Конституционно-правовые нормы(КПН) и институты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовые нормы(КПН) и институты



Особенности КПО

Общие особенности конституционно-правовых отношений:

- возникают, изменяются или прекращаются только на основании права;

- у них сильная воля.;

- исходить из того, что их участники обладают субъективными правами и юридическими обязанностями;

- гарантируются государством путем создания с его стороны соответствующих условий, позволяющих субъектам осуществлять свои права и обязанности.

1. специфика содержани(КПО возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет КП).

2. специфика субъектного состава(некоторые субъекты могут быть участниками только КПО # гос-во, народ, нации и т.д.)

3. специфика объектов КПО

4. многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нём общих (общерегулятивных) отношений.

5. КПО характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юр.связи м/у субъектами, устанавливаемые в определённых случаях через цепь взимосвязанных правоотношений (?)

6. Конституционные отношения - это отношения между общественными силами, которые порождают фактическую власть в государстве

7. КПО имеют высокий политический потенциал

Содержание КПО

1. Объект

Объектами выступают соц. ценности (блага) общ-ва и индивида:

l соц-но-политич.-ие ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т.д.

l Соц-но-экономич.-ие блага - собственность, земля, природные ресурсы и т.д.

l Личные блага- жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т.д.

   2. Субъект

 

Содержание

Содержание КПО делится на:

1. Юридическое содержание правоотношения - это субъективные юр. права и обязанности участников,определённые нормой КП

2. Фактическое содержание-это фактическое поведение субъектов КПО в пределах предоставленных субъективных юр.прав и обязанностей.

 

Субъективное право КПО-это мера дозволенного поведения лица, наделенного правом.

Субъективная обязанность КПО -это предписанная лицу мера необходимого поведения.

Виды сбъективн.обязанности:

l Общие субъективн.обязанности(распространяются на всех субъектов, * обязанность соблюдать Конституцию, платить налоги и сборы и т.д.)

l Специальные (принадлежать только конкретному субъекты КП, * Президент должен подписать ФКЗ)

 

Классификация КПО

1) По предмету правового регулирования:

· связанные с основами конституционного строя Российского государства, с сущностью и формами власти народа;

· связанные с основами правового положения личности в РФ;

· по поводу государственного устройства РФ;

· связанные с установлением системы, порядка формирования, принципами организации и механизмами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в РФ.

2) По степени обобщенности:

· общие конституционно-правовые отношения (отношения существуют объективно, вне зависимости от конкретных действий соответствующих субъектов. Типичным примером является состояние гражданства).

· конкретные конституционно-правовые отношения возникают только при совершении соответствующих действий субъектами подобных отношений.

3) По фактору существования во времени:

· постоянные правоотношения – срок действия не определен, пример, отношения, вытекающие из гражданства;)

· временные правоотношения – возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Например, правоотношения между сторонами, оспаривающими конституционность положений закона, и Конституционным Судом РФ.

4) По юридическому значению:

· материальные – составляют выражающие интересы конституционных субъектов права и обязанности, которыми они наделены для осуществления возложенных на них функций;

· процессуальные – возникают в связи с соблюдением процедуры, процессуальных форм осуществления прав и обязанностей конституционных субъектов.

Основания возникновения КПО

 Для возникновения, ихменения, прекращения необходим юрид.факты (-это обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений). Юрид.фактами м/б либо события(-обсятельства, не зависящие от воли людей,* рождение человека становится основанием возникновения у него личных прав), илбо действия (это обстоятельства, зависящее от воли людей)

Особенность юр.фактов в КП- это широкое распространение юрид. фактов- состояний (-обстоятельств, существующие длительное, непрерывое время или периодически,* состояние гражданства (следует отметить,что правовые состояния одновременно сами явл-ся правоотношениями)

КПО, как правило, возникают, изменяются или прекращаются под действием нескольких юрид. фактов, образующих фактический состав(- сис-ма юр.фактов, необходимых для наступления юрид. последствий, * для возникновения у лица права быть избранным в Президенты необходимы фактический состав, включающий несколько юр.фактов: достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в РФ не менее 25 лет, гражданство РФ и т.д.)

