Вопрос 38. Французское Просвещение о человеке. Этические идеи просветителей (Ламерти, Гальвеций, Гольбах) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 38. Французское Просвещение о человеке. Этические идеи просветителей (Ламерти, Гальвеций, Гольбах)



Основные положения французского Просвещения: Это была эпоха в которой сложилась первая безрелигиозная идеология. Бог был окончательно вытеснен из картины мира, но вместе с ним исчез и человек. Меняется представление и о самом человеке. По такой теории человек отныне считался прямоходящим и членораздельно говорящим животным, а, по мнению Гельвеция, худшим из животных. Человек – всего лишь биологический механизм. Новое мировоззрение определило и новую мораль. Единственным принципом новой морали стал принцип эгоизма.

- от природы человек ни добрая, ни злая, она подчиняется закона своего интереса;

- эгоизм и стремления к осуществлению своих интересов – ведущий мотив человеческих поступков;

- эгоизм – единая основа положительной нравственности;

- реформу моральных ценностей нужно начинать из реформы права;

- цель этики – сделать человека общественно полезным существом, соединив частный интерес и общественное благо;

- эта цель предусматривает преобразования естественного эгоизма на «умный эгоизм»;

- путь к этой цели – индивидуальное просвещение.

Неудовлетворенность жизнью большинства людей обусловлена тем, что их эгоизм является неразумным и зависит от следующих причин:

1) Подавляющее большинство людей не осознает природы собственных эгоистических желаний, поэтому они стремятся к достижению тех целей, которые ставят перед собою либо люди с яркой индивидуальностью, либо, занимающие высокое социальное положение, поэтому очень часто ценой огромных усилий, добившись желаемого, они чувствуют разочарование.

2) Очень многие люди бывают неспособны соотносить свои интересы с интересами других людей и интересами общества. Это всегда ведет к конфликтам, во время которых любые эгоистичные притязания остаются неудовлетворенными.

3) Люди, как правило, бывают неспособны соотносить свои желания со своими возможностями. Если человек хотел бы исполнения своих потребностей, то он должен помнить о том, что они должны быть разумны.

 

Суть своих взглядов Ламетри излагает в работе "Человек-машина". Человек – сложная машина, и только с помощью опыта можно прояснить его сущность, а не ограничиваясь "пустой болтовней философов". Эмпирические факты показывают, что в пору болезни душа находится в затмении, то она раздваивается под давлением гнева и ярости, то ее слабость исчезает и рождается талантливый человек. Душа и тело впадают в сон. Тело – это машина, которая сама заводит пружины, ее двигающие; питание восстанавливает, мы мыслим и творим нравственные поступки, с возрастом тело меняет рассудок, а душа испытывает воздействие воспитания и образования. У человека-машины различные состояния души соизмеряются с состоянием тела. Человек и животное различаются только качественно: человек более чувственен. Ламетри осуждает суеверие и ратует за добродетели.

Клод Гельвеций (1715–1771) еще до учебы в университете прочитал "Опыт о человеческом разуме" Локка, чьи идеи и повлияли на становление его мировоззрения. Самой нашумевшей работой стала "Об уме " (1758), устремленная на критику феодальных порядков, религиозных догм и католической церкви. Книга вызвала ярость и власть предержащих, и религиозных кругов и была отправлена на костер. Книга же была посвящена истории формирования идей. Базой ментальной жизни признавались ощущения, а у м считался совокупностью многочисленных новых идей, интересных для общественности. Интерес и направляет все наши размышления.

Идеи делятся Гельвецием на полезные, вредные и безразличные. Он писал: "...личный интерес определяет отдельные суждения, а общественный интерес определяет суждения целых наций... одним словом, всегда и везде восхваляют любовь или великодушие, а презирают ненависть или мстительность". Самолюбие признается им движущей силой успехов общества, а знание этого механизма "помогло народам понять необходимость вооружить правительство властью". Миром правят и страсти: этот святой огонь оживляет мир нравственности, способствует открытиям в науке и искусстве. И добродетель, и мудрость просветителя – плоды того же древа.

Главный труд Гольбаха – "Система природы", названный современниками "библией атеистического материализма". С другой стороны, это был гимн природе и человеку. Мыслитель считал, что нет разницы между физическим человеком и духовным, ибо духовное – то же самое плотское существо. Духовный человек действует по физическим причинам, но ему препятствуют в познании суеверия. Вот почему он обязан использовать физику и опыт в достижении истины. Это же относится и к сферам религии, морали, политики. Теологические понятия – не больше чем иллюзии, они не обладают какой-либо реальностью, представляют собой лишь призраки, созданные невежеством, следовательно, они являются идеями, вредными для человечества.

Человек – часть природы и подчиняется естественным факторам. На этом основании абсурдно говорить о душе, свободной от тела. Точно также нелепо говорить о с вободе человека, ибо она зависит от темперамента, мировоззрения, понятий о счастье, от воспитания и страстей. Человек живет в обществе и ради собственного благополучия ему нужно подчиняться гражданским законам, которые должны быть естественными законами, адаптированными к потребностям, обстоятельствам, суждениям общества и позиции нации. Наука, разум и истина рвут цепи предрассудков в стремлении человечества достичь счастья.

Гельвеции в сочинении «О человеке» пишет: «Но что следует из производившихся до сих пор наблюдений над нравственностью? Что любовь людей к своим ближним есть результат необходимости помогать друг другу и бесконечного множества потребностей, зависящих от той же физической чувствительности, которую я считаю первоначальным источником наших поступков, наших пороков и наших добродетелей». В сенсуалистической этике естественная мораль предстает как осуществленное единство индивидуальной свободы и общественной необходимости, поэтому задачи морали и задачи государства (связать интересы индивида и общества), совпадают. Д аже помощь другим людям, по мнению Гельвеция, следствие того, что нам выгодно быть с ними в хороших отношениях.

Во французском материализме ХУШ-го в., представителями которого были П. Гольбах (1723-1789), К. Гельвеции (1715-1771) и др., разрабатывается теория «разумного эгоиз-ма», согласно которой, преследуя свои частные интересы, человек способствует общественному благу. Эгоизм, любовь к себе с помощью разума превращается в двигатель прогресса, так как человек непрерывно стремится к удовлетворению своих все возрастающих потребностей, стимулируя тем самым появление новых общественных институтов и способствуя прогрессивному развитию общества в целом. Иначе говоря, мораль, ориентированная на общественное благо, полезна не только обществу, но и индивиду, поскольку позволяет ему реализовывать свои собственные интересы. Такую этическую концепцию можно рассматривать как утилитаристскую, т.е. эриентированную на пользу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.006 с.)