Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 30. Рене декарт: методическое сомнение, рационалистическая теория познания, метафизика. Значение картезианства для философии и культа нового времени.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Критиковал схоластику, стремился открыть новый метод. Считал, что нужно начать с нуля. Для понимания его философских взглядов наиболее важны два произведения «Рассуждение о методе» и «Метафизические рассуждения», так как Декарт обосновал в них метод «картезианского сомнения», т. е. необходимость сомневаться во всем, кроме собственного существования. «я решил во всем сомневаться». Цель сомнения -найти то, в чем нельзя сомневаться. Есть мыслящее Я,все остальное надо доказать. Выражение «мыслю, следовательно, существую» отражает существо теории познания Декарта. Исходя из него утверждается крайний субъективизм – в центре философии-мыслящий субъект -человек. Наша мысль удостоверяет наше существование. Достоверное знание может находиться только в самосознании познающего субъекта, в его аналитической деятельности. Центральное понятие картезианской философии – субстанция. Она позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта. Субстанцией является только Бог (несотворенная субстанция,которая творит духовную и материальную). При этом Декарт делил мир на два рода субстанций: духовную и материальную. Духовная субстанция обладает врожденными идеями, к которым он относил прежде всего идею Бога ( он удостоверяет истинность др. врожденных идей ), а также математические и научные идеи. Материальная субстанция отождествляется с природой, главным свойством которой является протяженность. Животные бездушны,тк душа тождественна разуму. Декарт утверждал, что человек состоит из двух частей: мыслящей субстанции (res cogitans) и т елесной, или пространственной субстанции (res extensa) – или, в более привычных выражениях, души и тела. Душа и разум взаимодействуют в шишковидной железе. Декарт говорил, что телесная и мыслящая субстанции могут соединиться лишь в Боге как в несотворенной единой субстанции. То же и с человеком: познать его как существо, состоящее из души и тела, можно лишь на почве того, что человек является существом, сотворенным Богом, и только понимая его как существо, существующее в Боге, можно понять, как человеческое тело соединяется с человеческой душой. (Этот вывод гораздо более логичен для Декарта, чем предположение о шишковидной железе.) Уровни познания:1) высший-интеллектуальная интуиция(ур-нь анализа врожденных идеи внутри себя) 2) дедукция-выведение частного из общего • ясность и отчетливость познания, не вызывающего никаких сомнений; • Детализация, те разделение всякого исследуемого вопроса на столько частей, сколько требуется для лучшего его понимания; • Последовательность и полнота, те осмысление предмета исследования по порядку, начиная с вещей наиболее простых и постепенно поднимаясь до самых сложных. Абсолютизировав роль разума в познании, Декарт полагал, что с помощью дедуктивного метода можно вывести все истинные знания о мире. То было время строгих ортодоксальных учений, и многие богословы опасались влияния картезианства. Сомнение во всем, которое Декарт предлагал в качестве исходной точки рассуждений, выглядело как откровенный скептицизм. Богословские факультеты некоторых университетов заявили, что христианскому богословию лучше всего подходит философская система Аристотеля, и раздавались даже утверждения, что картезианство с неизбежностью ведет к ереси. Обескураженный такой критикой, Декарт решил покинуть родную Францию и принял приглашение королевы Швеции перебраться в эту северную страну, в которой жил до конца своих дней. Но у картезианства были и сторонники, видевшие в нем надежду на богословское обновление. Во Франции интеллектуалы, среди которых был модным янсенизм, восприняли картезианство как его философское дополнение. В конечном счете философскую систему Декарта признали и в более ортодоксальных кругах, и дискуссии о сущности картезианства долгое время не прекращались. Прежде всего, картезианство способствовало дальнейшему развитию богословских и философских исследований в вопросе о взаимосвязи между духом и материей.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.009 с.) |