душой. (Этот вывод гораздо более логичен для Декарта, чем предположение о шишковидной железе.) Уровни познания:1) высший-интеллектуальная интуиция(ур-нь анализа врожденных идеи внутри себя) 2) дедукция-выведение частного из общего • ясность и отчетливость познания, не вызывающего никаких сомнений; • Детализация, те разделение всякого исследуемого вопроса на столько частей, сколько требуется для лучшего его понимания; • Последовательность и полнота, те осмысление предмета исследования по порядку, начиная с вещей наиболее простых и постепенно поднимаясь до самых сложных. Абсолютизировав роль разума в познании, Декарт полагал, что с помощью дедуктивного метода можно вывести все истинные знания о мире. То было время строгих ортодоксальных учений, и многие богословы опасались влияния картезианства. Сомнение во всем, которое Декарт предлагал в качестве исходной точки рассуждений, выглядело как откровенный скептицизм. Богословские факультеты некоторых университетов заявили, что христианскому богословию лучше всего подходит философская система Аристотеля, и раздавались даже утверждения, что картезианство с неизбежностью ведет к ереси. Обескураженный такой критикой, Декарт решил покинуть родную Францию и принял приглашение королевы Швеции перебраться в эту северную страну, в которой жил до конца своих дней. Но у картезианства были и сторонники, видевшие в нем надежду на богословское обновление. Во Франции интеллектуалы, среди которых был модным янсенизм, восприняли картезианство как его философское дополнение. В конечном счете философскую систему Декарта признали и в более ортодоксальных кругах, и дискуссии о сущности картезианства долгое время не прекращались. Прежде всего, картезианство способствовало дальнейшему развитию богословских и философских исследований в вопросе о взаимосвязи между духом и материей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.123 (0.008 с.) |