 

Судебные решения

Рещение Конституционного Суда, признающие неконституционными ФЗ, НПА Президента, палат Федерального Собрания, Правит-ва РФ,субъектов РФ, являются источниками КП, т.к. содержат Специализированные “ нормы о нормах”, в данном случае - нормы, отменяющие действие других норм.

Мнения авторов:

1. Е. И. Козлов не упоминает судебные решения в числе источников КП, из чего можно заключить, что не относит эти акты в их числу

2. О. Е. Кутафин категорически отрицает возможность отнесения судебных решений к числу источников КП.

3. М.В. Баглай постановления Конституционного Суда РФ относит к числу источников конституционного права, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных правовых актов, а кроме того, разрешаются споры и дается толкование Конституции

 

7. Система конституционного права как отрасли права

 

Система конституционного права выражается в его внутреннем строении, обусловленном связями между его нормами, сгруппированными в обладающие внутренним единством правовые институты, расположенные в определенной последовательности.

Первичными элементами системы конституционного права являются нормы, которые группируются во вторичные элементы системы — правовые институты.

Конституционное право как систему характеризует:

• целостность его структуры, взаимосвязанность элементов;

• устойчивость внутрисистемных связей;

• объективность, предопределенная сложившимися общественными отношениями;

• обусловленность историческими, национальными, культурными и иными факторами;

• динамичность развития в результате воздействия внешних факторов.

Система конституционного права предопределена системой Конституции РФ, которая является основным источником отрасли.

Систему конституционного права образуют институты:

1) основ конституционного строя;

2) основ правового статуса человека и гражданина;

3) федеративного устройства;

4) системы государственной власти;

5) системы местного самоуправления.

Мнения ученых

Среди ученых нет единого мнения относительно элементов, входящих в систему конституционного права. Так, некоторые авторы выделяют подотрасли конституционного права — избирательное, парламентское и др.

Оригинальную точку зрения высказал А.Н. Кокотов, включив в систему конституционного права общую и особенную части. К общей части он отнес основные конституционные принципы, в частности положения глав 1, 2 Конституции РФ. Рамками особенной части ученый обособил государственное право (парламентское право, президентское право, избирательное право, конституционно-судебное право, прокурорско-надзорное право, институт государственной символики и др.) и гражданско-публичное право (право политических партий, конфессионально-публичное право, информационное право и др.).

Конституционно-правовые институты группируются в определенной последовательности. Ведущее место в системе отрасли конституционного права занимает институт основ конституционного строя, содержащий исходные начала для всех других конституционно-правовых институтов. Место института основ правового статуса человека и гражданина предопределено признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью в государстве и обществе, во имя которого существуют все государственные и общественные структуры. Институт федеративного устройства предопределяет построение системы государственной власти, включая в нее федеральные органы и органы субъектов РФ.

 

8. Понятие и сущность Конституции РФ. Виды конституций

 

 Конституция- это НПА (сов-ть НПА), обладающий высшей юр.силой и регирующая основы взаимоотношений чел-ка и гос-ва, устройство гос-ва и организацию ГВ.

 

Подходы к сущности Конституции:

1. Формально-юридическое (нормативистское) направление. -(Р. Иеринг, Г. Кельзен, Н. Коркунов, Л.Дюги). Согласно данному подходу конституция определяется как юр.документ, в котором содержаться установленные нормы и институты (т.е. основной закон,закрепляющий механизм ГВ, права и свободы чел-ка и т.д., обеспечиваемый гос.принуждением)

2. Естественно-правовая(договорная)теория -(Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев, Т. Гоббс). согласно данному подходу конституция- сов-ть норм естественного права открытых, обсужденных и закрепленных гос-ом и обеспеченной силой гос.принуждения. Сущность конституции - все члены общ-ва как бы заключают договор, воплощенный в конституци, о том, на каких основах учреждается данное общ-во, по каким правилам оно живет.

3. Социологическая (лассальянская) концепция -(Ф. Лассаль). Предложил различать писанная конституция (Лассаль определял как собранные “ на одном листе бумаги, в одном актеоснования учреждений и правительственной власти”) и фактическая конституция (характеризовалась как фактически существующее в стране соотношение обществ-ых сил. Сущность конституции составляют “...фактические отношения, силы, существующие в данном общ-ве”. Согласно теории Лассаля, фактическая конституция в отличие от юридической присуще любому гос-но-организованному общ-ву.

