Государство обеспечивает реализацию и гарантирует соблюдение политических прав и свобод граждан РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство обеспечивает реализацию и гарантирует соблюдение политических прав и свобод граждан РФ.



К числу зафиксированных в Конституции РФ основных политических прав и свобод относятся:
- право на свободу мысли, ст.29 п.1;
- право беспрепятственно придерживаться своих мнений, ст.29 п.3;
- право получать и распространять информацию, ст.29 п.4;
- право печати и информации, ст.29 п.5;
- право на объединения, ст.30 п.1;
- право беспрепятственно вступать в какое - либо объединение или пребывания в нем, ст.31п2;
- право на мирные собрания, ст.31 п.1;
- право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении; государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, ст.32 п.1;
- право избирать и быть избранными и др., ст.32 п.2;
- право равного доступа к государственной службе, ст.32 п.4;
- право участвовать в отправлении правосудия, ст.32 п.5;
- право обращения, ст.33 п.1.

Система политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов: избирательное право; право на референдум; право петиций. Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.

Политические права и свободы гарантируются Конституцией РФ и принадлежат всем гражданам РФ независимо от пола, национальности и расы, достигшим возраста, определенного федеральными законами для осуществления этих прав. Никто не может быть лишен этих прав, за исключением случаев, установленных федеральными законами.


21. Основные права и свободы человека и гражданина в сфере социально-экономической и культурной жизни.

Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина имеют непосредственное отношение к таким важным для человека сферам, как собствен­ность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование. Они направлены на обеспече­ние физических, материальных, духовных и других социально значимых потребностей личности.

Экономические права и свободы — это совокупность конституционных прав, опре­деляющих юридические возможности человека в экономической сфере и включающих в себя право частной собственности, право насле­дования, свободу предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы) и свободу труда (ст. 34-44 Конституции РФ).

Конституция Российской Федерации в основах конституционного строя признает частную собственность, в том числе на землю и природные ресурсы, и ее равную защиту с другими формами собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право граждан и их объединений на землю закреплено в ст. 36 Конституции Российской Федера­ции.

Конституция Российской Федерации закрепляет и гарантирует право наследования, которое регулируется нормами гражданского законодательства (ч.4 ст.35 Конституции РФ).

Конституция устанавливает право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ).

Свобода труда означает право каждого свободно распоряжаться своими способно­стями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрещение принудительного труда, право на безопасные условия труда, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудо­вые споры, включая право на забастовку (ст. 37 Конституции РФ).

Социальные права — это совокупность конституционных прав, дающих человеку возможность претендовать на получение от государства определенных материальных благ. Социальные праваграждан — это права на благосостоя­ние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую помощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения); право на защиту материнства и детства; право на отдых; пра­во на образование; право на благоприятную окружающую среду. Объем и степень реализации данных прав во многом зависят от состояния экономики государства.

Право на отдых гарантирует ограничение законом продолжительности рабочего времени, установление выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпус­ка (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ).

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства как одна из основ конституционного строя России, в которой устанавливается, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность, родителей». В то же время совершеннолетние трудоспособные дети должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38 Конституции РФ).

Право на социальное обеспечение означает гарантированное государством право каждого на материальное обеспечение в виде выплаты пенсий и социальных пособий по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других, установленных законом случаях (ст. 39 Конституции РФ).

Право на жилище - это социальное право каждого, означающее запрет на произ­вольное лишение человека жилища, а также юридическую возможность малоимущих, иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилье, получить его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (ст. 40 Конституции РФ).

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конститу­ции Российской Федерации. Оно предполагает бесплатную медицинскую помощь в госу­дарственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответст­вующего бюджета, страховых взносов, других поступлений, а также юридическую ответ­ственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

С правом на охрану здоровья непосредственно связано право каждого на благопри­ятную окружающую среду и другие экологические права человека: право на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Право на образование включает в себя: общедоступность образования, право на получение бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального и высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на конкурсной основе, право на учреждение частных учебных заведений (ст. 43 Консти­туции РФ).

Культурные права — это комплекс прав и свобод, представляющий собой гаранти­рованные конституцией или законом возможности личности в сфере культурной и науч­ной жизни

Культурные правачеловека обеспечивают духовное раз­витие и самореализацию личности: право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность (пользова­ние родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.), право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие права. Это комплекс прав предполагающий свободу литературного, художественного, научного, техни­ческого и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Кон­ституции РФ).

Подводя итог, можно отметить следующее: совокупность прав и свобод образует определенную систему, отражающую специ­фику отдельных групп прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. В зависимости от сферы общественных отношений, в которой индивид реализует свои права и свободы, различают личные (граж­данские), политические, экономические, социальные и культурные права человека.

Систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция Российской Федерации в их последо­вательном расположении. В Конституции Российской Федерации реализована концепция прав человека в зависимости от содержания, в соответствии с которой сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические и культурные права и свободы.

 


22. Порядки реализации конституционных прав и свобод.

В статье 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы гражданина и человека являются непосредственно действующими. Однако основные права и свободы проявляют себя в качестве важнейшей формы выражения свободы личности только в процессе их реализации. Способы их реализации различны.

Первым таким способом является реализация в рамках самого конституционного статуса, то есть без дополнительной их конкретизации и, более того, их реализация не связана с личным трудовым вкладом человека. Например, пользование достижениями культуры, доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции) и др.

Второй способ - реализация основных прав, свобод и обязанностей путем конкретизации, когда объектами соответствующих прав являются такие блага, практическое использование которых ставится в прямую зависимость от тех или иных условий и обстоятельств, имеющих юридическое значение - достижение определенного возраста, личный трудовой вклад, состояние здоровья и др. Так, например, конституционное право на материальное обеспечение может быть реализовано лишь в строго установленных самой Конституцией случаях: возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей и в иных случаях, установленных законом.

Завершает данный способ реализации «доведение» конституционного статуса до конкретной жизненной ситуации, то есть до необходимости оформить требуемые документы. А это означает, что реализация конкретного конституционного права обеспечивается нормами того или иного отраслевого законодательства, призванного создать простые, удобные и эффективные процедурно-правовые правила реализации конституционных прав, свобод и обязанностей, их защиты в административном и судебном порядке.

Третий способ реализации конституционных прав, свобод и обязанностей обычно относят к гарантиям их осуществления.

Под гарантиями основных прав, свобод и обязанностей следует понимать те условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и охрану для каждого гражданина и человека. Иначе говоря, гарантии — это меры, обеспечивающие возможность реализации физическим лицом принадлежащих ему прав, свобод и обязанностей.

Правовые гарантии занимают особое место в ряду гарантий конституционных прав, свобод и обязанностей, что прямо подчеркивается в части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

Юридические (правовые) гарантии - это закрепленные в законодательстве средства, которые непосредственно обеспечивают правомерную реализацию и охрану прав и свобод гражданина и человека.

К числу юридических гарантий следует отнести:
- во-первых, законодательство и другие нормативные правовые акты государственных органов, органов местного самоуправления, в которых устанавливаются условия и средства осуществления конкретных основных прав, свобод и обязанностей;

- во-вторых, применение правовых норм в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, отдельных общественных объединений (например, профсоюзов), самих граждан.

Юридические гарантии конституционных прав, свобод и обязанностей закреплены в Конституции Российской Федерации. К их числу Конституция Российской Федерации относит:
- право защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции);

-право на судебную защиту своих прав и свобод (часть 1 статьи 46 Конституции);

- право на юридическую помощь (ст. 48 Конституции);

- право гражданина на справедливое и гуманное судопроизводство (статьях 49, 50, части 1 статьи 51, части 1 статьи 54 и части 3 статьи 15 Конституции);

- право на возмещение вреда (ст. 53 Конституции); право на обращение в международные органы по защите прав человека и гражданина (часть 3 статьи 46 Конституции), то есть в такие органы, как Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека и др.


23. Режим чрезвычайного и военного положения в РФ.

Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, вводимый в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, допускающий установленные этим Законом отдельные ограничения прав и свобод граждан, организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации. А целямивведения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации РФ, и в нем должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; обоснование необходимости его введения; границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан, прав организаций и общественных объединений; государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения; время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток. По истечении этих сроков чрезвычайное положение считается прекращенным. Но, если в течение этих сроков цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ с соблюдением требований, установленных для введения чрезвычайного положения.

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента РФ назначается комендант территории чрезвычайного положения, основные функции и полномочия которого четко определены в статье 18 Закона «О чрезвычайном положении» (издает приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, устанавливает время и срок действия комендантского часа и т. п.). Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории чрезвычайного положения указом Президента РФ может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. При этом оперативным штабом руководит комендант территории чрезвычайного положения.

При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации все войска и воинские формирования передаются в оперативное подчинение федеральному органу исполнительной власти, определяемому Президентом РФ.

Военное положение вводится в соответствии с ч. 2 ст. 87 Конституции РФ, а его режим определен Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории страны или в отдельных ее местностях Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Режим военного положения определяется вышеназванным законом и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. Основанием для введения военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия или непосредственная угроза агрессии.

Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ, в котором должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения; дата и время, с которых начинает действовать военное положение; границы территории, на которой вводится военное положение. Указ Президента РФ о введении военного положения передается на утверждение Совету Федерации, который должен его рассмотреть в течение 48 часов с момента получения. Указ Президента РФ о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после принятия такого решения, о чем население страны или составляющих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

В упоминаемом выше Федеральном конституционном законе «О военном положении» подробно определены полномочия органов государственной власти (ст. 11-17) в области обеспечения режима военного положения и особенности их функционирования в период действия военного положения (полномочия Президента РФ, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства РФ, федеральных и субъектов Федерации органов исполнительной власти в области обеспечения режима военного положения, деятельности судов и органов прокуратуры на территории, на которой введено военное положение), а также особенности правового положения граждан и организаций в период действия военного положения (ст. 18-20), кроме этого законом предусмотрено уведомление и информирование Организации Объединенных Наций и Совета Европы о введении военного положения и его отмене (прекращении его действия).

Военное положение, введенное на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, отменяется указом Президента Российской Федерации после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.


24. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Термин «конституционные гарантии прав человека» понимается, как совокупность установленных Конституцией Российской Федерации процессуальных прав, являющихся средством защиты основных материальных прав и свобод человека; правозащитных институтов вместе с основными принципами их деятельности; требований и правил, определяющих условия и пределы возможного ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Значение конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина достаточно велико, поскольку данные условия и средства реализации человеком своих прав содержатся в конституционных нормах и обеспечиваются силой Конституции. Гарантии устанавливаются для всего комплекса прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Данные положения Конституции Российской Федерации определяют сущность конституционных гарантий прав и свобод как центрального элемента правового статуса личности.

Среди гарантий прав и свобод человека и гражданина можно выделить общие и юридические гарантии.

Общие конституционные гарантии опосредуют деятельность человека, общества и государства, в том числе и все правовое регулирование экономических, социальных, политических, и других неправовых факторов (неправовых гарантий), которые выступают условиями реального использования прав и свобод человеком и гражданином.

Юридические гарантии представляют собой нормы права, предусматривающие в своей совокупности правовой механизм, призванный способствовать реализации законов.

Под экономическими гарантиями понимаются закрепленные Конституцией РФ формы собственности, а равно основанная на их базе система хозяйствования, которые в совокупности призваны обеспечить достойную жизнь человеку и гражданину, удовлетворить его разумные материальные и духовные потребности. Статья 7 Конституции РФ закрепляет положение о социальном характере российского государства, направленности государственной политики на обеспечение достойной жизни и свободного развития индивида. Реализация данных положения связана с предоставлением каждому человеку равных возможностей для удовлетворения насущных жизненных потребностей, а также защитой тех слов общества, которые, по различным условиям, оказываются наименее экономически обеспечены. Таким образом, государство выступает гарантом равных возможностей для всех социальных групп обеспечить себе достойный уровень жизни.

Социальные гарантии связаны с закреплением в ст. 7 Конституции России положения о том, что Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Достойная жизнь может быть обеспечена лишь в том случае, если каждому человеку будут предоставлены подобающие и равные возможности удовлетворения всех насущных жизненных потребностей: в питании, проживании, здоровье, образовании и культуре.

Социальные гарантии должны обеспечить возможность для каждого члена общества достойного существования, а также закрепить социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения, способствовать полноценному участию народа в социальном развитии страны и использовании его результатов для обеспечения прав и основных свобод человека. Именно в социальном государстве должны быть созданы равные возможности для всех граждан, оно выступает гарантом и защитником прав и свобод не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех членов общества.

В Конституции Российской Федерации признаются и закрепляются политические права и свободы (ст. 32): «Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления; участвовать в референдуме, имеют равный доступ к государственной службе; имеют право участвовать в отравлении правосудия». В большинстве случаев реализация политических прав и свобод зависит от самого человека, он сам определяет необходимость такой реализации и ее порядок, сам принимает организационные меры для осуществления права, например, при избрании его в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Важнейшими юридическими гарантиями являются конституционные нормы-принципы, обеспечивающие права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и их можно разделить на две группы:

- общие нормы-гарантии;

- специальные нормы-гарантии.

Общие конституционные нормы-гарантии включают в себя инструменты и средства общего характера, например, право на самозащиту, возмещение вреда, судебную защиту, международную защиту, неотменяемость прав и свобод. Специальные конституционные нормы-гарантии включают в себя инструменты и средства специального характера, позволяющие при реализации общих конституционных норм общего характера обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, например, право на юридическую помощь, презумпция невиновности, гарантии подсудности, и т.д.

