Конституционное развитие в России. Современная конституционная реформа в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционное развитие в России. Современная конституционная реформа в России



Действующая ныне Конституция Российской Федерации является пятой по счету в нашей стране. Самой первой была Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 г., которая устанавливала так называемую «диктатуру пролетариата» — власть рабочих и трудящихся крестьян.

Вторая Конституция РСФСР была принята в 1925 г. Ее принятие было связано с принятием первой Конституции Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в 1924 г., закрепившей образование нового федеративного государства — СССР. Советский Союз первоначально состоял из четырех союзных республик — РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР (Армянская ССР, Азербайджанская ССР и Грузинская ССР). На момент распада в 1991 г. СССР состоял из 15 союзных республик.

Третья Конституция РСФСР была принята в 1937 г., годом позднее принятия Конституции СССР 1936 г.

В 1978 г., вслед за принятием в 1977 Конституции СССР, появилась очередная, четвертая по счету Конституция РСФСР.

Действующая в настоящее время Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании. Она вступила в силу с момента официального опубликования 25 декабря 1993 г. С принятием этой Конституции был окончательно закреплен отказ от системы власти Советов и положено начало формированию новой системы властных отношений в постсоветской России.

Этапы конституционного развития России

Конституция есть результат общественного развития. В своем историческом развитии ее содержание претерпело существенные изменения, связанные с динамикой общественных отношений.

История конституционного развития России не имеет вековых традиций. В дореволюционный период конституционные идеи выдвигались российскими учеными и политиками, частично нашли отражение в царских манифестах 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка, учреждении Государственной думы, законе о выборах, Основных государственных законах Российской империи от 23 апреля 1906 г. — народное представительство, многопартийность, свобода СМИ, основные права и свободы личности и др.

Советский период развития России начался с революционного слома государственного порядка, отказа от прежних ценностей государства и права, легализации на конституционном уровне насилия, террора, неравенства, идеологического монополизма.

Первые четыре конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями, имевшими классовый характер, закреплявшими полновластие Советов, руководящую роль коммунистической партии и другие идеологические постулаты.

Конституция РСФСР 1918 г., первая российская конституция, была принята V Всероссийским Съездом Советов как Основной закон государства «переходного периода от капитализма к социализму».

В Конституции РСФСР 1918 г.:

§ закреплялась диктатура пролетариата;

§ учреждалась система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов;

§ провозглашалась национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и других объектов;

§ фиксировалось уничтожение «паразитических слоев общества», беспощадное подавление эксплуататоров;

§ закреплялась федеративная форма устройства государства;

§ провозглашалась задача государства но уничтожению всякой эксплуатации человека человеком, частной собственности;

§ провозглашалась решимость «вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма», установить «победу социализма во всех странах».

Конституция содержала шесть разделов: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»; «Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики»; «Организация советской власти в центре и на местах»; «Активное и пассивное избирательное право»; «Бюджетное право»; «О гербе и флаге Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».

Конституция РСФСР 1925г. отражала факт вхождения России на правах субъекта Федерации в состав союзного государства — СССР, образованного в 1922 г. по договору между РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской социалистической федеративной республикой. В 1924 г. была принята Конституция СССР, разграничившая компетенцию между Союзом и союзными республиками. Содержание союзной Конституции предопределило структуру и содержание конституций союзных республик, включая Конституцию РСФСР 1925 г.

Конституция РСФСР 1925 г.:

§ по-прежнему оставалась классовым документом, однако формулировки норм о насилии были смягчены, положения о мировой революции — исключены;

§ определяла компетенцию РСФСР как субъекта Федерации. В отличие от последующих конституций компетенция РСФСР определялась опосредованно, через предметы ведения высших органов РСФСР;

§ включала положения о федеративном устройстве, определяла статус и полномочия РСФСР, принципы формирования органов государственной власти автономных советских социалистических республиках и областей, порядок принятия конституций АССР и положений об автономных областях.

Принятие последующих конституций РСФСР было непосредственно связано с принятием новых конституций СССР

Конституция РСФСР 1937г. отражала принципиальные положения Конституции СССР 1936 г., характеризующие вступление страны в новый этап своего развития — завершение построения основ социализма, полной ликвидации эксплуататорских классов и расширения социалистической демократии.

Конституция РСФСР 1937 г.:

§ закрепляла политические права за всеми гражданами в связи с ликвидацией эксплуататорских классов;

§ вводила всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании;

§ закрепляла принцип равноправия граждан «независимо от их национальности и расы»;

§ содержала главы об основных правах и обязанностях граждан, о государственном и общественном устройстве;

§ закрепляла широкий перечень прав и свобод личности;

§ вводила положение о руководящей роли коммунистической партии, именовавшейся ВКП (б);

§ закрепляла принципы вхождения в Союз ССР, включая положение о суверенных правах РСФСР вне пределов прав Союза ССР и праве выхода из Союза ССР;

§ содержала специальную статью, определяющую предметы ведения РСФСР;

§ подробнее, чем в прежних конституциях, отражала федеративное устройство государства, положение о национальных округах.