4. Классово-волевая (марксистско-ленинская) теория. В её основе лежат две идеи: экономическая обусловленность конституции (и права в целом) и классовый подход. Согласно взглядам К.Маркса и Ф. Энгельса -конституция -это надстроечные явления предопределённые состоянием производственных отношений, составляющих в своей совокупности экономический базис общ-ва. В.И.Ленин указывал,что “сущность Конституции в том, что основные законы гос-ва вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе”.

5. Институционалистское направление. М. Ориу определят конституцию как статут гос-ва и нации.

Функции конституции

1. Юридическая (заключается в том, что конституция -основной источник права, содержащий исходные начала для всей правовой сис-мы)

2. Политическая(состоит в том,что конституция устанавливает основы организации ГВ)

3. Идеологическая (проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общ-ва путем распространения и утверждения определённых политических и правовых идей, представлений и ценностей)

Форма Конституции

1. ПИСАННЫЕ

l Кодифицированные -представляют собой единый документ (* Конституция РФ)

l Некодифицированные- представляют собой совокупность НПА, в равной мере обладающие высшей юр.силой (*Конституция Швеции состоит из трех НПА: Форма правления 1974г., Акт о престолонаследии 1810г., Акт о свободе печати 197г.)

2. НЕПИСАННЫЕ(частично писанные)

*Конституция Великобритании, состоящая из парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев(конституционных соглашений)

Виды конституций:

1. По порядку принятия

l Октроированные, т.е. дарованные сверху главой гос-ва -монархом (характерны для прошлых столетий,,* октроированной была конституция Японии 1889г.” сегодня уже пркатически не встречается)

l Принятые легитимным способом: парламентом, учредительным собранием(первым учредит-ым собранием был Конституционный конвент США 1787г.) или на референдуме(*конституция РФ 1993года)

2. По порядку изменения

l Гибкие (изменяются в обычном законодательном порядке:* “Неписанные” конституции Великобр., Новой Зеландии т.д.)

l Жесткие(меняются в более сложном порядке, чем предусмотренодля принятия обычных законов. Способы обеспечения жесткости: требование квалифицированного большинства в парламенте для принятия поправок к Конституции, утверждение поправок субъектами Федерации и т.д.)

3. По форме-способу организации

l Писанные

l “Неписанные”(частично писанные)

4. По времени действия

l Постоянные(большинство конституций)

l Временные (характерны для переходных периодов, обычно наступающих после гос-ых переворотов)

5. По форме правления

l Монархические

l Республиканские

6. По форме гос-но-территориального устройства

l Федеративные

l Унитарные

7. и т.д.

 

 

Структура Конституции

Структура Конституции -это строение конституции, определяющееся последовательностью расположения её составных частей. Анализ содержания конституций разных гос-тв показывает, что большинство из них имеют одинаковую структуру, состоящую из преамбулы, основной части, заключительных и переходных положений.

Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия её принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в кач-ве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции

Основная часть конституции содержит нормы,закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, сис-му, принципы организации и деят-ти органов ГВ, федеративное устройство, порядок пересмотра и изменения конституции.

Взаключительных и переходных положениях, как правило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

 Структура Конституции РФ:

1.Преамбула

2. Первый раздел(включает 9 институтов)

l Основы конституционного строя

l Права и свободы человека и гражданина

l Федеративное устройство

l Президент РФ                                         137 статей

l Федеральное собрание

l Правительство РФ

l Судебная власть и прокуратура

l Местное самоуправление

l Конституционные поправки и пересмотр конституции

3. Второй раздел (Заключительные и переходные положения)

Понятие суверенитета в РФ

Суверенитет — признак государства, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти на всей территории, а также в международных отношениях. Суверенитет Российской Федерации закреплен в ст.4 Конституции РФ. Основные характеристики:

1. Верховенство государственной власти на территории государства выражается в том, что в рамках этой территории не существует никакой другой политической власти, которая находилась бы над гос.властью, которой бы гос.власть подчинялась.

2. Независимость государства в международных отношениях означает, что государство выступает в международных отношениях в качестве равноправного с другими суверенными государствами субъекта. Никакое другое государство не может издавать обязательные распоряжения в отношении РФ, а также распространять свою власть на территории РФ.

