Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 38. Французское Просвещение о человеке. Этические идеи просветителей (Ламерти, Гальвеций, Гольбах)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные положения французского Просвещения: Это была эпоха в которой сложилась первая безрелигиозная идеология. Бог был окончательно вытеснен из картины мира, но вместе с ним исчез и человек. Меняется представление и о самом человеке. По такой теории человек отныне считался прямоходящим и членораздельно говорящим животным, а, по мнению Гельвеция, худшим из животных. Человек – всего лишь биологический механизм. Новое мировоззрение определило и новую мораль. Единственным принципом новой морали стал принцип эгоизма. - от природы человек ни добрая, ни злая, она подчиняется закона своего интереса; - эгоизм и стремления к осуществлению своих интересов – ведущий мотив человеческих поступков; - эгоизм – единая основа положительной нравственности; - реформу моральных ценностей нужно начинать из реформы права; - цель этики – сделать человека общественно полезным существом, соединив частный интерес и общественное благо; - эта цель предусматривает преобразования естественного эгоизма на «умный эгоизм»; - путь к этой цели – индивидуальное просвещение. Неудовлетворенность жизнью большинства людей обусловлена тем, что их эгоизм является неразумным и зависит от следующих причин: 1) Подавляющее большинство людей не осознает природы собственных эгоистических желаний, поэтому они стремятся к достижению тех целей, которые ставят перед собою либо люди с яркой индивидуальностью, либо, занимающие высокое социальное положение, поэтому очень часто ценой огромных усилий, добившись желаемого, они чувствуют разочарование. 2) Очень многие люди бывают неспособны соотносить свои интересы с интересами других людей и интересами общества. Это всегда ведет к конфликтам, во время которых любые эгоистичные притязания остаются неудовлетворенными. 3) Люди, как правило, бывают неспособны соотносить свои желания со своими возможностями. Если человек хотел бы исполнения своих потребностей, то он должен помнить о том, что они должны быть разумны.
Суть своих взглядов Ламетри излагает в работе "Человек-машина". Человек – сложная машина, и только с помощью опыта можно прояснить его сущность, а не ограничиваясь "пустой болтовней философов". Эмпирические факты показывают, что в пору болезни душа находится в затмении, то она раздваивается под давлением гнева и ярости, то ее слабость исчезает и рождается талантливый человек. Душа и тело впадают в сон. Тело – это машина, которая сама заводит пружины, ее двигающие; питание восстанавливает, мы мыслим и творим нравственные поступки, с возрастом тело меняет рассудок, а душа испытывает воздействие воспитания и образования. У человека-машины различные состояния души соизмеряются с состоянием тела. Человек и животное различаются только качественно: человек более чувственен. Ламетри осуждает суеверие и ратует за добродетели. Клод Гельвеций (1715–1771) еще до учебы в университете прочитал "Опыт о человеческом разуме" Локка, чьи идеи и повлияли на становление его мировоззрения. Самой нашумевшей работой стала "Об уме " (1758), устремленная на критику феодальных порядков, религиозных догм и католической церкви. Книга вызвала ярость и власть предержащих, и религиозных кругов и была отправлена на костер. Книга же была посвящена истории формирования идей. Базой ментальной жизни признавались ощущения, а у м считался совокупностью многочисленных новых идей, интересных для общественности. Интерес и направляет все наши размышления. Идеи делятся Гельвецием на полезные, вредные и безразличные. Он писал: "...личный интерес определяет отдельные суждения, а общественный интерес определяет суждения целых наций... одним словом, всегда и везде восхваляют любовь или великодушие, а презирают ненависть или мстительность". Самолюбие признается им движущей силой успехов общества, а знание этого механизма "помогло народам понять необходимость вооружить правительство властью". Миром правят и страсти: этот святой огонь оживляет мир нравственности, способствует открытиям в науке и искусстве. И добродетель, и мудрость просветителя – плоды того же древа. Главный труд Гольбаха – "Система природы", названный современниками "библией атеистического материализма". С другой стороны, это был гимн природе и человеку. Мыслитель считал, что нет разницы между физическим человеком и духовным, ибо духовное – то же самое плотское существо. Духовный человек действует по физическим причинам, но ему препятствуют в познании суеверия. Вот почему он обязан использовать физику и опыт в достижении истины. Это же относится и к сферам религии, морали, политики. Теологические понятия – не больше чем иллюзии, они не обладают какой-либо реальностью, представляют собой лишь призраки, созданные невежеством, следовательно, они являются идеями, вредными для человечества. Человек – часть природы и подчиняется естественным факторам. На этом основании абсурдно говорить о душе, свободной от тела. Точно также нелепо говорить о с вободе человека, ибо она зависит от темперамента, мировоззрения, понятий о счастье, от воспитания и страстей. Человек живет в обществе и ради собственного благополучия ему нужно подчиняться гражданским законам, которые должны быть естественными законами, адаптированными к потребностям, обстоятельствам, суждениям общества и позиции нации. Наука, разум и истина рвут цепи предрассудков в стремлении человечества достичь счастья. Гельвеции в сочинении «О человеке» пишет: «Но что следует из производившихся до сих пор наблюдений над нравственностью? Что любовь людей к своим ближним есть результат необходимости помогать друг другу и бесконечного множества потребностей, зависящих от той же физической чувствительности, которую я считаю первоначальным источником наших поступков, наших пороков и наших добродетелей». В сенсуалистической этике естественная мораль предстает как осуществленное единство индивидуальной свободы и общественной необходимости, поэтому задачи морали и задачи государства (связать интересы индивида и общества), совпадают. Д аже помощь другим людям, по мнению Гельвеция, следствие того, что нам выгодно быть с ними в хороших отношениях. Во французском материализме ХУШ-го в., представителями которого были П. Гольбах (1723-1789), К. Гельвеции (1715-1771) и др., разрабатывается теория «разумного эгоиз-ма», согласно которой, преследуя свои частные интересы, человек способствует общественному благу. Эгоизм, любовь к себе с помощью разума превращается в двигатель прогресса, так как человек непрерывно стремится к удовлетворению своих все возрастающих потребностей, стимулируя тем самым появление новых общественных институтов и способствуя прогрессивному развитию общества в целом. Иначе говоря, мораль, ориентированная на общественное благо, полезна не только обществу, но и индивиду, поскольку позволяет ему реализовывать свои собственные интересы. Такую этическую концепцию можно рассматривать как утилитаристскую, т.е. эриентированную на пользу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.1.38 (0.01 с.) |