Таким образом, гарантии устанавливаются для всего комплекса прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции страны. Если общие гарантии являются предпосылкой реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, то юридические гарантии, устанавливаются государством в результате правотворческой деятельности, направлены на конкретное осуществление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и их охрану от противоправных посягательств и нарушений.

 


25. Основные обязанности человека и гражданина в РФ.

Основные обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственности требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Признаки, определяющие в своей совокупности юридическую природу основных обязанностей:

2. Имеют всеобщий характер;

3. Не зависят от конкретного правового статуса лица;

4. Закрепляются на высшем, конституционном уровне.

К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым жизнедеятельность общества. В зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, а другие – только на гражданина Российской Федерации.

Обязанности содержатся в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», что подчеркивает неразрывное единство двух составных частей конституционно-правового статуса личности в России – конституционных (основных) прав и свобод и конституционных обязанностей.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

l соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст.15);

l уважение прав и свобод других лиц (ч.3 ст.17);

l обязанность родителей заботиться о детях, содержать своих детей до 18-летнего возраста и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях;

l обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч.4 ст.43 КРФ, Закон РФ «Об образовании»);

l заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.3 ст.44 КРФ, Основы законодательств РФ о культуре, ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и др.); Каждый в РФ обязан сохранять историческое и культурное наследие, беречь памятники истории и культуры.

l платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 КРФ, Налоговый кодекс);

l сохранять природу и окружающую среду, бережное относиться к природным богатствам. Включает конкретные обязанности, установленные законодательством: соблюдение правил охоты, пользования лесами, водными ресурсами, запрет на разрушение или ухудшение среды обитания животных и др. (ст.58 КРФ, Водный кодекс, Лесной кодекс, ФЗ «Об охране окр.среды», «Об особо охраняемых территориях», «О животном мире», Закон «О недрах» и др.);

l обязанность граждан РФ защищать Отечество (ч.1 ст.59 КРФ, ФЗ «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе»). Каждый военнообязанный гражданин РФ в случае войны против России обязан принять участие в боевых либо иных действиях, направленных на отражение нападения. В мирное время деятельность по защите Отечества проявляется в виде воинской обязанности.

Характеризуя обязанности как составляющую конституционно-правового статуса личности, следует иметь в виду, что:

- во-первых, обязанности носят позитивный характер, т.е. устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеет преимущественно естественный, внезаконотворческий характер.

- во-вторых, Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан РФ (ч.2 ст.6), следовательно ни один гражданин России не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности, которая, в отличие от права, являющегося мерой возможного поведения управомоченного лица, обязанность есть мера должного, необходимого поведения обязанного лица. Освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона;

- в-третьих, как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в России (например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на гражданина России (обязанность по защите Отечества).


26. Понятие и принципы гражданства РФ.

Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Устойчивая связь заключается в том, что отношения гражданства носят бессрочный характер. Как правило, они длятся с момента рождения человека и сохраняются на протяжении всей его жизни, если только сам человек не пожелает выйти из гражданства своего государства.

Принципы гражданства представляют собой такие положения, которые регулируют правоотношения, связанные с соответствующим институтом конституционного права РФ.

Принципы:

1.Гражданство Российской Федерации является единым на всей территории Российской Федерации и во всех субъектах РФ. Субъекты РФ не вправе устанавливать свое собственное гражданство, тем самым обязуя гражданина РФ при перемещении по территории субъектов РФ каким-то образом подтверждать российское гражданство и отдельно приобретать гражданство данного субъекта федерации. Таким образом, данный принцип учитывает территориальные особенности РФ и является гарантией государственной целостности России.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований и сроков его приобретения. Для реализации прав и свобод, принадлежащих гражданам РФ, не имеет значения способ приобретения лицом российского гражданства, а также срок его приобретения. В своих правах и обязанностях российские граждане равны перед законом.

3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Данный принцип является гарантией реализации гражданином РФ конституционного права на свободу передвижения по территории РФ, права выезда и возвращения в РФ. На гражданство реализация данного права не влияет.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Речь идет о сохранении российского гражданства, например, в случае вступления в отношении лица в силу обвинительного приговора суда и помещение его в места лишения свободы. Точно также как гражданин РФ вправе самостоятельно принять решение о добровольном выходе из гражданства РФ.

5. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. Таким образом, реализуется принцип двойного гражданства.

6. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации. А значит, все обязанности и иные требования российского законодательства, будут действовать в отношении такого лица в полном объеме.

7. Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации:

1) гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству; 2) органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

8. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. Речь идет о проведении Российским государством политики сокращения безгражданственности.

9. Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.092 с.)