3. Суверенитет государства не является неограниченным. С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, гос.власть функционирует в строго очерченных правом рамках. С другой стороны, верховенство власти ограничивается нахождением РФ в различных международных организациях (прежде всего, в ООН и СНГ).

4. Государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту — государству (Российской Федерации). На единство суверенитета не влияет федеративное устройство России. Субъекты РФ — республики — хотя и называются в Конституции РФ государствами, не могут быть ими признаны, так как не обладают суверенитетом: на своей территории по предметам ведения органы исполнительной власти республики подчиняется федеральными органам исполнительной власти, а также республики не являются субъектами международного права, то есть не могут самостоятельно (от своего имени) вступать в отношения с иностранными государствами.

5. Государственный суверенитет, согласно ч.2 ст.4 Конституции РФ, находит свое выражение в том числе в верховенстве на всей территории РФ и федеральных законов.

6. Международно-правовыми аспектами суверенитета являются принципы целостности и неприкосновенности территории государства. Нерушимость границ, целостность и неприкосновенность территории являются общепризнанными принципами международного права и закреплены в Уставе ООН. Государства обязуются соблюдать эти принципы в своих отношениях.

Существует три формы суверенитета:

1. Государственный суверенитет России — означает высшую власть или верховенство власти в отношении всех других субъектов публичных отношений на своей территории, в определении внешней и внутренней политики, в принятии законов.

2. Национальный суверенитет выражается в праве нации определять характер своего бытия, решать вопросы своей жизни — как внутренние (язык, письменность, обычаи, традиции и т.д), так и связанные с отношениями с другими нациями, народностями, созданием своего государства, национально-государственной единицы или отказом от их образования, вхождением в состав какого-то государства или существованием в качестве независимого государства.

3. Народный суверенитет — как власть всего народа, объединяет всех граждан, проживающих на соответствующей территории, независимо от их национальной принадлежности.

Все три формы суверенитета взаимосвязаны и в то же время самостоятельны.

 

Отделение шолы от церкви

Гос-во обеспечивает светский характер образования в гос-ых и муниципальных образовательных учреждениях. При этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения, а гос-во оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях.

Общественная организация;

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание.

Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

 Субъекты права собственности в общественных организациях

 Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации.

В общественных организациях, структурные подразделения (отделения) которых осуществляют свою деятельность на основе единого устава данных организаций, собственниками имущества являются общественные организации в целом. Структурные подразделения (отделения) указанных общественных организаций имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками.

В общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом, является союз (ассоциация). Территориальные организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.

2 общественное движение;

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

3 общественный фонд;

Общественный фонд один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели

4 общественное учреждение;

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

5 орган общественной самодеятельности;

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем,

6 политическая партия.

Право граждан РФ на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.

Общественные объединения в РФ равны перед законом, образуются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Конституционно-правовой статус общественных объединений, порядок их создания и деятельности, реорганизации и ликвидации, а также содержание права граждан на объединение и основные государственные гарантии этого права регулируются: Конституцией РФ (ст. 13, 32, 30); Гражданским кодексом РФ; Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (в ред. от 25 июля 02 г.);

2. Закон РФ от 27.12.1991г. "О средствах массовой информации"

В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о СМИ.

Под СМИ понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

3. ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 г.

Федеральное Собрание РФ, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

РФ - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

1 не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

2 не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов ГВ, других государственных органов, государственных учреждений и органов МСУ;

3 не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему ФЗ;

4 обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

 Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

 Деятельность органов ГВ и органов МСУ не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов ГВ, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

 В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

1 создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями;

2 не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

3 не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

4 не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в РФ вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

 17. Конституционные принципы регулирования экономической системы, труда и предпринимательства в РФ

П ринципы регулирования экономической сис-мы закрепляются статьей 8 Конституции.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности

 Характеристика принципов:

1. Единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств

Внутри РФ не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. В соответствии со ст.74 Конституции “Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей”.

2. Поддержка конкуренции.\

Один из основополагающих принципов рыночной экономики. Она обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деят-ти равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 запрещает действия субъектов, доминирующих на рынке и действия со стороны органов ГВ, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие условия деят-ти отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан.

3. Свобода экономической деятельности

Принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей. Предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск.