Конституция (Основной закон) РСФСР 1978 г. была принята в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 г. и отражала:

§ вступление РСФСР в новый этап развития — этап «развитого социализма», означавшего превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство;

§ образование новой социальной общности «советский народ», которому принадлежит вся власть;

§ общенародный и суверенный характер государства и «социалистическую демократию»;

§ государственную (общенародную) и колхозно-кооперативную собственность в качестве основы экономической системы РСФСР, плановое ведение хозяйства;

§ роль коммунистической партии как «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций»;

§ более полный перечень прав и свобод граждан, включая такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья и др.;

§ значительное расширение предмета конституционной регламентации, более совершенный уровень формирования государственноправовых институтов. Современный период конституционного развития России связан с коренными общественными переменами в СССР и РСФСР после 1985 г., провалом августовского путча 1991 г., распадом СССР. В текст российской конституции были внесены существенные изменения и дополнения, отражающие:

§ отказ от социалистической модели общественного развития;

§ изменение официального наименования государства;

§ провозглашение политического и идеологического многообразия;

§ провозглашение принципа разделения властей;

§ признание частной собственности, рыночного хозяйства;

§ учреждение должности Президента России, двухпалатного парламента России, Конституционного Суда РФ:

§ кардинальные преобразования в федеративном устройстве, включая признание субъектами Федерации краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга;

§ признание местного самоуправления.

Названные и другие изменения Конституции свидетельствовали о качественном преобразовании ее сущности. Поэтому на первом Съезде народных депутатов РСФСР в 1990 г. был поставлен вопрос о новой Конституции России; была образована Конституционная комиссия для разработки проекта новой Конституции. Комиссия разработала такой проект, он был поддержан Съездом народных депутатов и Верховным Советом. Однако Президент России этот проект не поддержат, предложив собственный вариант проекта Конституции. Противостояние между высшими органами власти привело в октябре 1993 г. к вооруженному столкновению властей и завершилось роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. В этих условиях политического и конституционного кризиса принималась новая российская конституция. По решению Президента РФ было созвано Конституционное совещание, которое к концу 1993 г. доработало проект Конституции РФ. Этот проект и был вынесен Президентом на всенародное голосование, проводившееся на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г., утвержденного указом Президента РФ. Согласно Положению конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.

 

5. Закон как источник конституционного права РФ
5. Закон как источник конституционного права РФ

Закон – это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

Законы -распространенный источник КП и обладает наибольшей, после Конституции, юрид. силой.

Признаки:

· принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;

· обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;

· регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.

 

Виды:

В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.

1) Конституция РФ – Основной Закон государства

Особенности Конституции

l Принимается народом или от имени народа, высшая форма воплощения гос.воли народа.

l Нормы КП имеют учредительный характер

l Конституция обладает высшей юрид. силой и непосредственным действием на всей территории РФ, законы и подзаконные акты не должны ей противоречить.

l Большинство конституционных положений имеют общий характер, направлены на на регулиров-ие широкого круга вопросов жизни общ-ва.

2) Законы о поправках к Конституции РФ

Общие положения о принятии законов о поправках содержатся в ст. 136 Конституции РФ, а детализация – в Федеральном законе от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Путем принятия рассматриваемых законов могут быть внесены изменения не во все главы Основного Закона, а только в гл. 3–8, изменение других глав возможно только в порядке пересмотра, т. е. принятия новой Конституции.

3) федеральные конституционные законы.

Основной Закон предусматривает порядка двух десятков вопросов, по которым должны приниматься федеральные конституционные законы. Они должны регулировать важные сферы общественных отношений: судебную систему страны, статус Конституционного Суда РФ, арбитражных судов и судов общей юрисдикции, Правительства РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, режимы военного и чрезвычайного положений, порядок проведения референдума и др. Федеральные конституционные законы отличаются от иных законов не только большей юридической силой (федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам), но и более сложным порядком их принятия: для принятия этих законов требуется одобрение квалифицированным большинством палат Федерального Собрания РФ (не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы).

4) федеральные законы.

Во-первых, в отличие от ФКЗсточниками КПявляются не все принимаемые в России федеральные законы, а лишь те из них, содержание которых подпадает под предмет конституционно-правового регулирования (в частности, регулирующие вопросы гражданства, статус главы государства, депутата представительного органа власти, порядок формирования палат парламента и т. п.). Во-вторых, приниматься такие законы могут только по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ). В-третьих, федеральные законы (равно как и законы субъектов РФ) как правило, являются нормативными актами, но возможно принятие закона и особого, индивидуального, по сути, распорядительного характера

5) законы субъектов РФ

Конституция РФ 1993 г. предоставила субъектам РФ достаточно широкие полномочия, включая право принятия собственных законов.

Источниками конституционного права являются не все региональные законы, а только регулирующие общественные отношения, подпадающие под предмет конституционно-правового регулирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.02 с.)