Под свободой экономической деятельности подразумевают свободу предпринимательской деятельности, что в частности означает, что предприниматель вправе сам выбирать:

1 Что ему производить (товар и направление товарной политики и товарного ассортимента);

2 Где и как торговать, то есть стационарное место торговли или передвижное или без офиса (удаленно через интернет);

3 Как вести сберегательные или накопительные вклады, предприниматель выбирает для себя сам форму и способы накопления в бизнесе, через общую систему вкладов или самостоятельную;

4 Как и во что инвестировать капитал и накопленные деньги или активы. В данном случае предприниматель самостоятельно решает и выбирает пути развития бизнеса, куда вкладывать капитал (в развитие бизнеса или в новое направление деятельности и т.д.);

4. Многообразие и равная защита форм собственности

Форм собственности три: частная, государственная и муниципальная.

Конституция РФ допускает также «иные формы собственности», однако других видов собственности нет. Равенство форм собственности означает их равный правовой режим, равное содержание права собственности независимо от ее формы. Равная защита всех форм собственности выражается в их одинаковой защите нормами гражданского, уголовного, административного права. При конкуренции субъектов права гос-ой и частной собственности не допускается предпочтение какой-либо из них. 

Конституция РФ ст. 9:

1. “ Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.”

2. ” Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности”.

 

 18. Понятие основ правового и конституционного статуса личности. Право личности.

 

Правовой статус личности – это совокупность прав и обязанностей, человека и гражданина, закрепленных в обязательных для исполнения актах государственной власти и гарантированных государством.

 Структура правового статуса личности:(мнения авторов)

1. С.А.Авакьян:

l Принцип конституционно-правового положения чел-ка и гражд-на в РФ

l Гражданство РФ

l Основные права,свободы и обязанности личности и гражд-на в РФ

l Гарантии и защита статуса личности

2. Е. И. Козлова и О.Е. Кутафин

l Юридически закреплённые принципы статуса личности

l Гражданство

l Основные права, свободы и обязанности чел-ка и гражд-на

3. Л. Д. Воеводин

l Гражданство

l Общая правосубъектность

l Права,свободы и обязанности личности

l Принципы правового статуса личности

l Гарантии реальности основных прав чел-ка и гражд-на

 

 

Другой элемент конституционного статуса личности

Правосубъектность

 

Правоспособность                       Дееспособность        Деликтоспособность

(способность иметь права     (способность своими действиями (способность лица нести

и нести обязанности.)          реализовывать свои права и      ответственность за свои неправо-

                              выполнять обязанности.)          мерные действия)

 

Большинство конституционных политических прав и свобод принадлежат только гражданам РФ. Конституция непосредственно предоставляет каждому, включая иностранцев и лиц без гражданства, лишь два вида политических прав и свобод: свободу мысли и слова и право на объединение. Поэтому выделяются следующие признаки политических прав и свобод:

Политические права и свободы возникают у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ, либо, если гражданство РФ у лица возникло в силу рождения, с момента достижения им совершеннолетия (активное избирательное право) либо определенного в законе возраста (пассивное избирательное право);

Политические права и свободы гарантируются Конституцией РФ и принадлежат всем гражданам РФ независимо от пола, национальности и расы, достигшим возраста, определенного федеральными законами для осуществления этих прав. Никто не может быть лишен этих прав, за исключением случаев, установленных федеральными законами.


21. Основные права и свободы человека и гражданина в сфере социально-экономической и культурной жизни.

Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина имеют непосредственное отношение к таким важным для человека сферам, как собствен­ность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование. Они направлены на обеспече­ние физических, материальных, духовных и других социально значимых потребностей личности.

Экономические права и свободы — это совокупность конституционных прав, опре­деляющих юридические возможности человека в экономической сфере и включающих в себя право частной собственности, право насле­дования, свободу предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы) и свободу труда (ст. 34-44 Конституции РФ).

Конституция Российской Федерации в основах конституционного строя признает частную собственность, в том числе на землю и природные ресурсы, и ее равную защиту с другими формами собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право граждан и их объединений на землю закреплено в ст. 36 Конституции Российской Федера­ции.

Конституция Российской Федерации закрепляет и гарантирует право наследования, которое регулируется нормами гражданского законодательства (ч.4 ст.35 Конституции РФ).

Конституция устанавливает право на свободное использование своих спосо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.176 (0.131 с.)